Утилизационный сБор беларусь
Подборка наиболее важных документов по запросу Утилизационный сБор беларусь (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14.01.2025 по делу N 33а-333/2025(33а-20432/2024) (УИД 66RS0004-01-2024-005966-61)
Категория: Споры с таможенными органами.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о возврате комплекта документов и отказе в учете денежных средств в качестве утилизационного сбора, об обязании возвратить их.
Обстоятельства: Истец полагал, что у таможенного органа не было оснований для вывода о недействительности представленного договора купли-продажи транспортного средства, договор представлен в подлиннике с подписями обеих сторон, примененный таможенным органом коэффициент расчета суммы утилизационного сбора, введенный позднее даты ввоза, не распространяется на отношения сторон, истец вынужден был уплатить утилизационный сбор в большем размере, чем требовалось.
Решение: Отказано.Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что договоры купли-продажи транспортного средства от 25 августа 2023 года и от 31 августа 2023 года, заключенные между <...>6 и М. в городе Гомель Республики Беларусь и в городе Бишкек Кыргызской Республике соответственно, не подтверждают право собственности М. на спорное транспортное средство и не могут служить основанием для уплаты утилизационного сбора в отношении транспортного средства, ввезенного в Российскую Федерацию для личного пользования. При этом суд первой инстанции указал на то, что договор купли-продажи от 30 августа 2023 года, представленный М. в <...>, в нарушение пункта 10 Правил государственной регистрации, перерегистрации транспортных средств, установок и оборудования, а также прав собственности на них, утвержденных Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 июня 2017 года N 407 "О вопросах регистрации транспортных средств, установок и оборудования", не удостоверен уполномоченным органом Кыргызской Республики, а в отношении договора купли-продажи от 25 августа 2023 года, вопреки требованиям Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года N 504, отсутствуют сведения о его государственной регистрации в установленном порядке.
Категория: Споры с таможенными органами.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о возврате комплекта документов и отказе в учете денежных средств в качестве утилизационного сбора, об обязании возвратить их.
Обстоятельства: Истец полагал, что у таможенного органа не было оснований для вывода о недействительности представленного договора купли-продажи транспортного средства, договор представлен в подлиннике с подписями обеих сторон, примененный таможенным органом коэффициент расчета суммы утилизационного сбора, введенный позднее даты ввоза, не распространяется на отношения сторон, истец вынужден был уплатить утилизационный сбор в большем размере, чем требовалось.
Решение: Отказано.Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что договоры купли-продажи транспортного средства от 25 августа 2023 года и от 31 августа 2023 года, заключенные между <...>6 и М. в городе Гомель Республики Беларусь и в городе Бишкек Кыргызской Республике соответственно, не подтверждают право собственности М. на спорное транспортное средство и не могут служить основанием для уплаты утилизационного сбора в отношении транспортного средства, ввезенного в Российскую Федерацию для личного пользования. При этом суд первой инстанции указал на то, что договор купли-продажи от 30 августа 2023 года, представленный М. в <...>, в нарушение пункта 10 Правил государственной регистрации, перерегистрации транспортных средств, установок и оборудования, а также прав собственности на них, утвержденных Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 23 июня 2017 года N 407 "О вопросах регистрации транспортных средств, установок и оборудования", не удостоверен уполномоченным органом Кыргызской Республики, а в отношении договора купли-продажи от 25 августа 2023 года, вопреки требованиям Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года N 504, отсутствуют сведения о его государственной регистрации в установленном порядке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Утилизационный сбор в 2023 г.: какие изменения следует учитывать автопроизводителям и импортерам
(Иноземцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 13)С 1 марта 2023 г. изменился также порядок уплаты утилизационного сбора за самоходные машины и прицепы к ним, в том числе ввозимые из Республики Беларусь. В данном случае уплата сбора осуществляется с использованием авансовых платежей, перечисляемых на КБК 153 1 10 09000 01 1000 110.
(Иноземцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 13)С 1 марта 2023 г. изменился также порядок уплаты утилизационного сбора за самоходные машины и прицепы к ним, в том числе ввозимые из Республики Беларусь. В данном случае уплата сбора осуществляется с использованием авансовых платежей, перечисляемых на КБК 153 1 10 09000 01 1000 110.
Вопрос: Как юридическому лицу ввезти транспортное средство на территорию РФ из стран, не входящих в ЕАЭС?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2025)При ввозе транспортного средства на территорию РФ из стран, не входящих в ЕАЭС, с целью выпуска для внутреннего потребления юридическому лицу необходимо уплатить таможенные платежи, утилизационный сбор и произвести таможенное декларирование.
