Валютное законодательство 2019
Подборка наиболее важных документов по запросу Валютное законодательство 2019 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 14 "Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций" Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле""Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе документарной проверки соблюдения валютного законодательства инспекцией установлено, что обществом в нарушение требований части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) при осуществлении валютных операций с работниками-нерезидентами произведены расчеты по заработной плате без использования банковских счетов в уполномоченных банках: 19.07.2019 на сумму 17 000 рублей (платежная ведомость от 19.07.2019 N 164), что отражено в акте проверки соблюдения валютного законодательства от 14.05.2021 N 380820210004."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение валютного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)Позиции судов по спорным вопросам: Административная ответственность за нарушение валютного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)Позиции судов по спорным вопросам: Административная ответственность за нарушение валютного законодательства
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Когда можно провести взаимозачет
(КонсультантПлюс, 2025)Однако из этого правила есть исключения (ч. 2, 8 ст. 19 Закона о валютном регулировании, ч. 4, 5 ст. 2 Закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ). Если ваша ситуация относится к исключениям, валютное законодательство допускает прекратить обязательство зачетом. В частности, резиденты вправе не зачислять валюту на свои банковские счета в уполномоченных банках при зачете:
(КонсультантПлюс, 2025)Однако из этого правила есть исключения (ч. 2, 8 ст. 19 Закона о валютном регулировании, ч. 4, 5 ст. 2 Закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ). Если ваша ситуация относится к исключениям, валютное законодательство допускает прекратить обязательство зачетом. В частности, резиденты вправе не зачислять валюту на свои банковские счета в уполномоченных банках при зачете:
Нормативные акты
Указание Банка России от 25.01.2022 N 6062-У
"О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 августа 2017 года N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2022 N 68176)В указанном случае резидент, осуществивший постановку контракта (кредитного договора) на учет, снимает его с учета по основанию, указанному в подпункте 6.1.5 пункта 6.1 настоящей Инструкции, только в случае исполнения обязательств нерезидента в рамках контракта (кредитного договора) перед указанным резидентом и (или) новым кредитором - физическим лицом в полном объеме способами, предусмотренными статьей 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (для контрактов, на которые распространяется требование о репатриации), либо способами, предусмотренными частью 4 статьи 24 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 31, ст. 4424; 2021, N 27, ст. 5051) (для контрактов, в отношении которых отменено требование о репатриации).".
"О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 августа 2017 года N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2022 N 68176)В указанном случае резидент, осуществивший постановку контракта (кредитного договора) на учет, снимает его с учета по основанию, указанному в подпункте 6.1.5 пункта 6.1 настоящей Инструкции, только в случае исполнения обязательств нерезидента в рамках контракта (кредитного договора) перед указанным резидентом и (или) новым кредитором - физическим лицом в полном объеме способами, предусмотренными статьей 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (для контрактов, на которые распространяется требование о репатриации), либо способами, предусмотренными частью 4 статьи 24 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 31, ст. 4424; 2021, N 27, ст. 5051) (для контрактов, в отношении которых отменено требование о репатриации).".
Приказ ФНС России от 14.10.2022 N ЕД-7-1/939@
"Об утверждении формы, формата и порядка представления заявления об ограничении (возобновлении) доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70788) 3 - организация включена в перечень резидентов, предусмотренный частью 4.2
"Об утверждении формы, формата и порядка представления заявления об ограничении (возобновлении) доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70788) 3 - организация включена в перечень резидентов, предусмотренный частью 4.2
Статья: Цифровые права и цифровая валюта: сравнительно-правовое исследование
(Зайнутдинова Е.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)Правовое регулирование возникновения и оборота цифровых прав и цифровой валюты во Франции. В этой стране имеется специальное законодательство, посвященное цифровым активам (digital assets). PACTE Law в 2019 г. ввел специальный правовой режим для поставщиков цифровых активов и эмитентов токенов (цифровых прав). Эмитенты в добровольном порядке обращаются за получением одобрения в Управление по финансовым рынкам Франции, чтобы быть включенными в "белый" лист и получить связанные с этим преимущества. Отсутствие такого обращения влечет определенные правовые ограничения в отношении эмитента. Для получения одобрения необходимы: 1) регистрация в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность во Франции; 2) детальное прозрачное описание выпуска токенов; 3) соблюдение требований безопасности в отношении средств инвесторов; 4) соблюдение требований законодательства о противодействии отмыванию средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма <44>. Что касается деятельности по обращению токенов и криптовалюты, предусматривается обязательное и добровольное лицензирование <45> в зависимости от вида осуществляемой деятельности, его направленности на французский рынок и проч. Отсутствие даже добровольного лицензирования влечет определенные правовые ограничения для субъекта цифрового рынка, например невозможность продвижения, маркетинга своих сервисов во Франции.
