Уточненная налоговая декларация внп
Подборка наиболее важных документов по запросу Уточненная налоговая декларация внп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 173 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщик неправомерно заявил вычеты по НДС за пределами трехлетнего срока, представив в ходе выездной налоговой проверки уточненные налоговые декларации.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщик неправомерно заявил вычеты по НДС за пределами трехлетнего срока, представив в ходе выездной налоговой проверки уточненные налоговые декларации.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 81 "Внесение изменений в налоговую декларацию, расчеты" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невыполнении корректировки данных лицевого счета налогоплательщика. Суд отказал в удовлетворении требований. Суд установил, что по результатам выездной проверки обществу был доначислен налог на прибыль. Налогоплательщик полагал, что исполнил решение налогового органа, но не путем уплаты доначисленных налогов, а путем внесения изменений в налоговую декларацию, в результате чего налог на прибыль к уплате составил 0 руб. Исходя из указанных обстоятельств, по мнению общества, в лицевой карточке по налогу на прибыль подлежали сторнированию доначисленные суммы. Суд указал, что подача уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки не является основанием для проведения перерасчета налоговых обязательств способом, который предлагает налогоплательщик. Сама по себе уточненная декларация не свидетельствует о незаконности решения налогового органа, не отменяет и не изменяет результаты проверки. Суд указал, что реальные налоговые обязательства общества установлены решением инспекции, которое в судебном порядке налогоплательщик не обжаловал. Также суд отметил, что, подавая уточненные декларации, общество внесло изменения только в состав расходов, увеличив их сумму, что повлекло уменьшение суммы налога к уплате. При этом скорректированы были не все налоговые периоды, за которые по итогам выездной налоговой проверки были доначислены налоги, а только часть.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невыполнении корректировки данных лицевого счета налогоплательщика. Суд отказал в удовлетворении требований. Суд установил, что по результатам выездной проверки обществу был доначислен налог на прибыль. Налогоплательщик полагал, что исполнил решение налогового органа, но не путем уплаты доначисленных налогов, а путем внесения изменений в налоговую декларацию, в результате чего налог на прибыль к уплате составил 0 руб. Исходя из указанных обстоятельств, по мнению общества, в лицевой карточке по налогу на прибыль подлежали сторнированию доначисленные суммы. Суд указал, что подача уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки не является основанием для проведения перерасчета налоговых обязательств способом, который предлагает налогоплательщик. Сама по себе уточненная декларация не свидетельствует о незаконности решения налогового органа, не отменяет и не изменяет результаты проверки. Суд указал, что реальные налоговые обязательства общества установлены решением инспекции, которое в судебном порядке налогоплательщик не обжаловал. Также суд отметил, что, подавая уточненные декларации, общество внесло изменения только в состав расходов, увеличив их сумму, что повлекло уменьшение суммы налога к уплате. При этом скорректированы были не все налоговые периоды, за которые по итогам выездной налоговой проверки были доначислены налоги, а только часть.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)1.5.1. После окончания выездной налоговой проверки
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)1.5.1. После окончания выездной налоговой проверки
Готовое решение: Последствия подачи уточненной декларации во время налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что в случае представления вами уточненной налоговой декларации в рамках выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена такая декларация, даже если с момента окончания этого периода прошло более трех лет (абз. 2, 3 п. 4 ст. 89 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что в случае представления вами уточненной налоговой декларации в рамках выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена такая декларация, даже если с момента окончания этого периода прошло более трех лет (абз. 2, 3 п. 4 ст. 89 НК РФ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Между тем это не означает, что в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации повторная выездная проверка может быть инициирована налоговым органом в любое время - без учета разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Между тем это не означает, что в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации повторная выездная проверка может быть инициирована налоговым органом в любое время - без учета разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)16. Уточненная налоговая декларация, представленная после завершения выездной налоговой проверки и до вынесения налоговым органом решения, может представлять собой форму информирования налогового органа о возражениях налогоплательщика относительно выводов налогового органа по соответствующему налогу, изложенных в материалах проверки.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)16. Уточненная налоговая декларация, представленная после завершения выездной налоговой проверки и до вынесения налоговым органом решения, может представлять собой форму информирования налогового органа о возражениях налогоплательщика относительно выводов налогового органа по соответствующему налогу, изложенных в материалах проверки.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- во-первых, запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, к которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (в рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация). Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- во-первых, запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, к которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (в рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация). Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки;
Готовое решение: Общий порядок проведения выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Могут провести и повторную ВНП этого периода, если в уточненной декларации вы уменьшите налог (сбор, взнос) либо увеличите убыток или сумму НДС, акциза, заявленную к возмещению (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ, Письма Минфина России от 19.04.2013 N 03-02-07/1/13473, УФНС России по г. Москве от 22.05.2020 N 24-23/2/085439@, п. 15 Обзора правовых позиций, направленного Письмом ФНС России от 11.04.2018 N СА-4-7/6940);
(КонсультантПлюс, 2025)Могут провести и повторную ВНП этого периода, если в уточненной декларации вы уменьшите налог (сбор, взнос) либо увеличите убыток или сумму НДС, акциза, заявленную к возмещению (пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ, Письма Минфина России от 19.04.2013 N 03-02-07/1/13473, УФНС России по г. Москве от 22.05.2020 N 24-23/2/085439@, п. 15 Обзора правовых позиций, направленного Письмом ФНС России от 11.04.2018 N СА-4-7/6940);
Статья: Генезис принципа добросовестности в налоговом праве
(Кукушкин Д.С.)
