Уведомление о неразрешении въезда
Подборка наиболее важных документов по запросу Уведомление о неразрешении въезда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29.01.2025 N 88а-687/2025 (УИД 25RS0021-01-2024-001004-36)
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о запрете въезда в РФ.
Обстоятельства: Истец указал, что принятые решения являются незаконными, поскольку ответчиком не учтено, что истец уплатил назначенные штрафы, на протяжении трех лет не привлекался к ответственности, длительное время проживает на территории Российской Федерации, негативные последствия не наступили, имеет стойкие социальные связи на территории Российской Федерации, состоит в браке с гражданкой Российской Федерации и воспитывает ее несовершеннолетнего сына.
Решение: Отказано.Доводы о нарушении срока уведомления иностранного гражданина о принятии решения о неразрешении въезда, установленного пунктом 5 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 12, и срока, регламентирующего принятие решения о неразрешении въезда (пункт 2 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства), были предметом рассмотрения судов, обоснованно отклонены, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности оспариваемых решений. При этом судами обоснованно указано, что своевременно вручить уведомление истцу не представилось возможным в связи с непроживанием А.Т.И. по месту регистрации.
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о запрете въезда в РФ.
Обстоятельства: Истец указал, что принятые решения являются незаконными, поскольку ответчиком не учтено, что истец уплатил назначенные штрафы, на протяжении трех лет не привлекался к ответственности, длительное время проживает на территории Российской Федерации, негативные последствия не наступили, имеет стойкие социальные связи на территории Российской Федерации, состоит в браке с гражданкой Российской Федерации и воспитывает ее несовершеннолетнего сына.
Решение: Отказано.Доводы о нарушении срока уведомления иностранного гражданина о принятии решения о неразрешении въезда, установленного пунктом 5 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 12, и срока, регламентирующего принятие решения о неразрешении въезда (пункт 2 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства), были предметом рассмотрения судов, обоснованно отклонены, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности оспариваемых решений. При этом судами обоснованно указано, что своевременно вручить уведомление истцу не представилось возможным в связи с непроживанием А.Т.И. по месту регистрации.
Апелляционное определение Приморского краевого суда от 16.10.2024 по делу N 33а-9685/2024(2а-532/2024) (УИД 25RS0021-01-2024-001004-36)
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о запрете въезда в РФ.
Обстоятельства: Истец указал, что принятые решения являются незаконными, поскольку ответчиком не учтено, что истец уплатил назначенные штрафы, на протяжении трех лет не привлекался к ответственности, длительное время проживает на территории Российской Федерации, негативные последствия не наступили, имеет стойкие социальные связи на территории Российской Федерации, состоит в браке с гражданкой Российской Федерации и воспитывает ее несовершеннолетнего сына.
Решение: Отказано.Доводы о нарушении срока уведомления иностранного гражданина о принятии решения о неразрешении въезда, установленного пунктом 5 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 12, равно как и срока, регламентирующего принятие решения о неразрешении въезда (пункт 2 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства), получили надлежащую оценку в обжалуемом судебном акте и, как правильно указал суд первой инстанции, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых решений.
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о запрете въезда в РФ.
Обстоятельства: Истец указал, что принятые решения являются незаконными, поскольку ответчиком не учтено, что истец уплатил назначенные штрафы, на протяжении трех лет не привлекался к ответственности, длительное время проживает на территории Российской Федерации, негативные последствия не наступили, имеет стойкие социальные связи на территории Российской Федерации, состоит в браке с гражданкой Российской Федерации и воспитывает ее несовершеннолетнего сына.
Решение: Отказано.Доводы о нарушении срока уведомления иностранного гражданина о принятии решения о неразрешении въезда, установленного пунктом 5 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 12, равно как и срока, регламентирующего принятие решения о неразрешении въезда (пункт 2 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства), получили надлежащую оценку в обжалуемом судебном акте и, как правильно указал суд первой инстанции, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых решений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как снять запрет на въезд в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые находятся на территории РФ и в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, уведомляются об этом в срок не более трех рабочих дней со дня принятия данного решения. Соответствующее уведомление вручается лицу под подпись, а в случае невозможности вручения лично направляется по месту его пребывания (жительства, фактического местонахождения) на территории РФ по почте с уведомлением о вручении. В случае уклонения от получения уведомления и ознакомления под подпись составляется соответствующий акт. При невозможности установления фактического местонахождения лица на территории РФ уведомление не направляется (не вручается) (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 12).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые находятся на территории РФ и в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, уведомляются об этом в срок не более трех рабочих дней со дня принятия данного решения. Соответствующее уведомление вручается лицу под подпись, а в случае невозможности вручения лично направляется по месту его пребывания (жительства, фактического местонахождения) на территории РФ по почте с уведомлением о вручении. В случае уклонения от получения уведомления и ознакомления под подпись составляется соответствующий акт. При невозможности установления фактического местонахождения лица на территории РФ уведомление не направляется (не вручается) (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 12).
