Уведомление о цифровой валюте
Подборка наиболее важных документов по запросу Уведомление о цифровой валюте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы правового регулирования цифровой валюты в Российской Федерации
(Холод Г.В.)
("Право и бизнес", 2024, N 3)Частью 6 ст. 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ предусмотрено лишь то, что уведомление о факте обладания цифровой валютой и сделках с ней должно направляться в порядке, установленном налоговым законодательством. При этом на сегодняшний день налоговым законодательством не предусмотрен такой порядок уведомления гражданами налоговых органов, не установлено, в какой форме должны передаваться сведения о цифровой валюте, а также не определены органы, в которые такие сведения необходимо предоставлять, с какой периодичностью.
(Холод Г.В.)
("Право и бизнес", 2024, N 3)Частью 6 ст. 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ предусмотрено лишь то, что уведомление о факте обладания цифровой валютой и сделках с ней должно направляться в порядке, установленном налоговым законодательством. При этом на сегодняшний день налоговым законодательством не предусмотрен такой порядок уведомления гражданами налоговых органов, не установлено, в какой форме должны передаваться сведения о цифровой валюте, а также не определены органы, в которые такие сведения необходимо предоставлять, с какой периодичностью.
Статья: Отключение электроэнергии
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)12) получение уведомления об осуществлении потребителем майнинга цифровой валюты и (или) деятельности оператора майнинговой инфраструктуры без включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, или реестр операторов майнинговой инфраструктуры.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)12) получение уведомления об осуществлении потребителем майнинга цифровой валюты и (или) деятельности оператора майнинговой инфраструктуры без включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, или реестр операторов майнинговой инфраструктуры.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442
(ред. от 27.12.2024)
"О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"
(вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 17.04.2025)л) получение уведомления об осуществлении потребителем майнинга цифровой валюты и (или) деятельности оператора майнинговой инфраструктуры без включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, или реестр операторов майнинговой инфраструктуры.
(ред. от 27.12.2024)
"О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"
(вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 17.04.2025)л) получение уведомления об осуществлении потребителем майнинга цифровой валюты и (или) деятельности оператора майнинговой инфраструктуры без включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, или реестр операторов майнинговой инфраструктуры.
Статья: Противодействие коррупции в условиях цифровизации: отечественный опыт
(Арямов А.А., Руева Е.О.)
("Российский следователь", 2021, N 8)С 1 января по 30 июня 2021 г. включительно граждане, претендующие на замещение государственных должностей Российской Федерации или должностей федеральной государственной службы, а также федеральные государственные служащие, замещающие должности федеральной государственной службы, не предусмотренные Перечнем должностей, утвержденным Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 557, и претендующие на замещение должностей федеральной государственной службы, предусмотренных этим Перечнем, вместе с представляемыми ими сведениями должны будут представлять уведомление о принадлежащих им, их супругам и несовершеннолетним детям цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте (при их наличии) <5>.
(Арямов А.А., Руева Е.О.)
("Российский следователь", 2021, N 8)С 1 января по 30 июня 2021 г. включительно граждане, претендующие на замещение государственных должностей Российской Федерации или должностей федеральной государственной службы, а также федеральные государственные служащие, замещающие должности федеральной государственной службы, не предусмотренные Перечнем должностей, утвержденным Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 557, и претендующие на замещение должностей федеральной государственной службы, предусмотренных этим Перечнем, вместе с представляемыми ими сведениями должны будут представлять уведомление о принадлежащих им, их супругам и несовершеннолетним детям цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте (при их наличии) <5>.
"Право на исполнение судебных актов в Российской Федерации: монография"
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)Кроме того, судебный исполнитель, намеревающийся обратить взыскание на криптоактивы, не находит в национальном законодательстве ответов на вопросы: кого уведомлять о ходе процедур исполнения, как сделать криптовалюту недоступной для списания должником или иными лицами после ее обнаружения судебным исполнителем и до ее реализации, как и кому продать криптовалюту, как получить деньги от продажи и передать их взыскателю и т.п.? Следовательно, национальное законодательство должно отвечать этим вызовам и предлагать адекватное регулирование соответствующих вопросов в целях обеспечения реализации права на исполнение судебных актов в отношении криптоактивов. Данные вопросы требуют безусловного решения в целях обеспечения реализации права на исполнение судебных актов как на уровне законодательства, так и с точки зрения технических возможностей судебных приставов-исполнителей. Кроме того, здесь же возникает проблема обучения данных должностных лиц, что еще больше усложняется отсутствием понимания, в каком направлении будет двигаться практика правоприменения, а также узкопрофильных специалистов, способных обучить судебных исполнителей, равно как и соответствующих программ обучения, которые должны быть адаптированы под адресатов соответствующей образовательной услуги и специфику такого вида государственной деятельности, как исполнительное производство.
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)Кроме того, судебный исполнитель, намеревающийся обратить взыскание на криптоактивы, не находит в национальном законодательстве ответов на вопросы: кого уведомлять о ходе процедур исполнения, как сделать криптовалюту недоступной для списания должником или иными лицами после ее обнаружения судебным исполнителем и до ее реализации, как и кому продать криптовалюту, как получить деньги от продажи и передать их взыскателю и т.п.? Следовательно, национальное законодательство должно отвечать этим вызовам и предлагать адекватное регулирование соответствующих вопросов в целях обеспечения реализации права на исполнение судебных актов в отношении криптоактивов. Данные вопросы требуют безусловного решения в целях обеспечения реализации права на исполнение судебных актов как на уровне законодательства, так и с точки зрения технических возможностей судебных приставов-исполнителей. Кроме того, здесь же возникает проблема обучения данных должностных лиц, что еще больше усложняется отсутствием понимания, в каком направлении будет двигаться практика правоприменения, а также узкопрофильных специалистов, способных обучить судебных исполнителей, равно как и соответствующих программ обучения, которые должны быть адаптированы под адресатов соответствующей образовательной услуги и специфику такого вида государственной деятельности, как исполнительное производство.
Статья: Правовое регулирование хранения и оборота криптовалюты: российский и зарубежный опыт
(Егорова М.А., Белицкая А.В.)
("Право и цифровая экономика", 2020, N 4)Биткоин был однозначно запрещен в Непале, при этом Центральный банк Непала опубликовал официальное уведомление в 2017 г., объявив, что биткоин не является официальной валютой в стране, а его оборот не является законным. Через несколько месяцев после данного заявления Центральное бюро расследований Непала арестовало семерых непальских граждан за ведение бизнеса по обмену биткоинов. Криптовалюты по-прежнему запрещены в Пакистане, Алжире и Марокко, ограничены на уровне банков в Саудовской Аравии, Иордании и Иране.
(Егорова М.А., Белицкая А.В.)
("Право и цифровая экономика", 2020, N 4)Биткоин был однозначно запрещен в Непале, при этом Центральный банк Непала опубликовал официальное уведомление в 2017 г., объявив, что биткоин не является официальной валютой в стране, а его оборот не является законным. Через несколько месяцев после данного заявления Центральное бюро расследований Непала арестовало семерых непальских граждан за ведение бизнеса по обмену биткоинов. Криптовалюты по-прежнему запрещены в Пакистане, Алжире и Марокко, ограничены на уровне банков в Саудовской Аравии, Иордании и Иране.
Статья: Оборот цифровых активов в России
(Бормашева К., Новоселова Л., Янковский Р., Жужжалов М., Башкатов М., Огородов Д., Есаков Г., Кириллов Д., Успенский М.)
("Закон", 2020, N 12)- Основная проблема законопроекта - постоянная гонка со временем и вынужденная инициативность владельцев криптовалют. В соответствии с п. 6 ст. 14 Закона о ЦФА судебная защита может быть предоставлена тем лицам, которые отчитались в налоговый орган. Однако обязанность отчитываться возникает только при превышении порога в 600 тыс. руб., при этом сроки подачи указаны как "до 30 апреля следующего года". Проще говоря, для получения права на судебную защиту владелец криптоактивов должен будет инициативно обращаться в налоговую, не дожидаясь суммового порога/временного срока. Иначе, если он будет сидеть и ждать, а с его "криптой" что-то произойдет, то в судебной защите будет отказано, причем на совершенно законных основаниях. Тяжелее всего придется высокочастотным трейдерам, к которым право распоряжения цифровой валютой переходит порой под сотню раз на дню. И они будут просто вынуждены завалить свои налоговые инспекции отчетами.
(Бормашева К., Новоселова Л., Янковский Р., Жужжалов М., Башкатов М., Огородов Д., Есаков Г., Кириллов Д., Успенский М.)
("Закон", 2020, N 12)- Основная проблема законопроекта - постоянная гонка со временем и вынужденная инициативность владельцев криптовалют. В соответствии с п. 6 ст. 14 Закона о ЦФА судебная защита может быть предоставлена тем лицам, которые отчитались в налоговый орган. Однако обязанность отчитываться возникает только при превышении порога в 600 тыс. руб., при этом сроки подачи указаны как "до 30 апреля следующего года". Проще говоря, для получения права на судебную защиту владелец криптоактивов должен будет инициативно обращаться в налоговую, не дожидаясь суммового порога/временного срока. Иначе, если он будет сидеть и ждать, а с его "криптой" что-то произойдет, то в судебной защите будет отказано, причем на совершенно законных основаниях. Тяжелее всего придется высокочастотным трейдерам, к которым право распоряжения цифровой валютой переходит порой под сотню раз на дню. И они будут просто вынуждены завалить свои налоговые инспекции отчетами.
Статья: Дело о неизвестных злодеях, или Является ли криптовалюта имуществом? Комментарий к делу AA v. Persons Unknown & Ors, Re Bitcoin [2019] Ewhc 3556 (Comm.), 13 December 2019
(Будылин С.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 1)Истец в рассматриваемом деле просил разрешения на следующую схему уведомления злодеев. Надо истребовать у криптобиржи информацию о личности клиентов, от которых поступили биткоины, а также об их электронных и обычных адресах (предположительно, биржа получила от клиентов эту информацию в рамках антиотмывочной идентификации). Затем надо направить извещения по этим адресам.
(Будылин С.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 1)Истец в рассматриваемом деле просил разрешения на следующую схему уведомления злодеев. Надо истребовать у криптобиржи информацию о личности клиентов, от которых поступили биткоины, а также об их электронных и обычных адресах (предположительно, биржа получила от клиентов эту информацию в рамках антиотмывочной идентификации). Затем надо направить извещения по этим адресам.
Готовое решение: Как регулируется майнинг криптовалюты (цифровой валюты) в РФ
(КонсультантПлюс, 2025)от имени или по поручению клиента осуществляете майнинг, распределяете цифровую валюту;
(КонсультантПлюс, 2025)от имени или по поручению клиента осуществляете майнинг, распределяете цифровую валюту;
Готовое решение: Какой порядок частичного ограничения режима потребления электрической энергии
(КонсультантПлюс, 2025)На определенных территориях аварийное ограничение также вводят для устройств, которые используют при майнинге цифровой валюты и (или) в деятельности оператора майнинговой инфраструктуры. Это делают, если появились основания для перехода энергосистемы на работу в вынужденном режиме. Такие устройства включают в графики в приоритетном порядке в сравнении с устройствами других потребителей (п. п. 34, 37 Правил ограничения режима потребления электроэнергии).
(КонсультантПлюс, 2025)На определенных территориях аварийное ограничение также вводят для устройств, которые используют при майнинге цифровой валюты и (или) в деятельности оператора майнинговой инфраструктуры. Это делают, если появились основания для перехода энергосистемы на работу в вынужденном режиме. Такие устройства включают в графики в приоритетном порядке в сравнении с устройствами других потребителей (п. п. 34, 37 Правил ограничения режима потребления электроэнергии).
Статья: Особенности правового регулирования криптовалют: Япония, Австралия и Швейцария
(Кузьмичев М.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)26 января 2018 г. произошел второй инцидент, оказавший значительное влияние на крипторегулирование Японии. В этот день одна из крупнейших в Японии компаний по обмену криптовалют, Coincheck, потеряла около 400 млн долларов в токенах криптовалюты NEM. В результате одновременно с Законом о платежных услугах поправки получил и Закон о предотвращении перевода доходов, полученных преступным путем (в 2016 г.). Согласно новым поправкам компании, занимающиеся обменом криптовалют, подпали под действие положений ПОД/ФТ. В частности, их обязали проверять личности клиентов, которые открывают счета, вести записи транзакций и уведомлять власти при обнаружении подозрительной транзакции.
