Утрата пенсионного дела
Подборка наиболее важных документов по запросу Утрата пенсионного дела (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 23 "Сроки перерасчета размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях""Из материалов дела следует, что перерасчет пенсии по потери кормильца истцу произведен с 01 января 2010 года, то есть с момента внесения изменений в пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении" из расчета - 125% размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, при этом до 01 января 2010 года размер пенсии исчислялся в размере - 250 процентов базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Установление факта признания отцовства в отношении умершего лица в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...С.М. обратилась в суд с... заявлением... Установление факта признания отцовства В.В. в отношении сына С.Д. ...необходимо для назначения и получения на ребенка пенсии по потере кормильца.
(КонсультантПлюс, 2025)"...С.М. обратилась в суд с... заявлением... Установление факта признания отцовства В.В. в отношении сына С.Д. ...необходимо для назначения и получения на ребенка пенсии по потере кормильца.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пенсионная система как модель цифроуправляемого общества
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Как мы видим, возможен процесс отчуждения граждан от решений и действий, предпринимаемых в пенсионной системе по отношению к ним. Промежуточным этапом может стать решение пенсионных вопросов, включая назначение пенсий, не в населенных пунктах, в которых живут пенсионеры и застрахованные лица, и даже не в региональных центрах, а централизованно - на уровне федеральных административных округов или на федеральном уровне. На пути к этому положению в 2020 г. время приема граждан в клиентских службах ПФР было сокращено до 2 дней в неделю с передачей приема населения в остальные дни в МФЦ. Затем в 2021 г. была проведена централизация функций органов ПФР. В районах остались только клиентские службы. "Концепцией цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года" <17> намечается произвести "переориентацию центров клиентского обслуживания Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации с непосредственного предоставления услуг с использованием бумажных технологий на обучение граждан выполнению операций в электронной форме и помощь гражданам в получении цифровых услуг". Вероятнее всего, через некоторое время, по мере обучения пенсионеров и предпенсионеров получению услуг в цифровой форме, клиентские службы ПФР будут признаны излишними. Пенсионер будет выяснять возникающие у него вопросы только через уже созданный к настоящему времени единый контакт-центр, работающий круглосуточно. Непосредственный контакт пенсионера с сотрудниками пенсионной системы практически прекратится. Это грозит также и утратой компетенций в области пенсионного дела.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Как мы видим, возможен процесс отчуждения граждан от решений и действий, предпринимаемых в пенсионной системе по отношению к ним. Промежуточным этапом может стать решение пенсионных вопросов, включая назначение пенсий, не в населенных пунктах, в которых живут пенсионеры и застрахованные лица, и даже не в региональных центрах, а централизованно - на уровне федеральных административных округов или на федеральном уровне. На пути к этому положению в 2020 г. время приема граждан в клиентских службах ПФР было сокращено до 2 дней в неделю с передачей приема населения в остальные дни в МФЦ. Затем в 2021 г. была проведена централизация функций органов ПФР. В районах остались только клиентские службы. "Концепцией цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года" <17> намечается произвести "переориентацию центров клиентского обслуживания Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации с непосредственного предоставления услуг с использованием бумажных технологий на обучение граждан выполнению операций в электронной форме и помощь гражданам в получении цифровых услуг". Вероятнее всего, через некоторое время, по мере обучения пенсионеров и предпенсионеров получению услуг в цифровой форме, клиентские службы ПФР будут признаны излишними. Пенсионер будет выяснять возникающие у него вопросы только через уже созданный к настоящему времени единый контакт-центр, работающий круглосуточно. Непосредственный контакт пенсионера с сотрудниками пенсионной системы практически прекратится. Это грозит также и утратой компетенций в области пенсионного дела.
Статья: Спор об обязании назначить (перерассчитать) государственную пенсию по случаю потери кормильца (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В практике Мосгорсуда можно выделить 2 категории дел, связанных с назначением и выплатой пенсии по случаю потери кормильца: дела по искам об обязании ответчика назначить истцу такую пенсию и дела, связанные с перерасчетом (повышением) пенсии, которую истец уже получает.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В практике Мосгорсуда можно выделить 2 категории дел, связанных с назначением и выплатой пенсии по случаю потери кормильца: дела по искам об обязании ответчика назначить истцу такую пенсию и дела, связанные с перерасчетом (повышением) пенсии, которую истец уже получает.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Л. просила суд установить факт нахождения ее на иждивении мужа Г., умершего 17 августа 2017 г.; признать за ней право на получение пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Л. просила суд установить факт нахождения ее на иждивении мужа Г., умершего 17 августа 2017 г.; признать за ней право на получение пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Решение Конституционного Суда РФ от 10.11.2016
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2016 года"Конституционный Суд признал оспоренные положения не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения членов семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, и устанавливают для родителей таких лиц льготные условия пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца.
