Утилизация отходов 4 класса
Подборка наиболее важных документов по запросу Утилизация отходов 4 класса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2024 N 11АП-7806/2024 по делу N А65-2188/2023
Требование: Об отмене определения об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.Довод управления о возникновении у общества в процессе утилизации им нефтемаслоотходов не товарного продукта, а отходов 4 класса опасности со ссылкой на протокол N 0105/2021-П-ГК Результаты КХА проб почв от 13.07.2021; протокол N 0106/2021-П-ГК Результаты КХА проб почв от 13.07.2021; протокол N 0111/2021-П-ГК Результаты КХА проб отходов производства и потребления от 13.07.2021 филиала по Республике Татарстан ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО", судами признаны несостоятельными, поскольку сведения и доказательства об области аккредитации ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" на право проведения исследований товаров и (или) химической продукции не имеется и в материалы дела не представлены.
Требование: Об отмене определения об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.Довод управления о возникновении у общества в процессе утилизации им нефтемаслоотходов не товарного продукта, а отходов 4 класса опасности со ссылкой на протокол N 0105/2021-П-ГК Результаты КХА проб почв от 13.07.2021; протокол N 0106/2021-П-ГК Результаты КХА проб почв от 13.07.2021; протокол N 0111/2021-П-ГК Результаты КХА проб отходов производства и потребления от 13.07.2021 филиала по Республике Татарстан ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО", судами признаны несостоятельными, поскольку сведения и доказательства об области аккредитации ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" на право проведения исследований товаров и (или) химической продукции не имеется и в материалы дела не представлены.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2023 N 05АП-6366/2023 по делу N А59-3486/2023
Требование: О взыскании задолженности по муниципальному контракту на выполнение работ по объекту.
Решение: Требование удовлетворено.Вместе с тем, несмотря на указание на необходимость перевозки строительных отходов на полигон ООО "Сахэкопром" при среднем расстоянии перевозки 33 км, само по себе обстоятельство утилизации отходов на полигоне ООО "Альтаир" не является безусловным основанием для отказа в оплате надлежащим образом выполненных работ, поскольку отсутствие у такого лица лицензии на осуществлении деятельности по обращению со строительными отходами 4 класса опасности и их принятие для дальнейшей утилизации возлагает обязанность на такое лицо осуществить их надлежащую утилизацию.
Требование: О взыскании задолженности по муниципальному контракту на выполнение работ по объекту.
Решение: Требование удовлетворено.Вместе с тем, несмотря на указание на необходимость перевозки строительных отходов на полигон ООО "Сахэкопром" при среднем расстоянии перевозки 33 км, само по себе обстоятельство утилизации отходов на полигоне ООО "Альтаир" не является безусловным основанием для отказа в оплате надлежащим образом выполненных работ, поскольку отсутствие у такого лица лицензии на осуществлении деятельности по обращению со строительными отходами 4 класса опасности и их принятие для дальнейшей утилизации возлагает обязанность на такое лицо осуществить их надлежащую утилизацию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК): вопросы практики
(Субанова Н.В., Зяблина М.В.)
("Законность", 2023, N 1)Так, в ходе проверки, проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям неоднократно неправомерно отказывало предпринимателю в выдаче лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - 4 классов опасности. По результатам рассмотрения направленных прокурором материалов следователь вынес постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 169 УК и ч. 1 ст. 286 УК <3>.
(Субанова Н.В., Зяблина М.В.)
