Усыновление РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Усыновление РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Исковое заявление об ограничении родительских прав в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...В случае, если отсутствуют установленные законом основания к отмене усыновления ребенка (статья 141 СК РФ), однако оставление ребенка с усыновителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, не зависящим от усыновителей (например, болезнь усыновителей, стечение тяжелых обстоятельств и другие), исходя из аналогии закона к усыновителям (одному из них) может быть предъявлен иск об ограничении их в правах родителей, приобретенных ими в результате усыновления ребенка (статья 5, пункт 1 статьи 137 СК РФ)..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...В случае, если отсутствуют установленные законом основания к отмене усыновления ребенка (статья 141 СК РФ), однако оставление ребенка с усыновителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, не зависящим от усыновителей (например, болезнь усыновителей, стечение тяжелых обстоятельств и другие), исходя из аналогии закона к усыновителям (одному из них) может быть предъявлен иск об ограничении их в правах родителей, приобретенных ими в результате усыновления ребенка (статья 5, пункт 1 статьи 137 СК РФ)..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 23 Конституции РФ"По смыслу статьи 23 Конституции Российской Федерации, тайну усыновления можно отнести к личной либо к семейной тайне."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как иностранному гражданину усыновить ребенка-сироту из РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок усыновления российских детей-сирот иностранными гражданами
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок усыновления российских детей-сирот иностранными гражданами
Нормативные акты
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Глава 19. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Глава 19. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) ДЕТЕЙ
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 29. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) РЕБЕНКА
(ред. от 31.07.2025)Глава 29. УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) РЕБЕНКА
Готовое решение: Как оплачивается больничный лист в случаях увольнения и смерти работника
(КонсультантПлюс, 2025)совместно проживавшие с ним члены семьи. К ним относятся супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные) (ст. 2 СК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)совместно проживавшие с ним члены семьи. К ним относятся супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные) (ст. 2 СК РФ);
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)На наш взгляд, положения Конвенции, закрепляющие на международном уровне в конкретных обязательных для всех стран-участниц нормах правила международного сотрудничества по усыновлению, едва ли могут противоречить интересам усыновляемых детей. Этот международный документ, как следует из его преамбулы, исходит из принципов Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. (в ней Россия участвует), он следует принципу приоритета права ребенка на усыновление в стране происхождения и ставит своей первоочередной целью обеспечение интересов усыновляемого ребенка при соблюдении его основных прав, признанных международным правом (п. "а" ст. 1). Назначение в России в соответствии с предписанием Конвенции центрального органа для выполнения предусмотренных Конвенцией обязанностей не должно вызвать каких-либо затруднений - подобные центральные органы (в частности, Министерство юстиции РФ) уже функционируют для выполнения задач, возложенных на них другими международными договорами с участием России (Гаагскими конвенциями 1965 и 1970 гг., относящимися к процессуальным вопросам, - вручению за границей документов и получению за границей доказательств по гражданским делам; Минской конвенцией 1993 г., двусторонними договорами о правовой помощи). Центральный орган, в качестве которого могло бы быть назначено Министерство просвещения РФ или какой-либо другой орган, должен будет принимать меры к получению от центральных органов других стран-участниц необходимой информации о законодательстве соответствующих государств (и соответственно, будет предоставлять информацию о российском законодательстве), что весьма ценно для судов, применяющих иностранное право. Он должен будет принимать меры к недопущению любой практики, противоречащей целям Конвенции, способствовать облегчению и ускорению процедуры оформления усыновления, содействовать развитию в России консультационной службы по вопросам усыновления и т.д. (ст. ст. 7 - 9). Вместе с тем центральные органы, назначенные в иностранных государствах, должны будут принимать соответствующие меры в своем государстве, в частности в отношении контроля за тем, как протекает усыновление после переезда усыновленного российского ребенка в страну гражданства усыновителя. Следует также иметь в виду, что Конвенция не решает вопросов права, подлежащего применению при усыновлении российских детей, - эти вопросы будут, как и в настоящее время, решаться российскими судами, выносящими решения об усыновлении и оценивающими все обстоятельства конкретного дела с позиций и иностранного, и российского права. Таким образом, действие правил российского законодательства, защищающих интересы детей, полагаем, не будет умалено. Других договоров России, решающих коллизионные вопросы усыновления, Гаагская конвенция 1993 г. не затрагивает.