Утилизационный сБор налог
Подборка наиболее важных документов по запросу Утилизационный сБор налог (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 251 "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, предоставление ему субсидии в размере подлежащего уплате утилизационного сбора не образует дохода, подлежащего обложению налогом на прибыль.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, предоставление ему субсидии в размере подлежащего уплате утилизационного сбора не образует дохода, подлежащего обложению налогом на прибыль.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности признания утилизационного сбора в расходах по налогу на прибыль
(Новикова С.Г.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 3)"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 3
(Новикова С.Г.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 3)"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 3
Вопрос: О порядке учета утилизационного сбора при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
(Письмо Минфина России от 08.07.2025 N 03-03-06/1/66370)Вопрос: О порядке учета утилизационного сбора при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
(Письмо Минфина России от 08.07.2025 N 03-03-06/1/66370)Вопрос: О порядке учета утилизационного сбора при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 N 81
(ред. от 13.02.2025)
"Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора")III. Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной
(ред. от 13.02.2025)
"Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора")III. Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной
Приказ ФНС России от 09.07.2014 N ММВ-7-3/367@
"Об утверждении форм, порядка изготовления, хранения и уничтожения штампов об уплате утилизационного сбора, взимаемого Федеральной налоговой службой"
(вместе с "Порядком изготовления, хранения и уничтожения штампов об уплате утилизационного сбора, взимаемого Федеральной налоговой службой, для проставления отметки "Утилизационный сбор")
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2014 N 33648)Зарегистрировано в Минюсте России 19 августа 2014 г. N 33648
"Об утверждении форм, порядка изготовления, хранения и уничтожения штампов об уплате утилизационного сбора, взимаемого Федеральной налоговой службой"
(вместе с "Порядком изготовления, хранения и уничтожения штампов об уплате утилизационного сбора, взимаемого Федеральной налоговой службой, для проставления отметки "Утилизационный сбор")
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2014 N 33648)Зарегистрировано в Минюсте России 19 августа 2014 г. N 33648
Статья: От курортного сбора к туристическому налогу: история вопроса и перспективы (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)С 2017 года предпринимались неоднократные попытки включения части неналоговых платежей в НК РФ, но инициатива последовательно не получала одобрения. В частности, вынесенный на обсуждение в 2018 году, но так и не представленный в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)" <7> предусматривал включение в НК РФ пяти платежей: экологического налога, утилизационного сбора, сбора за пользование автомобильными дорогами федерального значения, налога на операторов сети связи общего пользования, гостиничного сбора. Среди причин неодобрения законопроекта - не только несогласие предпринимательского сообщества, но и объективные обстоятельства, порожденные пандемией коронавируса, а затем - введением масштабных антироссийских санкций.
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)С 2017 года предпринимались неоднократные попытки включения части неналоговых платежей в НК РФ, но инициатива последовательно не получала одобрения. В частности, вынесенный на обсуждение в 2018 году, но так и не представленный в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)" <7> предусматривал включение в НК РФ пяти платежей: экологического налога, утилизационного сбора, сбора за пользование автомобильными дорогами федерального значения, налога на операторов сети связи общего пользования, гостиничного сбора. Среди причин неодобрения законопроекта - не только несогласие предпринимательского сообщества, но и объективные обстоятельства, порожденные пандемией коронавируса, а затем - введением масштабных антироссийских санкций.
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)(-) 1. По мнению налогоплательщика, предоставление ему субсидии в размере подлежащего уплате утилизационного сбора не образует дохода, подлежащего обложению налогом на прибыль.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)(-) 1. По мнению налогоплательщика, предоставление ему субсидии в размере подлежащего уплате утилизационного сбора не образует дохода, подлежащего обложению налогом на прибыль.
