Уведомление о контролируемых сделках за 2018 год
Подборка наиболее важных документов по запросу Уведомление о контролируемых сделках за 2018 год (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры о привлечении к налоговой ответственности по гл. 16 НК РФ: Налогоплательщик оспаривает штраф за неуведомление о контролируемой сделке (просрочку уведомления) либо представление недостоверных сведений
(КонсультантПлюс, 2025)не уведомил о сделке, которая не признается контролируемой (например, совокупный доход по сделкам с взаимозависимым лицом через посредников не превысил пороговую сумму)
(КонсультантПлюс, 2025)не уведомил о сделке, которая не признается контролируемой (например, совокупный доход по сделкам с взаимозависимым лицом через посредников не превысил пороговую сумму)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уведомляем о контролируемых сделках 2018 года
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2019, N 9)"Главная книга", 2019, N 9
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2019, N 9)"Главная книга", 2019, N 9
Готовое решение: Порядок заполнения и представления уведомления о контролируемых сделках до 27 января 2025 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2025)По одной и той же сделке уведомление подает каждая ее сторона. Исключение составляет комиссионер (агент), совершивший сделку от своего имени, но по поручению и за счет комитента (принципала). Обязанность отчитаться по такой сделке возникает у комитента (принципала) и лица, с которым заключил договор посредник (п. 1.1 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденного Приказом ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@).
(КонсультантПлюс, 2025)По одной и той же сделке уведомление подает каждая ее сторона. Исключение составляет комиссионер (агент), совершивший сделку от своего имени, но по поручению и за счет комитента (принципала). Обязанность отчитаться по такой сделке возникает у комитента (принципала) и лица, с которым заключил договор посредник (п. 1.1 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, утвержденного Приказом ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2023 N 41-П
"По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникации"При рассмотрении дела заявитель указал, что у налогового органа отсутствовали объективные причины и установленные законом основания для определения начала течения двухлетнего срока назначения проверки с 24 октября 2018 года - даты представления заявителем уточненного уведомления о контролируемых сделках за 2017 год, поскольку в нем содержалась новая информация об иных контролируемых сделках Общества, а данные в отношении сделок с Veon Wholesale Services B.V. не претерпели изменений и полностью соответствовали сведениям, указанным в первоначальном уведомлении. Заявитель полагал, ссылаясь на пункт 2 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации, что срок назначения проверки продлевается только в случае представления уточненной налоговой декларации (а не уточненного уведомления) либо в отношении тех сделок, информация о которых была изменена в уточненном уведомлении.
"По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникации"При рассмотрении дела заявитель указал, что у налогового органа отсутствовали объективные причины и установленные законом основания для определения начала течения двухлетнего срока назначения проверки с 24 октября 2018 года - даты представления заявителем уточненного уведомления о контролируемых сделках за 2017 год, поскольку в нем содержалась новая информация об иных контролируемых сделках Общества, а данные в отношении сделок с Veon Wholesale Services B.V. не претерпели изменений и полностью соответствовали сведениям, указанным в первоначальном уведомлении. Заявитель полагал, ссылаясь на пункт 2 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации, что срок назначения проверки продлевается только в случае представления уточненной налоговой декларации (а не уточненного уведомления) либо в отношении тех сделок, информация о которых была изменена в уточненном уведомлении.
Приказ ФНС России от 02.12.2024 N ЕД-7-13/1088@
"Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80850)приказ ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@ "Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме, порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, а также порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и признании утратившим силу приказа ФНС России от 27 июля 2012 г. N ММВ-7-13/524@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13.08.2018, регистрационный N 51864);
"Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80850)приказ ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@ "Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме, порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, а также порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и признании утратившим силу приказа ФНС России от 27 июля 2012 г. N ММВ-7-13/524@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13.08.2018, регистрационный N 51864);
Вопрос: О представлении в целях налогового контроля документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок) и взаимозависимых лицах для признания сделки контролируемой.
(Письмо Минфина России от 29.02.2024 N 03-12-11/1/18057)Исходя из положений статей 105.15 и 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны осуществлять подготовку и представление документации в целях налогового контроля, обосновывающей рыночный уровень цен, примененных в контролируемых сделках, а также уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.
