В какой бюджет поступает НДФЛ
Подборка наиболее важных документов по запросу В какой бюджет поступает НДФЛ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Доходы бюджетов от штрафов, неустоек, пеней, процентов и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде" БК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Администрация муниципального образования, привлеченная к субсидиарной ответственности по долгам унитарного предприятия, требовала от инспекции перечислить в местный бюджет часть уплаченной ею суммы. По мнению администрации, эта часть соответствовала задолженности предприятия по земельному налогу и НДФЛ, которые должны поступать в местный бюджет. Суд отказал в удовлетворении требований, указав, что денежные средства, взысканные в порядке субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве, являются неналоговым доходом и подлежат зачислению в федеральный бюджет на специальный код бюджетной классификации. Суд отметил, что вступившие в силу судебные акты о привлечении к ответственности не содержали разделения взысканной суммы по видам налогов, а сама по себе субсидиарная ответственность является отдельным видом обязательства.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Администрация муниципального образования, привлеченная к субсидиарной ответственности по долгам унитарного предприятия, требовала от инспекции перечислить в местный бюджет часть уплаченной ею суммы. По мнению администрации, эта часть соответствовала задолженности предприятия по земельному налогу и НДФЛ, которые должны поступать в местный бюджет. Суд отказал в удовлетворении требований, указав, что денежные средства, взысканные в порядке субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве, являются неналоговым доходом и подлежат зачислению в федеральный бюджет на специальный код бюджетной классификации. Суд отметил, что вступившие в силу судебные акты о привлечении к ответственности не содержали разделения взысканной суммы по видам налогов, а сама по себе субсидиарная ответственность является отдельным видом обязательства.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 226 "Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогового органа правомерной, общество привлекало к работе на территории своих заказчиков официально не трудоустроенных у него физических лиц (трудовые или гражданско-правовые договоры не заключались), что подтверждается показаниями свидетелей и документами, представленными заказчиком. НДФЛ из их доходов не удерживался и в бюджет не поступал.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогового органа правомерной, общество привлекало к работе на территории своих заказчиков официально не трудоустроенных у него физических лиц (трудовые или гражданско-правовые договоры не заключались), что подтверждается показаниями свидетелей и документами, представленными заказчиком. НДФЛ из их доходов не удерживался и в бюджет не поступал.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как налоговые агенты исчисляют и уплачивают налог
(КонсультантПлюс, 2025)3.2. Как распределяется НДФЛ между бюджетами
(КонсультантПлюс, 2025)3.2. Как распределяется НДФЛ между бюджетами
Готовое решение: Как уплачивает НДФЛ налоговый агент до 31.12.2022 (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)После того как в бюджет поступит НДФЛ, перечисленный налоговыми агентами, эти денежные средства распределяются между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований (поселений, муниципальных районов, городских округов, муниципальных округов) по нормативам, установленным бюджетным законодательством (п. 2 ст. 56, п. 2 ст. 61, п. 2 ст. 61.1, п. 2 ст. 61.2, п. 2 ст. 61.3, п. 2 ст. 61.5, п. 2 ст. 61.6 БК РФ, Письмо Минфина России от 03.07.2015 N 03-04-05/38479).
(КонсультантПлюс, 2022)После того как в бюджет поступит НДФЛ, перечисленный налоговыми агентами, эти денежные средства распределяются между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований (поселений, муниципальных районов, городских округов, муниципальных округов) по нормативам, установленным бюджетным законодательством (п. 2 ст. 56, п. 2 ст. 61, п. 2 ст. 61.1, п. 2 ст. 61.2, п. 2 ст. 61.3, п. 2 ст. 61.5, п. 2 ст. 61.6 БК РФ, Письмо Минфина России от 03.07.2015 N 03-04-05/38479).
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)налога на доходы физических лиц (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом, тридцать девятом и пятьдесят седьмом статьи 50 настоящего Кодекса и абзацах пятом, шестьдесят третьем - шестьдесят девятом настоящего пункта) - по нормативу 85 процентов;
(ред. от 31.07.2025)налога на доходы физических лиц (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом, тридцать девятом и пятьдесят седьмом статьи 50 настоящего Кодекса и абзацах пятом, шестьдесят третьем - шестьдесят девятом настоящего пункта) - по нормативу 85 процентов;
Статья: К вопросу о соразмерности финансовых ресурсов органов местного самоуправления их полномочиям (на примере Ульяновской области)
(Окутина Н.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 2)Целесообразно пересмотреть порядок зачисления налога на доходы физических лиц не по месту осуществления трудовой деятельности, а по месту жительства, как сейчас. По разным оценкам это позволит увеличить размер отчисляемого налога от 15% до 50%. То есть если по итогам 2020 г. в бюджет Ульяновска поступило доходов от НДФЛ в размере 3 581 650,8 тыс. рублей (73,9% от всех поступивших налоговых доходов <8>), то в случае введения данной правовой нормы можно предположить, что годовой бюджет Ульяновска может пополняться ежегодно примерно на 1,5 - 5 млрд рублей. Особенно актуален данный подход для муниципальных районов и сельских поселений Ульяновской области, трудовая миграция населения которых чрезвычайно высока. Данное обстоятельство подтверждается весьма незначительными объемами отчислений НДФЛ - порядка 5 - 6%, в то время как в городских округах и городских поселениях Ульяновской области данный показатель превышает 25%. Весьма незначителен также объем межбюджетных трансфертов, поступающих в ряд муниципальных образований региона. В частности, размер субвенций, направляемых в городские и сельские поселения, в 2019 г. не превысил даже 1,5% <9>.
