Утеря водительского удостоверения
Подборка наиболее важных документов по запросу Утеря водительского удостоверения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 32.6 "Порядок исполнения постановления о лишении специального права" КоАП РФ"Г. водительское удостоверение выдавалось на срок до 6 мая 2024 года. Утрата водительского удостоверения, не выполнение условий, предусмотренных положениями части 4.1 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что он не являлся субъектом административного правонарушения и наказание в виде лишения права управления транспортными средствами не могло быть ему назначено судом."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.7 "Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством" КоАП РФТо обстоятельство, что в связи с заявлением Л., поданным в органы ГИБДД в 2018 году об утрате ранее выданного водительского удостоверения, названному лицу был выдан дубликат водительского удостоверения, не свидетельствует об отсутствии в действиях Л. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду уклонения им от выполнения судебного акта от 7 мая 2014 года.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как лишают водительских прав?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае если водитель заявил об утрате водительского удостоверения, а затем фактически продолжал пользоваться им при управлении транспортным средством, что подтверждается фактом изъятия данного удостоверения, срок лишения права управления транспортными средствами считается прерванным и продолжение исчисления течения прерванного срока производится со дня изъятия у лица удостоверения (п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 20).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае если водитель заявил об утрате водительского удостоверения, а затем фактически продолжал пользоваться им при управлении транспортным средством, что подтверждается фактом изъятия данного удостоверения, срок лишения права управления транспортными средствами считается прерванным и продолжение исчисления течения прерванного срока производится со дня изъятия у лица удостоверения (п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 20).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097
(ред. от 14.11.2024)
"О допуске к управлению транспортными средствами"
(вместе с "Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)29. Выдача российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения производится без сдачи экзаменов и в следующих случаях:
(ред. от 14.11.2024)
"О допуске к управлению транспортными средствами"
(вместе с "Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)29. Выдача российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения производится без сдачи экзаменов и в следующих случаях:
Приказ МВД России от 20.02.2021 N 80
(ред. от 26.05.2025)
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2021 N 62837)270. Предоставление государственной услуги многофункциональным центром (в части выдачи российских национальных водительских удостоверений при замене, утрате (хищении) или международных водительских удостоверений) включает в себя следующие действия:
(ред. от 26.05.2025)
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2021 N 62837)270. Предоставление государственной услуги многофункциональным центром (в части выдачи российских национальных водительских удостоверений при замене, утрате (хищении) или международных водительских удостоверений) включает в себя следующие действия:
Готовое решение: Какие гарантии и льготы положены работникам из числа мобилизованных, добровольцев или контрактников, а также членам их семей
(КонсультантПлюс, 2025)Освобождение от уплаты госпошлины при замене утраченных или пришедших в негодность паспорта гражданина РФ, национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), действует в отношении участвующих (принимавших участие) в СВО либо обеспечивающих (обеспечивавших) выполнение задач в ходе ее проведения военнослужащих, в том числе призванных на военную службу по мобилизации в ВС РФ, добровольцев и ряда других лиц (пп. 29.4, 30.3, 41 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Освобождение от уплаты госпошлины при замене утраченных или пришедших в негодность паспорта гражданина РФ, национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), действует в отношении участвующих (принимавших участие) в СВО либо обеспечивающих (обеспечивавших) выполнение задач в ходе ее проведения военнослужащих, в том числе призванных на военную службу по мобилизации в ВС РФ, добровольцев и ряда других лиц (пп. 29.4, 30.3, 41 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).
Статья: Возможность признания деяния, содержащего признаки состава преступления с административной преюдицией, малозначительным (на примере ст. 264.2 УК)
(Первухин А.С.)
("Законность", 2025, N 9)Следует заметить, что указанная ситуация встречается в правоприменительной практике довольно часто. Например, из Приговора Геленджикского городского суда Краснодарского края от 8 ноября 2022 г. по делу N 1-643/2022 следует, что постановлением исполняющего обязанности мирового судьи от 1 сентября 2020 г. (вступило в законную силу 5 октября 2020 г.) М. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП, и ему назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 год. 13 октября 2021 г. М. обратился в уполномоченный орган с заявлением об утрате водительского удостоверения. В силу ч. 2 ст. 32.7 КоАП срок лишения права управления транспортными средствами исчисляется с этого момента. 15 августа 2022 г. М. допустил нарушение ПДД, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15 КоАП, за что был привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 264.2 УК. Временной промежуток между предикатным административным правонарушением и деянием, образующим объективную сторону указанного преступления, составил почти 2 года <17>.
(Первухин А.С.)
