Вакцинация обучающихся
Подборка наиболее важных документов по запросу Вакцинация обучающихся (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Права человека и "юриспруденция ценностей"
(Варламова Н.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 6)В связи с этим демонстрация в школьных классах религиозных символов не может быть оправдана ни пожеланиями родителей, которые предпочитают религиозную форму образования в соответствии со своими убеждениями, ни необходимостью компромисса с христианскими политическими партиями. Государство обязано поддерживать конфессиональный нейтралитет в системе публичного образования, где посещение школы является обязательным независимо от вероисповедания, и школа должна стремиться прививать учащимся способность критически мыслить.
(Варламова Н.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 6)В связи с этим демонстрация в школьных классах религиозных символов не может быть оправдана ни пожеланиями родителей, которые предпочитают религиозную форму образования в соответствии со своими убеждениями, ни необходимостью компромисса с христианскими политическими партиями. Государство обязано поддерживать конфессиональный нейтралитет в системе публичного образования, где посещение школы является обязательным независимо от вероисповедания, и школа должна стремиться прививать учащимся способность критически мыслить.
Статья: Осуществление семейных прав и исполнение обязанностей в структуре семейного правоотношения
(Ульянова М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Основой родительских прав является воспитание [38, с. 167]. Воспитать - значит привить, внушить что-нибудь, обучив правилам поведения, "...путем систематического воздействия <...> сформировать чей-нибудь характер" [31, с. 85], в том числе вырастить, "дать образование". Из определения процесса воспитания следует, что его неотъемлемой частью является забота о ребенке, о его физическом и психическом, духовном, нравственном развитии. Эти составляющие заботы родителей включаются в содержание понятия "родительские права", но не исчерпывают его в полном объеме. Не все совершаемые родителем действия являются юридически значимыми. Под воспитанием в правовом смысле следует понимать совокупность фактических и юридически значимых действий, совершаемых родителем, в меру возможного и допустимого поведения, гарантированного со стороны государства.
(Ульянова М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Основой родительских прав является воспитание [38, с. 167]. Воспитать - значит привить, внушить что-нибудь, обучив правилам поведения, "...путем систематического воздействия <...> сформировать чей-нибудь характер" [31, с. 85], в том числе вырастить, "дать образование". Из определения процесса воспитания следует, что его неотъемлемой частью является забота о ребенке, о его физическом и психическом, духовном, нравственном развитии. Эти составляющие заботы родителей включаются в содержание понятия "родительские права", но не исчерпывают его в полном объеме. Не все совершаемые родителем действия являются юридически значимыми. Под воспитанием в правовом смысле следует понимать совокупность фактических и юридически значимых действий, совершаемых родителем, в меру возможного и допустимого поведения, гарантированного со стороны государства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни.
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни.
Указ Президента РФ от 31.07.2022 N 511
"Об утверждении Корабельного устава Военно-Морского Флота"4) знать методику проведения занятий, тренировок, учений, проводить одиночные боевые учения, обучать и воспитывать матросов своего отделения;
"Об утверждении Корабельного устава Военно-Морского Флота"4) знать методику проведения занятий, тренировок, учений, проводить одиночные боевые учения, обучать и воспитывать матросов своего отделения;
Статья: Естественные науки и их популяризация: проблемы взаимодействия и соотношения с правом
(Заикин С.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Однако популяризация естественно-научного знания сталкивается не только с субъективными проблемами, в частности нехваткой кадров или недостаточным количеством времени и других ресурсов, в том числе материальных, но и с объективными предпосылками для возникновения трудностей восприятия научной информации. Здесь следует привести данные, которые, возможно, покажутся не слишком лицеприятными для уважаемых читателей. Согласно исследованию П. Блума и Д. Школьник-Вайсберг существующие у человека как биологического вида стереотипы поведения и мышления, интуитивная психология, эвристика дуализма и телеологии могут препятствовать пониманию нами естественно-научных закономерностей и процессов <3>. Мы оказываемся неподготовленными, когда речь идет о научной дискуссии вокруг таких тем, как, скажем, глобальное потепление, вакцинация, генетически модифицированные организмы, исследования стволовых клеток и клонирование <4>. Вы считаете, что плохо учились в средней школе? Полагаете, что у вас были плохие учителя физики, химии и биологии? Наконец, вы думаете, что у вас нет каких-то способностей для изучения и понимания соответствующих дисциплин? Все гораздо проще (хотя, быть может, на все три вопроса можно дать утвердительные ответы): мы как биологический вид изначально не вырабатывали соответствующие поведенческие программы. В каменном веке нам не нужно было вникать в тонкости строения и взаимодействия живых организмов, да и инструментов исследования тогда попросту не было. Так что это можно назвать нормой. Сегодня же за это приходится расплачиваться естественными трудностями изучения естественных же наук. Впрочем, похожие мысли примерно на 20 лет раньше были высказаны нашим соотечественником П.В. Симоновым, выдающимся ученым в области психофизиологии, биофизики и психологии. "Познавая действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир. Его загадочность так трудно переносится человеком, что он готов навязать миру мифическое, фантастическое объяснение, лишь бы избавиться от бремени непонимания, даже если это непонимание непосредственно не грозит ему ни голодом, ни опасностью для жизни", - писал он в монографии "Мотивированный мозг" <5>.
