Утрата товарной стоимости автомобилю более 5 лет
Подборка наиболее важных документов по запросу Утрата товарной стоимости автомобилю более 5 лет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.12.2022 N 88-25218/2022 (УИД 03MS0041-01-2022-001007-44)
Категория спора: ОСАГО.
Требования выгодоприобретателя: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании величины утраты товарной стоимости; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: По заявлению истца ответчик уплатил стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца, требование о возмещении величины утраты товарной стоимости транспортного средства оставил без удовлетворения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Разрешая спор и отказывая в иске, мировой судья руководствовался положениями статей 15, 931, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 7, 12 Закона об ОСАГО, пунктами 8.1, 8.3 Методических рекомендаций по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки, ФБУ РФЦСЭ при Министерстве юстиции Российской Федерации, 2018 года (далее - Методические рекомендации), принял в качестве относимого и допустимого доказательства по делу экспертное заключение ООО "ВОСМ" от ДД.ММ.ГГГГ N, установив, что срок эксплуатации автомобиля истца составляет более 2,5 года, при этом на момент ДТП общий пробег составил 130 778 км, что подтверждается схемой ДТП, пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания величины утраты товарной стоимости автомобиля с ответчика. Признав размер произведенной СПАО "Ингосстрах" страховой выплаты в возмещение расходов за проведение независимой оценки в сумме 3 912 рублей разумным, в удовлетворении данных требований истца отказал. В удовлетворении производных требований также отказал, поскольку нарушений прав истца как потребителя со стороны ответчика не установлено.
Категория спора: ОСАГО.
Требования выгодоприобретателя: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании величины утраты товарной стоимости; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: По заявлению истца ответчик уплатил стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца, требование о возмещении величины утраты товарной стоимости транспортного средства оставил без удовлетворения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Разрешая спор и отказывая в иске, мировой судья руководствовался положениями статей 15, 931, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 7, 12 Закона об ОСАГО, пунктами 8.1, 8.3 Методических рекомендаций по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки, ФБУ РФЦСЭ при Министерстве юстиции Российской Федерации, 2018 года (далее - Методические рекомендации), принял в качестве относимого и допустимого доказательства по делу экспертное заключение ООО "ВОСМ" от ДД.ММ.ГГГГ N, установив, что срок эксплуатации автомобиля истца составляет более 2,5 года, при этом на момент ДТП общий пробег составил 130 778 км, что подтверждается схемой ДТП, пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания величины утраты товарной стоимости автомобиля с ответчика. Признав размер произведенной СПАО "Ингосстрах" страховой выплаты в возмещение расходов за проведение независимой оценки в сумме 3 912 рублей разумным, в удовлетворении данных требований истца отказал. В удовлетворении производных требований также отказал, поскольку нарушений прав истца как потребителя со стороны ответчика не установлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Утрата товарной стоимости в системе ОСАГО: теория вопроса (Окончание)
(Дедиков С.В.)
("Юридическая и правовая работа в страховании", 2008, N 2)- существует множество ограничений применения данного института, что свидетельствует о его сугубо прикладном характере в настоящее время. В дальнейшем такие ограничения, на наш взгляд, должны быть устранены и заменены вопреки ныне существующим воззрениям о нецелесообразности расчета УТС для транспортных средств, выпущенных более чем за пять лет до проведения экспертизы, повышающими коэффициентами, потому что, если говорить о неустранимых ухудшениях имущества, они свойственны любому имуществу, независимо от возраста его существования и использования, и более того, чем больший срок используется это имущество, тем более разрушающие последствия будет иметь любое нештатное воздействие на него, поскольку со временем и так происходит неизбежное ухудшение его функциональных и эксплуатационных свойств, ослабление соединений и ухудшение характеристик лакокрасочного покрытия;
(Дедиков С.В.)
("Юридическая и правовая работа в страховании", 2008, N 2)- существует множество ограничений применения данного института, что свидетельствует о его сугубо прикладном характере в настоящее время. В дальнейшем такие ограничения, на наш взгляд, должны быть устранены и заменены вопреки ныне существующим воззрениям о нецелесообразности расчета УТС для транспортных средств, выпущенных более чем за пять лет до проведения экспертизы, повышающими коэффициентами, потому что, если говорить о неустранимых ухудшениях имущества, они свойственны любому имуществу, независимо от возраста его существования и использования, и более того, чем больший срок используется это имущество, тем более разрушающие последствия будет иметь любое нештатное воздействие на него, поскольку со временем и так происходит неизбежное ухудшение его функциональных и эксплуатационных свойств, ослабление соединений и ухудшение характеристик лакокрасочного покрытия;
Статья: Взыскать выплату со страховой
(Топоркова А., Чижов И.)
("ЭЖ-Юрист", 2014, N 16-17)Методика Минюста России применяется для оценки УТС автомобилей иностранного и отечественного производства до пяти лет с износом менее 35%. Расчет УТС по методу Хальбгевакса производится только для автомобилей иностранного производства не старше пяти лет с износом не более 40%. УТС автомобиля может достигать 10% по отношению к его рыночной стоимости.