Статья: Утилизационный сбор за транспортное средство: право, экономика, экологическая безопасность
(Казачкова З.М., Макаров Д.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)Утилизационный сбор нередко называют разновидностью так называемого налога Пигу, налога на рыночную транзакцию, компенсирующего дополнительные издержки, которые понесут лица, напрямую не участвующие в транзакции. Но возмездная природа данного платежа однозначно идентифицирует его в качестве классического сбора, неслучайно применительно к нему и на английском языке употребляется слово "fee", а не "tax", т.е., это "сбор, установленный законом, в том числе за использование привилегии, находящейся под контролем правительства" <8>.
(Казачкова З.М., Макаров Д.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)Утилизационный сбор нередко называют разновидностью так называемого налога Пигу, налога на рыночную транзакцию, компенсирующего дополнительные издержки, которые понесут лица, напрямую не участвующие в транзакции. Но возмездная природа данного платежа однозначно идентифицирует его в качестве классического сбора, неслучайно применительно к нему и на английском языке употребляется слово "fee", а не "tax", т.е., это "сбор, установленный законом, в том числе за использование привилегии, находящейся под контролем правительства" <8>.
Статья: Начисление процентов на излишне взысканный утилизационный сбор
(Шереметьева Н.В.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)Отечественным законодательством предусматривается платеж за утилизацию товара, носящий название "утилизационный сбор" и являющийся элементом системы обязательных платежей, налогов и сборов. Утилизационный сбор - это обязательный платеж, который взимается с производителя, экспортера, импортера или покупателя транспортного средства при ввозе или вывозе транспорта в Россию или с территории государства. Утилизационный сбор взимается единовременно, включается в стоимость транспортного средства. Законодатель определяет, что утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство, каждую самоходную машину, каждый прицеп. Денежные средства утилизационного сбора направлялись на обеспечение экологической безопасности и защиты здоровья населения от вредного воздействия, оказываемого эксплуатируемыми транспортными средствами с учетом технической характеристики транспортного средства и его износа. Актуальность выбранной темы заключается в том, что долгое время этот вопрос решался однозначно: на излишне взысканный утилизационный сбор не начислялись проценты. 8 ноября 2022 г. Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что такой подход не верен и не соответствует конституционным положениям. В связи с этим возникает вопрос о новых правилах возврата излишне взысканного утилизационного сбора. Ответ на этот вопрос дается на основании положений нормативных актов и материалов судебной практики. Основным методом познания в данном исследовании выступает метод ретроспективного анализа, который применяется для исследования ранее действовавшего порядка взыскания излишне уплаченного утилизационного сбора.
(Шереметьева Н.В.)
("Таможенное дело", 2024, N 1)Отечественным законодательством предусматривается платеж за утилизацию товара, носящий название "утилизационный сбор" и являющийся элементом системы обязательных платежей, налогов и сборов. Утилизационный сбор - это обязательный платеж, который взимается с производителя, экспортера, импортера или покупателя транспортного средства при ввозе или вывозе транспорта в Россию или с территории государства. Утилизационный сбор взимается единовременно, включается в стоимость транспортного средства. Законодатель определяет, что утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство, каждую самоходную машину, каждый прицеп. Денежные средства утилизационного сбора направлялись на обеспечение экологической безопасности и защиты здоровья населения от вредного воздействия, оказываемого эксплуатируемыми транспортными средствами с учетом технической характеристики транспортного средства и его износа. Актуальность выбранной темы заключается в том, что долгое время этот вопрос решался однозначно: на излишне взысканный утилизационный сбор не начислялись проценты. 8 ноября 2022 г. Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что такой подход не верен и не соответствует конституционным положениям. В связи с этим возникает вопрос о новых правилах возврата излишне взысканного утилизационного сбора. Ответ на этот вопрос дается на основании положений нормативных актов и материалов судебной практики. Основным методом познания в данном исследовании выступает метод ретроспективного анализа, который применяется для исследования ранее действовавшего порядка взыскания излишне уплаченного утилизационного сбора.