Увольнение за коррупционные правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Увольнение за коррупционные правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)...Закрепление шестимесячного срока, являющегося по своему характеру пресекательным, призвано ограничить период неопределенности правового положения муниципального служащего, находящегося под угрозой увольнения со службы в связи с утратой доверия, и тем самым направлено на защиту прав и законных интересов лиц, проходящих муниципальную службу. Установление срока применения взыскания в виде увольнения за коррупционное правонарушение имеет целью создание дополнительных гарантий от произвольных (незаконных) увольнений с муниципальной службы, не предполагает произвольного применения соответствующей правовой нормы (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 года N 2778-О)..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Закрепление шестимесячного срока, являющегося по своему характеру пресекательным, призвано ограничить период неопределенности правового положения муниципального служащего, находящегося под угрозой увольнения со службы в связи с утратой доверия, и тем самым направлено на защиту прав и законных интересов лиц, проходящих муниципальную службу. Установление срока применения взыскания в виде увольнения за коррупционное правонарушение имеет целью создание дополнительных гарантий от произвольных (незаконных) увольнений с муниципальной службы, не предполагает произвольного применения соответствующей правовой нормы (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 года N 2778-О)..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов" Федерального закона "О противодействии коррупции""Вопреки утверждению прокурора, закон, в том числе нормы статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ, не предполагают безусловного увольнения должностного лица без учета характера совершенного им коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, и других значимых обстоятельств."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Увольнение работников, совершивших коррупционные правонарушения: сравнительно-правовой анализ оснований и механизма расторжения трудовых договоров
(Русецкий А.Е., Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)"Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2
(Русецкий А.Е., Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)"Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2
Нормативные акты
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение государственного и муниципального служащего с государственной или муниципальной службы (часть 9 статьи 8, часть 3 статьи 8.1, часть 3 статьи 9, часть 5.1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). Физические лица, совершившие коррупционные правонарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение государственного и муниципального служащего с государственной или муниципальной службы (часть 9 статьи 8, часть 3 статьи 8.1, часть 3 статьи 9, часть 5.1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). Физические лица, совершившие коррупционные правонарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)2. Взыскания, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений или в соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия военнослужащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого военнослужащего.
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)2. Взыскания, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений или в соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия военнослужащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого военнослужащего.
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия как мера дисциплинарной ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Как указывает в своем исследовании П.А. Кабанов, негативные последствия увольнения за совершение коррупционного правонарушения разнятся от региона к региону: речь идет и о лишении ведомственных наград, и о невозможности получения определенных социальных выплат в связи с таким увольнением <15>. Основное же отличие увольнения госслужащего в связи с утратой доверия от увольнения по прочим основаниям - включение его в специальный реестр, представляющий из себя немашиночитаемый список в файле формата PDF, ведущийся Департаментом государственной службы и кадров Правительства РФ и размещенный <16> на портале госслужбы. По состоянию на 24 сентября 2020 г., то есть за два года существования, в него включено 2 334 бывших должностных лица, уволенных преимущественно за несоблюдение ограничений и обязанностей, налагаемых на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности. Примечательно, что в реестр не вносятся сведения о лицах, признанных виновными в совершении коррупционных преступлений, так как они зачастую увольняются "задним числом" по собственному желанию.
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Как указывает в своем исследовании П.А. Кабанов, негативные последствия увольнения за совершение коррупционного правонарушения разнятся от региона к региону: речь идет и о лишении ведомственных наград, и о невозможности получения определенных социальных выплат в связи с таким увольнением <15>. Основное же отличие увольнения госслужащего в связи с утратой доверия от увольнения по прочим основаниям - включение его в специальный реестр, представляющий из себя немашиночитаемый список в файле формата PDF, ведущийся Департаментом государственной службы и кадров Правительства РФ и размещенный <16> на портале госслужбы. По состоянию на 24 сентября 2020 г., то есть за два года существования, в него включено 2 334 бывших должностных лица, уволенных преимущественно за несоблюдение ограничений и обязанностей, налагаемых на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности. Примечательно, что в реестр не вносятся сведения о лицах, признанных виновными в совершении коррупционных преступлений, так как они зачастую увольняются "задним числом" по собственному желанию.
Статья: Виды коррупционных правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 9 ст. 8, ч. 3 ст. 8.1, ч. 3 ст. 9, ч. 6 ст. 11 Закона о коррупции).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 9 ст. 8, ч. 3 ст. 8.1, ч. 3 ст. 9, ч. 6 ст. 11 Закона о коррупции).
Статья: Комментарий к Приказу ФНС России от 17.05.2024 N ЕД-7-31/398@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 24.03.2023 N ЕД-7-31/181@ "Об утверждении Методики проведения оценки юридического лица на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" АИС "Налог-3"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 13)- учредители не являются лицами, включенными в течение 36 месяцев, предшествующих дате запроса на предоставление выписки, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 13)- учредители не являются лицами, включенными в течение 36 месяцев, предшествующих дате запроса на предоставление выписки, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.
Готовое решение: Как расторгнуть служебный контракт (уволить госслужащего)
(КонсультантПлюс, 2025)11. Каков порядок увольнения госслужащего в связи с утратой доверия за коррупционное правонарушение
(КонсультантПлюс, 2025)11. Каков порядок увольнения госслужащего в связи с утратой доверия за коррупционное правонарушение
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)3. Сотрудник, уволенный в связи с утратой доверия, должен быть кадровой службой занесен в государственный реестр уволенных в связи с утратой доверия. В реестре указываются следующие сведения: Ф.И.О. лица, к которому применено взыскание в виде увольнения за совершение коррупционного правонарушения, наименование органа, наименование должности, дата и номер приказа об увольнении, сведения о коррупционном правонарушении со ссылкой на нормативный акт. Причем сведения из реестра могут быть исключены только в случаях: приказ, налагающий взыскание, отменен; истекло 5 лет со дня вынесения приказа, смерти лица, в отношении которого вынесен приказ. Данный реестр является общедоступным и размещен на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы: https://gossluzhba.gov.ru/reestr.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)3. Сотрудник, уволенный в связи с утратой доверия, должен быть кадровой службой занесен в государственный реестр уволенных в связи с утратой доверия. В реестре указываются следующие сведения: Ф.И.О. лица, к которому применено взыскание в виде увольнения за совершение коррупционного правонарушения, наименование органа, наименование должности, дата и номер приказа об увольнении, сведения о коррупционном правонарушении со ссылкой на нормативный акт. Причем сведения из реестра могут быть исключены только в случаях: приказ, налагающий взыскание, отменен; истекло 5 лет со дня вынесения приказа, смерти лица, в отношении которого вынесен приказ. Данный реестр является общедоступным и размещен на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы: https://gossluzhba.gov.ru/reestr.