(Топоркова А., Чижов И.)
("ЭЖ-Юрист", 2014, N 16-17)Методика Минюста России применяется для оценки УТС автомобилей иностранного и отечественного производства до пяти лет с износом менее 35%. Расчет УТС по методу Хальбгевакса производится только для автомобилей иностранного производства не старше пяти лет с износом не более 40%. УТС автомобиля может достигать 10% по отношению к его рыночной стоимости.
Нормативные акты
"РД 37.009.015-98. Методическое руководство по определению стоимости автомототранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления"
(Издание восьмое, переработанное и дополненное)Утрата товарной стоимости может определяться для поврежденного автомобиля до или после его восстановления при условии:
(Издание восьмое, переработанное и дополненное)Утрата товарной стоимости может определяться для поврежденного автомобиля до или после его восстановления при условии:
"РД 37.009.015-98. Методическое руководство по определению стоимости автомототранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, 6)"Утрата товарной стоимости может определяться для поврежденного АМТС до или после его восстановления при условии:
Статья: Понес убытки - докажи: предмет доказывания и допустимость доказательств по делам о ДТП
(Шевель А.)
("Бизнес-адвокат", N 13, 2004)Следует отметить, что при причинении повреждений автотранспортным средствам и последующих восстановительно-ремонтных работах по ним утрата товарной стоимости возникает неизбежно. Согласно РД УТС может быть охарактеризована преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автотранспортного средства, вызванным снижением прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие выполнения ремонтных воздействий на его элементах, использованием при ремонте бывших в употреблении или отремонтированных запасных частей. При этом расчетная величина УТС не начисляется, если на день осмотра автотранспортного средства величина износа транспортного средства составляет более 40% или срок эксплуатации превышает 5 лет, если оно ранее полностью перекрашивалось, если поврежденные элементы (детали) имеют следы предыдущих аварий (ремонтных воздействий), коррозионные разрушения.
(Шевель А.)
("Бизнес-адвокат", N 13, 2004)Следует отметить, что при причинении повреждений автотранспортным средствам и последующих восстановительно-ремонтных работах по ним утрата товарной стоимости возникает неизбежно. Согласно РД УТС может быть охарактеризована преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автотранспортного средства, вызванным снижением прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие выполнения ремонтных воздействий на его элементах, использованием при ремонте бывших в употреблении или отремонтированных запасных частей. При этом расчетная величина УТС не начисляется, если на день осмотра автотранспортного средства величина износа транспортного средства составляет более 40% или срок эксплуатации превышает 5 лет, если оно ранее полностью перекрашивалось, если поврежденные элементы (детали) имеют следы предыдущих аварий (ремонтных воздействий), коррозионные разрушения.
Статья: Дорожные проблемы
(Мармышева И.И.)
("Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 6)Получается, практически при любом ДТП неизбежна УТС автомобиля, исключение составляют лишь случаи, когда на момент повреждения величина эксплуатационного его износа превышает 35% или с даты выпуска прошло более 5 лет <6>.
(Мармышева И.И.)
("Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 6)Получается, практически при любом ДТП неизбежна УТС автомобиля, исключение составляют лишь случаи, когда на момент повреждения величина эксплуатационного его износа превышает 35% или с даты выпуска прошло более 5 лет <6>.
Статья: Утрата товарной стоимости в системе ОСАГО: теория вопроса (Продолжение)
(Дедиков С.В.)
("Юридическая и правовая работа в страховании", 2008, N 1)При этом следует подчеркнуть, что утрата товарной стоимости определяется отнюдь не по всем автотранспортным средствам. Так, не оценивается УТС для транспортных средств, которые были выпущены заводом более пяти лет тому назад на момент оценки, если они ранее попадали в дорожно-транспортные происшествия или подвергались перекраске, а также если это транспортные средства, полученные владельцем по системе социального обеспечения. Наконец, в ряде случаев сам эксперт или оценщик решает, стоит ли вообще определять УТС (в зависимости от предполагаемой величины УТС и с учетом ряда других обстоятельств) <7>.
(Дедиков С.В.)
("Юридическая и правовая работа в страховании", 2008, N 1)При этом следует подчеркнуть, что утрата товарной стоимости определяется отнюдь не по всем автотранспортным средствам. Так, не оценивается УТС для транспортных средств, которые были выпущены заводом более пяти лет тому назад на момент оценки, если они ранее попадали в дорожно-транспортные происшествия или подвергались перекраске, а также если это транспортные средства, полученные владельцем по системе социального обеспечения. Наконец, в ряде случаев сам эксперт или оценщик решает, стоит ли вообще определять УТС (в зависимости от предполагаемой величины УТС и с учетом ряда других обстоятельств) <7>.
Статья: Авария на дороге
(Мишин М.В.)
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 11)Таким образом, практически при любом ДТП неизбежна УТС автомобиля, исключение составляют лишь случаи, когда на момент повреждения величина эксплуатационного его износа превышает 35% или с даты выпуска прошло более 5 лет <6>.
