Утверждение плана реструктуризации
Подборка наиболее важных документов по запросу Утверждение плана реструктуризации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 10 ГК РФ "Пределы осуществления гражданских прав"1.2.10.4. Арбитражный суд не утверждает план реструктуризации долгов, если он заведомо экономически неисполним, не предусматривает, что должнику и находящимся на его иждивении членам семьи будут оставлены средства для проживания, либо реализация плана существенно нарушит права и законные интересы несовершеннолетних (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как признать гражданина банкротом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)План реструктуризации, одобренный собранием кредиторов, утверждается судом после удовлетворения вами требований по текущим обязательствам, погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов. По общему правилу срок реализации плана не может быть более чем пять лет (п. 2 ст. 213.14, п. 1 ст. 213.17 Закона N 127-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)План реструктуризации, одобренный собранием кредиторов, утверждается судом после удовлетворения вами требований по текущим обязательствам, погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов. По общему правилу срок реализации плана не может быть более чем пять лет (п. 2 ст. 213.14, п. 1 ст. 213.17 Закона N 127-ФЗ).
Статья: О первом опыте заключения локального мирового соглашения с залоговым кредитором в деле о банкротстве гражданина
(Шевченко И.М.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Утверждение мирового соглашения (локального плана
(Шевченко И.М.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)Утверждение мирового соглашения (локального плана
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. План реструктуризации долгов гражданина, одобренный собранием кредиторов, подлежит утверждению арбитражным судом после удовлетворения гражданином требований по текущим обязательствам, подлежащих удовлетворению в соответствии с настоящим Федеральным законом, погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. План реструктуризации долгов гражданина, одобренный собранием кредиторов, подлежит утверждению арбитражным судом после удовлетворения гражданином требований по текущим обязательствам, подлежащих удовлетворению в соответствии с настоящим Федеральным законом, погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очереди, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан"29. Поступившее в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, решение собрания кредиторов об одобрении плана реструктуризации долгов является достаточным основанием для назначения судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. В этом случае ходатайство участвующих в деле лиц об утверждении плана реструктуризации не требуется.
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан"29. Поступившее в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, решение собрания кредиторов об одобрении плана реструктуризации долгов является достаточным основанием для назначения судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. В этом случае ходатайство участвующих в деле лиц об утверждении плана реструктуризации не требуется.
Статья: Основные проблемы реструктуризации долга при банкротстве физических лиц в России
(Цокур Е.Ф., Руденко А.С.)
("Юрист", 2022, N 5)Поэтому указанные требования кредиторов в план не включаются и подлежат удовлетворению без отсрочек. Кроме поименованных условий утверждения плана, в судебной практике исходя из недопустимости злоупотребления правом были выработаны иные (дополнительные) обстоятельства, наличие которых препятствует утверждению плана реструктуризации долгов (в том числе одобренного собранием кредиторов):
(Цокур Е.Ф., Руденко А.С.)
("Юрист", 2022, N 5)Поэтому указанные требования кредиторов в план не включаются и подлежат удовлетворению без отсрочек. Кроме поименованных условий утверждения плана, в судебной практике исходя из недопустимости злоупотребления правом были выработаны иные (дополнительные) обстоятельства, наличие которых препятствует утверждению плана реструктуризации долгов (в том числе одобренного собранием кредиторов):
"Упрощенные производства в гражданском судопроизводстве"
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не могут быть рассмотрены в порядке приказного производства требования к должнику (юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу), в отношении которого ведутся процедуры, применяемые в деле о банкротстве, поскольку для рассмотрения этих требований установлен специальный судебный порядок. В соответствии с разъяснениями в абз. 3 п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. N 62 в силу абз. 2 п. 1 ст. 63, абз. 2 п. 1 ст. 81, абз. 8 п. 1 ст. 94, абз. 7 п. 1 ст. 126, абз. 3 п. 2 ст. 213.11, абз. 2, 3 п. 1 ст. 213.19 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <5> с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, принятия решения о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства или введения реализации имущества гражданина, с даты введения процедуры реструктуризации долгов гражданина и утверждения арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина требования кредиторов по денежным обязательствам и требования об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве и не могут быть рассмотрены в порядке приказного производства. Помимо того, что такие требования рассматриваются в специальном порядке рассмотрения дел о банкротстве, по ним также усматривается наличие спора о праве с кредиторами должника по определению конкурсной массы. Кроме того, наличие спора о праве может усматриваться в отношении требований, вытекающих из подозрительных сделок такого должника. Например, в соответствии с п. 1 ст. 61.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" сделка, совершенная должником в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия указанного заявления, может быть признана арбитражным судом недействительной при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной сделки. Отсюда в приказном производстве может возникнуть вопрос о бесспорности требования, вытекающего из сделки, заключенной после принятия арбитражным судом заявления о признании банкротом или в течение одного года до принятия указанного заявления.
