Увеличение стоимости работ 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Увеличение стоимости работ 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 N 19АП-5005/2023 по делу N А14-2199/2021
Требование: О взыскании задолженности по контракту на выполнение работ по капитальному ремонту здания.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Доводы о подписании заказчиком части исполнительной документации, подлежащей оформлению на объекте, не свидетельствуют о таком согласовании сторонами условий увеличения видов, объемов и стоимости работ, которое соответствовало бы порядку Закона 44-ФЗ. Оформление участниками ремонта исполнительной документации свидетельствует лишь о факте фиксации скрытых обстоятельств ремонта, которые не только не позволяют в ряде случаев установить объем работ, но и не могут являться основанием в силу заключенного контракта, положений гражданского законодательства и законодательства в сфере размещения государственного (муниципального) заказа для их оплаты.
Требование: О взыскании задолженности по контракту на выполнение работ по капитальному ремонту здания.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Доводы о подписании заказчиком части исполнительной документации, подлежащей оформлению на объекте, не свидетельствуют о таком согласовании сторонами условий увеличения видов, объемов и стоимости работ, которое соответствовало бы порядку Закона 44-ФЗ. Оформление участниками ремонта исполнительной документации свидетельствует лишь о факте фиксации скрытых обстоятельств ремонта, которые не только не позволяют в ряде случаев установить объем работ, но и не могут являться основанием в силу заключенного контракта, положений гражданского законодательства и законодательства в сфере размещения государственного (муниципального) заказа для их оплаты.
Важнейшая практика по ст. 95 Закона N 44-ФЗо подрядчике, который не выполнил работы из-за повышения стоимости подлежащего установке оборудования у одного из производителей, хотя мог выбрать другого контрагента >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)б) при выполнении работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства в целях изменения цены контракта в случаях, предусмотренных пунктом 1.3 и пунктом 8 части 1 статьи 95 настоящего Федерального закона, в части изменения предусмотренной контрактом стоимости работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства. При этом изменение цены контракта в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 настоящего Федерального закона осуществляется при условии соблюдения требований, предусмотренных указанным пунктом;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)б) при выполнении работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства в целях изменения цены контракта в случаях, предусмотренных пунктом 1.3 и пунктом 8 части 1 статьи 95 настоящего Федерального закона, в части изменения предусмотренной контрактом стоимости работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства. При этом изменение цены контракта в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 настоящего Федерального закона осуществляется при условии соблюдения требований, предусмотренных указанным пунктом;
<Письмо> ФНС России от 02.03.2022 N БВ-4-7/2500@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2021 года по вопросам налогообложения>Обществом оспаривалась конституционность части 54 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой до 01.10.2019 в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 01.01.2019 года, если увеличенный размер ставки налога на добавленную стоимость не предусмотрен условиями контракта; государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное данной частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2021 года по вопросам налогообложения>Обществом оспаривалась конституционность части 54 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой до 01.10.2019 в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 01.01.2019 года, если увеличенный размер ставки налога на добавленную стоимость не предусмотрен условиями контракта; государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное данной частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Последние изменения: Изменение существенных условий контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, по соглашению сторон можно изменить условия контракта, если в ходе его исполнения установлено, что сметная стоимость работ превышает цену контракта. Изменение осуществляется с учетом сметной стоимости и при условии, что это не увеличит цену контракта более чем на 30%. Для изменения контракта необходимо решение Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта или местной администрации (в зависимости от того, для чьих нужд осуществляется закупка) (пп. "а" п. 1 ч. 62 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, по соглашению сторон можно изменить условия контракта, если в ходе его исполнения установлено, что сметная стоимость работ превышает цену контракта. Изменение осуществляется с учетом сметной стоимости и при условии, что это не увеличит цену контракта более чем на 30%. Для изменения контракта необходимо решение Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта или местной администрации (в зависимости от того, для чьих нужд осуществляется закупка) (пп. "а" п. 1 ч. 62 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: Об использовании АО денежных средств, указанных в сводном сметном расчете стоимости строительства (содержание службы заказчика), на увеличение расходов на СМР в рамках договора строительного подряда.
