Уточнение платежа в уфк
Подборка наиболее важных документов по запросу Уточнение платежа в уфк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 45 "Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Суд отказал в признании незаконным бездействия должностных лиц налогового органа, выразившегося в неуточнении налогового периода в оформленных налогоплательщиком платежных поручениях за 2015 год (в части необходимости указания налогового периода 2018 года и 2020 года вместо налогового периода 2015 года). При этом суд пришел к выводу, что заявления об уточнении реквизита платежа связаны не с обнаружением ошибки в его оформлении (указание в 2015 году налогового периода 2018 года или 2020 года объективно не предполагалось), а с попыткой налогоплательщика осуществить зачет (возврат) излишне уплаченного в 2015 году налога в последующих налоговых периодах. Налогоплательщик оспорил конституционность п. 7 ст. 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ), поскольку он допускает придание обратной силы его положению, устанавливающему трехлетний срок на внесение уточнений в платежное поручение, отсутствовавшему в данной норме до внесения изменений Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ, и распространение указанного срока на платежные поручения, оформленные в 2015 году. КС РФ отказал в принятии жалобы к производству, указав, что п. 7 ст. 45 НК РФ, предусматривавший трехлетний срок на реализацию возможности уточнения платежа в связи с допущенной ошибкой в основании, типе и принадлежности платежа, налоговом периоде, статусе плательщика или счете Федерального казначейства, направлен на предоставление разумного срока на исправление такой ошибки и сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Суд отказал в признании незаконным бездействия должностных лиц налогового органа, выразившегося в неуточнении налогового периода в оформленных налогоплательщиком платежных поручениях за 2015 год (в части необходимости указания налогового периода 2018 года и 2020 года вместо налогового периода 2015 года). При этом суд пришел к выводу, что заявления об уточнении реквизита платежа связаны не с обнаружением ошибки в его оформлении (указание в 2015 году налогового периода 2018 года или 2020 года объективно не предполагалось), а с попыткой налогоплательщика осуществить зачет (возврат) излишне уплаченного в 2015 году налога в последующих налоговых периодах. Налогоплательщик оспорил конституционность п. 7 ст. 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ), поскольку он допускает придание обратной силы его положению, устанавливающему трехлетний срок на внесение уточнений в платежное поручение, отсутствовавшему в данной норме до внесения изменений Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ, и распространение указанного срока на платежные поручения, оформленные в 2015 году. КС РФ отказал в принятии жалобы к производству, указав, что п. 7 ст. 45 НК РФ, предусматривавший трехлетний срок на реализацию возможности уточнения платежа в связи с допущенной ошибкой в основании, типе и принадлежности платежа, налоговом периоде, статусе плательщика или счете Федерального казначейства, направлен на предоставление разумного срока на исправление такой ошибки и сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как перечислить госпошлину в бюджет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При обнаружении ошибки в поручении на перечисление госпошлины, если это не повлекло ее неперечисление на счет Федерального казначейства, вы вправе уточнить реквизиты платежа. Для этого необходимо представить заявление об уточнении платежа в орган (должностному лицу), уполномоченный (уполномоченному) совершать юридически значимые действия (п. 9 ст. 333.40 НК РФ; п. 2 ст. 160.1 БК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При обнаружении ошибки в поручении на перечисление госпошлины, если это не повлекло ее неперечисление на счет Федерального казначейства, вы вправе уточнить реквизиты платежа. Для этого необходимо представить заявление об уточнении платежа в орган (должностному лицу), уполномоченный (уполномоченному) совершать юридически значимые действия (п. 9 ст. 333.40 НК РФ; п. 2 ст. 160.1 БК РФ).
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 15.11.2024 N 172н
(ред. от 06.08.2025)
"Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80841)28. Операции по уточнению, зачету, возврату (за исключением операций по уточнению, зачету, возврату единого налогового платежа, уточнению, зачету авансового платежа, перечислению на банковские карты), перерасчету, перечислению излишне распределенных сумм осуществляются в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня, следующего за днем представления в орган Федерального казначейства (составления органом Федерального казначейства) Уведомлений о поступлениях в иностранной валюте, Распоряжений на уточнение, Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа (за исключением операций по уточнению платежей, ошибочно перечисленных в другой орган Федерального казначейства), Распоряжений на возврат, Заявок на возврат, Казначейских справок, Справок органов Федерального казначейства.
