Уточнение платежа в ПФР



Подборка наиболее важных документов по запросу Уточнение платежа в ПФР (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

показать больше документов

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
С расчетных счетов индивидуального предпринимателя в 2016 году на основании решений Пенсионного фонда РФ по инкассовым поручениям списаны страховые взносы. В 2021 году с его расчетного счета повторно списана такая же сумма страховых взносов на основании тех же решений Пенсионного фонда РФ. Предприниматель обратился в Фонд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм. Фонд отказал в возврате страховых взносов, поскольку после 2016 года произведена смена КБК, в связи с чем у Фонда нет возможности установить наличие оплаты на лицевых счетах расчетов с бюджетом. Предприниматель направил в налоговый орган заявление с просьбой провести розыск произведенных списанных с его счета платежей, а также их отражение в расчетах с бюджетом. Налоговый орган известил предпринимателя о принятых решениях об уточнении платежей. Предприниматель вновь обратился в Пенсионный фонд РФ с заявлением о возврате переплаты. Фонд отказал в возврате, указав, что предприниматель должен обращаться в налоговый орган. Налоговый орган перенаправил заявление предпринимателя в Пенсионный фонд РФ, так как страховые взносы начислены до 01.01.2017, Фонд снова отказал в возврате платежей, сославшись на отсутствие переплаты. Предприниматель обратился в суд с требованием о взыскании излишне уплаченных страховых взносов. Суд указал, что если в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов налоговому органу возникла необходимость в возврате средств из бюджета Пенсионного фонда РФ, то именно Фонд должен принять соответствующие решения и передать их на исполнение в налоговый орган. Суд учел, что в 2021 году у предпринимателя отсутствовала недоимка по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, и удовлетворил его требования. Также суд обратил внимание на то, что списанные со счетов предпринимателя в 2021 году денежные средства не разнесены Фондом на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц. Помимо этого, сроки взыскания недоимки за 2016 год по состоянию на 2021 год истекли.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 78 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Общество уплатило страховые взносы за периоды до 01.01.2017 в бюджет ПФР, ошибочно указав КБК фонда медицинского страхования. В судебном порядке общество обязало Управление ПФР уточнить платеж и признало не подлежащим исполнению инкассовое поручение о взыскании страховых взносов. В 2018 году общество изменило юридический адрес, позднее получило требование налогового органа об уплате страховых взносов, впоследствии налоговый орган взыскал с общества задолженность. Общество направило в Фонд заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов. Фонд ответил, что направил сведения в инспекцию, однако общество не получило возврат, из-за чего обратилось в суд. Суд подтвердил, что возврат должен был быть осуществлен органами ПФР, а инспекция фактически является исполнителем решений ПФР. Поскольку взносы действительно фактически были уплачены дважды, суд удовлетворил требование общества и обязал Фонд принять решение о возврате, а инспекцию - произвести возврат, а также выплатить проценты за несвоевременный возврат.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)
1.5. Полномочие по возврату страховых взносов страхователю закреплено в комментируемом Законе в связи с тем, что ПФР производит персонифицированный учет страховых взносов, которые поступают на личные индивидуальные счета застрахованных лиц. Таким образом, при невозможности определить, за какое конкретно застрахованное лицо в бюджет ПФР уплачены пенсионные взносы, данные средства подлежат возврату страхователю. Однако комментируемым Законом не установлены ни порядок возврата страховых взносов страхователям, ни порядок зачета (возврата) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаты процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также источники уплаты этих процентов. Не регламентирован и порядок уточнения платежа в бюджет ПФР при обнаружении плательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление этого платежа. Вследствие отсутствия соответствующих положений можно руководствоваться Разъяснениями Минфина РФ в Письме от 12.05.2008 N 03-02-07/2-87 о том, что налоговые органы как администраторы доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в ПФР вправе принять решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, об уточнении соответствующих платежей в порядке, установленном п. 7 ст. 45, ст. ст. 78 и 79 НК.
Вопрос: О контроле специализированного депозитария при осуществлении НПФ выплат по договорам долгосрочных сбережений, а также при удержании денежных средств из таких выплат и их перечислении третьим лицам.
(Письмо Банка России от 21.03.2024 N 38-1-4/801)
В соответствии с Письмом Банка России от 04.06.2021 N 34-1-2-3/1017 "Уточнение позиции о необходимости согласования со специализированным депозитарием платежей негосударственного пенсионного фонда в адрес третьих лиц" операции по удержанию денежных средств из указанных в Письме Банка России от 18.03.2015 N 015-54-1/2435 пенсионных выплат и их перечислению в адрес третьих лиц на основании решений государственных органов, судов, исполнительных листов по постановлениям Федеральной службы судебных приставов во исполнение обязанности вкладчика, участника или застрахованного лица перед этими лицами осуществляются негосударственным пенсионным фондом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2013 N 13-П
"По делу о проверке конституционности части 2 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в связи с запросами Арбитражного суда Сахалинской области и Арбитражного суда Приморского края"
ОАО "Владивосток Авиа", уплатившее взносы на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей за 2010 год с сумм выплат, превышающих 415 000 рублей, т.е. в большем, чем предусматривалось действовавшим в тот период законодательством, размере, после уточнения произведенных расчетов обратилось с просьбой зачесть в счет будущих платежей образовавшуюся переплату в размере 42 669 491 рубля 90 копеек к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Артемовскому городскому округу и Шкотовскому району Приморского края. В ходе камеральных проверок территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было установлено, что представленные ОАО "Владивосток Авиа" уточненные поквартальные расчеты осуществлены без учета части второй статьи 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в редакции Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ, и 1 июля 2011 года вынесены решения о привлечении его к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.2019 N 32-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", части 22 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации"
Однако, если в отношении застрахованных лиц не наступил страховой случай, а значит, расчет размера страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию не производится, изменение сумм страховых взносов, начисленных в отношении таких лиц (в излишнем размере), не может приводить к уменьшению выплачиваемого страхового обеспечения или изъятию уже выплаченных денежных средств, т.е. к нарушению прав и законных интересов застрахованных лиц. Тем более что наряду с возложением на страхователя обязанности в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующие сведения о застрахованных лицах (в том числе о начисленных и уплаченных страховых взносах) ему предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом (статья 15 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
показать больше документов