Уведомление о контролируемых сделках 2017
Подборка наиболее важных документов по запросу Уведомление о контролируемых сделках 2017 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 101.4 НК РФПривлечь к ответственности по ст. 129.4 НК РФ может руководитель инспекции, в которую подается уведомление о контролируемых сделках >>>
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры о привлечении к налоговой ответственности по гл. 16 НК РФ: Налогоплательщик оспаривает штраф за неуведомление о контролируемой сделке (просрочку уведомления) либо представление недостоверных сведений
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, свидетельствами того, что ошибка в уведомлении не повлекла его представление с недостоверными сведениями, не мешала идентифицировать контролируемую сделку (п. 10 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017).
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, свидетельствами того, что ошибка в уведомлении не повлекла его представление с недостоверными сведениями, не мешала идентифицировать контролируемую сделку (п. 10 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Двухлетний срок для назначения ФНС проверки контролируемых сделок в случае подачи уточненного уведомления, не содержащего значимые корректировки, должен исчисляться с даты представления первоначального уведомления
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)ПАО "Вымпел-Коммуникации" (далее - общество) представило ФНС России уведомление о контролируемых сделках за 2017 г. с информацией о 111 сделках, включая спорную сделку с нидерландской взаимозависимой компанией. В связи с неверным отражением в первоначальном уведомлении номеров договоров по контролируемым сделкам, включая ту, по которой вынесено решение о проверке, а также с необходимостью представления данных еще об одной сделке общество 24.10.2018 направило уточненное уведомление.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)ПАО "Вымпел-Коммуникации" (далее - общество) представило ФНС России уведомление о контролируемых сделках за 2017 г. с информацией о 111 сделках, включая спорную сделку с нидерландской взаимозависимой компанией. В связи с неверным отражением в первоначальном уведомлении номеров договоров по контролируемым сделкам, включая ту, по которой вынесено решение о проверке, а также с необходимостью представления данных еще об одной сделке общество 24.10.2018 направило уточненное уведомление.
Статья: Уточнен срок вынесения решения о проверке по контролируемым сделкам
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 8)Один из таких случаев был рассмотрен Конституционным судом РФ в Постановлении от 14.07.2023 N 41-П. В этом деле компания 21 мая 2018 г. представила первоначальное уведомление о контролируемых сделках за 2017 г. Впоследствии, 24 октября 2018 г., она подала уточненное уведомление, в котором дополнила сведения о контролируемых сделках данными еще об одной сделке, а также внесла изменения в сведения о сделке по договору без номера: в первоначальном уведомлении он был указан как N 0, а в уточненном - как N б/н. 29 декабря 2020 г. ФНС России вынесла решение о проведении проверки по вышеуказанной сделке по договору без номера. Компания посчитала, что у налогового органа не имелось оснований для проведения проверки по спорной сделке ввиду того, что сведения по ней не уточнялись и с момента представления первоначального уведомления прошло более двух лет.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 8)Один из таких случаев был рассмотрен Конституционным судом РФ в Постановлении от 14.07.2023 N 41-П. В этом деле компания 21 мая 2018 г. представила первоначальное уведомление о контролируемых сделках за 2017 г. Впоследствии, 24 октября 2018 г., она подала уточненное уведомление, в котором дополнила сведения о контролируемых сделках данными еще об одной сделке, а также внесла изменения в сведения о сделке по договору без номера: в первоначальном уведомлении он был указан как N 0, а в уточненном - как N б/н. 29 декабря 2020 г. ФНС России вынесла решение о проведении проверки по вышеуказанной сделке по договору без номера. Компания посчитала, что у налогового органа не имелось оснований для проведения проверки по спорной сделке ввиду того, что сведения по ней не уточнялись и с момента представления первоначального уведомления прошло более двух лет.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 27.10.2023 N БВ-4-7/13775@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2023 года по вопросам налогообложения>21.05.2018 общество представило в ФНС России уведомление о контролируемых сделках за 2017 год, в котором содержались сведения в отношении 111 сделок, включая сделку по приобретению агентско-сервисных услуг, совершенную обществом в 2017 году с иностранной организацией по договору, заключенному в 2013 году. Данный договор номера не имел.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2023 года по вопросам налогообложения>21.05.2018 общество представило в ФНС России уведомление о контролируемых сделках за 2017 год, в котором содержались сведения в отношении 111 сделок, включая сделку по приобретению агентско-сервисных услуг, совершенную обществом в 2017 году с иностранной организацией по договору, заключенному в 2013 году. Данный договор номера не имел.
