Увольнение госслужащего в период отпуска
Подборка наиболее важных документов по запросу Увольнение госслужащего в период отпуска (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отпуск по уходу за ребенком на госслужбе
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы кассационной жалобы о злоупотреблении истцом своим правом, о затягивании даты увольнения при подаче заявления о предоставлении отпуска по уходу за ребенком отклоняются как не основанные на нормах закона. Право истца на использование отпуска по уходу за ребенком подтверждено документально, мать ребенка... таким правом не воспользовалась, подтверждающие этот факт документы истцом были представлены ответчику до увольнения, что не может быть расценено как злоупотребление правом..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Доводы кассационной жалобы о злоупотреблении истцом своим правом, о затягивании даты увольнения при подаче заявления о предоставлении отпуска по уходу за ребенком отклоняются как не основанные на нормах закона. Право истца на использование отпуска по уходу за ребенком подтверждено документально, мать ребенка... таким правом не воспользовалась, подтверждающие этот факт документы истцом были представлены ответчику до увольнения, что не может быть расценено как злоупотребление правом..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего из-за непредставления (представления недостоверных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и т.д.
(КонсультантПлюс, 2025)Увольнение госслужащего из-за непредставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и т.д., а также аналогичных сведений в отношении членов своей семьи признают законным, даже если он находился в отпуске в период истечения срока представления
(КонсультантПлюс, 2025)Увольнение госслужащего из-за непредставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и т.д., а также аналогичных сведений в отношении членов своей семьи признают законным, даже если он находился в отпуске в период истечения срока представления
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как расторгнуть служебный контракт (уволить госслужащего)
(КонсультантПлюс, 2025)Рассчитаться с госслужащим нужно в последний день службы. Исключения составляют случаи, когда госслужащий фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность). Например, при увольнении служащего в период отпуска по уходу за ребенком (ч. 4 ст. 256 ТК РФ) днем увольнения будет дата, указанная госслужащим в заявлении об увольнении. При этом должен быть соблюден срок предупреждения об увольнении.
(КонсультантПлюс, 2025)Рассчитаться с госслужащим нужно в последний день службы. Исключения составляют случаи, когда госслужащий фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность). Например, при увольнении служащего в период отпуска по уходу за ребенком (ч. 4 ст. 256 ТК РФ) днем увольнения будет дата, указанная госслужащим в заявлении об увольнении. При этом должен быть соблюден срок предупреждения об увольнении.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Похожий вопрос - о возможности распространения на государственных гражданских служащих гарантий, предусмотренных для лиц, работающих по трудовому договору, - возник и у гражданки Л.А. Пугиевой, которая также проходила государственную гражданскую службу и, будучи беременной, была уволена за прогул. Заявительница обратилась в суд с иском о восстановлении на службе, сославшись в обоснование своих требований на часть первую статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, которая запрещает увольнять беременных женщин по инициативе работодателя практически по любым основаниям. Однако суд посчитал, что часть 3 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает исчерпывающий перечень гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим при расторжении трудового договора по инициативе представителя нанимателя, не содержит запрета на увольнение беременных женщин, не находящихся в отпуске по беременности и родам, а норма Трудового кодекса Российской Федерации, не допускающая увольнение беременных женщин, на государственных гражданских служащих не распространяется.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Похожий вопрос - о возможности распространения на государственных гражданских служащих гарантий, предусмотренных для лиц, работающих по трудовому договору, - возник и у гражданки Л.А. Пугиевой, которая также проходила государственную гражданскую службу и, будучи беременной, была уволена за прогул. Заявительница обратилась в суд с иском о восстановлении на службе, сославшись в обоснование своих требований на часть первую статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, которая запрещает увольнять беременных женщин по инициативе работодателя практически по любым основаниям. Однако суд посчитал, что часть 3 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает исчерпывающий перечень гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим при расторжении трудового договора по инициативе представителя нанимателя, не содержит запрета на увольнение беременных женщин, не находящихся в отпуске по беременности и родам, а норма Трудового кодекса Российской Федерации, не допускающая увольнение беременных женщин, на государственных гражданских служащих не распространяется.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Условием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с гражданской службы в предусмотренном частью 3 статьи 35 названного федерального закона случае является выход на службу гражданского служащего, на период замещения которого заключен срочный служебный контракт.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Условием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с гражданской службы в предусмотренном частью 3 статьи 35 названного федерального закона случае является выход на службу гражданского служащего, на период замещения которого заключен срочный служебный контракт.
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П
"По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Л.А. Пугиевой"Довод Л.А. Пугиевой о том, что, будучи беременной, она в силу статьи 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" подпадает под действие части первой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющей гарантию в виде запрета увольнения беременных работниц по инициативе работодателя, кроме случаев ликвидации организации и прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, был отвергнут судами на том основании, что часть 3 статьи 37 названного Федерального закона, в которой установлен исчерпывающий перечень гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим при расторжении трудового договора по инициативе представителя нанимателя, не содержит запрета на увольнение беременных женщин, не находящихся в отпуске по беременности и родам, а норма Трудового кодекса Российской Федерации, не допускающая увольнение беременных женщин, на государственных гражданских служащих не распространяется.