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)На наш взгляд, положения Конвенции, закрепляющие на международном уровне в конкретных обязательных для всех стран-участниц нормах правила международного сотрудничества по усыновлению, едва ли могут противоречить интересам усыновляемых детей. Этот международный документ, как следует из его преамбулы, исходит из принципов Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. (в ней Россия участвует), он следует принципу приоритета права ребенка на усыновление в стране происхождения и ставит своей первоочередной целью обеспечение интересов усыновляемого ребенка при соблюдении его основных прав, признанных международным правом (п. "а" ст. 1). Назначение в России в соответствии с предписанием Конвенции центрального органа для выполнения предусмотренных Конвенцией обязанностей не должно вызвать каких-либо затруднений - подобные центральные органы (в частности, Министерство юстиции РФ) уже функционируют для выполнения задач, возложенных на них другими международными договорами с участием России (Гаагскими конвенциями 1965 и 1970 гг., относящимися к процессуальным вопросам, - вручению за границей документов и получению за границей доказательств по гражданским делам; Минской конвенцией 1993 г., двусторонними договорами о правовой помощи). Центральный орган, в качестве которого могло бы быть назначено Министерство просвещения РФ или какой-либо другой орган, должен будет принимать меры к получению от центральных органов других стран-участниц необходимой информации о законодательстве соответствующих государств (и соответственно, будет предоставлять информацию о российском законодательстве), что весьма ценно для судов, применяющих иностранное право. Он должен будет принимать меры к недопущению любой практики, противоречащей целям Конвенции, способствовать облегчению и ускорению процедуры оформления усыновления, содействовать развитию в России консультационной службы по вопросам усыновления и т.д. (ст. ст. 7 - 9). Вместе с тем центральные органы, назначенные в иностранных государствах, должны будут принимать соответствующие меры в своем государстве, в частности в отношении контроля за тем, как протекает усыновление после переезда усыновленного российского ребенка в страну гражданства усыновителя. Следует также иметь в виду, что Конвенция не решает вопросов права, подлежащего применению при усыновлении российских детей, - эти вопросы будут, как и в настоящее время, решаться российскими судами, выносящими решения об усыновлении и оценивающими все обстоятельства конкретного дела с позиций и иностранного, и российского права. Таким образом, действие правил российского законодательства, защищающих интересы детей, полагаем, не будет умалено. Других договоров России, решающих коллизионные вопросы усыновления, Гаагская конвенция 1993 г. не затрагивает.
Ситуация: Каковы права и обязанности родителей, а также ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, гражданам РФ, постоянно проживающим на территории РФ, возможно назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка - гражданина РФ до достижения им возраста трех лет. Для ее получения, в частности, необходимо, чтобы ребенок родился в период с 01.01.2018 до 01.01.2023, размер среднедушевого дохода семьи не превышал двукратную величину регионального прожиточного минимума трудоспособного населения и не было назначено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (ч. 1, 2 ст. 1, п. п. 1, 7 ч. 1 ст. 6 Закона N 418-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, гражданам РФ, постоянно проживающим на территории РФ, возможно назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка - гражданина РФ до достижения им возраста трех лет. Для ее получения, в частности, необходимо, чтобы ребенок родился в период с 01.01.2018 до 01.01.2023, размер среднедушевого дохода семьи не превышал двукратную величину регионального прожиточного минимума трудоспособного населения и не было назначено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (ч. 1, 2 ст. 1, п. п. 1, 7 ч. 1 ст. 6 Закона N 418-ФЗ).
Готовое решение: Как облагается НДФЛ материальная помощь
(КонсультантПлюс, 2025)В пределах 50 000 руб. не облагается единовременная помощь работнику при рождении (усыновлении) ребенка (п. 8 ст. 217 НК РФ). С 1 января 2026 г. этот лимит составляет 1 млн руб. (п. 8 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.07.2025 N 227-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)В пределах 50 000 руб. не облагается единовременная помощь работнику при рождении (усыновлении) ребенка (п. 8 ст. 217 НК РФ). С 1 января 2026 г. этот лимит составляет 1 млн руб. (п. 8 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.07.2025 N 227-ФЗ).
Вопрос: О размере суммы единовременных выплат, в том числе материальной помощи, работникам при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, установлении опеки в целях освобождения от НДФЛ.
(Письмо Минфина России от 06.06.2025 N 03-04-05/55916)Вопрос: О размере суммы единовременных выплат, в том числе материальной помощи, работникам при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, установлении опеки в целях освобождения от НДФЛ.
(Письмо Минфина России от 06.06.2025 N 03-04-05/55916)Вопрос: О размере суммы единовременных выплат, в том числе материальной помощи, работникам при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, установлении опеки в целях освобождения от НДФЛ.
Ситуация: Как получить гражданство РФ несовершеннолетнему?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Приобретение ребенком гражданства РФ в результате усыновления (удочерения) по общему правилу приравнивается к приобретению ребенком гражданства РФ по рождению (ч. 5 ст. 13 Закона N 138-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Приобретение ребенком гражданства РФ в результате усыновления (удочерения) по общему правилу приравнивается к приобретению ребенком гражданства РФ по рождению (ч. 5 ст. 13 Закона N 138-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Указанные положения аналогичны положениям п. 3 ст. 124 "Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)" СК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ), устанавливающим, что усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. В связи с этим при применении положений ч. 6 комментируемой статьи в части, касающейся передачи несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство, имеют значение следующие разъяснения, данные в п. 13 Постановления Пленума ВС России от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" (в ред. Постановления Пленума ВС России от 17 декабря 2013 г. N 37) <132>:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Указанные положения аналогичны положениям п. 3 ст. 124 "Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)" СК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ), устанавливающим, что усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. В связи с этим при применении положений ч. 6 комментируемой статьи в части, касающейся передачи несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство, имеют значение следующие разъяснения, данные в п. 13 Постановления Пленума ВС России от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" (в ред. Постановления Пленума ВС России от 17 декабря 2013 г. N 37) <132>: