Уведомление о вызове в налоговую
Подборка наиболее важных документов по запросу Уведомление о вызове в налоговую (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Уведомление кредиторов о ликвидации
(КонсультантПлюс, 2025)...установив, что почтовая корреспонденция, в том числе требование кредитора, уведомление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы... о вызове в налоговый орган, уведомление... уведомление обслуживающего банка, направленные ООО... по адресу, указанному в журнале "Вестник государственной регистрации"... получены Обществом; Инспекцией не представлено доказательств наличия возвращенной корреспонденции, направленной по адресу регистрации общества; запись о недостоверности адреса внесена Инспекцией в ЕГРЮЛ за 3 дня до истечения срока предъявления требований кредиторами, судами первой и апелляционной инстанций сделан вывод о добросовестности действия ликвидатора ООО... направленного на надлежащее выявление кредиторов и предоставление им реальной возможности реализовать свои права на предъявление требований к ликвидационной комиссии, что имело место в рассматриваемом случае.
(КонсультантПлюс, 2025)...установив, что почтовая корреспонденция, в том числе требование кредитора, уведомление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы... о вызове в налоговый орган, уведомление... уведомление обслуживающего банка, направленные ООО... по адресу, указанному в журнале "Вестник государственной регистрации"... получены Обществом; Инспекцией не представлено доказательств наличия возвращенной корреспонденции, направленной по адресу регистрации общества; запись о недостоверности адреса внесена Инспекцией в ЕГРЮЛ за 3 дня до истечения срока предъявления требований кредиторами, судами первой и апелляционной инстанций сделан вывод о добросовестности действия ликвидатора ООО... направленного на надлежащее выявление кредиторов и предоставление им реальной возможности реализовать свои права на предъявление требований к ликвидационной комиссии, что имело место в рассматриваемом случае.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган принял в отношении общества обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение без согласия налогового органа имущества, а также приостановления операций по счетам в банках. В целях выявления источников взыскания задолженности, образовавшейся в результате доначислений по проверке, налоговый орган направил в адрес общества запросы о наличии имущества, дебиторской задолженности, уведомление о вызове в налоговый орган по вопросу принятия обеспечительных мер, информация налогоплательщиком предоставлена не была, по вызову налогового органа налогоплательщик не явился. Налогоплательщик оспорил решение о принятии обеспечительных мер в части приостановления операций по счетам. Суд признал решение налогового органа законным, отметив, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок принятия обеспечительных мер, сведения о наличии готовой продукции, сырья и материалов налогоплательщик не представил, а полученные налоговым органом данные свидетельствуют о снижении выручки, поступлений на расчетный счет общества, прибыли, отсутствии достаточного для погашения задолженности имущества, что свидетельствует о возможной неплатежеспособности налогоплательщика в будущем.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган принял в отношении общества обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение без согласия налогового органа имущества, а также приостановления операций по счетам в банках. В целях выявления источников взыскания задолженности, образовавшейся в результате доначислений по проверке, налоговый орган направил в адрес общества запросы о наличии имущества, дебиторской задолженности, уведомление о вызове в налоговый орган по вопросу принятия обеспечительных мер, информация налогоплательщиком предоставлена не была, по вызову налогового органа налогоплательщик не явился. Налогоплательщик оспорил решение о принятии обеспечительных мер в части приостановления операций по счетам. Суд признал решение налогового органа законным, отметив, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок принятия обеспечительных мер, сведения о наличии готовой продукции, сырья и материалов налогоплательщик не представил, а полученные налоговым органом данные свидетельствуют о снижении выручки, поступлений на расчетный счет общества, прибыли, отсутствии достаточного для погашения задолженности имущества, что свидетельствует о возможной неплатежеспособности налогоплательщика в будущем.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Налоговый контроль: основные определения
(Издательство "Главная книга", 2025)вызов для дачи пояснений. Уведомление о вызове инспекция может прислать как при проверке, так и вне ее. Подготовьте подтверждающие бумаги и решите, кто пойдет в инспекцию. Всем, кроме руководителя, сделайте доверенность (ст. 31 НК РФ);
(Издательство "Главная книга", 2025)вызов для дачи пояснений. Уведомление о вызове инспекция может прислать как при проверке, так и вне ее. Подготовьте подтверждающие бумаги и решите, кто пойдет в инспекцию. Всем, кроме руководителя, сделайте доверенность (ст. 31 НК РФ);
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
Готовое решение: Допрос свидетелей налоговым органом
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый кодекс РФ не предусматривает порядка, в котором свидетеля вызывают на допрос в налоговый орган. Как правило, ему направляют уведомление о вызове в налоговый орган для дачи показаний (Письмо Минфина России от 18.10.2019 N 03-02-08/80594).
