Утверждение проекта санитарно-Защитной зоны
Подборка наиболее важных документов по запросу Утверждение проекта санитарно-Защитной зоны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, принимая во внимания требования санитарных правил и норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", установив, что обязанность по соблюдению мероприятий, предусмотренных санитарно-эпидемиологическими нормами для разработки и утверждения проекта организации санитарно-защитной зоны, получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарно-защитной зоны требованиям санитарных правил и нормативов для объектов своего производства лежит на ООО "Поташкинское", как на собственнике объектов и производства, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, а неисполнение данных мероприятий нарушает права, свободы и законные интересы граждан и неопределенного круга лиц, угрожает их здоровью, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 23 "Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФТаким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия считает верным вывод суда о том, что утвердив проект Генерального плана и Правила землепользования и застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером N в части установления границ санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, административный ответчик вышел за пределы предоставленной ему полномочий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)МР 2.1.1.0358-24. 2.1.1. Планировка и застройка населенных
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)МР 2.1.1.0358-24. 2.1.1. Планировка и застройка населенных
Статья: Правовые последствия отображения ориентировочных санитарно-защитных зон в градостроительной документации
(Баталов Г.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Профессором Э.К. Трутневым была предложена схема введения двухуровневой системы установления СЗЗ. Для 1-го уровня: границы СЗЗ (ориентировочные) должны стать юридически значимыми на основании решения об утверждении генерального плана, сведения о границах СЗЗ вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и отображаются на картографическом материале в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). Для 2-го уровня: правообладатели промышленных объектов, вокруг которой посредством генеральных планов установлены ориентировочные СЗЗ, могут разрабатывать проекты по сокращению размера СЗЗ в связи с технологическим совершенствованием. После утверждения проектов СЗЗ с учетом санитарно-эпидемиологического заключения (далее - СЭЗ) уменьшенные границы СЗЗ вносятся в генеральные планы <4>.
(Баталов Г.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Профессором Э.К. Трутневым была предложена схема введения двухуровневой системы установления СЗЗ. Для 1-го уровня: границы СЗЗ (ориентировочные) должны стать юридически значимыми на основании решения об утверждении генерального плана, сведения о границах СЗЗ вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и отображаются на картографическом материале в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). Для 2-го уровня: правообладатели промышленных объектов, вокруг которой посредством генеральных планов установлены ориентировочные СЗЗ, могут разрабатывать проекты по сокращению размера СЗЗ в связи с технологическим совершенствованием. После утверждения проектов СЗЗ с учетом санитарно-эпидемиологического заключения (далее - СЭЗ) уменьшенные границы СЗЗ вносятся в генеральные планы <4>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об использовании атомной энергии"В санитарно-защитной зоне запрещается размещение жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к функционированию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения лечебно-оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренных утвержденным проектом санитарно-защитной зоны.
(ред. от 26.12.2024)
"Об использовании атомной энергии"В санитарно-защитной зоне запрещается размещение жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к функционированию ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения лечебно-оздоровительных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренных утвержденным проектом санитарно-защитной зоны.
Заключение Минэкономразвития России от 17.01.2013
"Об экспертизе Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"- требование Санитарных норм по оценке риска здоровью населения по химическому фактору для аэропортов является неоправданным финансовым бременем, так как по результатам уже проведенных дорогостоящих работ по оценке риска (аэропорты Уфа, Остафьево, Домодедово, Шереметьево) установлено, что такой риск отсутствует либо является приемлемым. Между тем вызывает особое недоумение требование Роспотребнадзора проводить оценку риска здоровью населения по химическому фактору до утверждения проекта расчетной СЗЗ, что влечет дополнительные финансовые затраты при наличии замечаний к проекту расчетной СЗЗ и соответственно требует дополнительного проведения оценки риска;
"Об экспертизе Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"- требование Санитарных норм по оценке риска здоровью населения по химическому фактору для аэропортов является неоправданным финансовым бременем, так как по результатам уже проведенных дорогостоящих работ по оценке риска (аэропорты Уфа, Остафьево, Домодедово, Шереметьево) установлено, что такой риск отсутствует либо является приемлемым. Между тем вызывает особое недоумение требование Роспотребнадзора проводить оценку риска здоровью населения по химическому фактору до утверждения проекта расчетной СЗЗ, что влечет дополнительные финансовые затраты при наличии замечаний к проекту расчетной СЗЗ и соответственно требует дополнительного проведения оценки риска;
Статья: Санитарно-защитные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок подготовки проекта санитарно-защитной зоны, а также требования к нему (включая определение класса опасности и ориентировочных размеров санитарно-защитной зоны объекта, определение перечня ограничений использования земельных участков, расположенных в границах предлагаемой к установлению (изменению) санитарно-защитной зоны, а также разработку санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по защите населения (при необходимости)) содержатся в МР 2.1.1.0358-24. 2.1.1 "Планировка и застройка населенных мест. Методические рекомендации по подготовке проекта санитарно-защитной зоны. Методические рекомендации", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 23.12.2024.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок подготовки проекта санитарно-защитной зоны, а также требования к нему (включая определение класса опасности и ориентировочных размеров санитарно-защитной зоны объекта, определение перечня ограничений использования земельных участков, расположенных в границах предлагаемой к установлению (изменению) санитарно-защитной зоны, а также разработку санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по защите населения (при необходимости)) содержатся в МР 2.1.1.0358-24. 2.1.1 "Планировка и застройка населенных мест. Методические рекомендации по подготовке проекта санитарно-защитной зоны. Методические рекомендации", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 23.12.2024.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)До недавнего времени законодательством было предусмотрено два способа определения размера СЗЗ: в соответствии с указанными в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 нормативными размерами для различного рода объектов (по степени вредности для человека) (нормативная или ориентировочная СЗЗ) либо на основании проекта СЗЗ, разрабатываемого правообладателем объекта, в связи с которым подлежит установлению СЗЗ. При этом в последнем случае изначально на основании проекта СЗЗ устанавливалась расчетная (предварительная) СЗЗ, а в дальнейшем по результатам наблюдений и измерений утверждалась установленная (окончательная) СЗЗ. Разработка проекта СЗЗ для объектов I - III классов опасности являлась обязательной.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)До недавнего времени законодательством было предусмотрено два способа определения размера СЗЗ: в соответствии с указанными в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 нормативными размерами для различного рода объектов (по степени вредности для человека) (нормативная или ориентировочная СЗЗ) либо на основании проекта СЗЗ, разрабатываемого правообладателем объекта, в связи с которым подлежит установлению СЗЗ. При этом в последнем случае изначально на основании проекта СЗЗ устанавливалась расчетная (предварительная) СЗЗ, а в дальнейшем по результатам наблюдений и измерений утверждалась установленная (окончательная) СЗЗ. Разработка проекта СЗЗ для объектов I - III классов опасности являлась обязательной.