("Законность", 2025, N 9)Следует заметить, что указанная ситуация встречается в правоприменительной практике довольно часто. Например, из Приговора Геленджикского городского суда Краснодарского края от 8 ноября 2022 г. по делу N 1-643/2022 следует, что постановлением исполняющего обязанности мирового судьи от 1 сентября 2020 г. (вступило в законную силу 5 октября 2020 г.) М. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП, и ему назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 год. 13 октября 2021 г. М. обратился в уполномоченный орган с заявлением об утрате водительского удостоверения. В силу ч. 2 ст. 32.7 КоАП срок лишения права управления транспортными средствами исчисляется с этого момента. 15 августа 2022 г. М. допустил нарушение ПДД, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15 КоАП, за что был привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 264.2 УК. Временной промежуток между предикатным административным правонарушением и деянием, образующим объективную сторону указанного преступления, составил почти 2 года <17>.
Статья: Принцип добросовестного раскрытия информации страхователем с учетом международного опыта
(Побережная И.Ю., Комиссаров Р.В., Семенов А.В.)
("Юрист", 2023, N 12)Однако открытым остается вопрос о перечне той информации, которую необходимо сообщать страховщику. Закон их не определяет, даже не устанавливает примерного перечня, что можно считать разумным с юридико-технической точки зрения, поскольку ни одна правовая норма не может даже приблизительно описать всего многообразия факторов, влияющих на динамику страховых правоотношений <7>. Например, о том, что значительно увеличилась вероятность повреждения и/или гибели недвижимости (например, из-за того, что расторгнут договор охраны объекта) <8>. К числу подобных обстоятельств, влекущих увеличение вероятности наступления страхового случая, вполне могут быть отнесены: непрохождение технического осмотра автомобиля; передача транспортного средства лицу, не имеющему права на управление транспортным средством; утрата ключей зажигания <9>. Как видно из приведенных примеров, информация может быть совершенно разнообразной, и интерпретировать, и применять подобную информацию в каждом конкретном случае надо будет заново. Возникает вопрос - будет ли целесообразным создавать группы компетентных кадров для разработки и создания этих перечней, исходя из всех видов страхования на федеральном уровне? С одной стороны, такой шаг является оправданным, поскольку даст возможность собрать, систематизировать, продумать и составить соответствующий перечень необходимой информации и лишить таким образом какую-либо из сторон договора возможности ущемлять права своего контрагента (особенно это касается страхователя, который, исходя из своего статуса, не знал или не мог знать об информации, которую необходимо сообщить страховщику). С другой стороны, во главу угла становится проблема о сборе и систематизации такой информации и применении ее на всей территории Российской Федерации. В этой связи говорить об учете интересов всех граждан страны, сборе и анализе всеобъемлющей информации для создания централизованного перечня представляется затруднительным. Следовательно, такая обязанность должна лечь на страховщика, но не просто отослать страхователя к Правилам страхования, которые в подавляющем большинстве не читаются страхователями, а разработать перечень с учетом особенностей региона, учитывая природный и трудовой характер, и прилагать его к договору как обязательное приложение, причем при необходимости поставить подпись страхователя об ознакомлении и получении данной информации на руки. В этом случае страхователь не сможет мотивировать свое бездействие как незнание, что, в свою очередь, защитит интересы самого страховщика.
(Побережная И.Ю., Комиссаров Р.В., Семенов А.В.)
("Юрист", 2023, N 12)Однако открытым остается вопрос о перечне той информации, которую необходимо сообщать страховщику. Закон их не определяет, даже не устанавливает примерного перечня, что можно считать разумным с юридико-технической точки зрения, поскольку ни одна правовая норма не может даже приблизительно описать всего многообразия факторов, влияющих на динамику страховых правоотношений <7>. Например, о том, что значительно увеличилась вероятность повреждения и/или гибели недвижимости (например, из-за того, что расторгнут договор охраны объекта) <8>. К числу подобных обстоятельств, влекущих увеличение вероятности наступления страхового случая, вполне могут быть отнесены: непрохождение технического осмотра автомобиля; передача транспортного средства лицу, не имеющему права на управление транспортным средством; утрата ключей зажигания <9>. Как видно из приведенных примеров, информация может быть совершенно разнообразной, и интерпретировать, и применять подобную информацию в каждом конкретном случае надо будет заново. Возникает вопрос - будет ли целесообразным создавать группы компетентных кадров для разработки и создания этих перечней, исходя из всех видов страхования на федеральном уровне? С одной стороны, такой шаг является оправданным, поскольку даст возможность собрать, систематизировать, продумать и составить соответствующий перечень необходимой информации и лишить таким образом какую-либо из сторон договора возможности ущемлять права своего контрагента (особенно это касается страхователя, который, исходя из своего статуса, не знал или не мог знать об информации, которую необходимо сообщить страховщику). С другой стороны, во главу угла становится проблема о сборе и систематизации такой информации и применении ее на всей территории Российской Федерации. В этой связи говорить об учете интересов всех граждан страны, сборе и анализе всеобъемлющей информации для создания централизованного перечня представляется затруднительным. Следовательно, такая обязанность должна лечь на страховщика, но не просто отослать страхователя к Правилам страхования, которые в подавляющем большинстве не читаются страхователями, а разработать перечень с учетом особенностей региона, учитывая природный и трудовой характер, и прилагать его к договору как обязательное приложение, причем при необходимости поставить подпись страхователя об ознакомлении и получении данной информации на руки. В этом случае страхователь не сможет мотивировать свое бездействие как незнание, что, в свою очередь, защитит интересы самого страховщика.