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не могут быть рассмотрены в порядке приказного производства требования к должнику (юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу), в отношении которого ведутся процедуры, применяемые в деле о банкротстве, поскольку для рассмотрения этих требований установлен специальный судебный порядок. В соответствии с разъяснениями в абз. 3 п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. N 62 в силу абз. 2 п. 1 ст. 63, абз. 2 п. 1 ст. 81, абз. 8 п. 1 ст. 94, абз. 7 п. 1 ст. 126, абз. 3 п. 2 ст. 213.11, абз. 2, 3 п. 1 ст. 213.19 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <5> с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, принятия решения о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства или введения реализации имущества гражданина, с даты введения процедуры реструктуризации долгов гражданина и утверждения арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина требования кредиторов по денежным обязательствам и требования об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве и не могут быть рассмотрены в порядке приказного производства. Помимо того, что такие требования рассматриваются в специальном порядке рассмотрения дел о банкротстве, по ним также усматривается наличие спора о праве с кредиторами должника по определению конкурсной массы. Кроме того, наличие спора о праве может усматриваться в отношении требований, вытекающих из подозрительных сделок такого должника. Например, в соответствии с п. 1 ст. 61.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" сделка, совершенная должником в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия указанного заявления, может быть признана арбитражным судом недействительной при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной сделки. Отсюда в приказном производстве может возникнуть вопрос о бесспорности требования, вытекающего из сделки, заключенной после принятия арбитражным судом заявления о признании банкротом или в течение одного года до принятия указанного заявления.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Для проведения реструктуризации гражданин должен соответствовать требованиям для утверждения плана реструктуризации, установленным в ст. 213.13 Закона о банкротстве (в том числе иметь источник дохода и предоставить сведения об источниках дохода за шесть месяцев, предшествующих передаче в суд плана реструктуризации, и иные требования). Также план реструктуризации не будет утвержден, если гражданин признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана, или если в его отношении уже утверждался план реструктуризации в течение восьми предшествующих лет.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Для проведения реструктуризации гражданин должен соответствовать требованиям для утверждения плана реструктуризации, установленным в ст. 213.13 Закона о банкротстве (в том числе иметь источник дохода и предоставить сведения об источниках дохода за шесть месяцев, предшествующих передаче в суд плана реструктуризации, и иные требования). Также план реструктуризации не будет утвержден, если гражданин признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана, или если в его отношении уже утверждался план реструктуризации в течение восьми предшествующих лет.
Статья: О формировании концепции применения зачета встречных однородных требований в делах о банкротстве граждан
(Фролов И.В.)
("Закон", 2023, N 6)Детальный анализ положений норм этой главы позволяет сделать вывод о том, что в делах о банкротстве граждан прекращение денежных обязательств должника зачетом не допускается с даты утверждения судом плана реструктуризации долгов гражданина, если это прямо не предусмотрено планом реструктуризации долгов (п. 1 ст. 213.19 Закона о банкротстве). Иных прямых запретов на применение зачета в делах о банкротстве гражданина законодательство не содержит.
