Валютное законодательство коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Валютное законодательство коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Денежная система Российской Федерации: цифровые новации и их влияние на правосубъектность участников финансовых отношений
(Покачалова Е.В., Гудкова М.В.)
("Банковское право", 2021, N 1)В июне 2020 г. в Южной Корее Центральный банк заявил о намерении начать разработку законодательной и технологической базы для выпуска национальной виртуальной валюты (цифровой воны). Пока же в рамках карантина, связанного с коронавирусной инфекцией, власти страны выплачивают гражданам государства пособия в криптовалюте, а некоторые провинции Южной Кореи, имеющие свои собственные цифровые деньги, также осуществляют выплаты пособий местным гражданам. Суть таких выплат заключается в том, что местные граждане могут совершать покупки и оплачивать услуги цифровыми деньгами на территории провинции <17>.
(Покачалова Е.В., Гудкова М.В.)
("Банковское право", 2021, N 1)В июне 2020 г. в Южной Корее Центральный банк заявил о намерении начать разработку законодательной и технологической базы для выпуска национальной виртуальной валюты (цифровой воны). Пока же в рамках карантина, связанного с коронавирусной инфекцией, власти страны выплачивают гражданам государства пособия в криптовалюте, а некоторые провинции Южной Кореи, имеющие свои собственные цифровые деньги, также осуществляют выплаты пособий местным гражданам. Суть таких выплат заключается в том, что местные граждане могут совершать покупки и оплачивать услуги цифровыми деньгами на территории провинции <17>.
Статья: Экопоселения - опорные пункты устойчивого развития туризма в условиях мировой трансформации
(Коростелев Е.М., Зелюткина Л.О.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 4)<2> Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Коростелев Е.М., Зелюткина Л.О.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 4)<2> Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
<Информация> Банка России от 10.08.2020
"Банк России принял решение по регуляторным послаблениям и макропруденциальным мерам"- в случае нарушения федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, если допущенные кредитной организацией нарушения вызваны системными факторами, обусловленными распространением коронавирусной инфекции;
"Банк России принял решение по регуляторным послаблениям и макропруденциальным мерам"- в случае нарушения федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, если допущенные кредитной организацией нарушения вызваны системными факторами, обусловленными распространением коронавирусной инфекции;
Статья: Основные тенденции развития рынка страховых услуг в России в условиях цифровизации
(Шалайкин Р.Н., Прасолова А.Н.)
("Юрист", 2021, N 11)Государственная программа РФ "Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра" регламентирует основные направления развития страхового дела, анализирует состояние российского рынка страховых услуг, его цели и задачи в условиях цифровизации. Как считают многие аналитики и практики, главной проблемой страховой деятельности на сегодня является неточная оценка материальных и личных нематериальных благ, рисков, подлежащих страхованию, определение размера вреда и выплат в случае его наступления в результате применения телекоммуникационных инноваций. Для решения данной проблемы необходимо законодательно регламентировать деятельность таких посреднических лиц, как брокеры, актуарии, агенты, величину их ответственности, а также разработать нормотворческую базу, регламентирующую порядок оценки объектов онлайн, например использовать видео-конференц-связь. Кроме этого, надо поставить очень остро вопрос о повышении уровня финансовой и инвестиционной грамотности населения. По результатам опроса начала 2021 г., многие граждане РФ имеют обособленное представление о продаже страховых услуг дистанционно. Страховым компаниям следует чаще информировать лиц и субъектов хозяйственной деятельности об их профессиональной деятельности, подробно изложить преимущество страховой программы и порядок ее оформления. Этого можно достигнуть с помощью ежемесячной рассылки страховыми фирмами своим клиентам информации на электронную почту или sms-уведомления. Данное мероприятие будет являться правовым механизмом для побуждения населения к заключению договоров страхования и защиты своих материальных интересов онлайн. Более того, следует ориентировать страховую деятельность не только на граждан со стабильным высоким доходом, но и на лиц с непостоянным или невысоким уровнем прибыли. Все перечисленные меры не должны допускать дискриминации кого-либо из страхователей при предоставлении услуг и нарушать принцип добровольности порядка страхования. Многие эксперты предлагают произвести стандартизацию в определении суммы выплат при причинении вреда гражданам, а также разработать единообразные подходы и алгоритмы, предназначенные для определения величины убытков, возникших при уменьшении наличного имущества или его уничтожении. Для решения данной проблемы целесообразно обязать страховые фирмы создавать официальные веб-сайты или мобильные приложения, достоверность которых будет подтверждена надзорными органами. На этих ресурсах необходимо закрепить информацию о деятельности данной страховой организации, ее контакты и местоположение, прайс-лист оказываемых услуг, а также подробно регламентировать процедуру приобретения страховых продуктов у этой фирмы. Тревожной также остается ситуация по подготовке квалифицированных кадров и специалистов для страховой отрасли. На сегодняшний день профессиональная подготовка работников состоит только из теоретических навыков и умений, но важно включить практические знания в процесс обучения, в том числе в области дистанционного страхового маркетинга, эффективного финансового управления страховой деятельностью. Многие эксперты считают, что дистанционное обучение сотрудников поможет увеличить объем их знаний и навыков, например с помощью решений кейсов и тестов через специальные электронные платформы, созданные работодателем. Одной из актуальных проблем является и отсутствие эффективного контроля за деятельностью страховых компаний онлайн. С 2004 по 2013 г. финансовый контроль на рынке страховых услуг осуществляла Федеральная служба страхового надзора. Вследствие преобразования доктрины экономического рынка Российской Федерации в 2013 г. данное государственное ведомство было упразднено полностью. М.А. Медведев выдвигал концепцию о создании единого государственного органа, который будет регулировать финансовые потоки в страховом деле. В этом же году единственным надзорным мегарегулятором стал Департамент страхового рынка при Центральном банке РФ, который осуществляет свою деятельность и в настоящий момент <7>. Кроме Центрального банка РФ, контрольные функции в страховой отрасли осуществляют такие надзорные ведомства, как Федеральная антимонопольная служба и Российский союз автостраховщиков. Как показывает опыт, каждый третий гражданин сталкивается с мошенничеством в страховой сфере, а также с каждым годом увеличивается процент киберпреступлений. Необходимо активно осуществлять пропаганду по игнорированию гражданами подозрительных сообщений, приходящих на электронную почту от неизвестных организаций, не сообщать свои личные данные лицам, осуществляющим звонки с посторонних номеров, не переводить денежные средства по непроверенным банковским данным. Правовым механизмом защиты физических лиц в страховом деле должно выступать должностное лицо - финансовый омбудсмен, который обеспечивал бы досудебное урегулирование споров между страховыми потребителями и страховыми компаниями (продавцами). Также данный правовой институт позволит повысить качество выполнения обязательств страховых организаций перед своими клиентами. Представляется возможным установить аудиозапись и видеонаблюдение за сотрудниками страховой компании на рабочем месте в целях предотвращения обмана и введения в заблуждение граждан при оказании им страховых услуг, а также законодательно закрепить ответственность страховщиков за предоставление не соответствующей действительности информации на интернет-ресурсах <8>. Обеспечить полное доверие населения Российской Федерации страховому делу можно путем усиления роли рынка страховых услуг России на международном уровне. Для повышения уровня конкурентоспособности российских IT - страховых продуктов на международном рынке необходимо определить точную область действия иностранных компаний и их филиалов в пределах государственных границ Российской Федерации. Например, проведение ежегодных международных конференций, заслушивание докладов представителей различных стран о развитии их национальной дистанционной страховой отрасли с целью извлечения полезной информации и опыта зарубежных стран. Данные процессы модернизации являются крайне необходимыми для России на фоне затянувшейся пандемии коронавирусной инфекции, экономического мирового кризиса в связи со спадом производства из-за карантина, девальвации национальной валюты, а также вводимыми санкциями.
(Шалайкин Р.Н., Прасолова А.Н.)
