В случае уклонения участника закупки от заключения договора
Подборка наиболее важных документов по запросу В случае уклонения участника закупки от заключения договора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Обеспечение заявки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Положение о закупках не ставит удержание обеспечения заявки в зависимость от наличия или отсутствия умысла участника закупки на уклонение от заключения договора, поскольку нарушение законодательства о закупках, Положения о закупках, аукционной документации Истец может допускать и без наличия умысла.
(КонсультантПлюс, 2025)Положение о закупках не ставит удержание обеспечения заявки в зависимость от наличия или отсутствия умысла участника закупки на уклонение от заключения договора, поскольку нарушение законодательства о закупках, Положения о закупках, аукционной документации Истец может допускать и без наличия умысла.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Включение в РНП сведений об участниках закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, подлежали направлению заказчиком в соответствующий орган в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, подлежали направлению заказчиком в соответствующий орган в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июнь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Действия заказчика, разместившего протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения договора по результатам проведения закупки в единой информационной системе в сфере закупок с нарушением срока, нарушают требования Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Действия заказчика, разместившего протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения договора по результатам проведения закупки в единой информационной системе в сфере закупок с нарушением срока, нарушают требования Закона о закупках.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (декабрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Уклонение заказчика от заключения договора с единственным участником закупки при отсутствии на то правовых оснований нарушает Закон о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Уклонение заказчика от заключения договора с единственным участником закупки при отсутствии на то правовых оснований нарушает Закон о закупках.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Определен Порядок проверки ФАС России представленных заказчиком по Закону N 223-ФЗ документов, содержащих сведения об уклонении победителя (участника) закупки от заключения договора, расторжении договора по решению суда или одностороннем отказе заказчика от исполнения договора (11.02.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Определен Порядок проверки ФАС России представленных заказчиком по Закону N 223-ФЗ документов, содержащих сведения об уклонении победителя (участника) закупки от заключения договора, расторжении договора по решению суда или одностороннем отказе заказчика от исполнения договора (11.02.2025)
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)1) уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)1) уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (август 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно представленным материалам, участникам закупки, обладающим различным количеством фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (так, например: 1 случай расторжения соответствующего договора или 5 случаев уклонения участника закупки от заключения договора), будет вычтено одинаковое количество баллов (5 баллов), что не позволяет заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по критерию".
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно представленным материалам, участникам закупки, обладающим различным количеством фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (так, например: 1 случай расторжения соответствующего договора или 5 случаев уклонения участника закупки от заключения договора), будет вычтено одинаковое количество баллов (5 баллов), что не позволяет заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по критерию".
Готовое решение: Как проводить закрытый электронный аукцион для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)все участники закупки уклонились от заключения договора.
(КонсультантПлюс, 2025)все участники закупки уклонились от заключения договора.
Готовое решение: Как провести открытый запрос котировок в электронном виде для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)все участники закупки уклонились от заключения договора.
(КонсультантПлюс, 2025)все участники закупки уклонились от заключения договора.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)О реестре недобросовестных поставщиков говорится в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, согласно которому в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)О реестре недобросовестных поставщиков говорится в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, согласно которому в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (август 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме того, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об объективности порядка оценки заявок по критерию "наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами", поскольку у участников закупки, обладающих различным количеством фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (например, 1 случай расторжения соответствующего договора или 5 случаев уклонения участника закупки от заключения договора), будет вычтено одинаковое количество баллов (5 баллов), что ставит участников закупки в неравное положение, зависит от субъективного мнения Заказчика, не позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по указанному критерию оценки.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме того, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об объективности порядка оценки заявок по критерию "наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами", поскольку у участников закупки, обладающих различным количеством фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (например, 1 случай расторжения соответствующего договора или 5 случаев уклонения участника закупки от заключения договора), будет вычтено одинаковое количество баллов (5 баллов), что ставит участников закупки в неравное положение, зависит от субъективного мнения Заказчика, не позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по указанному критерию оценки.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (январь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Комиссией ФАС России установлено, что при изложенных обстоятельствах при оценке заявок по Критерию у участников закупки, обладающих различным количеством фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (так, например: 1 случай расторжения соответствующего договора или 5 случаев уклонения участника закупки от заключения договора), будет вычтено одинаковое количество баллов (5 баллов), что не позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по указанному критерию оценки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Комиссией ФАС России установлено, что при изложенных обстоятельствах при оценке заявок по Критерию у участников закупки, обладающих различным количеством фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (так, например: 1 случай расторжения соответствующего договора или 5 случаев уклонения участника закупки от заключения договора), будет вычтено одинаковое количество баллов (5 баллов), что не позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по указанному критерию оценки.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (октябрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно представленным материалам, участникам закупки, обладающим различным количеством фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (так, например: 1 случай расторжения соответствующего договора или 5 случаев уклонения участника закупки от заключения договора), будет вычтено одинаковое количество баллов (5 баллов), что не позволяет заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по Критерию".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно представленным материалам, участникам закупки, обладающим различным количеством фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (так, например: 1 случай расторжения соответствующего договора или 5 случаев уклонения участника закупки от заключения договора), будет вычтено одинаковое количество баллов (5 баллов), что не позволяет заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по Критерию".
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июль 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Вместе с тем при оценке заявок по Критерию у участников закупки, обладающих различным количеством фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (так, например: 1 случай расторжения соответствующего договора или 5 случаев уклонения участника закупки от заключения договора), будет вычтено одинаковое количество баллов (5 баллов), что не позволяет заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по указанному Критерию оценки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Вместе с тем при оценке заявок по Критерию у участников закупки, обладающих различным количеством фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами (так, например: 1 случай расторжения соответствующего договора или 5 случаев уклонения участника закупки от заключения договора), будет вычтено одинаковое количество баллов (5 баллов), что не позволяет заказчику выявить лучшие условия исполнения договора и объективно оценить заявки участников закупки по указанному Критерию оценки.
Статья: Правовые особенности включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в ходе осуществления корпоративных закупок в условиях санкционной реальности
(Белова Ю.Н.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Начиная с июля 2022 г. перечень оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках, помимо уклонения участников закупки от заключения договоров, расторжения договоров, по решению суда дополнился односторонним отказом заказчика, подвергшегося иностранному санкционному воздействию, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками договоров. При этом нужно отметить, что с марта 2022 г. закупки, осуществляемые указанными заказчиками, стали осуществляться в закрытом режиме <13> наравне с иными основаниями, предусмотренными Законом о закупках, что указывает на признание регулятором угрозы санкционного воздействия на российскую экономику и желание предоставить дополнительные средства защиты лицам, находящимся под прямым воздействием санкций.
(Белова Ю.Н.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Начиная с июля 2022 г. перечень оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках, помимо уклонения участников закупки от заключения договоров, расторжения договоров, по решению суда дополнился односторонним отказом заказчика, подвергшегося иностранному санкционному воздействию, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками договоров. При этом нужно отметить, что с марта 2022 г. закупки, осуществляемые указанными заказчиками, стали осуществляться в закрытом режиме <13> наравне с иными основаниями, предусмотренными Законом о закупках, что указывает на признание регулятором угрозы санкционного воздействия на российскую экономику и желание предоставить дополнительные средства защиты лицам, находящимся под прямым воздействием санкций.
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При этом сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда из-за существенного нарушения ими условий договоров, надо направлять в антимонопольный орган для включения в РНП в соответствии с Законом N 223-ФЗ;
(КонсультантПлюс, 2025)При этом сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда из-за существенного нарушения ими условий договоров, надо направлять в антимонопольный орган для включения в РНП в соответствии с Законом N 223-ФЗ;