(Фролов И.В.)
("Закон", 2023, N 6)Детальный анализ положений норм этой главы позволяет сделать вывод о том, что в делах о банкротстве граждан прекращение денежных обязательств должника зачетом не допускается с даты утверждения судом плана реструктуризации долгов гражданина, если это прямо не предусмотрено планом реструктуризации долгов (п. 1 ст. 213.19 Закона о банкротстве). Иных прямых запретов на применение зачета в делах о банкротстве гражданина законодательство не содержит.
Статья: К вопросу о субординации требований кредиторов, возникших после возбуждения дела о банкротстве
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 6)Более того, большинству зарубежных законодательств известен институт cramdown, как раз и заключающийся в возможности преодоления воли некоторых кредиторов при утверждении плана реструктуризации задолженности. Почему допускается подобное замещение воли кредиторов (при условии неухудшения положения несогласных по сравнению с ситуацией, когда имущество должника было бы продано, а он сам - ликвидирован)? <27>
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 6)Более того, большинству зарубежных законодательств известен институт cramdown, как раз и заключающийся в возможности преодоления воли некоторых кредиторов при утверждении плана реструктуризации задолженности. Почему допускается подобное замещение воли кредиторов (при условии неухудшения положения несогласных по сравнению с ситуацией, когда имущество должника было бы продано, а он сам - ликвидирован)? <27>
Статья: Некоторые особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) физических лиц
(Зарочинцева Е.В.)
("Арбитражные споры", 2021, N 1)Апелляционный суд не согласился с решением суда первой инстанции в данной части, отменил его и ввел в отношении должника процедуру реструктуризации долгов, указав, что положения статьи 213.6 Закона о банкротстве в случае признания заявления конкурсного кредитора о признании должника-гражданина обоснованным по общему правилу допускают только введение в отношении такого должника процедуры реструктуризации долгов. Должник не обращался в суд с ходатайством о введении в отношении него процедуры реализации имущества; предусмотренные пунктом 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве основания, препятствующие утверждению плана реструктуризации долгов, в отношении должника не выявлены.
(Зарочинцева Е.В.)
("Арбитражные споры", 2021, N 1)Апелляционный суд не согласился с решением суда первой инстанции в данной части, отменил его и ввел в отношении должника процедуру реструктуризации долгов, указав, что положения статьи 213.6 Закона о банкротстве в случае признания заявления конкурсного кредитора о признании должника-гражданина обоснованным по общему правилу допускают только введение в отношении такого должника процедуры реструктуризации долгов. Должник не обращался в суд с ходатайством о введении в отношении него процедуры реализации имущества; предусмотренные пунктом 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве основания, препятствующие утверждению плана реструктуризации долгов, в отношении должника не выявлены.
Статья: Локальный план реструктуризации в процедуре банкротства физического лица
(Емалтынов А.Р., Боярский Д.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 12)Закон о банкротстве предоставляет суду широкие дискреционные полномочия при утверждении плана реструктуризации. Так, в силу п. 4 ст. 213.17 Закона о банкротстве суд вправе утвердить не одобренный собранием кредиторов план реструктуризации при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования кредиторов в размере существенно большем, чем кредиторы могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа.
(Емалтынов А.Р., Боярский Д.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 12)Закон о банкротстве предоставляет суду широкие дискреционные полномочия при утверждении плана реструктуризации. Так, в силу п. 4 ст. 213.17 Закона о банкротстве суд вправе утвердить не одобренный собранием кредиторов план реструктуризации при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования кредиторов в размере существенно большем, чем кредиторы могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа.
