Валютная политика
Подборка наиболее важных документов по запросу Валютная политика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Кредит: Заемщик хочет изменить условия возврата заемных средств, выданных по кредитному договору
(КонсультантПлюс, 2025)Заемщиком не доказано существенное изменение обстоятельств, а изменение денежно-кредитной и валютной политики Правительства РФ (повышение курса валют) не является таковым
(КонсультантПлюс, 2025)Заемщиком не доказано существенное изменение обстоятельств, а изменение денежно-кредитной и валютной политики Правительства РФ (повышение курса валют) не является таковым
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 10.10.2014 N 75
"О плане мероприятий ("дорожной карте") по присоединению Кыргызской Республики к единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с учетом формирования Евразийского экономического союза"III. В сфере валютной политики (статья 64 Договора и приложение N 15 к нему)
"О плане мероприятий ("дорожной карте") по присоединению Кыргызской Республики к единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с учетом формирования Евразийского экономического союза"III. В сфере валютной политики (статья 64 Договора и приложение N 15 к нему)
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Однако Конституционный Суд РФ жалобу отклонил. А.А. Джагарян критикует систему мотивировки вынесенного Конституционным Судом РФ Определения от 26.03.2019 N 828-О, считая, что логика суда опирается на телеологический подход, предполагающий выяснение целевого назначения нормы. В частности, критике подвергнут вывод Конституционного Суда РФ о том, что поскольку оспариваемые публично-правовые нормы закона о валютном регулировании направлены на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка страны, то эти нормы "сами по себе не могут расцениваться как нарушающие его [заявителя] конституционные права в указанном им аспекте". А.А. Джагарян подвергает сомнению то, что "из публично-правового характера регулирования, связанного с достижением неких общегосударственных интересов, "следует" непогрешимость такого регулирования с позиции соблюдения конституционных прав... Важнейшая задача, для решения которой и была создана доктрина конституционализма, состоит в ограничении произвола государственной власти, а это предполагает строгое соблюдение соразмерности вмешательства в свободу. Конкретное регулятивное средство ограничения экономических прав должно не просто соответствовать цели, для которой оно используется, но и быть действительно необходимым, предполагать достоверно подтвержденный минимально достаточный уровень вмешательства, не посягающий на существо данного права, при отсутствии альтернатив" <1>.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Однако Конституционный Суд РФ жалобу отклонил. А.А. Джагарян критикует систему мотивировки вынесенного Конституционным Судом РФ Определения от 26.03.2019 N 828-О, считая, что логика суда опирается на телеологический подход, предполагающий выяснение целевого назначения нормы. В частности, критике подвергнут вывод Конституционного Суда РФ о том, что поскольку оспариваемые публично-правовые нормы закона о валютном регулировании направлены на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка страны, то эти нормы "сами по себе не могут расцениваться как нарушающие его [заявителя] конституционные права в указанном им аспекте". А.А. Джагарян подвергает сомнению то, что "из публично-правового характера регулирования, связанного с достижением неких общегосударственных интересов, "следует" непогрешимость такого регулирования с позиции соблюдения конституционных прав... Важнейшая задача, для решения которой и была создана доктрина конституционализма, состоит в ограничении произвола государственной власти, а это предполагает строгое соблюдение соразмерности вмешательства в свободу. Конкретное регулятивное средство ограничения экономических прав должно не просто соответствовать цели, для которой оно используется, но и быть действительно необходимым, предполагать достоверно подтвержденный минимально достаточный уровень вмешательства, не посягающий на существо данного права, при отсутствии альтернатив" <1>.
Статья: Политика риск-ориентированного внутреннего аудита предприятий реального сектора экономики
(Терюхов В.В.)
("Аудитор", 2024, N 2)Системные риски - риски макроэкономического характера (инфляционный, политический, валютный, процентный и т.п.). В качестве базы их оценки может приниматься так называемая безрисковая ставка дисконта на отечественном финансовом рынке, например доходность долговых обязательств наиболее надежных государственных и/или корпоративных эмитентов, но не менее уровня прогнозируемой (ожидаемой) отраслевой инфляции.
