Уточнение невыясненных поступлений
Подборка наиболее важных документов по запросу Уточнение невыясненных поступлений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 45 "Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Ввиду неверного указания в чек-ордере КБК денежные средства, уплаченные налогоплательщиком в качестве оплаты торгового сбора, были учтены по КБК "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет", позднее налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа, однако платеж так и не был правильно отражен инспекцией. Суд признал незаконным бездействие инспекции и обязал ее устранить допущенное нарушение, так как данное бездействие повлекло нарушение прав и законных интересов налогоплательщика в связи с отражением в ЕНС задолженности и начислением на нее пени.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Ввиду неверного указания в чек-ордере КБК денежные средства, уплаченные налогоплательщиком в качестве оплаты торгового сбора, были учтены по КБК "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет", позднее налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа, однако платеж так и не был правильно отражен инспекцией. Суд признал незаконным бездействие инспекции и обязал ее устранить допущенное нарушение, так как данное бездействие повлекло нарушение прав и законных интересов налогоплательщика в связи с отражением в ЕНС задолженности и начислением на нее пени.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Во-первых, действующее бюджетное законодательство не содержит нормативное понятие администрирования доходов. По нашему мнению, законодательное определение этого понятия необходимо, и в целях преодоления данного пробела мы сформулировали его следующим образом: "Администрирование доходов является специфической бюджетно-правовой деятельностью особых государственных органов и организаций, позволяющей обеспечить постоянный оперативный контроль за поступлением доходов в соответствующие бюджеты; реализовать предусмотренные законодательством финансово-правовые меры государственного принуждения по отношению к плательщикам, не исполняющим свои обязанности; упростить процедуру уточнения невыясненных платежей; минимизировать затраты (в том числе временные) по возврату излишне уплаченных или неправильно уплаченных сумм; обеспечить контроль за полной и своевременностью поступления соответствующих доходов бюджета".
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Во-первых, действующее бюджетное законодательство не содержит нормативное понятие администрирования доходов. По нашему мнению, законодательное определение этого понятия необходимо, и в целях преодоления данного пробела мы сформулировали его следующим образом: "Администрирование доходов является специфической бюджетно-правовой деятельностью особых государственных органов и организаций, позволяющей обеспечить постоянный оперативный контроль за поступлением доходов в соответствующие бюджеты; реализовать предусмотренные законодательством финансово-правовые меры государственного принуждения по отношению к плательщикам, не исполняющим свои обязанности; упростить процедуру уточнения невыясненных платежей; минимизировать затраты (в том числе временные) по возврату излишне уплаченных или неправильно уплаченных сумм; обеспечить контроль за полной и своевременностью поступления соответствующих доходов бюджета".
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 15.11.2024 N 172н
(ред. от 06.08.2025)
"Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80841)21. Поступления, ошибочно зачисленные на счет органа Федерального казначейства и учтенные им как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, получателем которых в соответствии с законодательством Российской Федерации является участник системы казначейских платежей, подлежащие зачислению на другой казначейский счет, открытый в органе Федерального казначейства, перечисляются участнику системы казначейских платежей на основании его письменного обращения с приложением копии заявления плательщика. При этом ранее направленные Запросы на выяснение принадлежности платежа подлежат отмене.
(ред. от 06.08.2025)
"Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80841)21. Поступления, ошибочно зачисленные на счет органа Федерального казначейства и учтенные им как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, получателем которых в соответствии с законодательством Российской Федерации является участник системы казначейских платежей, подлежащие зачислению на другой казначейский счет, открытый в органе Федерального казначейства, перечисляются участнику системы казначейских платежей на основании его письменного обращения с приложением копии заявления плательщика. При этом ранее направленные Запросы на выяснение принадлежности платежа подлежат отмене.
Приказ Казначейства России от 14.05.2020 N 21н
(ред. от 05.12.2024)
"О Порядке казначейского обслуживания"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2020 N 58914)Территориальный орган Федерального казначейства для уточнения поступлений, отнесенных в соответствии с настоящим пунктом к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления данного платежа, формирует Запрос на выяснение принадлежности платежа по форме согласно приложению N 8 к Порядку (код формы по КФД 0531808) (далее - Запрос) и направляет его предполагаемому получателю средств (администратору источников финансирования дефицита) федерального бюджета.
(ред. от 05.12.2024)
"О Порядке казначейского обслуживания"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2020 N 58914)Территориальный орган Федерального казначейства для уточнения поступлений, отнесенных в соответствии с настоящим пунктом к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления данного платежа, формирует Запрос на выяснение принадлежности платежа по форме согласно приложению N 8 к Порядку (код формы по КФД 0531808) (далее - Запрос) и направляет его предполагаемому получателю средств (администратору источников финансирования дефицита) федерального бюджета.
Статья: Правовая природа положительного сальдо ЕНС: комментарий к Определению СКЭС ВС по делу ООО "Родник"
(Лютова О.И.)