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Можно напомнить, что в п. 58 Плана действий Правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году (утв. Правительством РФ 1 марта 2016 года), было предусмотрено принятие в декабре 2016 г. федерального закона, закрепляющего в законодательстве Российской Федерации принципы установления и взимания неналоговых платежей с субъектов предпринимательской деятельности. В Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (утв. Минфином России) утверждалось, что в части бюджетной и налоговой политики стимулирование инвестиций должно включать меры в том числе по такому ключевому направлению, как стабильность и предсказуемость неналоговых (квазиналоговых) платежей; в рамках работы по систематизации действующих неналоговых платежей в НК РФ в первую очередь будут поэтапно включены (трансформированы в налоги и сборы) следующие платежи, имеющие квазиналоговый характер: утилизационный сбор, налог на доходы операторов сети связи общего пользования, туристический сбор. Но пока данные идеи, как известно, не реализованы.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Можно напомнить, что в п. 58 Плана действий Правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году (утв. Правительством РФ 1 марта 2016 года), было предусмотрено принятие в декабре 2016 г. федерального закона, закрепляющего в законодательстве Российской Федерации принципы установления и взимания неналоговых платежей с субъектов предпринимательской деятельности. В Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (утв. Минфином России) утверждалось, что в части бюджетной и налоговой политики стимулирование инвестиций должно включать меры в том числе по такому ключевому направлению, как стабильность и предсказуемость неналоговых (квазиналоговых) платежей; в рамках работы по систематизации действующих неналоговых платежей в НК РФ в первую очередь будут поэтапно включены (трансформированы в налоги и сборы) следующие платежи, имеющие квазиналоговый характер: утилизационный сбор, налог на доходы операторов сети связи общего пользования, туристический сбор. Но пока данные идеи, как известно, не реализованы.
Статья: О необходимости трансформации уголовно-правовой охраны фискальных интересов государства на примере утилизационного сбора
(Шевелева С.В., Шкилева Н.Л.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Большая группа ученых-юристов не усматривает фискальную функцию утилизационного сбора <22>, другие доказывают ее приоритетность <23>. Суды его именуют "особым видом обязательного платежа" <24>. Экономисты более прагматичны в данном вопросе, говоря об "уровне налоговой нагрузки от утилизационного сбора" <25>, специалисты в области налогообложения утилизационный сбор признают налогом <26>, квазиналогом <27>. Счетная палата РФ еще в 2014 г. предлагала включить его в налоговое законодательство <28>, однако Минфин РФ отказал, сославшись на регулятивную функцию утилизационного сбора <29>. В 2019 г. данный вопрос вновь был поставлен на обсуждение <30>, что актуализирует вопрос оценки достаточности мер принуждения, применяемых при уклонении от его уплаты.
(Шевелева С.В., Шкилева Н.Л.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 6)Большая группа ученых-юристов не усматривает фискальную функцию утилизационного сбора <22>, другие доказывают ее приоритетность <23>. Суды его именуют "особым видом обязательного платежа" <24>. Экономисты более прагматичны в данном вопросе, говоря об "уровне налоговой нагрузки от утилизационного сбора" <25>, специалисты в области налогообложения утилизационный сбор признают налогом <26>, квазиналогом <27>. Счетная палата РФ еще в 2014 г. предлагала включить его в налоговое законодательство <28>, однако Минфин РФ отказал, сославшись на регулятивную функцию утилизационного сбора <29>. В 2019 г. данный вопрос вновь был поставлен на обсуждение <30>, что актуализирует вопрос оценки достаточности мер принуждения, применяемых при уклонении от его уплаты.
Готовое решение: Как при УСН учесть налоги и другие обязательные платежи
(КонсультантПлюс, 2025)При УСН с объектом "доходы минус расходы" утилизационный сбор, как самостоятельный вид расходов, уменьшающих налоговую базу, не предусмотрен (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)При УСН с объектом "доходы минус расходы" утилизационный сбор, как самостоятельный вид расходов, уменьшающих налоговую базу, не предусмотрен (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).