(Заикин С.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Однако популяризация естественно-научного знания сталкивается не только с субъективными проблемами, в частности нехваткой кадров или недостаточным количеством времени и других ресурсов, в том числе материальных, но и с объективными предпосылками для возникновения трудностей восприятия научной информации. Здесь следует привести данные, которые, возможно, покажутся не слишком лицеприятными для уважаемых читателей. Согласно исследованию П. Блума и Д. Школьник-Вайсберг существующие у человека как биологического вида стереотипы поведения и мышления, интуитивная психология, эвристика дуализма и телеологии могут препятствовать пониманию нами естественно-научных закономерностей и процессов <3>. Мы оказываемся неподготовленными, когда речь идет о научной дискуссии вокруг таких тем, как, скажем, глобальное потепление, вакцинация, генетически модифицированные организмы, исследования стволовых клеток и клонирование <4>. Вы считаете, что плохо учились в средней школе? Полагаете, что у вас были плохие учителя физики, химии и биологии? Наконец, вы думаете, что у вас нет каких-то способностей для изучения и понимания соответствующих дисциплин? Все гораздо проще (хотя, быть может, на все три вопроса можно дать утвердительные ответы): мы как биологический вид изначально не вырабатывали соответствующие поведенческие программы. В каменном веке нам не нужно было вникать в тонкости строения и взаимодействия живых организмов, да и инструментов исследования тогда попросту не было. Так что это можно назвать нормой. Сегодня же за это приходится расплачиваться естественными трудностями изучения естественных же наук. Впрочем, похожие мысли примерно на 20 лет раньше были высказаны нашим соотечественником П.В. Симоновым, выдающимся ученым в области психофизиологии, биофизики и психологии. "Познавая действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир. Его загадочность так трудно переносится человеком, что он готов навязать миру мифическое, фантастическое объяснение, лишь бы избавиться от бремени непонимания, даже если это непонимание непосредственно не грозит ему ни голодом, ни опасностью для жизни", - писал он в монографии "Мотивированный мозг" <5>.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Подсистема электронных личных медицинских книжек предназначена для учета и анализа сведений об организациях, выдающих личные медицинские книжки, сведений об уникальных идентификаторах выданных личных медицинских книжек, данных о прохождении медицинских осмотров, результатах лабораторных исследований, вакцинации, гигиеническом обучении работников, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Подсистема электронных личных медицинских книжек предназначена для учета и анализа сведений об организациях, выдающих личные медицинские книжки, сведений об уникальных идентификаторах выданных личных медицинских книжек, данных о прохождении медицинских осмотров, результатах лабораторных исследований, вакцинации, гигиеническом обучении работников, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4) пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда. Актуальной задачей современного образования, наряду с обеспечением высокого качества знаний, является формирование безопасного и здоровьесберегающего поведения личности, способствующего социальному саморазвитию и успешной социализации в обществе в процессе урочной и внеурочной деятельности, в ходе реализации которой необходимо помочь обучающемуся самому стать для себя источником поддержки и мотивации. В соответствии с требованиями ФГОС безопасность и сохранение здоровья школьников являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Как отмечают специалисты, "стандарт нового поколения способствует формированию знаний, установок, интересов и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знаний негативных факторов риска для безопасности здоровья на основе реализации межпредметных связей, интегративного подхода, дифференцированного обучения в процессе образовательной деятельности" <64>. Одной из важнейших в пропаганде здорового образа жизни в рамках учебной деятельности является дисциплина "Основы безопасности жизнедеятельности", которая, с одной стороны, призвана прививать обучающимся культуру безопасного отношения к себе и окружающим, а с другой - формирует компетенции здорового образа жизни и выявляет их влияние на безопасность жизнедеятельности, в том числе через использование межпредметных связей.