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2025)При ввозе транспортного средства на территорию РФ из стран, не входящих в ЕАЭС, с целью выпуска для внутреннего потребления юридическому лицу необходимо уплатить таможенные платежи, утилизационный сбор и произвести таможенное декларирование.
Нормативные акты
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.10.2012 N 84
"О результатах мониторинга администрирования утилизационного сбора в Российской Федерации в отношении транспортных средств, ввозимых из Республики Беларусь и Республики Казахстан и имеющих статус товаров Таможенного союза"СОВЕТ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
"О результатах мониторинга администрирования утилизационного сбора в Российской Федерации в отношении транспортных средств, ввозимых из Республики Беларусь и Республики Казахстан и имеющих статус товаров Таможенного союза"СОВЕТ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
Готовое решение: В каком порядке регистрируется спецтехника
(КонсультантПлюс, 2025)паспорт техники на бумажном носителе с отметкой об уплате утилизационного сбора либо об основании его неуплаты. Представлять паспорт не нужно, если на технику оформлен электронный паспорт самоходных машин и других видов техники. Такой паспорт, к примеру, обязательно оформляется для регистрации в РФ, Республиках Беларусь или Казахстан машин, которые изготовлены и (или) выпущены в обращение в государствах - членах ЕАЭС после 30.06.2023 (п. 16 Правил регистрации самоходных машин, пп. "ж" п. 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122);
(КонсультантПлюс, 2025)паспорт техники на бумажном носителе с отметкой об уплате утилизационного сбора либо об основании его неуплаты. Представлять паспорт не нужно, если на технику оформлен электронный паспорт самоходных машин и других видов техники. Такой паспорт, к примеру, обязательно оформляется для регистрации в РФ, Республиках Беларусь или Казахстан машин, которые изготовлены и (или) выпущены в обращение в государствах - членах ЕАЭС после 30.06.2023 (п. 16 Правил регистрации самоходных машин, пп. "ж" п. 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122);
Статья: Утилизационный сбор за транспортное средство: право, экономика, экологическая безопасность
(Казачкова З.М., Макаров Д.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)Что касается обновления модели утилизационного сбора, то оно было привязано к вступлению России во ВТО. Первоначально Россия взимала утилизационный сбор с импортных автотранспортных средств. Напротив, отечественные транспортные средства освобождались от этого платежа при определенных условиях. Освобождение также было доступно для транспортных средств, импортируемых из Беларуси и Казахстана. Аргументация усиливалась соблюдением определенных условий, в том числе связанных с использованием деталей и компонентов, произведенных в России, Беларуси или Казахстане, по сравнению с деталями и компонентами, произведенными и импортированными из других стран - членов ВТО, включая Европейский союз. Кроме того, утилизационный сбор резко увеличивался для определенных категорий транспортных средств, в том числе для транспортных средств, произведенных более трех лет назад. Администрирование утилизационного сбора происходило через Федеральную таможенную службу (ФТС России).
(Казачкова З.М., Макаров Д.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)Что касается обновления модели утилизационного сбора, то оно было привязано к вступлению России во ВТО. Первоначально Россия взимала утилизационный сбор с импортных автотранспортных средств. Напротив, отечественные транспортные средства освобождались от этого платежа при определенных условиях. Освобождение также было доступно для транспортных средств, импортируемых из Беларуси и Казахстана. Аргументация усиливалась соблюдением определенных условий, в том числе связанных с использованием деталей и компонентов, произведенных в России, Беларуси или Казахстане, по сравнению с деталями и компонентами, произведенными и импортированными из других стран - членов ВТО, включая Европейский союз. Кроме того, утилизационный сбор резко увеличивался для определенных категорий транспортных средств, в том числе для транспортных средств, произведенных более трех лет назад. Администрирование утилизационного сбора происходило через Федеральную таможенную службу (ФТС России).
Ситуация: Кто уплачивает утилизационный сбор?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При уплате утилизационного сбора в отношении ввозимых самоходных машин и прицепов к ним указывается значение КБК 153 1 12 08000 01 7000 120 при ввозе с территории Республики Беларусь и 153 1 12 08000 01 5000 120 при ввозе из других стран (Приложения N N 2, 3 к Приказу Минфина России от 10.06.2024 N 85н).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При уплате утилизационного сбора в отношении ввозимых самоходных машин и прицепов к ним указывается значение КБК 153 1 12 08000 01 7000 120 при ввозе с территории Республики Беларусь и 153 1 12 08000 01 5000 120 при ввозе из других стран (Приложения N N 2, 3 к Приказу Минфина России от 10.06.2024 N 85н).