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2023 N 41-П
"По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникации"21 мая 2018 года ПАО "ВымпелКом" представило в ФНС России уведомление о контролируемых сделках за 2017 год, в котором содержались сведения в отношении 111 сделок, включая сделку по приобретению агентско-сервисных услуг, совершенную ПАО "ВымпелКом" в 2017 году с иностранной организацией Veon Wholesale Services B.V. по договору от 17 мая 2013 года. Данный договор номера не имел.
"По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникации"21 мая 2018 года ПАО "ВымпелКом" представило в ФНС России уведомление о контролируемых сделках за 2017 год, в котором содержались сведения в отношении 111 сделок, включая сделку по приобретению агентско-сервисных услуг, совершенную ПАО "ВымпелКом" в 2017 году с иностранной организацией Veon Wholesale Services B.V. по договору от 17 мая 2013 года. Данный договор номера не имел.
Вопрос: Организация представила в 2023 г. уведомление о контролируемых сделках за 2022 г. Часть сделок по техническим причинам не попала в отчет. Правомерно ли в 2024 г. ИФНС России требует представления уточненного уведомления о контролируемых сделках за 2022 г.? Какова ответственность при неподаче уточненного уведомления?
(Консультация эксперта, 2024)В рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет (а в случае, предусмотренном абз. 3 п. 2 ст. 105.17 НК РФ, - в период, не превышающий пяти календарных лет), предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 5 ст. 105.17 НК РФ). Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности за представление недостоверных данных, только если допущенные ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки (п. 10 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).
(Консультация эксперта, 2024)В рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет (а в случае, предусмотренном абз. 3 п. 2 ст. 105.17 НК РФ, - в период, не превышающий пяти календарных лет), предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 5 ст. 105.17 НК РФ). Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности за представление недостоверных данных, только если допущенные ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки (п. 10 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)В другом случае организации косвенно контролировались одним физическим лицом. Предприятие не представило в инспекцию уведомления о контролируемых сделках. Между тем контрагент предприятия указал эти сделки в уведомлении о контролируемых сделках.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)В другом случае организации косвенно контролировались одним физическим лицом. Предприятие не представило в инспекцию уведомления о контролируемых сделках. Между тем контрагент предприятия указал эти сделки в уведомлении о контролируемых сделках.
Готовое решение: Порядок заполнения и представления уведомления о контролируемых сделках до 27 января 2025 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности за представление недостоверных данных, только если допущенные ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки (п. 10 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).
(КонсультантПлюс, 2025)Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности за представление недостоверных данных, только если допущенные ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки (п. 10 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).
Вопрос: Как контролируются и какие существуют ограничения деятельности офшорных компаний в РФ?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)При этом нормами НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уведомлять (в электронной форме; на бумажном носителе уведомление вправе представлять только физические лица) не позднее 20 мая следующего года налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, а также представлять во исполнение требования налоговиков документы (Рекомендуемый формат утвержден ФНС России) относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанные в требовании. В отношении контролируемых сделок, в частности с офшорными компаниями, предметом которых являются товары, входящие в состав одной или нескольких товарных групп, указанных в п. 5 ст. 105.14 НК РФ (за исключением сделок между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация), налогоплательщики представляют предусмотренные документы вместе с уведомлением о контролируемых сделках (в отношении контролируемых сделок, совершенных в 2024 г., - в срок не позднее 01.12.2025) (п. п. 1 - 3, 8 ст. 105.15, п. п. 1, 2 ст. 105.16 НК РФ, п. 10 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2023 N 539-ФЗ).
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)При этом нормами НК РФ на налогоплательщиков возложена обязанность уведомлять (в электронной форме; на бумажном носителе уведомление вправе представлять только физические лица) не позднее 20 мая следующего года налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, а также представлять во исполнение требования налоговиков документы (Рекомендуемый формат утвержден ФНС России) относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанные в требовании. В отношении контролируемых сделок, в частности с офшорными компаниями, предметом которых являются товары, входящие в состав одной или нескольких товарных групп, указанных в п. 5 ст. 105.14 НК РФ (за исключением сделок между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация), налогоплательщики представляют предусмотренные документы вместе с уведомлением о контролируемых сделках (в отношении контролируемых сделок, совершенных в 2024 г., - в срок не позднее 01.12.2025) (п. п. 1 - 3, 8 ст. 105.15, п. п. 1, 2 ст. 105.16 НК РФ, п. 10 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2023 N 539-ФЗ).