("Финансовое право", 2022, N 8)Вместе с тем в более ранних делах Верховный Суд РФ последовательно декларировал необходимость соблюдения принципа добросовестности налогового администрирования. Одним из ярких примеров применения указанной доктрины, безусловно, является дело ПАО "Т Плюс" <24>. Позитивный закон (в данном случае Налоговый кодекс РФ) не устанавливает сроков, в рамках которых налоговый орган может принять решение о назначении повторной выездной налоговой проверки в связи с подачей налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. По этой причине с формальной точки зрения повторная выездная налоговая проверка может быть инициирована налоговым органом в любое время. Однако Верховный Суд РФ с таким подходом не согласился и обоснованно указал, что решение о назначении повторной выездной налоговой проверки принимается с учетом разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации. Указанная позиция сегодня активно развивается и в судах нижестоящих инстанций <25>.
(Кукушкин Д.С.)
("Финансовое право", 2022, N 8)Вместе с тем в более ранних делах Верховный Суд РФ последовательно декларировал необходимость соблюдения принципа добросовестности налогового администрирования. Одним из ярких примеров применения указанной доктрины, безусловно, является дело ПАО "Т Плюс" <24>. Позитивный закон (в данном случае Налоговый кодекс РФ) не устанавливает сроков, в рамках которых налоговый орган может принять решение о назначении повторной выездной налоговой проверки в связи с подачей налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. По этой причине с формальной точки зрения повторная выездная налоговая проверка может быть инициирована налоговым органом в любое время. Однако Верховный Суд РФ с таким подходом не согласился и обоснованно указал, что решение о назначении повторной выездной налоговой проверки принимается с учетом разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации. Указанная позиция сегодня активно развивается и в судах нижестоящих инстанций <25>.
Статья: Сроки и налоги: проблемы и решения
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Исключение N 3. Если налогоплательщик подает за пределами окончания трех лет уточненную налоговую декларацию по соответствующему налоговому периоду, то налоговый орган вправе назначить выездную налоговую проверку и таким образом преодолеть трехлетний срок принудительного взыскания недоимки (п. 4 ст. 89 НК РФ).
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)Исключение N 3. Если налогоплательщик подает за пределами окончания трех лет уточненную налоговую декларацию по соответствующему налоговому периоду, то налоговый орган вправе назначить выездную налоговую проверку и таким образом преодолеть трехлетний срок принудительного взыскания недоимки (п. 4 ст. 89 НК РФ).
Статья: Как спорить с налоговой на досудебной стадии
(Черкасов Д., Харисов М.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 6)Представление уточненной налоговой декларации не прекращает выездную проверку по ранее представленным налоговым документам. С большой вероятностью это лишь осложнит защиту интересов налогоплательщика при проведении ВНП, поскольку:
(Черкасов Д., Харисов М.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 6)Представление уточненной налоговой декларации не прекращает выездную проверку по ранее представленным налоговым документам. С большой вероятностью это лишь осложнит защиту интересов налогоплательщика при проведении ВНП, поскольку:
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)- результаты камеральной или повторной выездной налоговой проверки (в части уточнения) уточненных налоговых деклараций налогоплательщиков могут быть учтены налоговым органом в счет выявленной выездной налоговой проверкой задолженности посредством внесения налоговым органом изменений, а также отмены ранее принятого решения по результатам выездной налоговой проверки;
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)- результаты камеральной или повторной выездной налоговой проверки (в части уточнения) уточненных налоговых деклараций налогоплательщиков могут быть учтены налоговым органом в счет выявленной выездной налоговой проверкой задолженности посредством внесения налоговым органом изменений, а также отмены ранее принятого решения по результатам выездной налоговой проверки;
Статья: Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)На практике результатом предпроверочного анализа, оформленного информационным письмом (уведомлением), направляемым в адрес налогоплательщика, или протоколом, или вообще без документального оформления путем устного заявления должностных лиц налоговых органов, является побуждение налогоплательщика к подаче уточненной налоговой декларации с доплатой суммы налоговой задолженности под угрозой проведения выездной налоговой проверки или передачи материалов в следственные органы. Подобного рода практика деятельности и реализации результатов предпроверочного анализа напрямую закреплялась письмами ФНС России о работе ныне отмененных комиссий по легализации налоговой базы. В частности, ФНС России прямо указывала на то, что целью работы комиссии является увеличение поступлений налога в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления налога, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика, к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах <27>.
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)На практике результатом предпроверочного анализа, оформленного информационным письмом (уведомлением), направляемым в адрес налогоплательщика, или протоколом, или вообще без документального оформления путем устного заявления должностных лиц налоговых органов, является побуждение налогоплательщика к подаче уточненной налоговой декларации с доплатой суммы налоговой задолженности под угрозой проведения выездной налоговой проверки или передачи материалов в следственные органы. Подобного рода практика деятельности и реализации результатов предпроверочного анализа напрямую закреплялась письмами ФНС России о работе ныне отмененных комиссий по легализации налоговой базы. В частности, ФНС России прямо указывала на то, что целью работы комиссии является увеличение поступлений налога в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления налога, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика, к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах <27>.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Таким образом, по мнению налогового ведомства, в рамках выездной проверки уточненной налоговой декларации можно проверить период вне зависимости от того, что он выходит за пределы трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проверке уточненной декларации.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)Таким образом, по мнению налогового ведомства, в рамках выездной проверки уточненной налоговой декларации можно проверить период вне зависимости от того, что он выходит за пределы трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проверке уточненной декларации.