(Письмо Минфина России от 13.09.2024 N 02-14-06/87651)Основания и условия внесения изменений в контракты (договоры) по соглашению сторон определяются частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в том числе пунктом 1.3, положениями которого предусматривается возможность изменения контракта (договора) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту (договору) в случае изменения цены контракта (договора) не более чем на десять процентов цены контракта (договора).
(Письмо Минфина России от 13.09.2024 N 02-14-06/87651)Основания и условия внесения изменений в контракты (договоры) по соглашению сторон определяются частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в том числе пунктом 1.3, положениями которого предусматривается возможность изменения контракта (договора) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту (договору) в случае изменения цены контракта (договора) не более чем на десять процентов цены контракта (договора).
Готовое решение: Как изменить цену государственного и муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Условия о цене этапов исполнения контракта устанавливаются в извещении о закупке и в контракте (ч. 2 ст. 34, п. 9 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Эти условия являются существенными, поскольку названы законом необходимыми для данного вида договоров (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Изменить эти условия можно только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Так, полагаем, что изменение стоимости этапа без изменения цены контракта возможно при увеличении количества товара (объема работ, услуг) на основании п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, изменении видов и (или) объемов работ на основании п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. До конца 2025 г. можно изменить цену отдельного этапа исполнения строительного контракта на основании пп. "г" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680. В перечисленных случаях изменение общей цены контракта возможно, но не является обязательным условием. Изменить цену этапа можно и в других случаях, для которых законом установлена возможность менять любые существенные условия контракта.
(КонсультантПлюс, 2025)Условия о цене этапов исполнения контракта устанавливаются в извещении о закупке и в контракте (ч. 2 ст. 34, п. 9 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Эти условия являются существенными, поскольку названы законом необходимыми для данного вида договоров (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Изменить эти условия можно только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Так, полагаем, что изменение стоимости этапа без изменения цены контракта возможно при увеличении количества товара (объема работ, услуг) на основании п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, изменении видов и (или) объемов работ на основании п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. До конца 2025 г. можно изменить цену отдельного этапа исполнения строительного контракта на основании пп. "г" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680. В перечисленных случаях изменение общей цены контракта возможно, но не является обязательным условием. Изменить цену этапа можно и в других случаях, для которых законом установлена возможность менять любые существенные условия контракта.
Готовое решение: Как действовать заказчику в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Например, подрядчик может направить вам уведомление о приостановлении подрядных работ, если обнаружит в ходе строительства необходимость дополнительных работ, не учтенных в технической документации и влекущих увеличение стоимости. В таком случае ответьте ему в течение 10 календарных дней, иначе он может потребовать возмещения убытков, вызванных простоем. Вашим контрактом может быть предусмотрен и иной срок, в таком случае придерживайтесь его (п. 3 ст. 743 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, подрядчик может направить вам уведомление о приостановлении подрядных работ, если обнаружит в ходе строительства необходимость дополнительных работ, не учтенных в технической документации и влекущих увеличение стоимости. В таком случае ответьте ему в течение 10 календарных дней, иначе он может потребовать возмещения убытков, вызванных простоем. Вашим контрактом может быть предусмотрен и иной срок, в таком случае придерживайтесь его (п. 3 ст. 743 ГК РФ).
Статья: Добровольные требования к форме будущих сделок, их допустимость и исполнение: в поисках адекватной модели
(Маслов А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 9)Учреждение (заказчик) и общество (подрядчик) по результатам аукциона (в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; далее - Закон N 44-ФЗ) заключили договор на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги. Работы были выполнены и оплачены заказчиком. В ходе исполнения договора стороны один раз договорились увеличить стоимость работ и заключили об этом соглашение. Среди ряда тривиальных условий договор содержал положение: "Договор может быть изменен только по соглашению сторон, все изменения и дополнения должны оформляться в письменном виде путем подписания сторонами дополнительных соглашений к договору, являющихся его неотъемлемой частью".