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2016 года"Конституционный Суд признал оспоренные положения не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения членов семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, и устанавливают для родителей таких лиц льготные условия пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца.
Статья: Предмет доказывания по делам особого производства, направленным на защиту правовых интересов
(Бурмистрова С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 12)Так, М.Ю. Бутнева полагает, что в предмет доказывания, помимо прямо устанавливаемого, входят факты, образующие совместно с искомым фактический состав, порождающий возникновение целевого правоотношения (например, по делам об установлении факта нахождения на иждивении - также факты, необходимые для призвания к наследованию, для назначения пенсии по потере кормильца; по делам об установлении факта нахождения на оккупированной территории - факты, дающие в совокупности со спорным фактом право на признание определенного статуса с соответствующими этому статусу социальными льготами) <7>.
(Бурмистрова С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 12)Так, М.Ю. Бутнева полагает, что в предмет доказывания, помимо прямо устанавливаемого, входят факты, образующие совместно с искомым фактический состав, порождающий возникновение целевого правоотношения (например, по делам об установлении факта нахождения на иждивении - также факты, необходимые для призвания к наследованию, для назначения пенсии по потере кормильца; по делам об установлении факта нахождения на оккупированной территории - факты, дающие в совокупности со спорным фактом право на признание определенного статуса с соответствующими этому статусу социальными льготами) <7>.
Статья: Критерии достойного социального обеспечения: теория, законодательство, правоприменительная практика
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Такая же роль может быть отведена учету особых потребностей отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите или обладающих особым статусом, например, ввиду осуществления отдельных видов деятельности, причинения вреда воздействием радиации, смертью кормильца и т.п. Так, пенсия по случаю потери кормильца - военнослужащего или сотрудника органов внутренних дел является элементом правового механизма возмещения вреда, причиненного смертью кормильца <22>. В связи с этим во избежание нарушений требований равенства, справедливости и соразмерности при назначении такой пенсии родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, ее размер должен определяться с учетом указанных обстоятельств <23>.
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Такая же роль может быть отведена учету особых потребностей отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите или обладающих особым статусом, например, ввиду осуществления отдельных видов деятельности, причинения вреда воздействием радиации, смертью кормильца и т.п. Так, пенсия по случаю потери кормильца - военнослужащего или сотрудника органов внутренних дел является элементом правового механизма возмещения вреда, причиненного смертью кормильца <22>. В связи с этим во избежание нарушений требований равенства, справедливости и соразмерности при назначении такой пенсии родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, ее размер должен определяться с учетом указанных обстоятельств <23>.
Статья: Иждивение через призму межотраслевых правовых связей: универсальный подход или учет отраслевой специфики?
(Гусева Т.С., Низамова Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)<7> Например, в Решении Первомайского районного суда г. Краснодара от 30 июля 2020 г. N 2-6941/2020 по делу о назначении пенсии по случаю потери кормильца отмечено, что умерший на дату смерти официально трудоустроен не был, получателем пенсии не являлся, получал ежемесячную денежную выплату как ветеран боевых действий, иного официального постоянного дохода не имел, в связи с чем фактически не мог осуществлять полное и постоянное содержание (см.: URL: https://sudact.ru/regular/doc/Zs0BcgtyECL3/?ysclid=lt461h7xj590598529 (дата обращения: 16.02.2024)).
(Гусева Т.С., Низамова Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)<7> Например, в Решении Первомайского районного суда г. Краснодара от 30 июля 2020 г. N 2-6941/2020 по делу о назначении пенсии по случаю потери кормильца отмечено, что умерший на дату смерти официально трудоустроен не был, получателем пенсии не являлся, получал ежемесячную денежную выплату как ветеран боевых действий, иного официального постоянного дохода не имел, в связи с чем фактически не мог осуществлять полное и постоянное содержание (см.: URL: https://sudact.ru/regular/doc/Zs0BcgtyECL3/?ysclid=lt461h7xj590598529 (дата обращения: 16.02.2024)).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств и удовлетворяя требования истца, суд пришел к выводу о том, что образовательные отношения между Ю. и образовательным учреждением не были прекращены до 31 августа 2016 г., в связи с чем у ответчика не имелось оснований для прекращения выплаты пенсии по случаю потери кормильца после прохождения ГИА (см. Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 26.10.2017 по делу N 33-43895/2017).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств и удовлетворяя требования истца, суд пришел к выводу о том, что образовательные отношения между Ю. и образовательным учреждением не были прекращены до 31 августа 2016 г., в связи с чем у ответчика не имелось оснований для прекращения выплаты пенсии по случаю потери кормильца после прохождения ГИА (см. Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 26.10.2017 по делу N 33-43895/2017).