Ситуация: Какие льготы полагаются ветеранам боевых действий (афганцам, участникам СВО, участникам вооруженного конфликта в Чечне и др.)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, отдельные категории ветеранов боевых действий в связи с участием в СВО освобождены от уплаты госпошлины, например, за выдачу паспорта гражданина РФ или национального водительского удостоверения взамен утраченных или пришедших в негодность, а также при подаче в суд заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение. К ним относятся, в частности, лица, направлявшиеся для обеспечения выполнения задач в ходе СВО на территориях Украины, ДНР и ЛНР (с 24.02.2022), Запорожской и Херсонской областей (с 30.09.2022), имеющие особые заслуги в выполнении этих задач и отработавшие на указанных территориях в общей сложности не менее шести месяцев либо откомандированные досрочно по уважительным причинам (пп. 29.4, 30.3 п. 3 ст. 333.35, пп. 24 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, отдельные категории ветеранов боевых действий в связи с участием в СВО освобождены от уплаты госпошлины, например, за выдачу паспорта гражданина РФ или национального водительского удостоверения взамен утраченных или пришедших в негодность, а также при подаче в суд заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение. К ним относятся, в частности, лица, направлявшиеся для обеспечения выполнения задач в ходе СВО на территориях Украины, ДНР и ЛНР (с 24.02.2022), Запорожской и Херсонской областей (с 30.09.2022), имеющие особые заслуги в выполнении этих задач и отработавшие на указанных территориях в общей сложности не менее шести месяцев либо откомандированные досрочно по уважительным причинам (пп. 29.4, 30.3 п. 3 ст. 333.35, пп. 24 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).
Статья: Проблемы исполнения постановлений об отдельных видах административных наказаний при реализации функций органов внутренних дел
(Галястов М.О.)
("Юрист", 2024, N 1)Во-первых, поскольку исполнение указанного постановления осуществляется путем изъятия и хранения в период лишения данного специального права водительского удостоверения, нередко возникают ситуации, когда лицо, лишенное права управления транспортным средством, заявляет об утрате водительского удостоверения, однако фактически продолжает им пользоваться при управлении транспортным средством. При этом в случае невнимательности инспекторов, осуществляющих проверку водительского удостоверения такого лица, либо по иным причинам лишенный специального права водитель в течение длительного времени может управлять транспортным средством - вплоть до истечения, с одной стороны, срока назначенного ему наказания, с другой стороны, истечения двухгодичного срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) (за управление транспортным средством водителем, лишенным такого права). Названные ситуации, сводя на нет карательно-профилактический потенциал соответствующих административных наказаний и усилий исполняющих их органов, неоднократно становились предметом судебной оценки <2>.
(Галястов М.О.)
("Юрист", 2024, N 1)Во-первых, поскольку исполнение указанного постановления осуществляется путем изъятия и хранения в период лишения данного специального права водительского удостоверения, нередко возникают ситуации, когда лицо, лишенное права управления транспортным средством, заявляет об утрате водительского удостоверения, однако фактически продолжает им пользоваться при управлении транспортным средством. При этом в случае невнимательности инспекторов, осуществляющих проверку водительского удостоверения такого лица, либо по иным причинам лишенный специального права водитель в течение длительного времени может управлять транспортным средством - вплоть до истечения, с одной стороны, срока назначенного ему наказания, с другой стороны, истечения двухгодичного срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) (за управление транспортным средством водителем, лишенным такого права). Названные ситуации, сводя на нет карательно-профилактический потенциал соответствующих административных наказаний и усилий исполняющих их органов, неоднократно становились предметом судебной оценки <2>.