(Маслов А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 9)Учреждение (заказчик) и общество (подрядчик) по результатам аукциона (в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; далее - Закон N 44-ФЗ) заключили договор на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги. Работы были выполнены и оплачены заказчиком. В ходе исполнения договора стороны один раз договорились увеличить стоимость работ и заключили об этом соглашение. Среди ряда тривиальных условий договор содержал положение: "Договор может быть изменен только по соглашению сторон, все изменения и дополнения должны оформляться в письменном виде путем подписания сторонами дополнительных соглашений к договору, являющихся его неотъемлемой частью".
Вопрос: Необходимо ли проходить проверку достоверности определения сметной стоимости строительства при капитальном ремонте объекта культурного наследия?
(Консультация эксперта, 2025)Кроме того, в случае принятия Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией решения, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или заказчиком - решения, предусмотренного пп. "ж" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680, в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, составляющей 100 млн руб. и более, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенного до 31.12.2022, в отношении объектов, указанных в п. 2 Постановления Правительства РФ N 145, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении такого контракта, и внесения соответствующих изменений в проектную документацию таких объектов проводится повторная государственная экспертиза проектной документации указанных объектов в части проверки достоверности определения сметной стоимости с выдачей соответствующего заключения (п. 45(14) Положения).
(Консультация эксперта, 2025)Кроме того, в случае принятия Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией решения, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или заказчиком - решения, предусмотренного пп. "ж" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680, в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, составляющей 100 млн руб. и более, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенного до 31.12.2022, в отношении объектов, указанных в п. 2 Постановления Правительства РФ N 145, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при исполнении такого контракта, и внесения соответствующих изменений в проектную документацию таких объектов проводится повторная государственная экспертиза проектной документации указанных объектов в части проверки достоверности определения сметной стоимости с выдачей соответствующего заключения (п. 45(14) Положения).
Готовое решение: Как поставщику (подрядчику, исполнителю) исполнить государственный (муниципальный) контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Еще одним основанием для приостановления подрядных работ является обнаружение в ходе строительства необходимости проведения дополнительных работ, не учтенных в технической документации и влекущих увеличение их стоимости (п. 3 ст. 743 ГК РФ). В этом случае приостановите выполнение работ, если в течение 10 дней со дня уведомления заказчика о возникших проблемах вы не получили от него дальнейших указаний.
(КонсультантПлюс, 2025)Еще одним основанием для приостановления подрядных работ является обнаружение в ходе строительства необходимости проведения дополнительных работ, не учтенных в технической документации и влекущих увеличение их стоимости (п. 3 ст. 743 ГК РФ). В этом случае приостановите выполнение работ, если в течение 10 дней со дня уведомления заказчика о возникших проблемах вы не получили от него дальнейших указаний.
Статья: Проблемы взаимодействия заказчика и строительного подрядчика при исполнении государственного (муниципального) контракта
(Капитонова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 4)<7> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
(Капитонова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 4)<7> Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
Вопрос: Об увеличении цены контракта в сфере закупок на сумму НДС.
(Письмо Минфина России от 28.11.2024 N 24-06-09/119523)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 31.10.2024 по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части возможности увеличения цены контракта (договора) на сумму налога на добавленную стоимость в связи с изменением налогового законодательства, сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 28.11.2024 N 24-06-09/119523)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 31.10.2024 по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части возможности увеличения цены контракта (договора) на сумму налога на добавленную стоимость в связи с изменением налогового законодательства, сообщает следующее.
Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Источники информации о цене для расчета НМЦК определите самостоятельно. При этом следует учесть все факторы, которые могут повлиять на цену (условия и сроки поставки, риски повышения цены). Полученная ценовая информация должна соответствовать положениям ст. 22 Закона N 44-ФЗ (Письмо Минфина России от 12.02.2020 N 24-01-08/9537).
(КонсультантПлюс, 2025)Источники информации о цене для расчета НМЦК определите самостоятельно. При этом следует учесть все факторы, которые могут повлиять на цену (условия и сроки поставки, риски повышения цены). Полученная ценовая информация должна соответствовать положениям ст. 22 Закона N 44-ФЗ (Письмо Минфина России от 12.02.2020 N 24-01-08/9537).