(Терюхов В.В.)
("Аудитор", 2024, N 2)Системные риски - риски макроэкономического характера (инфляционный, политический, валютный, процентный и т.п.). В качестве базы их оценки может приниматься так называемая безрисковая ставка дисконта на отечественном финансовом рынке, например доходность долговых обязательств наиболее надежных государственных и/или корпоративных эмитентов, но не менее уровня прогнозируемой (ожидаемой) отраслевой инфляции.
Готовое решение: Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций
(КонсультантПлюс, 2025)Вы также можете установить в учетной политике организации, что комиссию банка за валютный контроль отражаете в составе расходов по обычным видам деятельности. Например, торговая организация-экспортер может учитывать такие суммы как коммерческие расходы (п. п. 5, 9 ПБУ 10/99).
(КонсультантПлюс, 2025)Вы также можете установить в учетной политике организации, что комиссию банка за валютный контроль отражаете в составе расходов по обычным видам деятельности. Например, торговая организация-экспортер может учитывать такие суммы как коммерческие расходы (п. п. 5, 9 ПБУ 10/99).
Статья: Предпосылки создания единой валютной зоны ЕАЭС: проблемы и перспективы
(Султанова З.М., Белобородько А.М.)
("Финансы", 2024, N 9)Валютный союз является последним этапом экономической интеграции. Он постепенно формируется на всех этапах развития интеграционного объединения: ТС, ЕЭП, Экономический союз. На каждом этапе интеграции государства-члены стараются проводить согласованную экономическую и в том числе валютную политику. Индикаторы успешности интеграционного развития позволяют оценивать степень готовности объединения к созданию валютного союза. Как показал проведенный анализ, уровень развития евразийской интеграции не позволяет ожидать перехода к валютному союзу в среднесрочной перспективе. Однако наличие политической воли, созданные финансовые институты и организационные механизмы могут существенно ускорить интеграционные процессы. В связи с этим исследования предпосылок формирования валютного союза на евразийском пространстве должны оставаться в перечне актуальных тем научных исследований.
(Султанова З.М., Белобородько А.М.)
("Финансы", 2024, N 9)Валютный союз является последним этапом экономической интеграции. Он постепенно формируется на всех этапах развития интеграционного объединения: ТС, ЕЭП, Экономический союз. На каждом этапе интеграции государства-члены стараются проводить согласованную экономическую и в том числе валютную политику. Индикаторы успешности интеграционного развития позволяют оценивать степень готовности объединения к созданию валютного союза. Как показал проведенный анализ, уровень развития евразийской интеграции не позволяет ожидать перехода к валютному союзу в среднесрочной перспективе. Однако наличие политической воли, созданные финансовые институты и организационные механизмы могут существенно ускорить интеграционные процессы. В связи с этим исследования предпосылок формирования валютного союза на евразийском пространстве должны оставаться в перечне актуальных тем научных исследований.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)систему источников правового регулирования валютных отношений, принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, основные цели и принципы согласованной между государствами - членами ЕАЭС валютной политики и сотрудничества в валютно-финансовой сфере, понятия "валюта Российской Федерации", "иностранная валюта", "резиденты" и "нерезиденты", "уполномоченные банки", "валютные операции", "валютные ограничения", "валютный контроль", систему органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля, а также их полномочия, права и обязанности резидентов и нерезидентов в рамках проведения мероприятий валютного контроля, основные составы валютных правонарушений и давать характеристику ответственности за их совершение;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)систему источников правового регулирования валютных отношений, принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, основные цели и принципы согласованной между государствами - членами ЕАЭС валютной политики и сотрудничества в валютно-финансовой сфере, понятия "валюта Российской Федерации", "иностранная валюта", "резиденты" и "нерезиденты", "уполномоченные банки", "валютные операции", "валютные ограничения", "валютный контроль", систему органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля, а также их полномочия, права и обязанности резидентов и нерезидентов в рамках проведения мероприятий валютного контроля, основные составы валютных правонарушений и давать характеристику ответственности за их совершение;
Статья: Правовое регулирование надзорной функции в современной российской государственности: проблемы и пути их решения