(Зайнутдинова Е.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)Правовое регулирование возникновения и оборота цифровых прав и цифровой валюты во Франции. В этой стране имеется специальное законодательство, посвященное цифровым активам (digital assets). PACTE Law в 2019 г. ввел специальный правовой режим для поставщиков цифровых активов и эмитентов токенов (цифровых прав). Эмитенты в добровольном порядке обращаются за получением одобрения в Управление по финансовым рынкам Франции, чтобы быть включенными в "белый" лист и получить связанные с этим преимущества. Отсутствие такого обращения влечет определенные правовые ограничения в отношении эмитента. Для получения одобрения необходимы: 1) регистрация в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность во Франции; 2) детальное прозрачное описание выпуска токенов; 3) соблюдение требований безопасности в отношении средств инвесторов; 4) соблюдение требований законодательства о противодействии отмыванию средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма <44>. Что касается деятельности по обращению токенов и криптовалюты, предусматривается обязательное и добровольное лицензирование <45> в зависимости от вида осуществляемой деятельности, его направленности на французский рынок и проч. Отсутствие даже добровольного лицензирования влечет определенные правовые ограничения для субъекта цифрового рынка, например невозможность продвижения, маркетинга своих сервисов во Франции.
Статья: Валютный платеж "завис" в банке-посреднике. Из-за санкций. Как "вызволять"?
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)Суды отмечают, что использование международных банковских справочников для поиска банков-посредников при осуществлении валютных переводов не противоречит положениям законодательства, а также условиям заключенного между банком и клиентом договора банковского счета (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2019 N 09АП-30606/1963184783).
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 4)Суды отмечают, что использование международных банковских справочников для поиска банков-посредников при осуществлении валютных переводов не противоречит положениям законодательства, а также условиям заключенного между банком и клиентом договора банковского счета (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2019 N 09АП-30606/1963184783).
Вопрос: Иностранный поставщик вернул аванс на территории РФ в рублях за фактически не поставленный товар. Денежные средства получил генеральный директор (резидент РФ). Можно ли из этих денежных средств вернуть заем, предоставленный директором не для оплаты товаров, работ и услуг?
(Консультация эксперта, 2024)Согласно п. 1 Указания Банка России от 09.12.2019 N 5348-У "О правилах наличных расчетов" (далее - Указание N 5348-У) наличные расчеты в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации между участниками наличных расчетов (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), а также между участниками наличных расчетов и физическими лицами осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета, за исключением случаев, указанных в данном пункте.
(Консультация эксперта, 2024)Согласно п. 1 Указания Банка России от 09.12.2019 N 5348-У "О правилах наличных расчетов" (далее - Указание N 5348-У) наличные расчеты в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства Российской Федерации между участниками наличных расчетов (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), а также между участниками наличных расчетов и физическими лицами осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета, за исключением случаев, указанных в данном пункте.
Статья: Продажа имущества банкрота, оплата услуг, покупки на иностранных площадках: как платить налог на прибыль
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 11)Из Постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.04.2019 N Ф03-1423/2019 по делу N А59-5744/2018 следует, что среди расчетов, которые российские организации могут осуществлять с организациями-нерезидентами без использования счетов в уполномоченных банках, не названа оплата подотчетным лицом товаров иностранному поставщику. А значит, такая операция недопустима с точки зрения российского валютного законодательства.
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 11)Из Постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.04.2019 N Ф03-1423/2019 по делу N А59-5744/2018 следует, что среди расчетов, которые российские организации могут осуществлять с организациями-нерезидентами без использования счетов в уполномоченных банках, не названа оплата подотчетным лицом товаров иностранному поставщику. А значит, такая операция недопустима с точки зрения российского валютного законодательства.
Статья: Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)Как уже подчеркивалось, не существует легального определения предпроверочного анализа в контрольной деятельности налоговых органов в сфере налоговых отношений. Однако обратим внимание на некоторые положения о таком анализе в деятельности налоговых органов при осуществлении валютного контроля, сформулированные в Административном регламенте <18>. В частности, согласно п. 19 - 22 указанного Административного регламента процедура по назначению проверки предусматривает предпроверочный анализ субъекта проверки и подготовку по результатам поручения о проведении проверки либо докладной записки о нецелесообразности проведения проверки. При этом дается следующее нормативное определение: предпроверочный анализ - это административное действие по осуществлению предпроверочного анализа субъекта проверки и подготовке по результатам такого анализа поручения либо докладной записки о нецелесообразности проведения проверки, которое заключается в изучении и анализе всех имеющихся в распоряжении налогового органа документов и (или) информации о деятельности субъекта проверки, связанных с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям и иных документов и (или) информации. По итогам проведенного анализа должностное лицо налогового органа, проводившее предпроверочный анализ, готовит докладную записку на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о необходимости проведения проверки с проектом поручения или докладной записки о нецелесообразности проведения проверки. Критерием принятия решения о проведении проверки является подтверждение по результатам предпроверочного анализа наличия признаков нарушения валютного законодательства.
