Уведомление о контролируемых сделках изменения
Подборка наиболее важных документов по запросу Уведомление о контролируемых сделках изменения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры о привлечении к налоговой ответственности по гл. 16 НК РФ: Налогоплательщик оспаривает штраф за неуведомление о контролируемой сделке (просрочку уведомления) либо представление недостоверных сведений
(КонсультантПлюс, 2025)Штраф признают правомерным, если суд установит, что Налогоплательщик своевременно не уведомил о контролируемой сделке или подал недостоверные сведения о ней
(КонсультантПлюс, 2025)Штраф признают правомерным, если суд установит, что Налогоплательщик своевременно не уведомил о контролируемой сделке или подал недостоверные сведения о ней
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 105.17 "Проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению общества, установленный п. 2 ст. 105.17 НК РФ двухлетний срок, в течение которого налоговый орган вправе назначить проведение проверки контролируемой сделки, следует исчислять с даты подачи первоначального уведомления о таких сделках, поскольку никаких существенных изменений в информацию о проверяемой сделке уточненное уведомление не внесло.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению общества, установленный п. 2 ст. 105.17 НК РФ двухлетний срок, в течение которого налоговый орган вправе назначить проведение проверки контролируемой сделки, следует исчислять с даты подачи первоначального уведомления о таких сделках, поскольку никаких существенных изменений в информацию о проверяемой сделке уточненное уведомление не внесло.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы обновления уведомления по контролируемым сделкам
(Князев А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 10)На момент подготовки статьи налогоплательщики уже могут увидеть первые ориентиры в планируемых изменениях уведомления по контролируемым сделкам. ФНС России разместила проект приказа "Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата представления в электронной форме уведомления о контролируемых сделках" <1>. Безусловно, на данном этапе в проект могут быть внесены изменения, но ключевые вопросы и направления уже нашли в нем свое отражение. Давайте посмотрим, с чем же нам предстоит работать в следующем году, а возможно, и в этом.
(Князев А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 10)На момент подготовки статьи налогоплательщики уже могут увидеть первые ориентиры в планируемых изменениях уведомления по контролируемым сделкам. ФНС России разместила проект приказа "Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата представления в электронной форме уведомления о контролируемых сделках" <1>. Безусловно, на данном этапе в проект могут быть внесены изменения, но ключевые вопросы и направления уже нашли в нем свое отражение. Давайте посмотрим, с чем же нам предстоит работать в следующем году, а возможно, и в этом.
Статья: Двухлетний срок для назначения ФНС проверки контролируемых сделок в случае подачи уточненного уведомления, не содержащего значимые корректировки, должен исчисляться с даты представления первоначального уведомления
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Суды апелляционной <4> и кассационной <5> инстанций учли позицию ВС РФ и оставили решение суда первой инстанции без изменений, подтвердив, что подачей уточненного уведомления налогоплательщик фактически заново заявляет обо всех контролируемых сделках. Предыдущее же уведомление утрачивает правовое значение.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Суды апелляционной <4> и кассационной <5> инстанций учли позицию ВС РФ и оставили решение суда первой инстанции без изменений, подтвердив, что подачей уточненного уведомления налогоплательщик фактически заново заявляет обо всех контролируемых сделках. Предыдущее же уведомление утрачивает правовое значение.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, заявленное требование удовлетворено. Суды пришли к выводу, что у налогового органа отсутствовали основания для начисления штрафа, предусмотренного ст. 129.4 НК РФ, в связи с тем, что изменение существенных условий договора займа не имело места (срок возврата займа к ним не относится), а общество, формируя уведомление о контролируемых сделках за 2014 год и не указывая в нем соответствующую информацию, выполняло письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данные неопределенному кругу лиц уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, заявленное требование удовлетворено. Суды пришли к выводу, что у налогового органа отсутствовали основания для начисления штрафа, предусмотренного ст. 129.4 НК РФ, в связи с тем, что изменение существенных условий договора займа не имело места (срок возврата займа к ним не относится), а общество, формируя уведомление о контролируемых сделках за 2014 год и не указывая в нем соответствующую информацию, выполняло письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данные неопределенному кругу лиц уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции.
