Увеличение до НМЦК
Подборка наиболее важных документов по запросу Увеличение до НМЦК (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Заключение государственного (муниципального) контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...учитывая, что участником закупки была предложена цена контракта с повышением НМЦК, заказчиком правомерно был направлен на подпись проект контракта... с учетом положений подпункта "а" пункта 9 части 3 статьи 49 Федерального закона 44-ФЗ...
(КонсультантПлюс, 2025)...учитывая, что участником закупки была предложена цена контракта с повышением НМЦК, заказчиком правомерно был направлен на подпись проект контракта... с учетом положений подпункта "а" пункта 9 части 3 статьи 49 Федерального закона 44-ФЗ...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Проведение совместных аукционов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...суды согласились с выводом управления по итогам проверки сформированного учреждением объекта закупки в части объединения в один лот поставки товаров в различные субъекты Российской Федерации о том, что формирование учреждением объекта закупки путем объединения в один лот поставки товаров в указанные места поставки влечет за собой ограничение количества участников закупки, поскольку к участникам аукциона фактически предъявляется дополнительное требование о необходимости наличия большого объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, позволяющих одновременно поставить товар в различные субъекты Российской Федерации, что также приводит к увеличению начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и... к ограничению количества участников аукциона.
(КонсультантПлюс, 2025)...суды согласились с выводом управления по итогам проверки сформированного учреждением объекта закупки в части объединения в один лот поставки товаров в различные субъекты Российской Федерации о том, что формирование учреждением объекта закупки путем объединения в один лот поставки товаров в указанные места поставки влечет за собой ограничение количества участников закупки, поскольку к участникам аукциона фактически предъявляется дополнительное требование о необходимости наличия большого объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, позволяющих одновременно поставить товар в различные субъекты Российской Федерации, что также приводит к увеличению начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и... к ограничению количества участников аукциона.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заключить государственный, муниципальный контракт по итогам открытых конкурентных электронных процедур
(КонсультантПлюс, 2025)Вы вправе увеличить цену контракта в пределах НМЦК при формировании и размещении проекта контракта, увеличив при этом количество поставляемого товара. Такой порядок предусмотрен для открытых и закрытых конкурентных электронных способов определения поставщика. Исключением являются закупка с неопределенным объемом и закупка, проводимая путем электронного запроса котировок. При проведении закрытых "бумажных" способов определения поставщика такой порядок увеличения НМЦК не предусмотрен (п. 4 ч. 6 ст. 50, п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 14 ст. 73, ч. 8 ст. 74, ч. 13 ст. 75, ч. 8 ст. 76 Закона N 44-ФЗ). Увеличение возможно в пределах разницы между НМЦК и ценой контракта, предусмотренной пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ. Цена единицы товара не должна превышать значение, полученное при делении цены контракта, установленной данной нормой, на количество товара, указанное в извещении. Участник закупки вправе отказаться от увеличения количества товаров, сформировав протокол разногласий (п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)Вы вправе увеличить цену контракта в пределах НМЦК при формировании и размещении проекта контракта, увеличив при этом количество поставляемого товара. Такой порядок предусмотрен для открытых и закрытых конкурентных электронных способов определения поставщика. Исключением являются закупка с неопределенным объемом и закупка, проводимая путем электронного запроса котировок. При проведении закрытых "бумажных" способов определения поставщика такой порядок увеличения НМЦК не предусмотрен (п. 4 ч. 6 ст. 50, п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 14 ст. 73, ч. 8 ст. 74, ч. 13 ст. 75, ч. 8 ст. 76 Закона N 44-ФЗ). Увеличение возможно в пределах разницы между НМЦК и ценой контракта, предусмотренной пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ. Цена единицы товара не должна превышать значение, полученное при делении цены контракта, установленной данной нормой, на количество товара, указанное в извещении. Участник закупки вправе отказаться от увеличения количества товаров, сформировав протокол разногласий (п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);
Вопрос: Об увеличении количества поставляемого товара по отдельным позициям при заключении контракта по результатам электронной процедуры.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 24-08-08/63871)Вопрос: Об увеличении количества поставляемого товара по отдельным позициям при заключении контракта по результатам электронной процедуры.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 24-08-08/63871)Вопрос: Об увеличении количества поставляемого товара по отдельным позициям при заключении контракта по результатам электронной процедуры.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
Статья: Добросовестность в бюджетных правоотношениях: публично-правовая адаптация
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Недобросовестность в данной сфере может привести к искусственному и необоснованному увеличению НМЦК и, соответственно, нерациональному и неэффективному использованию бюджетных средств. Усугубляет ситуацию диспозитивность нормы ч. 5 ст. 22 Закона о контрактной системе, которая предполагает возможность использования информации также из общедоступных источников, однако указанная опция остается правом, а не обязанностью.