(Окутина Н.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 2)Целесообразно пересмотреть порядок зачисления налога на доходы физических лиц не по месту осуществления трудовой деятельности, а по месту жительства, как сейчас. По разным оценкам это позволит увеличить размер отчисляемого налога от 15% до 50%. То есть если по итогам 2020 г. в бюджет Ульяновска поступило доходов от НДФЛ в размере 3 581 650,8 тыс. рублей (73,9% от всех поступивших налоговых доходов <8>), то в случае введения данной правовой нормы можно предположить, что годовой бюджет Ульяновска может пополняться ежегодно примерно на 1,5 - 5 млрд рублей. Особенно актуален данный подход для муниципальных районов и сельских поселений Ульяновской области, трудовая миграция населения которых чрезвычайно высока. Данное обстоятельство подтверждается весьма незначительными объемами отчислений НДФЛ - порядка 5 - 6%, в то время как в городских округах и городских поселениях Ульяновской области данный показатель превышает 25%. Весьма незначителен также объем межбюджетных трансфертов, поступающих в ряд муниципальных образований региона. В частности, размер субвенций, направляемых в городские и сельские поселения, в 2019 г. не превысил даже 1,5% <9>.
Статья: Незаконная налоговая оптимизация НДФЛ и страховых взносов: признаки и ответственность
(Ревва С.Ю.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)Следующим способом незаконной налоговой оптимизации является так называемая зарплата в конвертах. Еще такую заработную плату принято называть серой <8>. Когда организация-налогоплательщик использует данный способ, она выплачивает своим сотрудникам минимальный размер оплаты труда, установленный российским законодательством, а остальную заработную плату выплачивает теневым способом в так называемых конвертах. Соответственно, такая организация будет выплачивать НДФЛ с доходов своих сотрудников и страховые взносы только с официальной заработной платы, установленной трудовым договором с работником, которая будет существенно ниже его реальной заработной платы. Следовательно, налоговые и страховые отчисления будут тоже существенно ниже тех, которые организация должна уплатить в бюджетную систему страны в рамках закона. По оценкам исследователей объем денежных средств, которые ежегодно не поступают в бюджет от НДФЛ и страховых взносов из-за наличия серых схем выплат заработных плат, составляет около 4,3 трлн руб. в год [7, с. 66]. Поэтому налоговые органы должны выявлять подобные незаконные методы налоговой оптимизации и наказывать налогоплательщиков за их использование, что и происходит на практике. Соответственно, по результатам налоговой проверки работодателю должны быть доначислены неуплаченные суммы НДФЛ и страховых взносов, а также применены меры налоговой ответственности и наложен штраф по статье 122 НК РФ, в отдельных особо крупных случаях сокрытия реальных заработных плат может быть предусмотрена уголовная ответственность по статьям 199, 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) <9>. Когда налогоплательщик использует такой способ незаконной налоговой оптимизации, налоговый орган может обратить на это внимание по системе 12 критериев риска для компаний, и, в частности, критерия по которому среднемесячная заработная плата работника ниже средней зарплаты в той же категории по региону, где осуществляется деятельность компании и проверить такого недобросовестного работодателя.
(Ревва С.Ю.)