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)Как уже подчеркивалось, не существует легального определения предпроверочного анализа в контрольной деятельности налоговых органов в сфере налоговых отношений. Однако обратим внимание на некоторые положения о таком анализе в деятельности налоговых органов при осуществлении валютного контроля, сформулированные в Административном регламенте <18>. В частности, согласно п. 19 - 22 указанного Административного регламента процедура по назначению проверки предусматривает предпроверочный анализ субъекта проверки и подготовку по результатам поручения о проведении проверки либо докладной записки о нецелесообразности проведения проверки. При этом дается следующее нормативное определение: предпроверочный анализ - это административное действие по осуществлению предпроверочного анализа субъекта проверки и подготовке по результатам такого анализа поручения либо докладной записки о нецелесообразности проведения проверки, которое заключается в изучении и анализе всех имеющихся в распоряжении налогового органа документов и (или) информации о деятельности субъекта проверки, связанных с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям и иных документов и (или) информации. По итогам проведенного анализа должностное лицо налогового органа, проводившее предпроверочный анализ, готовит докладную записку на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о необходимости проведения проверки с проектом поручения или докладной записки о нецелесообразности проведения проверки. Критерием принятия решения о проведении проверки является подтверждение по результатам предпроверочного анализа наличия признаков нарушения валютного законодательства.
Вопрос: В организации работает временно пребывающий иностранец, зарплата которому выплачивается на карту. У работника заблокировали счет. Он написал заявление о перечислении заработной платы на карту другого работника. Имеет ли право работодатель так выплачивать зарплату?
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: Полагаем, что нет. Перечисление заработной платы иностранного работника на карту другого работника может быть расценено как нарушение требований валютного законодательства.
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: Полагаем, что нет. Перечисление заработной платы иностранного работника на карту другого работника может быть расценено как нарушение требований валютного законодательства.
Вопрос: Каков срок проверки налоговым органом отчета о движении средств резидента по счету (вкладу), открытому за пределами РФ, и о переводах денежных средств с использованием иностранных электронных средств платежа?
(Консультация эксперта, 2024)Указанные проверки осуществляются в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@ (далее - Административный регламент).
(Консультация эксперта, 2024)Указанные проверки осуществляются в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@ (далее - Административный регламент).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- Приказ ФНС РФ от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@ "Об утверждении Административного регламента осуществления ФНС контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ...", согласно которому к функции ФНС РФ относится контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Законом N 86-ФЗ) и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (далее - функция).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- Приказ ФНС РФ от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@ "Об утверждении Административного регламента осуществления ФНС контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ...", согласно которому к функции ФНС РФ относится контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Законом N 86-ФЗ) и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (далее - функция).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Также нужно иметь в виду, что приведенные нормы Налогового кодекса Российской Федерации не распространяют свое действие на отношения, регулируемые иными нормативными правовыми актами. Поэтому если налоговый орган, осуществляя административную деятельность, реализует свои полномочия, вытекающие из иных нормативных правовых актов, то положения Налогового кодекса Российской Федерации к обжалованию его решений, действий (бездействия) в этом случае не применимы. Это, например, касается полномочий налоговых органов, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в рамках применения которого налоговые органы наделены правом по вынесению предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, которые подлежат оспариванию по общим правилам безотносительно к требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (см. об этом, например, Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2019 N 78-КА19-2).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Также нужно иметь в виду, что приведенные нормы Налогового кодекса Российской Федерации не распространяют свое действие на отношения, регулируемые иными нормативными правовыми актами. Поэтому если налоговый орган, осуществляя административную деятельность, реализует свои полномочия, вытекающие из иных нормативных правовых актов, то положения Налогового кодекса Российской Федерации к обжалованию его решений, действий (бездействия) в этом случае не применимы. Это, например, касается полномочий налоговых органов, предусмотренных Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в рамках применения которого налоговые органы наделены правом по вынесению предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, которые подлежат оспариванию по общим правилам безотносительно к требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (см. об этом, например, Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2019 N 78-КА19-2).
Статья: Криптовалюта и цифровая валюта - это не одно и то же
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 23)Положения о ЦФА и УЦП регулируются двумя разными законами с одинаковыми номерами - Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 02.08.2019 N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 23)Положения о ЦФА и УЦП регулируются двумя разными законами с одинаковыми номерами - Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 02.08.2019 N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".