Утверждение красных линий
Подборка наиболее важных документов по запросу Утверждение красных линий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 41 "Назначение, виды документации по планировке территории" Градостроительного кодекса РФОпределение времени возведения спорного объекта, соотношение периодов его строительства со временем утверждения красных линий, установления охранной зоны линейных объектов имеют значение не только для определения норм права, регулирующих спорные правоотношения, но и для выяснения вопроса о противоправности действий истца по возведению спорной постройки."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 262 "Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок" ГК РФ"Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 ГрК РФ, пункта 12 статьи 85 ЗК РФ и положений статьи 262 ГК РФ, перечень земель (территорий) общего пользования не является закрытым, следовательно, основными признаками земельных участков общего пользования, перечень которых не ограничен законом, следует считать общедоступность и принадлежность публичному образованию. Гражданское и земельное законодательство не ставит статус участка общего пользования в зависимость от содержания градостроительной документации, которой утверждаются красные линии."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая природа красных линий: онтолого-гносеологический аспект
(Львова С.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Гносеология красных линий неразрывно связана с процедурами их фиксации. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 41, ч. 13.1 ст. 45 ГрК РФ утверждение красных линий и внесение в них изменений требуют проведения публичных слушаний, что актуализирует роль социума как субъекта познания.
(Львова С.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Гносеология красных линий неразрывно связана с процедурами их фиксации. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 41, ч. 13.1 ст. 45 ГрК РФ утверждение красных линий и внесение в них изменений требуют проведения публичных слушаний, что актуализирует роль социума как субъекта познания.
Статья: Объекты вспомогательного использования: критерии утверждены
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Однако судьи отклонили этот довод, сославшись на то, что утверждение красных линий с их наложением на границы сформированного земельного участка истца само по себе не создает препятствий в его использовании.
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Однако судьи отклонили этот довод, сославшись на то, что утверждение красных линий с их наложением на границы сформированного земельного участка истца само по себе не создает препятствий в его использовании.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Генеральный план муниципального образования и постановление о планировке, принятые до приобретения обществом в собственность объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, в установленном порядке не оспорены и не признаны недействующими. Тот факт, что спорный участок был сформирован до утверждения постановлением о планировке красных линий, обозначающих дорогу общегородского значения, не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа в предоставлении участка в собственность с учетом положений ст. 27 и 39.16 ЗК РФ. Поэтому оснований для того, чтобы не применять и не принимать во внимание данные документы, у судов не имелось.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Генеральный план муниципального образования и постановление о планировке, принятые до приобретения обществом в собственность объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, в установленном порядке не оспорены и не признаны недействующими. Тот факт, что спорный участок был сформирован до утверждения постановлением о планировке красных линий, обозначающих дорогу общегородского значения, не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа в предоставлении участка в собственность с учетом положений ст. 27 и 39.16 ЗК РФ. Поэтому оснований для того, чтобы не применять и не принимать во внимание данные документы, у судов не имелось.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
(ред. от 31.07.2025)2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 настоящей статьи;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 настоящей статьи;
Статья: Отсутствие документации по планировке территории как основание для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка. Комментарий к Кассационному определению Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 4 декабря 2019 года N 43-КА19-31
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)Поэтому полагаем, что, прежде чем отказывать частному лицу в получении градплана ввиду отсутствия ДПТ, было бы правильным предварительно проанализировать обстоятельства, являющиеся причиной отсутствия ДПТ. Так, если ДПТ не была подготовлена и утверждена (красные линии не были установлены) по причине ненадлежащего исполнения публичной властью своих функций, то субъекты градостроительной деятельности не должны лишаться возможности получить градплан со ссылкой на п. 2 ч. 3 ст. 41 ГрК РФ и реализовать свое право на застройку принадлежащего им земельного участка. Представляется, что этот подход сонаправлен с позицией Конституционного Суда РФ, согласно которой, если речь идет об общем интересе, публичным властям надлежит действовать своевременно, надлежащим образом и максимально последовательно; ошибки или просчеты государственных органов должны служить выгоде заинтересованных лиц, особенно при отсутствии иных конфликтующих интересов; риск любой ошибки, допущенной государственным органом, должно нести государство, и ошибки не должны устраняться за счет заинтересованного лица <48>. Иными словами, публичная власть не должна перекладывать на частных лиц негативные последствия своих просчетов в подготовке и утверждении ДПТ.
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)Поэтому полагаем, что, прежде чем отказывать частному лицу в получении градплана ввиду отсутствия ДПТ, было бы правильным предварительно проанализировать обстоятельства, являющиеся причиной отсутствия ДПТ. Так, если ДПТ не была подготовлена и утверждена (красные линии не были установлены) по причине ненадлежащего исполнения публичной властью своих функций, то субъекты градостроительной деятельности не должны лишаться возможности получить градплан со ссылкой на п. 2 ч. 3 ст. 41 ГрК РФ и реализовать свое право на застройку принадлежащего им земельного участка. Представляется, что этот подход сонаправлен с позицией Конституционного Суда РФ, согласно которой, если речь идет об общем интересе, публичным властям надлежит действовать своевременно, надлежащим образом и максимально последовательно; ошибки или просчеты государственных органов должны служить выгоде заинтересованных лиц, особенно при отсутствии иных конфликтующих интересов; риск любой ошибки, допущенной государственным органом, должно нести государство, и ошибки не должны устраняться за счет заинтересованного лица <48>. Иными словами, публичная власть не должна перекладывать на частных лиц негативные последствия своих просчетов в подготовке и утверждении ДПТ.
Статья: Источники питьевого водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно п. 1.2 Постановления Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 "О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области" для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно п. 1.2 Постановления Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 "О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области" для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Исходя из изложенного, установление проектной красной линии (утверждение проекта планировки территории) дает органам государственной власти возможность принять решение о резервировании земель, но само по себе не влечет ограничение права на приватизацию земельного участка.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Исходя из изложенного, установление проектной красной линии (утверждение проекта планировки территории) дает органам государственной власти возможность принять решение о резервировании земель, но само по себе не влечет ограничение права на приватизацию земельного участка.
Статья: Элемент планировочной структуры
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В целях выделения элементов планировочной структуры осуществляется подготовка документации по планировке и межеванию территории (ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 42, ч. 1 ст. 43 ГрК РФ). Например, в целях совершенствования состава, порядка подготовки и согласования проектов планировки территории в г. Москве действует Положение об особенностях состава, порядка подготовки и согласования проектов планировки территории в целях установления, изменения и отмены красных линий, утв. Постановлением Правительства Москвы от 03.04.2024 N 706-ПП.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В целях выделения элементов планировочной структуры осуществляется подготовка документации по планировке и межеванию территории (ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 42, ч. 1 ст. 43 ГрК РФ). Например, в целях совершенствования состава, порядка подготовки и согласования проектов планировки территории в г. Москве действует Положение об особенностях состава, порядка подготовки и согласования проектов планировки территории в целях установления, изменения и отмены красных линий, утв. Постановлением Правительства Москвы от 03.04.2024 N 706-ПП.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6. В соответствии с ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются: 1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; 2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 настоящей статьи; 3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 5) границы публичных сервитутов.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6. В соответствии с ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются: 1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; 2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 настоящей статьи; 3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 5) границы публичных сервитутов.