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2023 N 41-П
"По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникации"Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, исчисление срока для назначения проверки в отношении конкретной контролируемой сделки при получении уточненного уведомления налогоплательщика осуществляется в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, с исключением применения абзаца первого пункта 2 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой он признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.
"По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникации"Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, исчисление срока для назначения проверки в отношении конкретной контролируемой сделки при получении уточненного уведомления налогоплательщика осуществляется в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, с исключением применения абзаца первого пункта 2 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой он признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Последние изменения: Контролируемые сделки
(КонсультантПлюс, 2025)Как и в случае с документацией для налогового контроля, состав сведений, указываемых в уведомлениях о контролируемых сделках, тоже изменился. Они должны содержать, например, информацию об условиях совершения сделки, о методах, использованных при определении доходов, об источниках информации о сопоставимых сделках. Кроме того, уведомления о контролируемых сделках следует направлять в налоговый орган в электронной форме. Подать уведомление на бумажном носителе могут только налогоплательщики-физлица.
(КонсультантПлюс, 2025)Как и в случае с документацией для налогового контроля, состав сведений, указываемых в уведомлениях о контролируемых сделках, тоже изменился. Они должны содержать, например, информацию об условиях совершения сделки, о методах, использованных при определении доходов, об источниках информации о сопоставимых сделках. Кроме того, уведомления о контролируемых сделках следует направлять в налоговый орган в электронной форме. Подать уведомление на бумажном носителе могут только налогоплательщики-физлица.
Статья: Контролируемые сделки и взаимозависимые лица: вопросы правоприменительной практики
(Тория Р.А., Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Споры в части трансфертного ценообразования являются одними из интересных и значимых в правоприменительной практике. Первым делом, связанным с контролируемыми сделками и трансфертным ценообразованием, после изменений налогового законодательства считается спор с участием ЗАО "Нефтяная компания "Дулисьма", дело N А40-123426/16-140-106 <15>, который рассматривался в Арбитражном суде г. Москвы. Стоит отметить, что редко Арбитражный суд г. Москвы текст решения делит на разделы, в данном случае суд подробно обосновал каждый раздел и обстоятельства дела. Федеральной налоговой службой (далее - Служба) на основании уведомления налогоплательщика была проведена проверка в соответствии с разд. V.1 Кодекса. Сделки между ЗАО "Нефтяная компания "Дулисьма" и иностранной компанией, зарегистрированной в Гонконге, считались контролируемыми по двум основаниям: 1) внешняя торговля нефтью; 2) на момент проверки Гонконг считался офшорной зоной. Для данных сделок приоритетным является метод ценообразования - метод последующей реализации, который выбрал налогоплательщик. Налоговый орган использовал метод сопоставимых рыночных цен. Сложность применения метода последующей реализации заключается в необходимости использования информации из общедоступных источников при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами и лицами, не являющимися взаимозависимыми. Также необходима информация о наличии информации о конечных покупателях товара и ценах последующей реализации. В данном споре налогоплательщиком не представлены данные о конечных покупателях, ценах последующей реализации, а грузополучателями являлись различные банки. Также отсутствовала информация в общедоступных источниках. Сложность применения метода сопоставимых рыночных цен заключается в том, что необходимо наличие сопоставимой сделки по идентичным или однородным товарам, а также исчерпывающей информации о такой сделке. Сопоставимой может являться сделка, заключенная между налогоплательщиком и лицом, не являющимся взаимозависимым с налогоплательщиком. На запрос Службы компания представила информацию об отсутствии таких сделок. Для определения рыночной цены налоговым органом был получен ответ от информационно-ценового агентства Platt's, в котором указано о допустимости использования котировок при определении рыночных цен. По результатам анализа документов, информации, котировок агентства Platt's Служба пришла к выводу, что рыночной ценой является котировка на нефть сорта "Дубай" плюс дифференциал. При сопоставлении цен выявлено отклонение на 4,23%, что является существенным. Арбитражный суд г. Москвы признал решение налогового органа и выбор метода ценообразования обоснованными.