Статья: Налоговое администрирование сделок между взаимозависимыми лицами
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)<5> Согласно п. 1 и 2 ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Если налогоплательщик обнаружит неполноту сведений, неточности либо ошибки в заполнении представленного уведомления, налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного. Данное положение, согласно Письму Министерства финансов Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. N 03-12-11/1/9967, означает, что поскольку уточненное уведомление о контролируемых сделках представляется налогоплательщиком взамен ранее направленного уведомления, то решение ФНС России о проведении проверки контролируемых сделок может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения им такого уточненного уведомления.
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)<5> Согласно п. 1 и 2 ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Если налогоплательщик обнаружит неполноту сведений, неточности либо ошибки в заполнении представленного уведомления, налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного. Данное положение, согласно Письму Министерства финансов Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. N 03-12-11/1/9967, означает, что поскольку уточненное уведомление о контролируемых сделках представляется налогоплательщиком взамен ранее направленного уведомления, то решение ФНС России о проведении проверки контролируемых сделок может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения им такого уточненного уведомления.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Предприятие получило беспроцентный заем на длительный срок от лица, входящего с ним в одну группу компаний. Это нехарактерно для взаимоотношений, которые бы имели место между независимыми друг от друга контрагентами, действующими самостоятельно и на строго предпринимательских началах, то есть в своих собственных экономических интересах. Данные выводы сделаны в Постановлении АС Дальневосточного округа от 28.09.2017 N Ф03-3585/2017 по делу N А04-11747/2016.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Предприятие получило беспроцентный заем на длительный срок от лица, входящего с ним в одну группу компаний. Это нехарактерно для взаимоотношений, которые бы имели место между независимыми друг от друга контрагентами, действующими самостоятельно и на строго предпринимательских началах, то есть в своих собственных экономических интересах. Данные выводы сделаны в Постановлении АС Дальневосточного округа от 28.09.2017 N Ф03-3585/2017 по делу N А04-11747/2016.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<243> Пункт 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 НК Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<243> Пункт 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 НК Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).
Статья: Обнуление сроков для налоговой проверки - конституционно-правовое испытание
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)21 мая 2018 года ПАО "ВымпелКом" представило в ФНС России уведомление о контролируемых сделках за 2017 год, в котором содержались сведения в отношении 111 сделок, включая сделку по приобретению агентско-сервисных услуг, совершенную ПАО "ВымпелКом" в 2017 году с иностранной организацией Veon Wholesale Services B.V. по договору от 17 мая 2013 года. Данный договор номера не имел.
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)21 мая 2018 года ПАО "ВымпелКом" представило в ФНС России уведомление о контролируемых сделках за 2017 год, в котором содержались сведения в отношении 111 сделок, включая сделку по приобретению агентско-сервисных услуг, совершенную ПАО "ВымпелКом" в 2017 году с иностранной организацией Veon Wholesale Services B.V. по договору от 17 мая 2013 года. Данный договор номера не имел.
Вопрос: По лицензионному договору передается право использования телематической платформы (неисключительная лицензия). При заполнении уведомления о контролируемых сделках в разд. 1Б нет подходящего типа предмета сделки для неисключительной лицензии. Каков порядок заполнения уведомления в таком случае?
(Консультация эксперта, 2025)По нашему мнению, с учетом положений п. 7 ст. 3 НК РФ организация вправе при заполнении уведомления по контролируемым сделкам по лицензионному договору выбрать код 3.
(Консультация эксперта, 2025)По нашему мнению, с учетом положений п. 7 ст. 3 НК РФ организация вправе при заполнении уведомления по контролируемым сделкам по лицензионному договору выбрать код 3.
Готовое решение: Какую отчетность нужно представлять по международным группам компаний
(КонсультантПлюс, 2025)Национальную документацию налоговый орган может истребовать по контролируемым сделкам, доходы и расходы по которым признаются с 1 января 2018 г., при этом неважно, когда была заключена сама сделка. По доходам и расходам, которые признаны в 2018 - 2019 гг., национальная документация может быть истребована не раньше 31 декабря года, следующего за годом, в котором они отражены (п. п. 3, 4 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 N 340-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Национальную документацию налоговый орган может истребовать по контролируемым сделкам, доходы и расходы по которым признаются с 1 января 2018 г., при этом неважно, когда была заключена сама сделка. По доходам и расходам, которые признаны в 2018 - 2019 гг., национальная документация может быть истребована не раньше 31 декабря года, следующего за годом, в котором они отражены (п. п. 3, 4 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 N 340-ФЗ).