Статья: Проблемы соблюдения Европейской конвенции по правам человека в делах о депортации из Российской Федерации
(Жаринов К.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)В этом контексте необходимо упомянуть, что практике известны случаи, когда решение о депортации вручалось иностранным гражданам непосредственно после их уведомления о вынесенном решении о нежелательности/неразрешении въезда или же непосредственно после их освобождения из СИЗО, что лишало их всяческой возможности добровольного выезда из Российской Федерации <8>.
(Жаринов К.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)В этом контексте необходимо упомянуть, что практике известны случаи, когда решение о депортации вручалось иностранным гражданам непосредственно после их уведомления о вынесенном решении о нежелательности/неразрешении въезда или же непосредственно после их освобождения из СИЗО, что лишало их всяческой возможности добровольного выезда из Российской Федерации <8>.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18
"О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией"Об осведомленности иностранного гражданина или лица без гражданства о запрете на въезд в Российскую Федерацию могут свидетельствовать наличие в документе, удостоверяющем личность, отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию, предусмотренной частью 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", вручение лицу под роспись уведомления о принятии в отношении его решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или составление акта об отказе в получении данного уведомления и др.
"О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией"Об осведомленности иностранного гражданина или лица без гражданства о запрете на въезд в Российскую Федерацию могут свидетельствовать наличие в документе, удостоверяющем личность, отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию, предусмотренной частью 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", вручение лицу под роспись уведомления о принятии в отношении его решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или составление акта об отказе в получении данного уведомления и др.
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 6 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)В Верховный Суд Российской Федерации поступил неофициальный перевод постановления Европейского Суда по правам человека по жалобе N 29255/18 "Акмалов против Российской Федерации" (вынесено и вступило в силу 9 марта 2021 года), которым установлено нарушение статьи 8 Конвенции в связи с запретом на въезд заявителя на территорию Российской Федерации, о котором он не был уведомлен, без учета обстоятельств его частной жизни (обучение в российском высшем учебном заведении) и необеспечением судом при рассмотрении жалоб заявителя тщательного анализа оснований и соразмерности примененной в отношении него ограничительной меры.
(подготовлен Верховным Судом РФ)В Верховный Суд Российской Федерации поступил неофициальный перевод постановления Европейского Суда по правам человека по жалобе N 29255/18 "Акмалов против Российской Федерации" (вынесено и вступило в силу 9 марта 2021 года), которым установлено нарушение статьи 8 Конвенции в связи с запретом на въезд заявителя на территорию Российской Федерации, о котором он не был уведомлен, без учета обстоятельств его частной жизни (обучение в российском высшем учебном заведении) и необеспечением судом при рассмотрении жалоб заявителя тщательного анализа оснований и соразмерности примененной в отношении него ограничительной меры.
Ситуация: Как аннулируется вид на жительство в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также вид на жительство иностранному гражданину аннулируется в случае принятия решения о нежелательности его пребывания (проживания) в РФ, в том числе в случае приостановления действия такого решения, или решения о неразрешении ему въезда в РФ (далее - решение о нежелательности пребывания в РФ) (п. 2 ст. 9 Закона N 115-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также вид на жительство иностранному гражданину аннулируется в случае принятия решения о нежелательности его пребывания (проживания) в РФ, в том числе в случае приостановления действия такого решения, или решения о неразрешении ему въезда в РФ (далее - решение о нежелательности пребывания в РФ) (п. 2 ст. 9 Закона N 115-ФЗ).
Статья: О применении некоторых мер административного принуждения в отношении иностранных граждан за административные правонарушения в области дорожного движения
(Гордеева А.Д.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)<7> Приказ МВД России от 8 мая 2019 г. N 303 "Об утверждении Порядка рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а также форм решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом в отношении его решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 10.06.2019) (дата обращения: 23.11.2020).
(Гордеева А.Д.)