"Правовая адгезия, или Реабилитация по-французски: о значимости компромисса в урегулировании несостоятельности"
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)Требования равных кредиторов удовлетворяются после сверхприоритетных и приоритетных требований. Как правило, процент погашения требований таких кредиторов невелик и при ликвидации в лучшем случае составляет около 20%. Чаще всего такие требования принадлежат финансовым организациям и контрагентам, исполнившим свои обязательства в рамках крупных проектов. Если в правовой системе воспринят принцип, согласно которому кредиторы не могут возражать против утверждения плана реструктуризации или досудебного урегулирования несостоятельности, их требования в итоге будут погашены в объеме не меньшем, чем обычно при ликвидации <1>.
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)Требования равных кредиторов удовлетворяются после сверхприоритетных и приоритетных требований. Как правило, процент погашения требований таких кредиторов невелик и при ликвидации в лучшем случае составляет около 20%. Чаще всего такие требования принадлежат финансовым организациям и контрагентам, исполнившим свои обязательства в рамках крупных проектов. Если в правовой системе воспринят принцип, согласно которому кредиторы не могут возражать против утверждения плана реструктуризации или досудебного урегулирования несостоятельности, их требования в итоге будут погашены в объеме не меньшем, чем обычно при ликвидации <1>.
Статья: Целесообразность стадии реструктуризации долгов в процедуре банкротства гражданина
(Османова Д.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)Закон о банкротстве предполагает три возможные стадии, которые могут быть введены в рамках процедуры банкротства гражданина: реструктуризация долгов, реализация имущества и мировое соглашение. С учетом анализа положений специального закона, правоприменительной практики, зарубежного опыта и официальных статистических данных автор приходит к выводу о нецелесообразности существования двух фактически взаимозаменяющих процедур - мирового соглашения и реструктуризации долга. Автор отстаивает необходимость сохранения в законе одного из названных механизмов и считает мировое соглашение наиболее оптимальным как с точки зрения условий и порядка его утверждения, так и с точки зрения свободы усмотрения относительно его содержания (в частности, возможность урегулирования отдельных обязательств, а не всех имеющихся; возможность отсрочки и рассрочки исполнения на срок, установленный сторонами, а не предельно допустимый законом; возможность полного освобождения от процентов любой природы и пр.). В то же время обозначены недостатки, способы нивелирования которых есть в рамках процедуры утверждения плана реструктуризации и могут быть адаптированы для мирового соглашения (например, институт преодоления несогласия кредиторов для утверждения плана реструктуризации (cramdown)).
(Османова Д.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)Закон о банкротстве предполагает три возможные стадии, которые могут быть введены в рамках процедуры банкротства гражданина: реструктуризация долгов, реализация имущества и мировое соглашение. С учетом анализа положений специального закона, правоприменительной практики, зарубежного опыта и официальных статистических данных автор приходит к выводу о нецелесообразности существования двух фактически взаимозаменяющих процедур - мирового соглашения и реструктуризации долга. Автор отстаивает необходимость сохранения в законе одного из названных механизмов и считает мировое соглашение наиболее оптимальным как с точки зрения условий и порядка его утверждения, так и с точки зрения свободы усмотрения относительно его содержания (в частности, возможность урегулирования отдельных обязательств, а не всех имеющихся; возможность отсрочки и рассрочки исполнения на срок, установленный сторонами, а не предельно допустимый законом; возможность полного освобождения от процентов любой природы и пр.). В то же время обозначены недостатки, способы нивелирования которых есть в рамках процедуры утверждения плана реструктуризации и могут быть адаптированы для мирового соглашения (например, институт преодоления несогласия кредиторов для утверждения плана реструктуризации (cramdown)).
Статья: Реструктуризация долгов как процедура банкротства физического лица
(Казарян М.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 1)Если согласно п. 8 ст. 213.6 Закона N 127-ФЗ суд сделает вывод, что перечисленные условия утверждения плана реструктуризации не соблюдаются, то он вправе на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации его имущества.
(Казарян М.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 1)Если согласно п. 8 ст. 213.6 Закона N 127-ФЗ суд сделает вывод, что перечисленные условия утверждения плана реструктуризации не соблюдаются, то он вправе на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации его имущества.