Уступка права требования по государственному контракту
Подборка наиболее важных документов по запросу Уступка права требования по государственному контракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Поскольку Закон N 44-ФЗ и Бюджетный кодекс Российской Федерации прямо не регулируют отношения, возникшие в связи с уступкой требования по государственным контрактам, их положения должны применяться во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими эти отношения."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 8.4 "Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается" Федерального закона "О государственном оборонном заказе"С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что договор о передаче права требования первоначального взыскателя новому кредитору по договору поставки противоречит положениям законодательства о государственном оборонном заказе, содержащим императивный запрет на совершение операций по исполнению договора об уступке (переуступке) права требования по отдельному счету, открытому для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, в связи с чем обоснованно признал договор уступки права требования (цессии) N 4/П от 12 октября 2020 года ничтожным, применив последствия недействительности данной сделки."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)7. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)7. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)17. Уступка поставщиком (подрядчиком, исполнителем) третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства не противоречит законодательству Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)17. Уступка поставщиком (подрядчиком, исполнителем) третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства не противоречит законодательству Российской Федерации.
Статья: Оценочные ограничения сингулярного правопреемства в обязательственных правах на стороне кредитора: в поисках критериев
(Бершицкий Э.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 2, 3)<131> В то же время, как отмечают специалисты в сфере торгов и госзакупок, для полноценного функционирования уступки требований по госконтракту существуют значительные препятствия, вызванные отсутствием в Бюджетном кодексе РФ необходимых корреспондирующих положений, позволяющих госзаказчику уплатить денежные средства не первоначальному контрагенту, а цессионарию. ВС РФ это не смущает, в итоге складывается парадоксальная ситуация: механизм вступает в противоречие с бюджетным регулированием, но поддерживается судами. См.: Договорное право (общая часть): постатейный комментарий к ст. ст. 420 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации. С. 806 (автор комментария к ст. 448 - О.А. Беляева).
(Бершицкий Э.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 2, 3)<131> В то же время, как отмечают специалисты в сфере торгов и госзакупок, для полноценного функционирования уступки требований по госконтракту существуют значительные препятствия, вызванные отсутствием в Бюджетном кодексе РФ необходимых корреспондирующих положений, позволяющих госзаказчику уплатить денежные средства не первоначальному контрагенту, а цессионарию. ВС РФ это не смущает, в итоге складывается парадоксальная ситуация: механизм вступает в противоречие с бюджетным регулированием, но поддерживается судами. См.: Договорное право (общая часть): постатейный комментарий к ст. ст. 420 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации. С. 806 (автор комментария к ст. 448 - О.А. Беляева).
Путеводитель по судебной практике. Поставка товаров9. Допустимость заключения договора цессии по требованиям поставщика в государственном контракте
Вопрос: Об уступке права требования по денежному обязательству, возникшему на основании государственного или муниципального контракта.
(Письмо Минфина России от 15.08.2024 N 24-08-06/76561)Вопрос: Об уступке права требования по денежному обязательству, возникшему на основании государственного или муниципального контракта.
(Письмо Минфина России от 15.08.2024 N 24-08-06/76561)Вопрос: Об уступке права требования по денежному обязательству, возникшему на основании государственного или муниципального контракта.
Статья: Практика Арбитражного суда Северо-Западного округа по спорам, связанным с исполнением государственного оборонного заказа
(Власова М.Г., Теплякова М.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Установленный пунктом 12 статьи 8.4 Закона N 275-ФЗ запрет на совершение по отдельному счету банковских операций в рамках исполнения договора об уступке (переуступке) права требования не распространяется на совершение субподрядчиками, привлеченными головным исполнителем к исполнению государственного контракта, непосредственно самих сделок об уступке права требования.
(Власова М.Г., Теплякова М.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Установленный пунктом 12 статьи 8.4 Закона N 275-ФЗ запрет на совершение по отдельному счету банковских операций в рамках исполнения договора об уступке (переуступке) права требования не распространяется на совершение субподрядчиками, привлеченными головным исполнителем к исполнению государственного контракта, непосредственно самих сделок об уступке права требования.