("Legal Bulletin", 2024, N 1)Следующим способом незаконной налоговой оптимизации является так называемая зарплата в конвертах. Еще такую заработную плату принято называть серой <8>. Когда организация-налогоплательщик использует данный способ, она выплачивает своим сотрудникам минимальный размер оплаты труда, установленный российским законодательством, а остальную заработную плату выплачивает теневым способом в так называемых конвертах. Соответственно, такая организация будет выплачивать НДФЛ с доходов своих сотрудников и страховые взносы только с официальной заработной платы, установленной трудовым договором с работником, которая будет существенно ниже его реальной заработной платы. Следовательно, налоговые и страховые отчисления будут тоже существенно ниже тех, которые организация должна уплатить в бюджетную систему страны в рамках закона. По оценкам исследователей объем денежных средств, которые ежегодно не поступают в бюджет от НДФЛ и страховых взносов из-за наличия серых схем выплат заработных плат, составляет около 4,3 трлн руб. в год [7, с. 66]. Поэтому налоговые органы должны выявлять подобные незаконные методы налоговой оптимизации и наказывать налогоплательщиков за их использование, что и происходит на практике. Соответственно, по результатам налоговой проверки работодателю должны быть доначислены неуплаченные суммы НДФЛ и страховых взносов, а также применены меры налоговой ответственности и наложен штраф по статье 122 НК РФ, в отдельных особо крупных случаях сокрытия реальных заработных плат может быть предусмотрена уголовная ответственность по статьям 199, 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) <9>. Когда налогоплательщик использует такой способ незаконной налоговой оптимизации, налоговый орган может обратить на это внимание по системе 12 критериев риска для компаний, и, в частности, критерия по которому среднемесячная заработная плата работника ниже средней зарплаты в той же категории по региону, где осуществляется деятельность компании и проверить такого недобросовестного работодателя.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)К причинам создания механизма экономического обоснования затрат можно отнести часто складывающиеся при исполнении государственных контрактов, контрактов, договоров, соглашений только на оказание услуг и выполнение работ ситуации, когда используются серые схемы выплаты заработной платы сотрудникам компании - поставщика продукции для государственных и муниципальных нужд. Такие ситуации приводят к тому, что в соответствующие бюджеты бюджетной системы не поступают в полном объеме налоги на доходы физических лиц и взносы в социальные фонды (пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования), что, соответственно, негативно влияет на формирование доходов этих бюджетов и, как следствие, снижает функциональные возможности соответствующих органов управления. Кроме этого, применение серых схем оказывает негативное влияние и на морально-психологическое состояние сотрудников компании-поставщика, создавая у них чувство вины из-за непрозрачного выполнения ими своих конституционных налоговых обязательств.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)К причинам создания механизма экономического обоснования затрат можно отнести часто складывающиеся при исполнении государственных контрактов, контрактов, договоров, соглашений только на оказание услуг и выполнение работ ситуации, когда используются серые схемы выплаты заработной платы сотрудникам компании - поставщика продукции для государственных и муниципальных нужд. Такие ситуации приводят к тому, что в соответствующие бюджеты бюджетной системы не поступают в полном объеме налоги на доходы физических лиц и взносы в социальные фонды (пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования), что, соответственно, негативно влияет на формирование доходов этих бюджетов и, как следствие, снижает функциональные возможности соответствующих органов управления. Кроме этого, применение серых схем оказывает негативное влияние и на морально-психологическое состояние сотрудников компании-поставщика, создавая у них чувство вины из-за непрозрачного выполнения ими своих конституционных налоговых обязательств.
Статья: Единый подоходный налог - стимул или антистимул
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)2) установление федерального подоходного налога, закрепляемого за бюджетом рейха, вместо региональных подоходных налогов, поступавших в территориальные бюджеты. Активизация фискальной функции налога предусматривала: более крутую прогрессивную шкалу, увеличение ставок (крайне низких в отдельных землях, например, в Бадене, Баварии, Вюртемберге), расширение облагаемой базы и категорий плательщиков; отмену исторически сохранявшихся налоговых привилегий для состоятельных лиц.
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)2) установление федерального подоходного налога, закрепляемого за бюджетом рейха, вместо региональных подоходных налогов, поступавших в территориальные бюджеты. Активизация фискальной функции налога предусматривала: более крутую прогрессивную шкалу, увеличение ставок (крайне низких в отдельных землях, например, в Бадене, Баварии, Вюртемберге), расширение облагаемой базы и категорий плательщиков; отмену исторически сохранявшихся налоговых привилегий для состоятельных лиц.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2023, N 4)Минфин выступил против внесения подобных поправок в гл. 23 НК РФ. Авторы предложения считают неправильным, что сейчас удержанный у работников НДФЛ поступает в бюджеты по местонахождению работодателей <11>, а социальными благами люди пользуются за счет бюджетов по месту жительства. Ведь многие люди работают не в том муниципальном образовании или даже не в том регионе, в котором прописаны. Минфин возразил, что люди часто и живут не по прописке, а действующий порядок стимулирует местные власти к созданию рабочих мест на своих территориях. К тому же такие изменения сильно осложнили бы жизнь и бухгалтерам, и налоговикам.
("Главная книга", 2023, N 4)Минфин выступил против внесения подобных поправок в гл. 23 НК РФ. Авторы предложения считают неправильным, что сейчас удержанный у работников НДФЛ поступает в бюджеты по местонахождению работодателей <11>, а социальными благами люди пользуются за счет бюджетов по месту жительства. Ведь многие люди работают не в том муниципальном образовании или даже не в том регионе, в котором прописаны. Минфин возразил, что люди часто и живут не по прописке, а действующий порядок стимулирует местные власти к созданию рабочих мест на своих территориях. К тому же такие изменения сильно осложнили бы жизнь и бухгалтерам, и налоговикам.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Проблемы, проявившиеся в местных финансах и межбюджетных отношениях в 2020 г., в значительной мере сохранились и в 2021 г. Однако в 2021 г. по итогам I квартала можно отметить и некоторые положительные изменения в формировании доходов местных бюджетов. Продолжили расти поступления НДФЛ, однако по ЕНВД и земельному налогу сохранилась тенденция к снижению по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Проблемы, проявившиеся в местных финансах и межбюджетных отношениях в 2020 г., в значительной мере сохранились и в 2021 г. Однако в 2021 г. по итогам I квартала можно отметить и некоторые положительные изменения в формировании доходов местных бюджетов. Продолжили расти поступления НДФЛ, однако по ЕНВД и земельному налогу сохранилась тенденция к снижению по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.