(Тория Р.А., Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Споры в части трансфертного ценообразования являются одними из интересных и значимых в правоприменительной практике. Первым делом, связанным с контролируемыми сделками и трансфертным ценообразованием, после изменений налогового законодательства считается спор с участием ЗАО "Нефтяная компания "Дулисьма", дело N А40-123426/16-140-106 <15>, который рассматривался в Арбитражном суде г. Москвы. Стоит отметить, что редко Арбитражный суд г. Москвы текст решения делит на разделы, в данном случае суд подробно обосновал каждый раздел и обстоятельства дела. Федеральной налоговой службой (далее - Служба) на основании уведомления налогоплательщика была проведена проверка в соответствии с разд. V.1 Кодекса. Сделки между ЗАО "Нефтяная компания "Дулисьма" и иностранной компанией, зарегистрированной в Гонконге, считались контролируемыми по двум основаниям: 1) внешняя торговля нефтью; 2) на момент проверки Гонконг считался офшорной зоной. Для данных сделок приоритетным является метод ценообразования - метод последующей реализации, который выбрал налогоплательщик. Налоговый орган использовал метод сопоставимых рыночных цен. Сложность применения метода последующей реализации заключается в необходимости использования информации из общедоступных источников при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами и лицами, не являющимися взаимозависимыми. Также необходима информация о наличии информации о конечных покупателях товара и ценах последующей реализации. В данном споре налогоплательщиком не представлены данные о конечных покупателях, ценах последующей реализации, а грузополучателями являлись различные банки. Также отсутствовала информация в общедоступных источниках. Сложность применения метода сопоставимых рыночных цен заключается в том, что необходимо наличие сопоставимой сделки по идентичным или однородным товарам, а также исчерпывающей информации о такой сделке. Сопоставимой может являться сделка, заключенная между налогоплательщиком и лицом, не являющимся взаимозависимым с налогоплательщиком. На запрос Службы компания представила информацию об отсутствии таких сделок. Для определения рыночной цены налоговым органом был получен ответ от информационно-ценового агентства Platt's, в котором указано о допустимости использования котировок при определении рыночных цен. По результатам анализа документов, информации, котировок агентства Platt's Служба пришла к выводу, что рыночной ценой является котировка на нефть сорта "Дубай" плюс дифференциал. При сопоставлении цен выявлено отклонение на 4,23%, что является существенным. Арбитражный суд г. Москвы признал решение налогового органа и выбор метода ценообразования обоснованными.
Статья: Правительственные поправки в НК РФ прошли второе чтение
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 45)Уточняются положения ст. 105.15 и 105.16 НК РФ, касающиеся подготовки, представления документации и уведомления по контролируемым сделкам.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 45)Уточняются положения ст. 105.15 и 105.16 НК РФ, касающиеся подготовки, представления документации и уведомления по контролируемым сделкам.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)3. Начиная со сделок 2025 года и позднее вместе с уведомлением о контролируемых сделках необходимо ли будет представить документацию в налоговый орган по сроку 20 мая 2026 г.?
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)3. Начиная со сделок 2025 года и позднее вместе с уведомлением о контролируемых сделках необходимо ли будет представить документацию в налоговый орган по сроку 20 мая 2026 г.?
Готовое решение: Как заполнить и подать уведомление о контролируемых сделках
(КонсультантПлюс, 2025)В разд. 2 и 3 отразите сведения о контрагентах по контролируемым сделкам: в разд. 2 - сведения о контрагентах-организациях и иностранных структурах без образования юрлица, в разд. 3 - о контрагентах-физлицах.
(КонсультантПлюс, 2025)В разд. 2 и 3 отразите сведения о контрагентах по контролируемым сделкам: в разд. 2 - сведения о контрагентах-организациях и иностранных структурах без образования юрлица, в разд. 3 - о контрагентах-физлицах.
Статья: Правительственные поправки в Налоговый кодекс РФ внесены в Госдуму
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 13)Свидетельство и уведомление о постановке на учет в налоговом органе будут упразднены. Документом, подтверждающим постановку на учет (снятие с учета) в налоговом органе, станет выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков (изменения в п. 2 ст. 11 НК РФ).
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 13)Свидетельство и уведомление о постановке на учет в налоговом органе будут упразднены. Документом, подтверждающим постановку на учет (снятие с учета) в налоговом органе, станет выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков (изменения в п. 2 ст. 11 НК РФ).