(Письмо Минфина России от 29.02.2024 N 03-12-11/1/18057)Исходя из положений статей 105.15 и 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны осуществлять подготовку и представление документации в целях налогового контроля, обосновывающей рыночный уровень цен, примененных в контролируемых сделках, а также уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.
Вопрос: О признании сделки контролируемой, если ее сторона (резидент) зарегистрирована в иностранном государстве, действие договора об избежании двойного налогообложения с которым приостановлено.
(Письмо Минфина России от 25.02.2025 N 03-12-11/17779)Согласно пункту 1 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.
(Письмо Минфина России от 25.02.2025 N 03-12-11/17779)Согласно пункту 1 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.
Статья: Уточнен срок вынесения решения о проверке по контролируемым сделкам
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 8)Один из таких случаев был рассмотрен Конституционным судом РФ в Постановлении от 14.07.2023 N 41-П. В этом деле компания 21 мая 2018 г. представила первоначальное уведомление о контролируемых сделках за 2017 г. Впоследствии, 24 октября 2018 г., она подала уточненное уведомление, в котором дополнила сведения о контролируемых сделках данными еще об одной сделке, а также внесла изменения в сведения о сделке по договору без номера: в первоначальном уведомлении он был указан как N 0, а в уточненном - как N б/н. 29 декабря 2020 г. ФНС России вынесла решение о проведении проверки по вышеуказанной сделке по договору без номера. Компания посчитала, что у налогового органа не имелось оснований для проведения проверки по спорной сделке ввиду того, что сведения по ней не уточнялись и с момента представления первоначального уведомления прошло более двух лет.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 8)Один из таких случаев был рассмотрен Конституционным судом РФ в Постановлении от 14.07.2023 N 41-П. В этом деле компания 21 мая 2018 г. представила первоначальное уведомление о контролируемых сделках за 2017 г. Впоследствии, 24 октября 2018 г., она подала уточненное уведомление, в котором дополнила сведения о контролируемых сделках данными еще об одной сделке, а также внесла изменения в сведения о сделке по договору без номера: в первоначальном уведомлении он был указан как N 0, а в уточненном - как N б/н. 29 декабря 2020 г. ФНС России вынесла решение о проведении проверки по вышеуказанной сделке по договору без номера. Компания посчитала, что у налогового органа не имелось оснований для проведения проверки по спорной сделке ввиду того, что сведения по ней не уточнялись и с момента представления первоначального уведомления прошло более двух лет.
Статья: Двухлетний срок для назначения ФНС проверки контролируемых сделок в случае подачи уточненного уведомления, не содержащего значимые корректировки, должен исчисляться с даты представления первоначального уведомления
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)ПАО "Вымпел-Коммуникации" (далее - общество) представило ФНС России уведомление о контролируемых сделках за 2017 г. с информацией о 111 сделках, включая спорную сделку с нидерландской взаимозависимой компанией. В связи с неверным отражением в первоначальном уведомлении номеров договоров по контролируемым сделкам, включая ту, по которой вынесено решение о проверке, а также с необходимостью представления данных еще об одной сделке общество 24.10.2018 направило уточненное уведомление.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)ПАО "Вымпел-Коммуникации" (далее - общество) представило ФНС России уведомление о контролируемых сделках за 2017 г. с информацией о 111 сделках, включая спорную сделку с нидерландской взаимозависимой компанией. В связи с неверным отражением в первоначальном уведомлении номеров договоров по контролируемым сделкам, включая ту, по которой вынесено решение о проверке, а также с необходимостью представления данных еще об одной сделке общество 24.10.2018 направило уточненное уведомление.
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)В другом случае организации косвенно контролировались одним физическим лицом. Предприятие не представило в инспекцию уведомления о контролируемых сделках. Между тем контрагент предприятия указал эти сделки в уведомлении о контролируемых сделках.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)В другом случае организации косвенно контролировались одним физическим лицом. Предприятие не представило в инспекцию уведомления о контролируемых сделках. Между тем контрагент предприятия указал эти сделки в уведомлении о контролируемых сделках.
Вопрос: Можно ли продать долю общества всем участникам пропорционально их долям по цене ниже действительной стоимости доли, выплаченной вышедшему участнику? Какие налоговые последствия возникают?