(ред. от 06.08.2025)
"Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80841)28. Операции по уточнению, зачету, возврату (за исключением операций по уточнению, зачету, возврату единого налогового платежа, уточнению, зачету авансового платежа, перечислению на банковские карты), перерасчету, перечислению излишне распределенных сумм осуществляются в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня, следующего за днем представления в орган Федерального казначейства (составления органом Федерального казначейства) Уведомлений о поступлениях в иностранной валюте, Распоряжений на уточнение, Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа (за исключением операций по уточнению платежей, ошибочно перечисленных в другой орган Федерального казначейства), Распоряжений на возврат, Заявок на возврат, Казначейских справок, Справок органов Федерального казначейства.
Готовое решение: Как уточнить налоговый платеж при ошибке в платежном поручении (до 31.12.2022 включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Если платеж не поступил в бюджет из-за ошибки в счете Федерального казначейства, в наименовании банка получателя, налог не считается уплаченным и уточнить платеж нельзя (пп. 4 п. 4, п. 7 ст. 45 НК РФ). Это означает, что вам нужно:
(КонсультантПлюс, 2022)Если платеж не поступил в бюджет из-за ошибки в счете Федерального казначейства, в наименовании банка получателя, налог не считается уплаченным и уточнить платеж нельзя (пп. 4 п. 4, п. 7 ст. 45 НК РФ). Это означает, что вам нужно:
Вопрос: Об отмене ошибочно проведенного зачета излишне уплаченных налогов при неправильном заполнении платежного поручения и начислении пеней.
(Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 03-02-07/129546)В соответствии с пунктом 7 статьи 45 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.
(Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 03-02-07/129546)В соответствии с пунктом 7 статьи 45 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.
Вопрос: О порядке расчета организацией пени по налогам и сборам с 01.01.2023.
(Письмо Минфина России от 23.12.2022 N 03-02-07/126954)Обращаем внимание, что в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ) при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства. При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ не содержит аналогичных положений в части уточнения платежей, при этом данные из налоговых деклараций, уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежах по налогам, страховых взносов будут использоваться для распределения средств с единого налогового счета в бюджет Российской Федерации (ранее такие данные представлялись в платежном поручении на перечисление налогов, сборов, страховых взносов). При этом представление уточненных налоговых деклараций, уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежах по налогам, страховых взносов приведет к начислению пени. Таким образом, внесенные изменения также ухудшают положение налогоплательщиков в части перечня ситуаций, приводящих к начислению пени.
(Письмо Минфина России от 23.12.2022 N 03-02-07/126954)Обращаем внимание, что в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ) при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства. При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ не содержит аналогичных положений в части уточнения платежей, при этом данные из налоговых деклараций, уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежах по налогам, страховых взносов будут использоваться для распределения средств с единого налогового счета в бюджет Российской Федерации (ранее такие данные представлялись в платежном поручении на перечисление налогов, сборов, страховых взносов). При этом представление уточненных налоговых деклараций, уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежах по налогам, страховых взносов приведет к начислению пени. Таким образом, внесенные изменения также ухудшают положение налогоплательщиков в части перечня ситуаций, приводящих к начислению пени.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
Статья: Лицо, уплатившее налог за налогоплательщика, не вправе уточнить основание и тип платежа
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 37)Уплаченный обществом платежными поручениями НДС инспекция отнесла в счет невыясненных поступлений по причине отсутствия у заявителя открытой КРСБ по НДС. Налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного НДС. В ответ инспекция сообщила, что ранее на основании заявлений общества денежные средства, которые оно просит вернуть, уточнены на другое лицо. Суд удовлетворил требование налогоплательщика. Уточнение платежа может производить только он сам, то есть организация, на которую в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налог, и уточнению подлежат только определенные реквизиты платежного поручения (основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства). Лицо, уплатившее налог за налогоплательщика, лишено возможности уточнить основание, тип и принадлежность фискального платежа, налоговый период или статус плательщика, если при оформлении платежного поручения была допущена ошибка, которая не привела к непоступлению платежа в бюджет. Общество не является плательщиком НДС, а применяет УСН. Платежные поручения об уплате НДС содержат его ИНН и КПП; оно также указано в качестве плательщика. Следовательно, оснований рассматривать платежные поручения как документы, свидетельствующие об уплате обществом налога за иное лицо, не имелось, равно как не имелось оснований считать платежные поручения доказательством исполнения со стороны заявителя обязанности уплаты НДС, поскольку на него данная обязанность не возложена в силу применяемого специального режима налогообложения. Суд установил, что заявление об уточнении платежа подано лицом, не являющимся налогоплательщиком, и не содержало оснований уточнения платежа, предусмотренных п. 7 ст. 45 НК РФ (просьбы уточнения основания платежа, типа и принадлежности платежа, налогового периода, статус плательщика или счет Федерального казначейства). Возможность же уточнения платежек путем замены в них реквизитов одной организации-плательщика (ИНН, КПП) на реквизиты другой НК РФ не предусмотрена. У инспекции не было правовых оснований для рассмотрения заявления по существу и исполнения содержащихся в нем указаний в том виде, в котором это было сделано - путем принятия оспариваемых решений об уточнении платежей.