Вопрос: Взаимозависимые организации заключили договор займа. По итогам года сделки между ними являются контролируемыми. Проценты по договору займа скорректированы по п. 1.1 ст. 269 НК РФ. Какие суммы процентов отразить в уведомлении о контролируемых сделках? Как заполнить поля 2.2.3, 2.9 - 2.14 разд. 1Б уведомления?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2024)Полагаем, что в поле 2.9 разд. 1Б указывается код согласно ОКЕИ, соответствующий единице измерения "штука" (код 796) или "единица" (код 642), а в поле "Количество" разд. 1Б указывается количественная характеристика предмета исполнения сделки, которая с учетом выбранного кода единицы измерения, например, для займа будет соответствовать одной штуке или единице (то есть указывается "1"). Аналогичные разъяснения были даны в Письме ФНС России от 01.11.2013 N ОА-4-13/19652 по прошлой форме уведомления о контролируемых сделках. Тем не менее рекомендуем налогоплательщику дополнительно обратиться за разъяснением в свой контролирующий орган.
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2024)Полагаем, что в поле 2.9 разд. 1Б указывается код согласно ОКЕИ, соответствующий единице измерения "штука" (код 796) или "единица" (код 642), а в поле "Количество" разд. 1Б указывается количественная характеристика предмета исполнения сделки, которая с учетом выбранного кода единицы измерения, например, для займа будет соответствовать одной штуке или единице (то есть указывается "1"). Аналогичные разъяснения были даны в Письме ФНС России от 01.11.2013 N ОА-4-13/19652 по прошлой форме уведомления о контролируемых сделках. Тем не менее рекомендуем налогоплательщику дополнительно обратиться за разъяснением в свой контролирующий орган.
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 26.02.2024 N 39-ФЗ "О внесении изменения в статью 105.17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
(Сергунина А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 5)Подписанный Президентом России Владимиром Путиным Закон от 26.02.2024 N 39-ФЗ содержит с поправку в статью 105.17 НК РФ, посвященную проверкам полноты уплаты налогов в связи со сделками между взаимозависимыми лицами.
(Сергунина А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 5)Подписанный Президентом России Владимиром Путиным Закон от 26.02.2024 N 39-ФЗ содержит с поправку в статью 105.17 НК РФ, посвященную проверкам полноты уплаты налогов в связи со сделками между взаимозависимыми лицами.
Вопрос: Организация представила в 2023 г. уведомление о контролируемых сделках за 2022 г. Часть сделок по техническим причинам не попала в отчет. Правомерно ли в 2024 г. ИФНС России требует представления уточненного уведомления о контролируемых сделках за 2022 г.? Какова ответственность при неподаче уточненного уведомления?
(Консультация эксперта, 2024)Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами осуществляется по правилам, урегулированным ст. 105.17 НК РФ. С 26.03.2024 Федеральным законом от 26.02.2024 N 39-ФЗ "О внесении изменения в статью 105.17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" исключено указание на срок принятия решения о проведении налоговой проверки на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, направленных в соответствии со ст. 105.16 НК РФ.
(Консультация эксперта, 2024)Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами осуществляется по правилам, урегулированным ст. 105.17 НК РФ. С 26.03.2024 Федеральным законом от 26.02.2024 N 39-ФЗ "О внесении изменения в статью 105.17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" исключено указание на срок принятия решения о проведении налоговой проверки на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, направленных в соответствии со ст. 105.16 НК РФ.
Статья: Комментарий к Обзору практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2023 года
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 1)Впредь до внесения необходимых изменений высшие судьи предписали действовать следующим образом. Допустим, получено уведомление с уточнением сведений о сделке, указанной в первоначальном. И данное уточнение не является значимым для целей принятия ФНС России решения о проверке (устранение технических ошибок или неточностей, которые не препятствуют идентификации контролируемых сделок). В такой ситуации двухлетний срок на принятие упомянутого решения исчисляется со дня получения фискалами первоначального уведомления.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 1)Впредь до внесения необходимых изменений высшие судьи предписали действовать следующим образом. Допустим, получено уведомление с уточнением сведений о сделке, указанной в первоначальном. И данное уточнение не является значимым для целей принятия ФНС России решения о проверке (устранение технических ошибок или неточностей, которые не препятствуют идентификации контролируемых сделок). В такой ситуации двухлетний срок на принятие упомянутого решения исчисляется со дня получения фискалами первоначального уведомления.