Статья: Применение вычета НДС ставится в зависимость от фактического ведения облагаемой НДС деятельности
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)Возврат утилизационного сбора на колесные транспортные средства, вывезенные за пределы территории РФ в государства - члены Евразийского экономического союза, возможен только при условии, что на них в РФ не выдавались ПТС. Транспортные средства, в отношении которых выданы ПТС, являются выпущенными в обращение на территории РФ, что не дает оснований считать утилизационный сбор излишне уплаченным и не приводит к возникновению права на его возврат, как излишне уплаченного. Юридически значимым обстоятельством для определения того, подлежит ли уплате утилизационный сбор в отношении тех или иных ввезенных транспортных средств, является направленность на эксплуатацию транспортных средств на территории РФ, которая влечет причинение экологического вреда и вероятность их утилизации на этой территории. Соответственно, возврат утилизационного сбора в отношении транспортных средств, вывезенных за пределы РФ на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза, может допускаться, если при этом изменяется территория обращения транспортного средства. Последующая продажа транспортных средств в Республику Беларусь и их вывоз на территорию указанного государства - члена Евразийского экономического союза не сопровождались аннулированием ранее выданных в РФ ПТС, заявитель за таким аннулированием не обращался. Сохранение действия ПТС, выданных в РФ, не может исключить дальнейшую эксплуатацию транспортных средств в России. Таможенный орган на законном основании отказал в возврате утилизационного сбора.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)Возврат утилизационного сбора на колесные транспортные средства, вывезенные за пределы территории РФ в государства - члены Евразийского экономического союза, возможен только при условии, что на них в РФ не выдавались ПТС. Транспортные средства, в отношении которых выданы ПТС, являются выпущенными в обращение на территории РФ, что не дает оснований считать утилизационный сбор излишне уплаченным и не приводит к возникновению права на его возврат, как излишне уплаченного. Юридически значимым обстоятельством для определения того, подлежит ли уплате утилизационный сбор в отношении тех или иных ввезенных транспортных средств, является направленность на эксплуатацию транспортных средств на территории РФ, которая влечет причинение экологического вреда и вероятность их утилизации на этой территории. Соответственно, возврат утилизационного сбора в отношении транспортных средств, вывезенных за пределы РФ на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза, может допускаться, если при этом изменяется территория обращения транспортного средства. Последующая продажа транспортных средств в Республику Беларусь и их вывоз на территорию указанного государства - члена Евразийского экономического союза не сопровождались аннулированием ранее выданных в РФ ПТС, заявитель за таким аннулированием не обращался. Сохранение действия ПТС, выданных в РФ, не может исключить дальнейшую эксплуатацию транспортных средств в России. Таможенный орган на законном основании отказал в возврате утилизационного сбора.
Вопрос: Почему ЭПТС/ЭПСМ не переходит в статус "действующий"?
("Официальный сайт ФТС России", 2023)В целях улучшения качества передачи сведений об уплате утилизационного сбора администратору СЭП рекомендуем указывать номер ЭПТС/ЭПСМ при подаче Расчета утилизационного сбора.
("Официальный сайт ФТС России", 2023)В целях улучшения качества передачи сведений об уплате утилизационного сбора администратору СЭП рекомендуем указывать номер ЭПТС/ЭПСМ при подаче Расчета утилизационного сбора.
Последние изменения: Бухгалтерский учет и налогообложение операций по лизингу (лизинговые платежи, передача и выкуп имущества)
(КонсультантПлюс, 2025)При заключении договора лизинга транспортного средства, используемого в РФ, с белорусским лизингодателем с условием возмещения ему суммы утилизационного сбора она может быть включена в общую сумму лизинговых платежей. Соответственно, их можно отнести к прочим расходам по налогу на прибыль у лизингополучателя.
(КонсультантПлюс, 2025)При заключении договора лизинга транспортного средства, используемого в РФ, с белорусским лизингодателем с условием возмещения ему суммы утилизационного сбора она может быть включена в общую сумму лизинговых платежей. Соответственно, их можно отнести к прочим расходам по налогу на прибыль у лизингополучателя.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)2000 - проценты за пользование государственными кредитами, предоставленными государствам - членам Таможенного союза по обязательствам национальных банков по соглашениям о Таможенном союзе между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)2000 - проценты за пользование государственными кредитами, предоставленными государствам - членам Таможенного союза по обязательствам национальных банков по соглашениям о Таможенном союзе между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.