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 37)Уплаченный обществом платежными поручениями НДС инспекция отнесла в счет невыясненных поступлений по причине отсутствия у заявителя открытой КРСБ по НДС. Налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного НДС. В ответ инспекция сообщила, что ранее на основании заявлений общества денежные средства, которые оно просит вернуть, уточнены на другое лицо. Суд удовлетворил требование налогоплательщика. Уточнение платежа может производить только он сам, то есть организация, на которую в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налог, и уточнению подлежат только определенные реквизиты платежного поручения (основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства). Лицо, уплатившее налог за налогоплательщика, лишено возможности уточнить основание, тип и принадлежность фискального платежа, налоговый период или статус плательщика, если при оформлении платежного поручения была допущена ошибка, которая не привела к непоступлению платежа в бюджет. Общество не является плательщиком НДС, а применяет УСН. Платежные поручения об уплате НДС содержат его ИНН и КПП; оно также указано в качестве плательщика. Следовательно, оснований рассматривать платежные поручения как документы, свидетельствующие об уплате обществом налога за иное лицо, не имелось, равно как не имелось оснований считать платежные поручения доказательством исполнения со стороны заявителя обязанности уплаты НДС, поскольку на него данная обязанность не возложена в силу применяемого специального режима налогообложения. Суд установил, что заявление об уточнении платежа подано лицом, не являющимся налогоплательщиком, и не содержало оснований уточнения платежа, предусмотренных п. 7 ст. 45 НК РФ (просьбы уточнения основания платежа, типа и принадлежности платежа, налогового периода, статус плательщика или счет Федерального казначейства). Возможность же уточнения платежек путем замены в них реквизитов одной организации-плательщика (ИНН, КПП) на реквизиты другой НК РФ не предусмотрена. У инспекции не было правовых оснований для рассмотрения заявления по существу и исполнения содержащихся в нем указаний в том виде, в котором это было сделано - путем принятия оспариваемых решений об уточнении платежей.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
Последние изменения: Обеспечение исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Банк России и Казначейство России уточнили, как заполнять платежное поручение (распоряжение) для обеспечения исполнения контракта.
(КонсультантПлюс, 2025)Банк России и Казначейство России уточнили, как заполнять платежное поручение (распоряжение) для обеспечения исполнения контракта.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- перечисление Федеральным казначейством излишне распределенных сумм, средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- перечисление Федеральным казначейством излишне распределенных сумм, средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Вопрос: В какой срок подается заявление об уточнении налогового платежа, если ошибки не привели к неперечислению налога?
(Консультация эксперта, 2022)Обоснование: При обнаружении ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему РФ вправе представить в налоговый орган заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему РФ, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства. При этом заявление об уточнении платежа можно подать в любой налоговый орган вне зависимости от места постановки на учет (п. 7 ст. 45 Налогового кодекса РФ, Информация ФНС России).
(Консультация эксперта, 2022)Обоснование: При обнаружении ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему РФ вправе представить в налоговый орган заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему РФ, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства. При этом заявление об уточнении платежа можно подать в любой налоговый орган вне зависимости от места постановки на учет (п. 7 ст. 45 Налогового кодекса РФ, Информация ФНС России).
Статья: Влияние введения механизма единого налогового платежа и казначейского обслуживания на правовое регулирование отношений по формированию доходов бюджетов
(Пауль А.Г.)
("Финансовое право", 2023, N 12)Налоговое право, как и ранее, регулирует отношения по уплате налоговых платежей налогоплательщиками и иными обязанными лицами (ст. 45 НК РФ), а также перечисление этих платежей в бюджетную систему банками (ст. 60 НК РФ). Однако с учетом перехода на исполнение обязанности по уплате налогов посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа необходимо уточнить, до поступления средств на какой счет Федерального казначейства складываются отношения, находящиеся в сфере налогово-правового регулирования.
(Пауль А.Г.)
("Финансовое право", 2023, N 12)Налоговое право, как и ранее, регулирует отношения по уплате налоговых платежей налогоплательщиками и иными обязанными лицами (ст. 45 НК РФ), а также перечисление этих платежей в бюджетную систему банками (ст. 60 НК РФ). Однако с учетом перехода на исполнение обязанности по уплате налогов посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа необходимо уточнить, до поступления средств на какой счет Федерального казначейства складываются отношения, находящиеся в сфере налогово-правового регулирования.