"По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Л.А. Пугиевой"Довод Л.А. Пугиевой о том, что, будучи беременной, она в силу статьи 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" подпадает под действие части первой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющей гарантию в виде запрета увольнения беременных работниц по инициативе работодателя, кроме случаев ликвидации организации и прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, был отвергнут судами на том основании, что часть 3 статьи 37 названного Федерального закона, в которой установлен исчерпывающий перечень гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим при расторжении трудового договора по инициативе представителя нанимателя, не содержит запрета на увольнение беременных женщин, не находящихся в отпуске по беременности и родам, а норма Трудового кодекса Российской Федерации, не допускающая увольнение беременных женщин, на государственных гражданских служащих не распространяется.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)9) относящиеся в соответствии с пунктами 5 и 5.1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей лиц, указанных в пункте 8 настоящей части, - в течение трех лет после увольнения указанных лиц с военной службы, истечения срока действия соответствующего контракта, завершения пребывания в соответствующем добровольческом формировании;
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)9) относящиеся в соответствии с пунктами 5 и 5.1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей лиц, указанных в пункте 8 настоящей части, - в течение трех лет после увольнения указанных лиц с военной службы, истечения срока действия соответствующего контракта, завершения пребывания в соответствующем добровольческом формировании;
Статья: Из зала суда: взыскание с госслужащего долга за неотработанные дни отпуска
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 5)Правовой подход по данному спору изложен ВС РФ: денежное содержание, начисленное госслужащему за период отпуска, является одной из форм оплаты труда, оно не может быть взыскано в качестве неосновательного обогащения, если не установлена недобросовестность работника или счетная ошибка. Если наниматель фактически не смог удержать задолженность за неотработанные дни отпуска из-за недостаточности сумм, причитающихся госслужащему при увольнении, то взыскать эти суммы в судебном порядке он не сможет (п. 5 Обзора судебной практики ВС РФ за III квартал 2013 года, утвержденного Президиумом ВС РФ 05.02.2014, Определение ВС РФ от 12.09.2014 N 74-КГ14-3).
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 5)Правовой подход по данному спору изложен ВС РФ: денежное содержание, начисленное госслужащему за период отпуска, является одной из форм оплаты труда, оно не может быть взыскано в качестве неосновательного обогащения, если не установлена недобросовестность работника или счетная ошибка. Если наниматель фактически не смог удержать задолженность за неотработанные дни отпуска из-за недостаточности сумм, причитающихся госслужащему при увольнении, то взыскать эти суммы в судебном порядке он не сможет (п. 5 Обзора судебной практики ВС РФ за III квартал 2013 года, утвержденного Президиумом ВС РФ 05.02.2014, Определение ВС РФ от 12.09.2014 N 74-КГ14-3).
Статья: Стимулирующие выплаты необходимо учесть при увольнении
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 1)При этом арбитры отметили, что фонд оплаты труда гражданских служащих формируется в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с чем выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности, полагая правомерным вывод суда первой инстанции о возможности взыскания в пользу истца недоплаченных денежных сумм при оплате денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 1)При этом арбитры отметили, что фонд оплаты труда гражданских служащих формируется в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с чем выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности, полагая правомерным вывод суда первой инстанции о возможности взыскания в пользу истца недоплаченных денежных сумм при оплате денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Из буквального смысла ч. 3 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе" и указанных положений Конституционного Суда РФ следует, что гарантия, предоставляемая государственным служащим, увольняемым по инициативе представителя, в виде запрета на увольнение в период пребывания их в отпуске, распространяется и на увольнение государственных служащих по инициативе администрации в период нахождения их в отпуске по уходу за ребенком. Согласно ч. 4 ст. 261 ТК РФ, расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. 1, 5 - 8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ);
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Из буквального смысла ч. 3 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе" и указанных положений Конституционного Суда РФ следует, что гарантия, предоставляемая государственным служащим, увольняемым по инициативе представителя, в виде запрета на увольнение в период пребывания их в отпуске, распространяется и на увольнение государственных служащих по инициативе администрации в период нахождения их в отпуске по уходу за ребенком. Согласно ч. 4 ст. 261 ТК РФ, расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. 1, 5 - 8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 ТК РФ);
Статья: Гарантии при увольнении государственных и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя (руководителя)
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)"Трудоправовые" гарантии. Серьезной проблемой является упорное нежелание законодателя учитывать социальные гарантии, предоставляемые служащему в связи с беременностью или наличием детей, непосредственно в служебном законодательстве. Такие гарантии предусматриваются исключительно трудовым законодательством и не воспроизводятся в служебном. Так, некоторые авторы справедливо отмечают, что текстуально Закон о государственной гражданской службе не содержит, например, запрет увольнения беременной женщины: формально он запрещает увольнять по инициативе представителя нанимателя только женщину, находящуюся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком <8>. И это в полной мере касается иных законов о государственной службе, где такая гарантия тоже не упоминается.
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)"Трудоправовые" гарантии. Серьезной проблемой является упорное нежелание законодателя учитывать социальные гарантии, предоставляемые служащему в связи с беременностью или наличием детей, непосредственно в служебном законодательстве. Такие гарантии предусматриваются исключительно трудовым законодательством и не воспроизводятся в служебном. Так, некоторые авторы справедливо отмечают, что текстуально Закон о государственной гражданской службе не содержит, например, запрет увольнения беременной женщины: формально он запрещает увольнять по инициативе представителя нанимателя только женщину, находящуюся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком <8>. И это в полной мере касается иных законов о государственной службе, где такая гарантия тоже не упоминается.