(Мишин М.В.)
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 11)Таким образом, практически при любом ДТП неизбежна УТС автомобиля, исключение составляют лишь случаи, когда на момент повреждения величина эксплуатационного его износа превышает 35% или с даты выпуска прошло более 5 лет <6>.
"Судебная экспертиза: типичные ошибки"
(под ред. Е.Р. Россинской)
("Проспект", 2012)Например, при производстве исследования по определению стоимости восстановительного ремонта автомобиля Mercedes-Benz 2006 г. в., находящегося на гарантии, эксперты указали: "Была определена средневзвешенная стоимость нормо-часа работ по ремонту автомобилей данного типа в г. Москве", - причем в расчете учитывались некие надбавки и скидки (до 65%) на стоимость ремонтных работ, предусмотренные ремонтными организациями. Однако согласно п. 5.7 Методики РД 37.009.015-98, выбранной экспертами для производства экспертизы, для АМТС, которые ремонтировались у официальных дилеров или у которых величина расчетного износа не превышает 40% и срок эксплуатации не более 5 лет, стоимость запасных частей, материалов и нормо-часов по видам ремонтных работ определяется по данным ближайших официальных дилеров и фирменных СТОА. Поскольку износ автомобиля на момент производства экспертизы составлял 11% и срок эксплуатации не превышал двух лет, данное требование было экспертами грубо нарушено, что привело к существенному занижению стоимости восстановительного ремонта.
(под ред. Е.Р. Россинской)
("Проспект", 2012)Например, при производстве исследования по определению стоимости восстановительного ремонта автомобиля Mercedes-Benz 2006 г. в., находящегося на гарантии, эксперты указали: "Была определена средневзвешенная стоимость нормо-часа работ по ремонту автомобилей данного типа в г. Москве", - причем в расчете учитывались некие надбавки и скидки (до 65%) на стоимость ремонтных работ, предусмотренные ремонтными организациями. Однако согласно п. 5.7 Методики РД 37.009.015-98, выбранной экспертами для производства экспертизы, для АМТС, которые ремонтировались у официальных дилеров или у которых величина расчетного износа не превышает 40% и срок эксплуатации не более 5 лет, стоимость запасных частей, материалов и нормо-часов по видам ремонтных работ определяется по данным ближайших официальных дилеров и фирменных СТОА. Поскольку износ автомобиля на момент производства экспертизы составлял 11% и срок эксплуатации не превышал двух лет, данное требование было экспертами грубо нарушено, что привело к существенному занижению стоимости восстановительного ремонта.
Статья: Правовые и этические аспекты позиции адвоката по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями
(Доманов В.Н.)
("Адвокатская практика", 2015, N 2)В противном случае не появилось бы столь значимое для многих автомобилистов России - потерпевших в ДТП - Определение Верховного Суда РФ от 6 ноября 2007 г. N КАС07-566 [8]. Так, несколько потерпевших в ДТП и адвокат обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим (незаконным) абз. первого подп. "б" п. 63 Правил обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263 (в редакции Постановления от 18 декабря 2006 г. N 775), в части, исключающей из состава страховой выплаты величину утраты товарной стоимости. В результате заявление было удовлетворено и утрата товарной стоимости в судебном порядке стала взыскиваться со страховщиков по договорам ОСАГО, что привело к увеличению размера выплат для определенной категории потерпевших - владельцев транспортных средств, с момента выпуска которых прошло не более 3 (5 для иномарок) лет, на 20 - 30%.
(Доманов В.Н.)
("Адвокатская практика", 2015, N 2)В противном случае не появилось бы столь значимое для многих автомобилистов России - потерпевших в ДТП - Определение Верховного Суда РФ от 6 ноября 2007 г. N КАС07-566 [8]. Так, несколько потерпевших в ДТП и адвокат обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим (незаконным) абз. первого подп. "б" п. 63 Правил обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263 (в редакции Постановления от 18 декабря 2006 г. N 775), в части, исключающей из состава страховой выплаты величину утраты товарной стоимости. В результате заявление было удовлетворено и утрата товарной стоимости в судебном порядке стала взыскиваться со страховщиков по договорам ОСАГО, что привело к увеличению размера выплат для определенной категории потерпевших - владельцев транспортных средств, с момента выпуска которых прошло не более 3 (5 для иномарок) лет, на 20 - 30%.
Статья: Произошло дорожно-транспортное происшествие (Окончание)
(Моисеев М.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2008, N 21)Таким образом, практически при любом ДТП неизбежна УТС автомобиля, исключение составляют лишь случаи, когда на момент повреждения величина его эксплуатационного износа превышает 35% или с даты выпуска прошло более пяти лет <2>.
(Моисеев М.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2008, N 21)Таким образом, практически при любом ДТП неизбежна УТС автомобиля, исключение составляют лишь случаи, когда на момент повреждения величина его эксплуатационного износа превышает 35% или с даты выпуска прошло более пяти лет <2>.