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4) пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда. Актуальной задачей современного образования, наряду с обеспечением высокого качества знаний, является формирование безопасного и здоровьесберегающего поведения личности, способствующего социальному саморазвитию и успешной социализации в обществе в процессе урочной и внеурочной деятельности, в ходе реализации которой необходимо помочь обучающемуся самому стать для себя источником поддержки и мотивации. В соответствии с требованиями ФГОС безопасность и сохранение здоровья школьников являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Как отмечают специалисты, "стандарт нового поколения способствует формированию знаний, установок, интересов и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знаний негативных факторов риска для безопасности здоровья на основе реализации межпредметных связей, интегративного подхода, дифференцированного обучения в процессе образовательной деятельности" <64>. Одной из важнейших в пропаганде здорового образа жизни в рамках учебной деятельности является дисциплина "Основы безопасности жизнедеятельности", которая, с одной стороны, призвана прививать обучающимся культуру безопасного отношения к себе и окружающим, а с другой - формирует компетенции здорового образа жизни и выявляет их влияние на безопасность жизнедеятельности, в том числе через использование межпредметных связей.
Статья: Основные модели и подходы к организации здравоохранения (зарубежный и отечественный опыт)
(Исакова Ю.И., Волконская О.А.)
("Медицинское право", 2025, N 1)Основными проблемами российского здравоохранения являются недостаток финансирования <6>, высокий уровень бюрократии, нехватка кадров, особенно в регионах, недостаточная проработанность нормативно-правовых актов в области здравоохранения, неисполнение норм, закрепленных в здравоохранительном законодательстве, а также недостаточное развитие инноваций и цифровых технологий в медицине. Перспективы улучшения системы здравоохранения связаны с цифровизацией медицинских услуг, развитием государственно-частного партнерства, увеличением финансирования и модернизацией медицинской инфраструктуры. Необходимо проводить мероприятия по здоровому образу жизни, пропаганде правильного питания, профилактическим осмотрам и диспансеризации населения, вакцинации и иммунизации. Для повышения качества медицинской помощи необходимо постоянно повышать квалификацию медицинского персонала, проводить обучение и переподготовку медицинских работников, а также внедрять современные методы диагностики и лечения заболеваний. Для повышения качества медицинской помощи следует улучшать материально-техническую базу медицинских организаций, осуществлять закупку современного медицинского оборудования, проведение ремонтов и реконструкций медицинских учреждений, а также оснащение медицинских организаций современными информационными системами. Реализация этих мер позволит повысить доступность и значительно улучшить качество оказываемой населению медицинской помощи, что приведет к улучшению здоровья населения и увеличению продолжительности жизни.
(Исакова Ю.И., Волконская О.А.)
("Медицинское право", 2025, N 1)Основными проблемами российского здравоохранения являются недостаток финансирования <6>, высокий уровень бюрократии, нехватка кадров, особенно в регионах, недостаточная проработанность нормативно-правовых актов в области здравоохранения, неисполнение норм, закрепленных в здравоохранительном законодательстве, а также недостаточное развитие инноваций и цифровых технологий в медицине. Перспективы улучшения системы здравоохранения связаны с цифровизацией медицинских услуг, развитием государственно-частного партнерства, увеличением финансирования и модернизацией медицинской инфраструктуры. Необходимо проводить мероприятия по здоровому образу жизни, пропаганде правильного питания, профилактическим осмотрам и диспансеризации населения, вакцинации и иммунизации. Для повышения качества медицинской помощи необходимо постоянно повышать квалификацию медицинского персонала, проводить обучение и переподготовку медицинских работников, а также внедрять современные методы диагностики и лечения заболеваний. Для повышения качества медицинской помощи следует улучшать материально-техническую базу медицинских организаций, осуществлять закупку современного медицинского оборудования, проведение ремонтов и реконструкций медицинских учреждений, а также оснащение медицинских организаций современными информационными системами. Реализация этих мер позволит повысить доступность и значительно улучшить качество оказываемой населению медицинской помощи, что приведет к улучшению здоровья населения и увеличению продолжительности жизни.