(Кузьмичев М.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)26 января 2018 г. произошел второй инцидент, оказавший значительное влияние на крипторегулирование Японии. В этот день одна из крупнейших в Японии компаний по обмену криптовалют, Coincheck, потеряла около 400 млн долларов в токенах криптовалюты NEM. В результате одновременно с Законом о платежных услугах поправки получил и Закон о предотвращении перевода доходов, полученных преступным путем (в 2016 г.). Согласно новым поправкам компании, занимающиеся обменом криптовалют, подпали под действие положений ПОД/ФТ. В частности, их обязали проверять личности клиентов, которые открывают счета, вести записи транзакций и уведомлять власти при обнаружении подозрительной транзакции.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)б) прорывные, среди которых выделяют искусственный интеллект (например, используется при работе робота "Таксик", способного отвечать на вопросы налогоплательщиков в личном кабинете, при обработке налоговых уведомлений, прогнозировании остатков на счетах), дополненную реальность (используется при совершении платежей с использованием QR-кодов);
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)б) прорывные, среди которых выделяют искусственный интеллект (например, используется при работе робота "Таксик", способного отвечать на вопросы налогоплательщиков в личном кабинете, при обработке налоговых уведомлений, прогнозировании остатков на счетах), дополненную реальность (используется при совершении платежей с использованием QR-кодов);
Статья: К проблеме виндикации как способа защиты прав на цифровые и некоторые иные нематериальные объекты
(Дерюгина Т.В.)
("Цивилист", 2025, N 3)В судебной практике в настоящее время существует ряд проблем, обусловленных в том числе отсутствием необходимого правового регулирования или его несовершенством. Показательным в этом плане является решение Савеловского районного суда г. Москвы от 13 ноября 2023 г. по делу N 2-9249/2023 <3>, в котором отказывается в судебной защите права обладателю цифровой валюты, не информировавшему о факте обладания цифровой валютой и совершения сделки с нею в соответствии с требованиями законодательства РФ. С одной стороны, решение верное: законодатель обусловил судебную защиту исполнением обязанности по информированию компетентных органов. С другой стороны, в выигрыше остался недобросовестный приобретатель. Суд установил, что на момент предъявления требования цифровая валюта фактически находилась в криптовалютном кошельке ответчика; правового основания на этот момент для обладания цифровой валютой у него не было, так как договор управления к этому моменту истек; ответчик, как и истец, не уведомил органы об обладании цифровой валютой. Но по итогам отказа в судебной защите истца цифровая валюта осталась в обладании недобросовестного приобретателя. Такой подход вызывает ряд вопросов в том числе и потому, что законодатель допустил возможность нарушения баланса прав в пользу недобросовестного обладателя цифровой валюты <4>.
(Дерюгина Т.В.)
("Цивилист", 2025, N 3)В судебной практике в настоящее время существует ряд проблем, обусловленных в том числе отсутствием необходимого правового регулирования или его несовершенством. Показательным в этом плане является решение Савеловского районного суда г. Москвы от 13 ноября 2023 г. по делу N 2-9249/2023 <3>, в котором отказывается в судебной защите права обладателю цифровой валюты, не информировавшему о факте обладания цифровой валютой и совершения сделки с нею в соответствии с требованиями законодательства РФ. С одной стороны, решение верное: законодатель обусловил судебную защиту исполнением обязанности по информированию компетентных органов. С другой стороны, в выигрыше остался недобросовестный приобретатель. Суд установил, что на момент предъявления требования цифровая валюта фактически находилась в криптовалютном кошельке ответчика; правового основания на этот момент для обладания цифровой валютой у него не было, так как договор управления к этому моменту истек; ответчик, как и истец, не уведомил органы об обладании цифровой валютой. Но по итогам отказа в судебной защите истца цифровая валюта осталась в обладании недобросовестного приобретателя. Такой подход вызывает ряд вопросов в том числе и потому, что законодатель допустил возможность нарушения баланса прав в пользу недобросовестного обладателя цифровой валюты <4>.