Утрата статуса особо охраняемой природной территории
Подборка наиболее важных документов по запросу Утрата статуса особо охраняемой природной территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития" Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях""Исходя из анализа пункта 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и общеправовых критериев формальной определенности правового регулирования следует вывод, что решение вопросов органами власти субъектов Российской Федерации об утрате статуса особо охраняемой природной территории, изменение его категории или уровня охраны должно иметь место с предварительным согласованием с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.03.2024 по делу N 66а-724/2024 (УИД 76OS0000-01-2023-000109-46)
Об оставлении без изменения решения Ярославского областного суда от 05.12.2023, которым удовлетворено административное исковое заявление о признании недействующим постановления правительства Ярославской области от 12.01.2022 N 2-п "О реорганизации памятника природы, утверждении Положения об охраняемом природном комплексе "Парк санатория им. Воровского" и о внесении изменений в постановления правительства Ярославской области от 01.07.2010 N 460-п, от 02.11.2017 N 823-п".Судом верно отмечено, что отсутствие в пункте 6 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ положений о необходимости согласования уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды проекта решения о реорганизации ООПТ регионального значения не свидетельствует о возможности реорганизации такового с уменьшением его площади в упрощенном порядке, нежели чем в порядке его создания. Решать вопрос об утрате такого статуса части территории ООПТ без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды недопустимо. Изъятие части ООПТ посредством изменения границ является ослаблением установленного режима охраны ООПТ вплоть до полного снятия ограничений хозяйственной деятельности, что, в целом, влечет исключение спорных правоотношений из предмета совместного ведения субъекта Российской Федерации и Российской Федерации.
Об оставлении без изменения решения Ярославского областного суда от 05.12.2023, которым удовлетворено административное исковое заявление о признании недействующим постановления правительства Ярославской области от 12.01.2022 N 2-п "О реорганизации памятника природы, утверждении Положения об охраняемом природном комплексе "Парк санатория им. Воровского" и о внесении изменений в постановления правительства Ярославской области от 01.07.2010 N 460-п, от 02.11.2017 N 823-п".Судом верно отмечено, что отсутствие в пункте 6 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ положений о необходимости согласования уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды проекта решения о реорганизации ООПТ регионального значения не свидетельствует о возможности реорганизации такового с уменьшением его площади в упрощенном порядке, нежели чем в порядке его создания. Решать вопрос об утрате такого статуса части территории ООПТ без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды недопустимо. Изъятие части ООПТ посредством изменения границ является ослаблением установленного режима охраны ООПТ вплоть до полного снятия ограничений хозяйственной деятельности, что, в целом, влечет исключение спорных правоотношений из предмета совместного ведения субъекта Российской Федерации и Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Не менее негативно сказывается правовое регулирование, необоснованно упрощающее принятие таких решений. В правоприменительной практике нередки случаи уменьшения площади, ликвидации ООПТ на основании решения, принятого без проведения экологического обследования ООПТ, государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих изменение границ, площади или упразднение ООПТ, утрату ООПТ их особого природоохранного значения (статуса), без общественных обсуждений с населением, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в области охраны окружающей среды.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Не менее негативно сказывается правовое регулирование, необоснованно упрощающее принятие таких решений. В правоприменительной практике нередки случаи уменьшения площади, ликвидации ООПТ на основании решения, принятого без проведения экологического обследования ООПТ, государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих изменение границ, площади или упразднение ООПТ, утрату ООПТ их особого природоохранного значения (статуса), без общественных обсуждений с населением, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в области охраны окружающей среды.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)- нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)- нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
(ред. от 31.07.2025)3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Статья: Недостатки действующего порядка предоставления недр в пользование для образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Закон", 2024, N 1)Необходимо подчеркнуть, что данный вопрос регулировался ранее действовавшим законодательством о недрах. Так, п. 6.12 утратившего силу Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 3314-1, предусматривал возможность предоставления лицензий на пользование недрами для образования ООГО только после принятия соответствующими органами решений, определяющих статус выделенных участков недр <14>.
(Ерыгин Д.А.)
("Закон", 2024, N 1)Необходимо подчеркнуть, что данный вопрос регулировался ранее действовавшим законодательством о недрах. Так, п. 6.12 утратившего силу Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 3314-1, предусматривал возможность предоставления лицензий на пользование недрами для образования ООГО только после принятия соответствующими органами решений, определяющих статус выделенных участков недр <14>.
Статья: Устойчивое развитие регионов. Мнения
(Журавлев Н., Сенин В., Текслер А., Шаройкина Е., Прокофьев С., Климанов В., Бобылев С., Ведяхин А., Байда А., Бахтина И., Долгих Е., Грозная Е., Константиниди Х., Миронова Т.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 9)Значительное число национальных показателей ЦУР отражены в национальном проекте "Экология". В рамках реализации федеральных проектов достигнуты определенные успехи. Вместе с тем отмечается недостаточная вовлеченность экспертов, экологических некоммерческих организаций и местных сообществ в процесс принятия решений по экологической тематике как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, что негативно отражается на достижении показателей ЦУР. В вопросах экологии необходимо находить баланс интересов всех заинтересованных сторон - бизнеса, государства, людей и природы. Так, одна из задач ЦУР - "активизация усилий по сохранению природного наследия". При этом в последнее время наблюдается тенденция роста попыток ослабления природоохранного законодательства, а также изъятия земель ООПТ федерального и регионального значения или ослабления их природоохранного статуса.
(Журавлев Н., Сенин В., Текслер А., Шаройкина Е., Прокофьев С., Климанов В., Бобылев С., Ведяхин А., Байда А., Бахтина И., Долгих Е., Грозная Е., Константиниди Х., Миронова Т.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 9)Значительное число национальных показателей ЦУР отражены в национальном проекте "Экология". В рамках реализации федеральных проектов достигнуты определенные успехи. Вместе с тем отмечается недостаточная вовлеченность экспертов, экологических некоммерческих организаций и местных сообществ в процесс принятия решений по экологической тематике как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, что негативно отражается на достижении показателей ЦУР. В вопросах экологии необходимо находить баланс интересов всех заинтересованных сторон - бизнеса, государства, людей и природы. Так, одна из задач ЦУР - "активизация усилий по сохранению природного наследия". При этом в последнее время наблюдается тенденция роста попыток ослабления природоохранного законодательства, а также изъятия земель ООПТ федерального и регионального значения или ослабления их природоохранного статуса.