Вопрос: Организация осуществляет обучение совершеннолетних лиц по дополнительным профессиональным программам в качестве дополнительной деятельности. Должна ли организация направлять педработника на предварительный (периодический) медосмотр, на психиатрическое освидетельствование? Должен ли он делать профилактические прививки?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Организация осуществляет обучение совершеннолетних лиц по дополнительным профессиональным программам на основании лицензии наряду с основной деятельностью в качестве дополнительного вида деятельности. Суммарное количество часов, наговариваемое педагогом в неделю, - менее 20. Должна ли организация направлять педагогического работника, состоящего в штате организации, на предварительный (периодический) медосмотр, на психиатрическое освидетельствование? Должен ли данный работник делать профилактические прививки?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Организация осуществляет обучение совершеннолетних лиц по дополнительным профессиональным программам на основании лицензии наряду с основной деятельностью в качестве дополнительного вида деятельности. Суммарное количество часов, наговариваемое педагогом в неделю, - менее 20. Должна ли организация направлять педагогического работника, состоящего в штате организации, на предварительный (периодический) медосмотр, на психиатрическое освидетельствование? Должен ли данный работник делать профилактические прививки?
Статья: Правовые аспекты образовательной миграции в контексте вызовов пандемии
(Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И.)
("Миграционное право", 2021, N 2)Безусловно, требует решения вопрос вакцинации иностранных студентов при наличии полиса ДМС. Сегодня иностранные граждане, желающие пройти вакцинацию, должны иметь при себе паспорт, полис обязательного медицинского страхования и СНИЛС. Иностранные студенты не имеют СНИЛС и полис ОМС, в то же время они учатся вместе с российскими студентами, и в целях эпидемиологической безопасности целесообразно также рассматривать приоритетность вакцинирования иностранных студентов. Возможность добровольной вакцинации может стать ключевым фактором для иностранного студента и абитуриента при выборе страны обучения и возврате в очный формат занятий, такое решение может иметь важные политические последствия, демонстрируя лояльность и заинтересованность государства в образовательных мигрантах.
(Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И.)
("Миграционное право", 2021, N 2)Безусловно, требует решения вопрос вакцинации иностранных студентов при наличии полиса ДМС. Сегодня иностранные граждане, желающие пройти вакцинацию, должны иметь при себе паспорт, полис обязательного медицинского страхования и СНИЛС. Иностранные студенты не имеют СНИЛС и полис ОМС, в то же время они учатся вместе с российскими студентами, и в целях эпидемиологической безопасности целесообразно также рассматривать приоритетность вакцинирования иностранных студентов. Возможность добровольной вакцинации может стать ключевым фактором для иностранного студента и абитуриента при выборе страны обучения и возврате в очный формат занятий, такое решение может иметь важные политические последствия, демонстрируя лояльность и заинтересованность государства в образовательных мигрантах.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)К числу таковых относятся мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими профессиональной деятельностью.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)К числу таковых относятся мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими профессиональной деятельностью.
Статья: Правовые аспекты иммунодиагностики и иммунопрофилактики некоторых заболеваний
(Иванова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Пример 2. Школа привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ <17>. Нарушением явилось то, что дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допущены к посещению школы без наличия заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболеваний туберкулезом. Родители же десяти учащихся категорически отказались выполнить требования школы из-за того, что они по своим убеждениям не делают прививки своим детям и считают, что школа, являясь государственным образовательным учреждением, не вправе отказывать таким детям в приеме, а также не вправе не допускать указанных детей к посещению школы, иначе нарушаются права детей на образование <18>.