("Законность", 2023, N 1)Так, в ходе проверки, проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям неоднократно неправомерно отказывало предпринимателю в выдаче лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - 4 классов опасности. По результатам рассмотрения направленных прокурором материалов следователь вынес постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 169 УК и ч. 1 ст. 286 УК <3>.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (январь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Положениями Документации установлены дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с которыми у работников исполнителя, привлекаемых к оказанию услуг по договору, необходимо подтвердить наличие профессиональной подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации (документы, подтверждающие обучение работников по программе Повышения квалификации в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов 1 - 4-го класса опасности) - сертификаты, подтверждающие обучение работников по программе повышения квалификации в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов 1 - 4-го класса опасности, - представляется участником во второй части заявки (далее - Требование).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Положениями Документации установлены дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с которыми у работников исполнителя, привлекаемых к оказанию услуг по договору, необходимо подтвердить наличие профессиональной подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации (документы, подтверждающие обучение работников по программе Повышения квалификации в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов 1 - 4-го класса опасности) - сертификаты, подтверждающие обучение работников по программе повышения квалификации в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов 1 - 4-го класса опасности, - представляется участником во второй части заявки (далее - Требование).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096
(ред. от 27.08.2025)
"О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 8.2, 8.2.3, частями 1 и 2 статьи 8.4, частями 3 и 4 статьи 8.7, статьями 8.12 - 8.14, частью 1 статьи 8.17, статьями 8.19, 8.21, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.42, 8.44, 8.45, а также частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 и статьей 19.20 (в части деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанного органа;
(ред. от 27.08.2025)
"О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 8.2, 8.2.3, частями 1 и 2 статьи 8.4, частями 3 и 4 статьи 8.7, статьями 8.12 - 8.14, частью 1 статьи 8.17, статьями 8.19, 8.21, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.42, 8.44, 8.45, а также частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 и статьей 19.20 (в части деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанного органа;
Статья: Совершенствование правового обеспечения лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов по утилизации отходов
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Наибольшее внимание законодатель уделил функции по лицензированию деятельности, связанной с утилизацией отходов. Основополагающими нормативными правовыми актами в указанной области являются: 1) Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ N 99-ФЗ), регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности; 2) Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89-ФЗ), который в силу п. 1 ч. 4 ст. 1 ФЗ N 99-ФЗ определяет особенности лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности <6> в части порядка принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии, установления срока действия лицензии, ее продления, приостановления, возобновления и аннулирования.
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Наибольшее внимание законодатель уделил функции по лицензированию деятельности, связанной с утилизацией отходов. Основополагающими нормативными правовыми актами в указанной области являются: 1) Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ N 99-ФЗ), регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности; 2) Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89-ФЗ), который в силу п. 1 ч. 4 ст. 1 ФЗ N 99-ФЗ определяет особенности лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности <6> в части порядка принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии, установления срока действия лицензии, ее продления, приостановления, возобновления и аннулирования.
Вопрос: Может ли организация заключить договор о вывозе ТКО с физическим лицом - не ИП?
(Консультация эксперта, 2023)Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО (п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156).
(Консультация эксперта, 2023)Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО (п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2.3. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ч. 1 ст. 9, ст. 4.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления").
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2.3. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ч. 1 ст. 9, ст. 4.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления").
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)12.2.1. Объекты по размещению, обезвреживанию, обработке, токсичных отходов производства и потребления 3 - 4-го классов опасности.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)12.2.1. Объекты по размещению, обезвреживанию, обработке, токсичных отходов производства и потребления 3 - 4-го классов опасности.
Вопрос: Как утилизировать офисную мебель?
(Консультация эксперта, 2025)Если утилизация мебели производится как утилизация отходов IV класса опасности, то на практике могут оформляться акт передачи имущества для утилизации специализированной организации, а также акт об утилизации имущества.
(Консультация эксперта, 2025)Если утилизация мебели производится как утилизация отходов IV класса опасности, то на практике могут оформляться акт передачи имущества для утилизации специализированной организации, а также акт об утилизации имущества.
Готовое решение: По каким кодам КОСГУ и КВР отражаются расходы на уборку мусора, вывоз и утилизацию отходов производства, вывоз твердых коммунальных отходов
(КонсультантПлюс, 2025)По какой статье (подстатье) КОСГУ и КВР отражаются расходы на сбор, вывоз и утилизацию отходов 1, 2 и 4, 5 классов опасности
(КонсультантПлюс, 2025)По какой статье (подстатье) КОСГУ и КВР отражаются расходы на сбор, вывоз и утилизацию отходов 1, 2 и 4, 5 классов опасности
Готовое решение: В каком порядке вывозится строительный мусор
(КонсультантПлюс, 2025)Если у вас образовались отходы I и II классов опасности, в том числе являющиеся вторичными ресурсами, договор с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности можно не заключать, только если у вас в собственности или на ином законном основании есть объекты утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности (п. 1 ст. 14.4, п. п. 3, 4 ст. 17.1 Закона об отходах).
(КонсультантПлюс, 2025)Если у вас образовались отходы I и II классов опасности, в том числе являющиеся вторичными ресурсами, договор с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности можно не заключать, только если у вас в собственности или на ином законном основании есть объекты утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности (п. 1 ст. 14.4, п. п. 3, 4 ст. 17.1 Закона об отходах).