(Михайлов А.Е.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <4> (далее - Закон N 173-ФЗ) представляет собой сложный и неоднократно измененный нормативный правовой акт, что порождает ряд проблем в сфере правового регулирования контрольно-надзорной деятельности. Многочисленные поправки, отсылочные нормы, утратившие силу положения и сложная структура затрудняют понимание и применение Закона как гражданами, так и контролирующими органами, создавая нестабильность и сложности в отслеживании актуальных требований. Кроме того, размытость целей контроля, заявленных в Законе, снижает его эффективность. Закон декларирует обеспечение единой государственной валютной политики, устойчивости рубля и стабильности внутреннего валютного рынка, но одновременно содержит положения, направленные на достижение фискальных целей, таких как контроль над счетами резидентов за рубежом. Эта двойственность целей может приводить к злоупотреблениям и распылению ресурсов контрольно-надзорных органов.
(Михайлов А.Е.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <4> (далее - Закон N 173-ФЗ) представляет собой сложный и неоднократно измененный нормативный правовой акт, что порождает ряд проблем в сфере правового регулирования контрольно-надзорной деятельности. Многочисленные поправки, отсылочные нормы, утратившие силу положения и сложная структура затрудняют понимание и применение Закона как гражданами, так и контролирующими органами, создавая нестабильность и сложности в отслеживании актуальных требований. Кроме того, размытость целей контроля, заявленных в Законе, снижает его эффективность. Закон декларирует обеспечение единой государственной валютной политики, устойчивости рубля и стабильности внутреннего валютного рынка, но одновременно содержит положения, направленные на достижение фискальных целей, таких как контроль над счетами резидентов за рубежом. Эта двойственность целей может приводить к злоупотреблениям и распылению ресурсов контрольно-надзорных органов.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Преамбула комментируемого Закона декларирует цели этого акта - обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты России и стабильности внутреннего валютного рынка России как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Закон 1992 г. о валютном регулировании также содержал преамбулу, но в ней был определен предмет регулирования данного акта (см. комментарий к ст. 2 Закона).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Преамбула комментируемого Закона декларирует цели этого акта - обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты России и стабильности внутреннего валютного рынка России как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Закон 1992 г. о валютном регулировании также содержал преамбулу, но в ней был определен предмет регулирования данного акта (см. комментарий к ст. 2 Закона).
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В пункте 1 ст. 140 "Деньги (валюта)" части первой ГК РФ установлено, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории России. Там же (в ред. Федерального закона от 24 июля 2023 г. N 339-ФЗ <164>) предусмотрено, что платежи на территории России осуществляются путем наличных и безналичных расчетов, включая расчеты цифровыми рублями. Согласно пункту 2 названной статьи случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории России определяются законом или в установленном им порядке. Основным соответствующим актом является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <165>, целью которого согласно его преамбуле является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В пункте 1 ст. 140 "Деньги (валюта)" части первой ГК РФ установлено, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории России. Там же (в ред. Федерального закона от 24 июля 2023 г. N 339-ФЗ <164>) предусмотрено, что платежи на территории России осуществляются путем наличных и безналичных расчетов, включая расчеты цифровыми рублями. Согласно пункту 2 названной статьи случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории России определяются законом или в установленном им порядке. Основным соответствующим актом является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <165>, целью которого согласно его преамбуле является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Статья: Валютное право в изменяющемся мире: динамика парадигмы и новые тенденции
(Тютина Ю.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)<7> Согласно преамбуле к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" целью данного Федерального закона является "обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества".
(Тютина Ю.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)<7> Согласно преамбуле к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" целью данного Федерального закона является "обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества".