Утверждение проекта зон санитарной охраны
Подборка наиболее важных документов по запросу Утверждение проекта зон санитарной охраны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.12.2024 N 88А-25136/2024 (УИД 22RS0068-01-2023-006412-04)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Обстоятельства: Истцу было отказано в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства ввиду существования в границах испрашиваемого участка объекта, являющегося действующим источником подземного водоснабжения, а также установления зоны санитарной охраны первого пояса подземного источника водоснабжения в границах испрашиваемого земельного участка.
Решение: Отказано.Однако, вывод суда апелляционной инстанции, имеющий правовое значение при разрешении вопросов использования водного объекта в конкретно указанных целях, а не предоставления земельного участка, относительно того, что отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны само по себе не отменяет ограничений, установленных правилами СанПиН 2.1.4.1110-02 и направленных на обеспечение безопасности населения, а значит, допускает отказ со ссылкой на пп. 10 п. 11 ст. 7 Закона о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков в предоставлении земельного участка, обусловленный его фактическим нахождением в зоне с особыми условиями использования территории, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого отказа, поскольку не повлек нарушений прав административного истца.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Обстоятельства: Истцу было отказано в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства ввиду существования в границах испрашиваемого участка объекта, являющегося действующим источником подземного водоснабжения, а также установления зоны санитарной охраны первого пояса подземного источника водоснабжения в границах испрашиваемого земельного участка.
Решение: Отказано.Однако, вывод суда апелляционной инстанции, имеющий правовое значение при разрешении вопросов использования водного объекта в конкретно указанных целях, а не предоставления земельного участка, относительно того, что отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны само по себе не отменяет ограничений, установленных правилами СанПиН 2.1.4.1110-02 и направленных на обеспечение безопасности населения, а значит, допускает отказ со ссылкой на пп. 10 п. 11 ст. 7 Закона о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков в предоставлении земельного участка, обусловленный его фактическим нахождением в зоне с особыми условиями использования территории, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого отказа, поскольку не повлек нарушений прав административного истца.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 29.07.2024 по делу N 33-2232/2024 (УИД 04RS0008-01-2024-000309-37)
Категория спора: С органами государственной власти и местного самоуправления.
Требования: 1) О понуждении к принятию мер по соблюдению требований санитарного законодательства; 2) О разработке и утверждении проектов зон санитарной охраны; 3) О получении санитарно-эпидемиологического заключения на проекты зон санитарной охраны; 4) О получении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам.
Обстоятельства: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Бурятия обратилось в суд с иском к администрации МО "Заиграевский район" Республики Бурятия, МУ МОП ЖКХ "Заиграево", МО ГП "Поселок Заиграево" об обязании ответчиков разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения. Основным доказательством являются результаты плановой проверки, установившие нарушения требований санитарного законодательства.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.Таким образом, само по себе наличие существующей застройки не является безусловным основанием к отказу в установлении зон санитарной охраны. Доводы о том, что снова будет получено отрицательное заключение не состоятельны, поскольку обязанности разработать и утвердить проект зон санитарной охраны корреспондирует обязанность подготовить данный проект в соответствии с предъявляемыми требованиями (правильное указание исходных данных, характеристик санитарного состояния, правильность произведенных расчетов, развернутые результаты исследований проб воды, достаточность и полнота показателей лабораторных исследований, согласование сокращения размеров первого пояса ЗСО при условии гидрогеологического обоснования с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора и т.д.).
Категория спора: С органами государственной власти и местного самоуправления.
Требования: 1) О понуждении к принятию мер по соблюдению требований санитарного законодательства; 2) О разработке и утверждении проектов зон санитарной охраны; 3) О получении санитарно-эпидемиологического заключения на проекты зон санитарной охраны; 4) О получении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам.
Обстоятельства: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Бурятия обратилось в суд с иском к администрации МО "Заиграевский район" Республики Бурятия, МУ МОП ЖКХ "Заиграево", МО ГП "Поселок Заиграево" об обязании ответчиков разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения. Основным доказательством являются результаты плановой проверки, установившие нарушения требований санитарного законодательства.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.Таким образом, само по себе наличие существующей застройки не является безусловным основанием к отказу в установлении зон санитарной охраны. Доводы о том, что снова будет получено отрицательное заключение не состоятельны, поскольку обязанности разработать и утвердить проект зон санитарной охраны корреспондирует обязанность подготовить данный проект в соответствии с предъявляемыми требованиями (правильное указание исходных данных, характеристик санитарного состояния, правильность произведенных расчетов, развернутые результаты исследований проб воды, достаточность и полнота показателей лабораторных исследований, согласование сокращения размеров первого пояса ЗСО при условии гидрогеологического обоснования с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора и т.д.).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Использование судебного понуждения с целью обеспечения предоставления государственных услуг в электронной форме
(Гуслов Е.А.)
("Законность", 2023, N 6)Так, в 2022 г. проведена проверка исполнения Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Проверкой установлено, что государственный орган не обеспечил предоставления через официальный сайт государственных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Притом проверка показала, что Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан на основании письменных заявлений предоставляет различные государственные услуги, к числу которых в том числе отнесены: выдача разрешений на добычу объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; заключение с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается; подготовка и заключение договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства; согласование планов мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий; утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Республики Башкортостан, и другие.
(Гуслов Е.А.)
("Законность", 2023, N 6)Так, в 2022 г. проведена проверка исполнения Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Проверкой установлено, что государственный орган не обеспечил предоставления через официальный сайт государственных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Притом проверка показала, что Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан на основании письменных заявлений предоставляет различные государственные услуги, к числу которых в том числе отнесены: выдача разрешений на добычу объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; заключение с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается; подготовка и заключение договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства; согласование планов мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий; утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Республики Башкортостан, и другие.
Статья: Споры о возмещении убытков, причиненных правообладателю ограничением прав на земельный участок в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территорий
(Лысенкова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Подобную позицию можно встретить и в отношении зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. В решении от 24.01.2022 N АКПИ21-948 Верховный Суд Российской Федерации сделал вывод, что с учетом значимости водных объектов для окружающей среды и человека одно лишь отсутствие в государственном кадастре недвижимости информации об утвержденном проекте зон санитарной охраны не может служить достаточным основанием для вывода об отсутствии зоны санитарной охраны. В противном случае неисполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления возложенной на них обязанности направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ ЗОУИТ позволяло бы физическим и юридическим лицам не соблюдать ограничения и запреты, установленные в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
(Лысенкова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Подобную позицию можно встретить и в отношении зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. В решении от 24.01.2022 N АКПИ21-948 Верховный Суд Российской Федерации сделал вывод, что с учетом значимости водных объектов для окружающей среды и человека одно лишь отсутствие в государственном кадастре недвижимости информации об утвержденном проекте зон санитарной охраны не может служить достаточным основанием для вывода об отсутствии зоны санитарной охраны. В противном случае неисполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления возложенной на них обязанности направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ ЗОУИТ позволяло бы физическим и юридическим лицам не соблюдать ограничения и запреты, установленные в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 07.07.2011 N 308
"Об утверждении статистического инструментария для организации Минприроды России федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод"3.2. В графах 4 - 6 по строкам 01 - 07 приводятся сведения о фактической дате государственной экспертизы или утверждения документа, если документ был утвержден на момент подготовки сведений за соответствующий год. Если на дату подготовки сведений государственная экспертиза документа не проведена или документ не был утвержден, то в соответствующих строках 01 - 07 ставится прочерк.
"Об утверждении статистического инструментария для организации Минприроды России федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод"3.2. В графах 4 - 6 по строкам 01 - 07 приводятся сведения о фактической дате государственной экспертизы или утверждения документа, если документ был утвержден на момент подготовки сведений за соответствующий год. Если на дату подготовки сведений государственная экспертиза документа не проведена или документ не был утвержден, то в соответствующих строках 01 - 07 ставится прочерк.
Приказ Минстроя России от 30.11.2021 N 869/пр
"Об утверждении Методических рекомендаций по проведению субъектами Российской Федерации мониторинга состояния объектов систем теплоснабжения"<3> В графе 3 формы ТС-2 рекомендуется отражать информацию об общем количестве источников тепловой энергии с утвержденными проектами зон санитарной охраны, перечисленную в АИС "Реформа ЖКХ", с учетом данных, внесенных в форму ТС-Объект.
"Об утверждении Методических рекомендаций по проведению субъектами Российской Федерации мониторинга состояния объектов систем теплоснабжения"<3> В графе 3 формы ТС-2 рекомендуется отражать информацию об общем количестве источников тепловой энергии с утвержденными проектами зон санитарной охраны, перечисленную в АИС "Реформа ЖКХ", с учетом данных, внесенных в форму ТС-Объект.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Решение Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Решение Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
Статья: Источники питьевого водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно п. 1.2 Постановления Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 "О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области" для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно п. 1.2 Постановления Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 "О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области" для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Может ли одно публично-правовое образование заключить договор аренды имущества, которое принадлежит другому публично-правовому образованию
(КонсультантПлюс, 2025)В силу пунктов 4, 5 статьи 31, пунктов 2, 4 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статьи 1, пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, изданного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи", Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425, решения Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", а также решения от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи", на момент подписания договора от 23.12.1999 N 4900001664 рассматриваемый земельный участок относился к землям особо охраняемых природных территорий курорта федерального значения, являлся объектом федеральной собственности.
Может ли одно публично-правовое образование заключить договор аренды имущества, которое принадлежит другому публично-правовому образованию
(КонсультантПлюс, 2025)В силу пунктов 4, 5 статьи 31, пунктов 2, 4 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статьи 1, пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, изданного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи", Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425, решения Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", а также решения от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи", на момент подписания договора от 23.12.1999 N 4900001664 рассматриваемый земельный участок относился к землям особо охраняемых природных территорий курорта федерального значения, являлся объектом федеральной собственности.
Статья: Правовой статус водозаборных скважин
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При выборе источника питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации зоны санитарной охраны (ЗСО) определяется на стадии выбора площадки для строительства водозабора. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения").
(Кузнецов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При выборе источника питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации зоны санитарной охраны (ЗСО) определяется на стадии выбора площадки для строительства водозабора. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения").
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В свою очередь, Правилами охраны подземных водных объектов предусмотрен следующий перечень мероприятий по предупреждению их загрязнения, засорения, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов: мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды и по ликвидации последствий загрязнения, засорения подземных вод и истощения их запасов; наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод и за уровенным режимом подземных вод; определение объемов добычи (извлечения) подземных вод в соответствии с утвержденной проектной документацией и (или) техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, объемов размещаемых попутных (пластовых) вод, радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности в глубокие горизонты (коллекторы) в соответствии с утвержденной проектной документацией, а также объемов сточных вод, размещаемых в подземных водных объектах, которые не используются и не могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией; установление режима хозяйственной деятельности, запрещающего работы, загрязняющие подземные воды в границах зон санитарной охраны водозаборов питьевых подземных вод, границах округов горно-санитарной охраны месторождений минеральных вод, а также в областях питания незащищенных водоносных горизонтов, используемых для целей централизованного и нецентрализованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <1>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В свою очередь, Правилами охраны подземных водных объектов предусмотрен следующий перечень мероприятий по предупреждению их загрязнения, засорения, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов: мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды и по ликвидации последствий загрязнения, засорения подземных вод и истощения их запасов; наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод и за уровенным режимом подземных вод; определение объемов добычи (извлечения) подземных вод в соответствии с утвержденной проектной документацией и (или) техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, объемов размещаемых попутных (пластовых) вод, радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности в глубокие горизонты (коллекторы) в соответствии с утвержденной проектной документацией, а также объемов сточных вод, размещаемых в подземных водных объектах, которые не используются и не могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией; установление режима хозяйственной деятельности, запрещающего работы, загрязняющие подземные воды в границах зон санитарной охраны водозаборов питьевых подземных вод, границах округов горно-санитарной охраны месторождений минеральных вод, а также в областях питания незащищенных водоносных горизонтов, используемых для целей централизованного и нецентрализованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <1>.