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Недобросовестность в данной сфере может привести к искусственному и необоснованному увеличению НМЦК и, соответственно, нерациональному и неэффективному использованию бюджетных средств. Усугубляет ситуацию диспозитивность нормы ч. 5 ст. 22 Закона о контрактной системе, которая предполагает возможность использования информации также из общедоступных источников, однако указанная опция остается правом, а не обязанностью.
Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Казначейства России, округление НМЦК в сторону увеличения недопустимо. Это является основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности (Письмо от 30.10.2019 N 07-04-05/21-23295, Методические рекомендации по осуществлению контроля в части планирования закупок, утвержденные Казначейством России 25.04.2019). Хотя в указанных документах ведомство ссылается на не действующий ныне п. 1 ч. 3 ст. 18 Закона N 44-ФЗ и на ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ, полагаем, что данная позиция актуальна, поскольку то же правило о необходимости обоснования НМЦК содержится в ч. 1 ст. 18 Закона N 44-ФЗ, а сходный состав административного правонарушения - в ч. 3 ст. 7.30.1 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Казначейства России, округление НМЦК в сторону увеличения недопустимо. Это является основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности (Письмо от 30.10.2019 N 07-04-05/21-23295, Методические рекомендации по осуществлению контроля в части планирования закупок, утвержденные Казначейством России 25.04.2019). Хотя в указанных документах ведомство ссылается на не действующий ныне п. 1 ч. 3 ст. 18 Закона N 44-ФЗ и на ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ, полагаем, что данная позиция актуальна, поскольку то же правило о необходимости обоснования НМЦК содержится в ч. 1 ст. 18 Закона N 44-ФЗ, а сходный состав административного правонарушения - в ч. 3 ст. 7.30.1 КоАП РФ.
Готовое решение: Как составить, разместить и разъяснить извещение о закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При изменении НМЦК необходимо соблюдать общий запрет на увеличение размера обеспечения заявок. Он распространяется в том числе на случаи, когда НМЦК изменяется в сторону увеличения. Также полагаем, что нельзя увеличить НМЦК, если такое увеличение приведет к тому, что размер обеспечения заявок составит меньше 0,5% от НМЦК. За подобное нарушение предусмотрена административная ответственность.
(КонсультантПлюс, 2025)При изменении НМЦК необходимо соблюдать общий запрет на увеличение размера обеспечения заявок. Он распространяется в том числе на случаи, когда НМЦК изменяется в сторону увеличения. Также полагаем, что нельзя увеличить НМЦК, если такое увеличение приведет к тому, что размер обеспечения заявок составит меньше 0,5% от НМЦК. За подобное нарушение предусмотрена административная ответственность.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке продуктов и услуг общественного питания по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если контракт по итогам конкурентной закупки на приобретение продуктов из Перечней заключается с участником закупки, являющимся организацией инвалидов или учреждением (предприятием) УИС, цена контракта (цена каждой единицы товара в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) увеличивается на 15% от предложения такого участника. При этом указанное увеличение не может превышать НМЦК, начальные цены единиц товара (ч. 1, 2 ст. 28, ч. 1, 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если контракт по итогам конкурентной закупки на приобретение продуктов из Перечней заключается с участником закупки, являющимся организацией инвалидов или учреждением (предприятием) УИС, цена контракта (цена каждой единицы товара в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) увеличивается на 15% от предложения такого участника. При этом указанное увеличение не может превышать НМЦК, начальные цены единиц товара (ч. 1, 2 ст. 28, ч. 1, 3 ст. 29 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: Вправе ли заказчик внести изменения в извещение, увеличив НМЦК?
("Вестник Института госзакупок", 2025, N 3)"Вестник Института госзакупок", 2025, N 3
("Вестник Института госзакупок", 2025, N 3)"Вестник Института госзакупок", 2025, N 3
Статья: О перспективах применения принципа добросовестности в бюджетном праве
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<30> К примеру, путем запроса информации о рыночных ценах у хозяйствующих субъектов, цена на товар (работу, услугу) у которых очевидно выше, чем у конкурентов, или которые дают или могут дать завышенную в части цены информацию для увеличения начальной (максимальной) цены контракта (договора) для дальнейшего участия в конкурсе на закупку с наиболее выгодными ценами.
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<30> К примеру, путем запроса информации о рыночных ценах у хозяйствующих субъектов, цена на товар (работу, услугу) у которых очевидно выше, чем у конкурентов, или которые дают или могут дать завышенную в части цены информацию для увеличения начальной (максимальной) цены контракта (договора) для дальнейшего участия в конкурсе на закупку с наиболее выгодными ценами.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (декабрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Установление избыточных характеристик товара приводит к необоснованному увеличению начальной (максимальной) цены контракта, что способствует нанесению существенных финансовых затрат.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Установление избыточных характеристик товара приводит к необоснованному увеличению начальной (максимальной) цены контракта, что способствует нанесению существенных финансовых затрат.