("Юрист", 2021, N 11)Государственная программа РФ "Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра" регламентирует основные направления развития страхового дела, анализирует состояние российского рынка страховых услуг, его цели и задачи в условиях цифровизации. Как считают многие аналитики и практики, главной проблемой страховой деятельности на сегодня является неточная оценка материальных и личных нематериальных благ, рисков, подлежащих страхованию, определение размера вреда и выплат в случае его наступления в результате применения телекоммуникационных инноваций. Для решения данной проблемы необходимо законодательно регламентировать деятельность таких посреднических лиц, как брокеры, актуарии, агенты, величину их ответственности, а также разработать нормотворческую базу, регламентирующую порядок оценки объектов онлайн, например использовать видео-конференц-связь. Кроме этого, надо поставить очень остро вопрос о повышении уровня финансовой и инвестиционной грамотности населения. По результатам опроса начала 2021 г., многие граждане РФ имеют обособленное представление о продаже страховых услуг дистанционно. Страховым компаниям следует чаще информировать лиц и субъектов хозяйственной деятельности об их профессиональной деятельности, подробно изложить преимущество страховой программы и порядок ее оформления. Этого можно достигнуть с помощью ежемесячной рассылки страховыми фирмами своим клиентам информации на электронную почту или sms-уведомления. Данное мероприятие будет являться правовым механизмом для побуждения населения к заключению договоров страхования и защиты своих материальных интересов онлайн. Более того, следует ориентировать страховую деятельность не только на граждан со стабильным высоким доходом, но и на лиц с непостоянным или невысоким уровнем прибыли. Все перечисленные меры не должны допускать дискриминации кого-либо из страхователей при предоставлении услуг и нарушать принцип добровольности порядка страхования. Многие эксперты предлагают произвести стандартизацию в определении суммы выплат при причинении вреда гражданам, а также разработать единообразные подходы и алгоритмы, предназначенные для определения величины убытков, возникших при уменьшении наличного имущества или его уничтожении. Для решения данной проблемы целесообразно обязать страховые фирмы создавать официальные веб-сайты или мобильные приложения, достоверность которых будет подтверждена надзорными органами. На этих ресурсах необходимо закрепить информацию о деятельности данной страховой организации, ее контакты и местоположение, прайс-лист оказываемых услуг, а также подробно регламентировать процедуру приобретения страховых продуктов у этой фирмы. Тревожной также остается ситуация по подготовке квалифицированных кадров и специалистов для страховой отрасли. На сегодняшний день профессиональная подготовка работников состоит только из теоретических навыков и умений, но важно включить практические знания в процесс обучения, в том числе в области дистанционного страхового маркетинга, эффективного финансового управления страховой деятельностью. Многие эксперты считают, что дистанционное обучение сотрудников поможет увеличить объем их знаний и навыков, например с помощью решений кейсов и тестов через специальные электронные платформы, созданные работодателем. Одной из актуальных проблем является и отсутствие эффективного контроля за деятельностью страховых компаний онлайн. С 2004 по 2013 г. финансовый контроль на рынке страховых услуг осуществляла Федеральная служба страхового надзора. Вследствие преобразования доктрины экономического рынка Российской Федерации в 2013 г. данное государственное ведомство было упразднено полностью. М.А. Медведев выдвигал концепцию о создании единого государственного органа, который будет регулировать финансовые потоки в страховом деле. В этом же году единственным надзорным мегарегулятором стал Департамент страхового рынка при Центральном банке РФ, который осуществляет свою деятельность и в настоящий момент <7>. Кроме Центрального банка РФ, контрольные функции в страховой отрасли осуществляют такие надзорные ведомства, как Федеральная антимонопольная служба и Российский союз автостраховщиков. Как показывает опыт, каждый третий гражданин сталкивается с мошенничеством в страховой сфере, а также с каждым годом увеличивается процент киберпреступлений. Необходимо активно осуществлять пропаганду по игнорированию гражданами подозрительных сообщений, приходящих на электронную почту от неизвестных организаций, не сообщать свои личные данные лицам, осуществляющим звонки с посторонних номеров, не переводить денежные средства по непроверенным банковским данным. Правовым механизмом защиты физических лиц в страховом деле должно выступать должностное лицо - финансовый омбудсмен, который обеспечивал бы досудебное урегулирование споров между страховыми потребителями и страховыми компаниями (продавцами). Также данный правовой институт позволит повысить качество выполнения обязательств страховых организаций перед своими клиентами. Представляется возможным установить аудиозапись и видеонаблюдение за сотрудниками страховой компании на рабочем месте в целях предотвращения обмана и введения в заблуждение граждан при оказании им страховых услуг, а также законодательно закрепить ответственность страховщиков за предоставление не соответствующей действительности информации на интернет-ресурсах <8>. Обеспечить полное доверие населения Российской Федерации страховому делу можно путем усиления роли рынка страховых услуг России на международном уровне. Для повышения уровня конкурентоспособности российских IT - страховых продуктов на международном рынке необходимо определить точную область действия иностранных компаний и их филиалов в пределах государственных границ Российской Федерации. Например, проведение ежегодных международных конференций, заслушивание докладов представителей различных стран о развитии их национальной дистанционной страховой отрасли с целью извлечения полезной информации и опыта зарубежных стран. Данные процессы модернизации являются крайне необходимыми для России на фоне затянувшейся пандемии коронавирусной инфекции, экономического мирового кризиса в связи со спадом производства из-за карантина, девальвации национальной валюты, а также вводимыми санкциями.