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый кодекс РФ не предусматривает порядка, в котором свидетеля вызывают на допрос в налоговый орган. Как правило, ему направляют уведомление о вызове в налоговый орган для дачи показаний (Письмо Минфина России от 18.10.2019 N 03-02-08/80594).
Статья: Некоторые аспекты функционирования электронного документооборота в налоговых правоотношениях
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Если в силу НК РФ электронная форма является обязательной, то все отношения касательно направления, подтверждения в получении этого документа или отказа в получении будут также совершаться в электронной форме. Например, если налоговый орган не получил от плательщика, в отношении которого НК РФ предусмотрена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, квитанцию о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган в электронной форме, то указанные документы не направляются налогоплательщику налоговым органом на бумажном носителе <19>.
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Если в силу НК РФ электронная форма является обязательной, то все отношения касательно направления, подтверждения в получении этого документа или отказа в получении будут также совершаться в электронной форме. Например, если налоговый орган не получил от плательщика, в отношении которого НК РФ предусмотрена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, квитанцию о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган в электронной форме, то указанные документы не направляются налогоплательщику налоговым органом на бумажном носителе <19>.
Статья: О критике налоговых комиссий и налоговом комплаенсе
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Ряд судов (в основном первой инстанции, решения которых впоследствии были отменены <9>), признавали недействительным уведомление налогового органа о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на комиссию по легализации налоговой базы для дачи пояснений и представления документов. При этом суды ссылались на положения ст. 31, 32, 82, 88 НК РФ, в соответствии с которыми требование инспекции о предоставлении пояснений и документов может быть предъявлено налоговым органом только в рамках осуществления им налогового контроля в форме налоговой проверки.
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Ряд судов (в основном первой инстанции, решения которых впоследствии были отменены <9>), признавали недействительным уведомление налогового органа о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на комиссию по легализации налоговой базы для дачи пояснений и представления документов. При этом суды ссылались на положения ст. 31, 32, 82, 88 НК РФ, в соответствии с которыми требование инспекции о предоставлении пояснений и документов может быть предъявлено налоговым органом только в рамках осуществления им налогового контроля в форме налоговой проверки.
Вопрос: Налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений (уточнения информации) в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Дата явки не указана, только время работы налогового органа. Установлен ли срок явки? Могут ли быть применены меры ответственности в случае неявки в течение месяца?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Вопрос: Налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений (уточнения информации) в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Дата явки не указана, только время работы налогового органа. Установлен ли срок явки? Могут ли быть применены меры ответственности в случае неявки в течение месяца?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Вопрос: Налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений (уточнения информации) в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Дата явки не указана, только время работы налогового органа. Установлен ли срок явки? Могут ли быть применены меры ответственности в случае неявки в течение месяца?