("Юрист", 2025, N 7)Например, И.О. Сорокин и П.Ю. Тихомиров отмечали неоднозначность правовой природы положительного сальдо ЕНС в контексте его влияния на начисление пеней и применение мер ответственности <5> и по итогам своего исследования приходили к выводу о том, что им являются излишне перечисленные в бюджетную систему РФ денежные средства налогоплательщика, которые, в соответствии со ст. 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации <6> (далее - БК РФ), признаются одним из источников дефицита федерального бюджета. Помимо этого, автором подчеркивалась утрата права на такие средства с момента их зачисления в бюджетную систему. Другой пример - имеющиеся в литературе рассуждения относительно принадлежности сумм, находящихся на ЕНС, к тем или иным видам бюджетных доходов, определяемых на основании норм бюджетного законодательства РФ. В частности, признавая за суммами положительного сальдо ЕНС налогово-правовую природу, исследователи ставят проблему распределения поступающих на ЕНС средств и выяснение их правовой природы <7>, относя их к категории невыясненных поступлений <8>, в отношении которых нужно проводить уточнение.
(Лютова О.И.)
("Юрист", 2025, N 7)Например, И.О. Сорокин и П.Ю. Тихомиров отмечали неоднозначность правовой природы положительного сальдо ЕНС в контексте его влияния на начисление пеней и применение мер ответственности <5> и по итогам своего исследования приходили к выводу о том, что им являются излишне перечисленные в бюджетную систему РФ денежные средства налогоплательщика, которые, в соответствии со ст. 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации <6> (далее - БК РФ), признаются одним из источников дефицита федерального бюджета. Помимо этого, автором подчеркивалась утрата права на такие средства с момента их зачисления в бюджетную систему. Другой пример - имеющиеся в литературе рассуждения относительно принадлежности сумм, находящихся на ЕНС, к тем или иным видам бюджетных доходов, определяемых на основании норм бюджетного законодательства РФ. В частности, признавая за суммами положительного сальдо ЕНС налогово-правовую природу, исследователи ставят проблему распределения поступающих на ЕНС средств и выяснение их правовой природы <7>, относя их к категории невыясненных поступлений <8>, в отношении которых нужно проводить уточнение.
Статья: Единый налоговый счет: новый этап цифровизации в системе налогового администрирования в Российской Федерации
(Васильева Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)В-шестых, законопроектом в целях внедрения ЕНС устанавливаются единые сроки уплаты налогов, что может привести к упрощению платежного календаря налогоплательщика, однако сроки теперь сдвигаются на более ранние даты. В-седьмых, имеются определенные недоработки в реализации технической части данной новеллы. Согласно нововведениям сумма налогового платежа поступает на счет Федерального казначейства, а Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - ФНС России) распределяет средства по назначению, исходя из имеющихся данных и информации, которую представит сам налогоплательщик. Однако, как известно, если налогоплательщик отправляет неверно оформленную платежную документацию, казначейство регистрирует невыясненный платеж. Как правило, невыясненный платеж отражается по коду формы дохода, однако в таком налоговом платеже в поручении указывается только ИНН плательщика и сумма платежа. Таким образом, на плечи налоговых органов ляжет серьезная нагрузка в части уточнения и возврата невыясненных платежей. В-восьмых, предприниматели будут лишены возможности выбирать время оплаты конкретных налогов в определенных случаях, что не совсем выгодно с позиций финансового менеджмента. В качестве еще одного недостатка следует отметить, что внедряемая система ЕНС направлена на борьбу с теневым сектором экономики, на усиление прозрачности документов бухгалтерского учета, однако вполне вероятной становится ситуация, при которой бизнес может попытаться, наоборот, скрыть свою документацию.
(Васильева Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)В-шестых, законопроектом в целях внедрения ЕНС устанавливаются единые сроки уплаты налогов, что может привести к упрощению платежного календаря налогоплательщика, однако сроки теперь сдвигаются на более ранние даты. В-седьмых, имеются определенные недоработки в реализации технической части данной новеллы. Согласно нововведениям сумма налогового платежа поступает на счет Федерального казначейства, а Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - ФНС России) распределяет средства по назначению, исходя из имеющихся данных и информации, которую представит сам налогоплательщик. Однако, как известно, если налогоплательщик отправляет неверно оформленную платежную документацию, казначейство регистрирует невыясненный платеж. Как правило, невыясненный платеж отражается по коду формы дохода, однако в таком налоговом платеже в поручении указывается только ИНН плательщика и сумма платежа. Таким образом, на плечи налоговых органов ляжет серьезная нагрузка в части уточнения и возврата невыясненных платежей. В-восьмых, предприниматели будут лишены возможности выбирать время оплаты конкретных налогов в определенных случаях, что не совсем выгодно с позиций финансового менеджмента. В качестве еще одного недостатка следует отметить, что внедряемая система ЕНС направлена на борьбу с теневым сектором экономики, на усиление прозрачности документов бухгалтерского учета, однако вполне вероятной становится ситуация, при которой бизнес может попытаться, наоборот, скрыть свою документацию.
Статья: Новости от 03.02.2023
("Главная книга", 2023, N 4)Другое дело, если ошибка допущена в поле "ИНН плательщика". Суммы, уплаченные с такой ошибкой, будут отнесены к невыясненным поступлениям. Соответственно, платеж будет необходимо уточнить. Для этого плательщику нужно представить в любую ИФНС соответствующее обращение в свободной форме.
("Главная книга", 2023, N 4)Другое дело, если ошибка допущена в поле "ИНН плательщика". Суммы, уплаченные с такой ошибкой, будут отнесены к невыясненным поступлениям. Соответственно, платеж будет необходимо уточнить. Для этого плательщику нужно представить в любую ИФНС соответствующее обращение в свободной форме.