Статья: Трансформации института несостоятельности в условиях пандемии COVID-19 в России и некоторых странах Европы
(Файзрахманова Л.М., Бухмин С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)При проведении настоящего исследования широко применялся сравнительно-правовой метод, который позволил изучить и сопоставить различные меры, принятые государствами в условиях пандемии COVID-19 в рассматриваемой сфере, выявить между ними сходные черты и различия, а также спрогнозировать их возможные последствия. Использование авторами в процессе работы системно-структурного анализа позволило определить основные направления государственной политики в целях выработки адекватного ответа пандемии коронавирусной инфекции для обеспечения стабильности экономических и правовых систем в рассматриваемых странах. Формально-юридический метод стал основой для систематизации государственно-правовых процессов и явлений, имевших место в зарубежных государствах и России в области банкротного законодательства, который авторы использовали совместно со всесторонним анализом статистических данных и прежде всего экономических показателей хозяйствующих субъектов.
(Файзрахманова Л.М., Бухмин С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)При проведении настоящего исследования широко применялся сравнительно-правовой метод, который позволил изучить и сопоставить различные меры, принятые государствами в условиях пандемии COVID-19 в рассматриваемой сфере, выявить между ними сходные черты и различия, а также спрогнозировать их возможные последствия. Использование авторами в процессе работы системно-структурного анализа позволило определить основные направления государственной политики в целях выработки адекватного ответа пандемии коронавирусной инфекции для обеспечения стабильности экономических и правовых систем в рассматриваемых странах. Формально-юридический метод стал основой для систематизации государственно-правовых процессов и явлений, имевших место в зарубежных государствах и России в области банкротного законодательства, который авторы использовали совместно со всесторонним анализом статистических данных и прежде всего экономических показателей хозяйствующих субъектов.
Статья: Правовое регулирование цифровых технологий в государственном управлении
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)На фоне сокращения оборота наличных денежных средств в условиях пандемии COVID-19 значительно выросло количество платежей с использованием криптовалют. Большинство развитых и развивающихся стран мира уже разрабатывают и внедряют проекты по выпуску собственных цифровых валют. Так, с 1 января 2020 г. в России вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ <8>. Им урегулировано понятие "цифровые финансовые активы", под которыми в России на законодательном уровне понимается цифровое право, фактическое распоряжение которым (выпуск, учет и обращение) возможно через систему блокчейн, представляющую собой цифровые записи, отражающие все сведения о финансовых операциях. При этом необходимо отметить, что цифровые финансовые активы в соответствии с указанным нормативным правовым актом не являются средством платежа и не признаются им.
(Кузякин Ю.П., Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)На фоне сокращения оборота наличных денежных средств в условиях пандемии COVID-19 значительно выросло количество платежей с использованием криптовалют. Большинство развитых и развивающихся стран мира уже разрабатывают и внедряют проекты по выпуску собственных цифровых валют. Так, с 1 января 2020 г. в России вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ <8>. Им урегулировано понятие "цифровые финансовые активы", под которыми в России на законодательном уровне понимается цифровое право, фактическое распоряжение которым (выпуск, учет и обращение) возможно через систему блокчейн, представляющую собой цифровые записи, отражающие все сведения о финансовых операциях. При этом необходимо отметить, что цифровые финансовые активы в соответствии с указанным нормативным правовым актом не являются средством платежа и не признаются им.
Статья: Исполнение договоров в условиях существенного изменения обстоятельств
(Семенова В.В.)
("Цивилист", 2025, N 1)<22> Например, А.А. Иванов отмечал объективно обусловленное неприменение ст. 451 ГК РФ судами в связи с отсутствием оснований, однако К.И. Скловский критиковал узкий подход российских судов. См.: Иванов А.А. Правовые проблемы действия валютной оговорки в договорах // Вестник экономического правосудия. 2016. N 5. С. 70 - 79; Скловский К.И. Проблемы применения нормы ст. 451 ГК РФ: валютная оговорка и баланс интересов сторон договора // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2016. N 7. С. 64 - 77.