Вопрос: В июне 2025 г. налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговый орган в связи с обнаруженными расхождениями в декларации по НДС за 2021 г. В уведомлении содержится предложение самостоятельно исправить ошибку. Должен ли представитель налогоплательщика исполнить уведомление и явиться на вызов в налоговый орган?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Вопрос: В июне 2025 г. налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговый орган в связи с обнаруженными расхождениями в декларации по НДС за 2021 г. Также в уведомлении содержится предложение самостоятельно исправить ошибку. Правомерна ли проверка декларации за 2021 г. с учетом того, что сроки проверки декларации прошли? Должен ли представитель налогоплательщика исполнить уведомление и явиться на вызов в налоговый орган?
(Консультация эксперта, УФНС России по Республике Мордовия, 2025)Вопрос: В июне 2025 г. налогоплательщик получил уведомление о вызове в налоговый орган в связи с обнаруженными расхождениями в декларации по НДС за 2021 г. Также в уведомлении содержится предложение самостоятельно исправить ошибку. Правомерна ли проверка декларации за 2021 г. с учетом того, что сроки проверки декларации прошли? Должен ли представитель налогоплательщика исполнить уведомление и явиться на вызов в налоговый орган?
Статья: Налоговые комиссии как скрытая форма налогового контроля
(Колозина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Вместе с тем существует юридическая проблема - отсутствие четкого регулирования деятельности таких комиссий в налоговом законодательстве Российской Федерации. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) имеются лишь две нормы, косвенно касающиеся их функционирования. Одна устанавливает, что налоговые органы на основании письменного уведомления вправе вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ <4>). Согласно другой норме (п. 1 ст. 82 НК РФ <5>) налоговый контроль может проводиться в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков.
(Колозина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Вместе с тем существует юридическая проблема - отсутствие четкого регулирования деятельности таких комиссий в налоговом законодательстве Российской Федерации. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) имеются лишь две нормы, косвенно касающиеся их функционирования. Одна устанавливает, что налоговые органы на основании письменного уведомления вправе вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ <4>). Согласно другой норме (п. 1 ст. 82 НК РФ <5>) налоговый контроль может проводиться в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган
Статья: Реализация принципа правовой определенности налогообложения через налоговый мониторинг
(Тюкин А.С.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Предлагается дополнить ст. 90 НК РФ положением о регламентации оснований для вызова на допрос свидетелей в рамках налогового мониторинга. Основания для вызова свидетелей по финансово-хозяйственным вопросам участников налогового мониторинга должны носить обоснованный и четкий характер. Также предлагается утвердить новую форму уведомления о вызове свидетеля в налоговый орган для дачи показаний отдельно для участников налогового мониторинга, где, помимо указания мероприятия налогового контроля, в рамках которого производится данный вызов, будет выделена графа "Основания для вызова". Данная графа должна содержать объективные причины вызова, предварительный перечень вопросов, которые планируется адресовать свидетелю на допросе. Вопросы должны касаться определенного, узкого предмета, перепроверяемого в рамках налогового мониторинга. При этом перечень вопросов должен быть конкретизирован настолько, чтобы у свидетеля была возможность подготовиться к допросу, а необходимость повторных вызовов и предоставления дальнейших уточнений была минимизирована.
(Тюкин А.С.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Предлагается дополнить ст. 90 НК РФ положением о регламентации оснований для вызова на допрос свидетелей в рамках налогового мониторинга. Основания для вызова свидетелей по финансово-хозяйственным вопросам участников налогового мониторинга должны носить обоснованный и четкий характер. Также предлагается утвердить новую форму уведомления о вызове свидетеля в налоговый орган для дачи показаний отдельно для участников налогового мониторинга, где, помимо указания мероприятия налогового контроля, в рамках которого производится данный вызов, будет выделена графа "Основания для вызова". Данная графа должна содержать объективные причины вызова, предварительный перечень вопросов, которые планируется адресовать свидетелю на допросе. Вопросы должны касаться определенного, узкого предмета, перепроверяемого в рамках налогового мониторинга. При этом перечень вопросов должен быть конкретизирован настолько, чтобы у свидетеля была возможность подготовиться к допросу, а необходимость повторных вызовов и предоставления дальнейших уточнений была минимизирована.