("Административное право и процесс", 2021, N 2)<7> Приказ МВД России от 8 мая 2019 г. N 303 "Об утверждении Порядка рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а также форм решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом в отношении его решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (по сост. на 10.06.2019) (дата обращения: 23.11.2020).
Статья: Незаконная трудовая миграция в Российской Федерации: проблемы и пути решения
(Паукова Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)<5> Статья 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029; Порядок рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а также форм решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом в отношении него решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, утвержденный Приказом МВД России от 8 мая 2019 г. N 303 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.06.2019.
(Паукова Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)<5> Статья 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029; Порядок рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а также форм решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом в отношении него решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, утвержденный Приказом МВД России от 8 мая 2019 г. N 303 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.06.2019.
Ситуация: Могут ли отказать в выдаче вида на жительство в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)относится к лицам, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, в том числе в случае приостановления действия такого решения, или решение о неразрешении въезда в РФ.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)относится к лицам, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, в том числе в случае приостановления действия такого решения, или решение о неразрешении въезда в РФ.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- в отношении которого принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- в отношении которого принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;
Статья: Реализация конституционного принципа равенства гражданства в законодательстве Российской Федерации
(Пирязева Н.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Практика лишения гражданства натурализованных лиц существует в ряде других европейских стран, например во Франции <3> и Нидерландах <4>. Наиболее значительный опыт в части нормативного регулирования процесса лишения гражданства накоплен Великобританией. Закон о гражданстве Великобритании 1981 г. предусматривает возможность лишения гражданства лица, которое приобрело его в связи с регистрацией или натурализацией. Правовым основанием лишения является специальный акт министра внутренних дел, который он выносит, если посчитает, что гражданство получено лицом на основании мошенничества, ложного представления или сокрытия существенного факта, а также если есть основания полагать, что поведение гражданина несет ущерб жизненно важным интересам Соединенного Королевства, Британскому острову или любой Британской заморской территории <5>. Британское законодательство является одним из наиболее суровых для натурализованных граждан. Посредством внесения поправок в специальный Закон <6> с 2014 г. лишение гражданства стало возможно на основании решения уполномоченных органов и в отношении лиц с единственным гражданством Великобритании, если поведение данного гражданина несет угрозу интересам Соединенного Королевства. Таким образом, лицо, натурализовавшееся в Великобритании, может приобрести статус лица без гражданства без его личного уведомления <7>, а в дальнейшем может быть депортировано в страну исхода или же ему может быть вообще запрещен въезд в страну. Международная практика лишения гражданства, свидетельствующая о том, что гражданство, приобретенное в результате натурализации, зачастую в меньшей степени обеспечено гарантиями, чем гражданство, приобретенное по рождению или иным путем, неоднозначно оценивается Комитетом по правам человека ООН <8> и продолжает вызывать опасения относительно соблюдения права человека на гражданство.
(Пирязева Н.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Практика лишения гражданства натурализованных лиц существует в ряде других европейских стран, например во Франции <3> и Нидерландах <4>. Наиболее значительный опыт в части нормативного регулирования процесса лишения гражданства накоплен Великобританией. Закон о гражданстве Великобритании 1981 г. предусматривает возможность лишения гражданства лица, которое приобрело его в связи с регистрацией или натурализацией. Правовым основанием лишения является специальный акт министра внутренних дел, который он выносит, если посчитает, что гражданство получено лицом на основании мошенничества, ложного представления или сокрытия существенного факта, а также если есть основания полагать, что поведение гражданина несет ущерб жизненно важным интересам Соединенного Королевства, Британскому острову или любой Британской заморской территории <5>. Британское законодательство является одним из наиболее суровых для натурализованных граждан. Посредством внесения поправок в специальный Закон <6> с 2014 г. лишение гражданства стало возможно на основании решения уполномоченных органов и в отношении лиц с единственным гражданством Великобритании, если поведение данного гражданина несет угрозу интересам Соединенного Королевства. Таким образом, лицо, натурализовавшееся в Великобритании, может приобрести статус лица без гражданства без его личного уведомления <7>, а в дальнейшем может быть депортировано в страну исхода или же ему может быть вообще запрещен въезд в страну. Международная практика лишения гражданства, свидетельствующая о том, что гражданство, приобретенное в результате натурализации, зачастую в меньшей степени обеспечено гарантиями, чем гражданство, приобретенное по рождению или иным путем, неоднозначно оценивается Комитетом по правам человека ООН <8> и продолжает вызывать опасения относительно соблюдения права человека на гражданство.