(Семенова В.В.)
("Цивилист", 2025, N 1)<22> Например, А.А. Иванов отмечал объективно обусловленное неприменение ст. 451 ГК РФ судами в связи с отсутствием оснований, однако К.И. Скловский критиковал узкий подход российских судов. См.: Иванов А.А. Правовые проблемы действия валютной оговорки в договорах // Вестник экономического правосудия. 2016. N 5. С. 70 - 79; Скловский К.И. Проблемы применения нормы ст. 451 ГК РФ: валютная оговорка и баланс интересов сторон договора // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2016. N 7. С. 64 - 77.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)264. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)264. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья: Цифровизация как важный фактор регулирования российского финансового рынка и Союза рынков капитала ЕС
(Касьянов Р.А., Евдокимов М.А.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 4)Наиболее яркий пример - Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ЦФА).
(Касьянов Р.А., Евдокимов М.А.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 4)Наиболее яркий пример - Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ЦФА).
"Механизмы банкротства и их роль в обеспечении благосостояния человека: монография"
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2022)Перечень субъектов, на которых распространяются правила о моратории, указывается в специальном акте Правительства РФ. При этом любое лицо вправе заявить об отказе от действий моратория. Важным отличием нынешнего моратория от предыдущего является то, что он носит тотальный характер, то есть распространяется на физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридические лица (тотальное мораторное банкротство), в то время как действующий в период пандемии мораторий распространялся только на хозяйствующих субъектов тех отраслей российской экономики, которые в наибольшей степени пострадали в результате распространения коронавирусной инфекции. Такое законодательное решение обоснованно, поскольку на старте сделать вывод о том, кто в сложившейся ситуации окажется в уязвимом положении, невозможно. Отказ "недружественных государств" от сотрудничества с российскими компаниями, конечно, повлечет разрыв экономических связей (договоров) и невозможность исполнить взятые на себя обязательства. Потенциально могут возникнуть и иные проблемы: санкции в отношении российских банков, невозможность распоряжаться активами, находящимися за пределами России, проблемы с определением валюты платежа и так далее. Прогнозируемо также сокращение рабочих мест, при этом не все компании в период кризиса могут компенсировать своим работникам потерянный заработок, что может привести и к росту потребительских банкротств.
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2022)Перечень субъектов, на которых распространяются правила о моратории, указывается в специальном акте Правительства РФ. При этом любое лицо вправе заявить об отказе от действий моратория. Важным отличием нынешнего моратория от предыдущего является то, что он носит тотальный характер, то есть распространяется на физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридические лица (тотальное мораторное банкротство), в то время как действующий в период пандемии мораторий распространялся только на хозяйствующих субъектов тех отраслей российской экономики, которые в наибольшей степени пострадали в результате распространения коронавирусной инфекции. Такое законодательное решение обоснованно, поскольку на старте сделать вывод о том, кто в сложившейся ситуации окажется в уязвимом положении, невозможно. Отказ "недружественных государств" от сотрудничества с российскими компаниями, конечно, повлечет разрыв экономических связей (договоров) и невозможность исполнить взятые на себя обязательства. Потенциально могут возникнуть и иные проблемы: санкции в отношении российских банков, невозможность распоряжаться активами, находящимися за пределами России, проблемы с определением валюты платежа и так далее. Прогнозируемо также сокращение рабочих мест, при этом не все компании в период кризиса могут компенсировать своим работникам потерянный заработок, что может привести и к росту потребительских банкротств.
Статья: Обзор антикризисных мер налоговой поддержки компаний: итоги 2022 года
(Кабанова М.О.)
("Финансы", 2023, N 1)Аналогичные нормы уже применялись в 2020 и 2021 гг. в период высокой волатильности курсов валют в связи с пандемией COVID-19, когда курс был зафиксирован по состоянию на 28.02.2020.
(Кабанова М.О.)
("Финансы", 2023, N 1)Аналогичные нормы уже применялись в 2020 и 2021 гг. в период высокой волатильности курсов валют в связи с пандемией COVID-19, когда курс был зафиксирован по состоянию на 28.02.2020.