(Консультация эксперта, 2024)Ценовой контроль может быть осуществлен ФНС России в целях контроля правильности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в случае, если сделка купли-продажи доли относится к категории контролируемых (пп. 1 п. 4 ст. 105.3, ст. 105.14 НК РФ). Это следует из формы уведомления о контролируемых сделках и Порядка ее заполнения (далее - Порядок), утвержденных Приказом ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@, согласно которым в качестве предмета исполнения контролируемой сделки может указываться или товар, или работа (услуга), или иной объект гражданских прав, в том числе имущественные права, согласно ст. 128 Гражданского кодекса РФ (п. п. 7.1, 7.3, 7.4, 7.7 Порядка).
(Консультация эксперта, 2024)Ценовой контроль может быть осуществлен ФНС России в целях контроля правильности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в случае, если сделка купли-продажи доли относится к категории контролируемых (пп. 1 п. 4 ст. 105.3, ст. 105.14 НК РФ). Это следует из формы уведомления о контролируемых сделках и Порядка ее заполнения (далее - Порядок), утвержденных Приказом ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@, согласно которым в качестве предмета исполнения контролируемой сделки может указываться или товар, или работа (услуга), или иной объект гражданских прав, в том числе имущественные права, согласно ст. 128 Гражданского кодекса РФ (п. п. 7.1, 7.3, 7.4, 7.7 Порядка).
Статья: Обнуление сроков для налоговой проверки - конституционно-правовое испытание
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Суды отметили также, что Налоговым кодексом РФ не регламентируется порядок, который предписывает, как соотносятся первичное уведомление и уточненное уведомление, поданные налогоплательщиком, указав, что это урегулировано Порядком заполнения уведомления о контролируемых сделках (Приказ ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@) (далее - Порядок): "...в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного". Таким образом, налогоплательщик при подаче уточненного уведомления уведомляет налоговый орган о всех контролируемых сделках, совершенных им в соответствующем календарном году, в том числе о тех сделках, которые были ранее отражены в первичном уведомлении, в случае их соответствия требованиям ст. 105.14 Кодекса. Первичное уведомление в случае подачи уточненного уведомления становится неактуальным, то есть аннулируется (абз. 2 п. 1.2 Порядка). Следовательно, такое первичное уведомление не может являться основанием для вынесения решения о проведении проверки.
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Суды отметили также, что Налоговым кодексом РФ не регламентируется порядок, который предписывает, как соотносятся первичное уведомление и уточненное уведомление, поданные налогоплательщиком, указав, что это урегулировано Порядком заполнения уведомления о контролируемых сделках (Приказ ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@) (далее - Порядок): "...в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного". Таким образом, налогоплательщик при подаче уточненного уведомления уведомляет налоговый орган о всех контролируемых сделках, совершенных им в соответствующем календарном году, в том числе о тех сделках, которые были ранее отражены в первичном уведомлении, в случае их соответствия требованиям ст. 105.14 Кодекса. Первичное уведомление в случае подачи уточненного уведомления становится неактуальным, то есть аннулируется (абз. 2 п. 1.2 Порядка). Следовательно, такое первичное уведомление не может являться основанием для вынесения решения о проведении проверки.
Вопрос: О признании сделок, доходы и (или) расходы по которым признаны в 2023 г., контролируемыми.
(Письмо Минфина России от 15.04.2024 N 03-12-11/1/34492)1. Согласно статье 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.
(Письмо Минфина России от 15.04.2024 N 03-12-11/1/34492)1. Согласно статье 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.
Вопрос: Об уведомлении налоговых органов о контролируемых сделках между взаимозависимыми лицами, местом регистрации (жительства, налогового резидентства) сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ.
(Письмо Минфина России от 26.05.2025 N 03-12-12/2/51224)Одновременно сообщается, что согласно пункту 1 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.
(Письмо Минфина России от 26.05.2025 N 03-12-12/2/51224)Одновременно сообщается, что согласно пункту 1 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.
Готовое решение: Трансфертное ценообразование и контролируемые сделки, доходы (расходы) по которым признаны до 31 декабря 2023 г. включительно
(КонсультантПлюс, 2023)Уведомление о контролируемых сделках готовят организации, которые совершали в календарном году контролируемые сделки. Порядку его представления посвящена ст. 105.16 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2023)Уведомление о контролируемых сделках готовят организации, которые совершали в календарном году контролируемые сделки. Порядку его представления посвящена ст. 105.16 НК РФ.