(Иванова О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Пример 2. Школа привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ <17>. Нарушением явилось то, что дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допущены к посещению школы без наличия заключения врача-фтизиатра об отсутствии заболеваний туберкулезом. Родители же десяти учащихся категорически отказались выполнить требования школы из-за того, что они по своим убеждениям не делают прививки своим детям и считают, что школа, являясь государственным образовательным учреждением, не вправе отказывать таким детям в приеме, а также не вправе не допускать указанных детей к посещению школы, иначе нарушаются права детей на образование <18>.
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В 1979 г. пятилетней Натали Лапьери была сделана прививка от кори, которая вызвала осложнение в виде вирусного энцефалита и привела к инвалидности девочки. Родители обратились с иском к Правительству Квебека о выплате компенсации, включая расходы по уходу и специальному обучению ребенка. Апелляционный суд Квебека указал, что, несмотря на наличие причинной связи между вакцинацией и последовавшей инвалидностью, не была установлена вина со стороны властей штата или медицинской сестры, что исключает обязанность государства по выплате компенсации. Верховный суд Канады оставил указанное решение в силе, подчеркнув, что "было бы справедливо и гуманно, если в делах, подобных случаю с Натали Лапьери, обязательство по выплате компенсации возникало бы вне зависимости от вины, однако соответствующее законодательство отсутствует". Из политических или иных соображений Правительство Квебека предоставило финансовую поддержку семье девочки. А уже в 1985 г. в Квебеке была введена в действие полноценная компенсационная программа VIC, не основанная на вине <1>.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В 1979 г. пятилетней Натали Лапьери была сделана прививка от кори, которая вызвала осложнение в виде вирусного энцефалита и привела к инвалидности девочки. Родители обратились с иском к Правительству Квебека о выплате компенсации, включая расходы по уходу и специальному обучению ребенка. Апелляционный суд Квебека указал, что, несмотря на наличие причинной связи между вакцинацией и последовавшей инвалидностью, не была установлена вина со стороны властей штата или медицинской сестры, что исключает обязанность государства по выплате компенсации. Верховный суд Канады оставил указанное решение в силе, подчеркнув, что "было бы справедливо и гуманно, если в делах, подобных случаю с Натали Лапьери, обязательство по выплате компенсации возникало бы вне зависимости от вины, однако соответствующее законодательство отсутствует". Из политических или иных соображений Правительство Квебека предоставило финансовую поддержку семье девочки. А уже в 1985 г. в Квебеке была введена в действие полноценная компенсационная программа VIC, не основанная на вине <1>.
Статья: Обязательная вакцинация: правомерность и правовые риски
(Дедов Д., Джагарян А., Кузнецов Д., Касиев Д., Архипов Д., Ковтуненко Н., Аппак М., Мырсина А.)
("Закон", 2021, N 7)Сказать, что Россия занимает в этом вопросе крайне жесткую позицию, будет неверно - напротив, регулирование достаточно либеральное. В других странах, чей правопорядок принято считать развитым (Франция, Германия), с антиваксерами поступают намного жестче. Ведь те, кто отказывается от вакцинации, ставят под угрозу свою жизнь и жизнь других. Например, в США студента просто не допустят к обучению, если у него нет сертификата о прививках согласно длинному списку, и это очень удивляет приезжих россиян, которым приходится в авральном темпе проходить вакцинацию.
(Дедов Д., Джагарян А., Кузнецов Д., Касиев Д., Архипов Д., Ковтуненко Н., Аппак М., Мырсина А.)
("Закон", 2021, N 7)Сказать, что Россия занимает в этом вопросе крайне жесткую позицию, будет неверно - напротив, регулирование достаточно либеральное. В других странах, чей правопорядок принято считать развитым (Франция, Германия), с антиваксерами поступают намного жестче. Ведь те, кто отказывается от вакцинации, ставят под угрозу свою жизнь и жизнь других. Например, в США студента просто не допустят к обучению, если у него нет сертификата о прививках согласно длинному списку, и это очень удивляет приезжих россиян, которым приходится в авральном темпе проходить вакцинацию.