Уставная экстраординарность сделок
Подборка наиболее важных документов по запросу Уставная экстраординарность сделок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уставная экстраординарность: проблемы правоприменения
(Гаджиев А.Э.)
("Закон", 2025, N 2)Ключевые слова: устав общества, уставная экстраординарность, недействительность сделок, принцип публичной достоверности реестра, принцип публичного ограничения полномочий.
(Гаджиев А.Э.)
("Закон", 2025, N 2)Ключевые слова: устав общества, уставная экстраординарность, недействительность сделок, принцип публичной достоверности реестра, принцип публичного ограничения полномочий.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)3.1. Пункт 3.1 рассматриваемой статьи стал результатом изменений, внесенных в Закон об ООО Законом от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ <1>, существенно реформировавшим порядок совершения в хозяйственных обществах крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Комментируемая норма регулирует порядок совершения сделок с так называемой уставной экстраординарностью <2>.
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)3.1. Пункт 3.1 рассматриваемой статьи стал результатом изменений, внесенных в Закон об ООО Законом от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ <1>, существенно реформировавшим порядок совершения в хозяйственных обществах крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Комментируемая норма регулирует порядок совершения сделок с так называемой уставной экстраординарностью <2>.
Статья: Сравнительно-правовой анализ редомициляции в России и за рубежом: насколько эффективна российская модель?
(Ищенко И.Д.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 9)Для МФ могут предусматриваться ограничения на совершение фондом определенных уставом сделок без их одобрения учредителями МФ или коллегиального органа управления фонда, что напоминает уставную экстраординарность, предусмотренную для ООО и АО (п. 2 ст. 69 Закона об АО и п. 3.1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Сделки, в которых есть заинтересованность членов органов МФ, требуют их предварительного одобрения большинством голосов незаинтересованных членов коллегиального органа управления и могут быть оспорены, если они причинили ущерб интересам фонда, который предполагается, если сделка не была одобрена или была одобрена после ее заключения.
(Ищенко И.Д.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 9)Для МФ могут предусматриваться ограничения на совершение фондом определенных уставом сделок без их одобрения учредителями МФ или коллегиального органа управления фонда, что напоминает уставную экстраординарность, предусмотренную для ООО и АО (п. 2 ст. 69 Закона об АО и п. 3.1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Сделки, в которых есть заинтересованность членов органов МФ, требуют их предварительного одобрения большинством голосов незаинтересованных членов коллегиального органа управления и могут быть оспорены, если они причинили ущерб интересам фонда, который предполагается, если сделка не была одобрена или была одобрена после ее заключения.
Статья: Нетривиальный подход к определению обязательных вопросов, подлежащих включению в повестку очередного (годового) общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью
(Паршин И.Д.)
("Гражданское право", 2024, N 5)4) информация об экстраординарных сделках. Императивное требование к содержанию годового отчета предполагает раскрытие информации о совершенных Обществом за отчетный период сделок с заинтересованностью (п. 3 ст. 45 Закона об ООО), однако данный блок нередко дополняется раскрытием информации и о других сделках, включая крупные сделки и сделки с так называемой уставной экстраординарностью;
(Паршин И.Д.)
("Гражданское право", 2024, N 5)4) информация об экстраординарных сделках. Императивное требование к содержанию годового отчета предполагает раскрытие информации о совершенных Обществом за отчетный период сделок с заинтересованностью (п. 3 ст. 45 Закона об ООО), однако данный блок нередко дополняется раскрытием информации и о других сделках, включая крупные сделки и сделки с так называемой уставной экстраординарностью;
Статья: Последствия выхода за пределы полномочий единоличного исполнительного органа хозяйственного общества
(Седгарян К.А.)
("Гражданское право", 2024, N 1)Высокой степенью проработанности проблемы ограничения компетенции ЕИО в уставе хозяйственного общества отличается научный труд Е.В. Глухова, который справедливо отмечает, что выявление пределов компетенции ЕИО - это важный этап создания любого совместного предприятия. Участникам хозяйственного общества следует согласовать перечень вопросов компетенции ЕИО и отразить в уставе возможность действия ЕИО в рамках них только при условии наличия предварительного одобрения соответствующего действия со стороны вышестоящего органа управления общества <8>. На наш взгляд, Е.В. Глухов неслучайно акцентирует внимание на том, что "...при использовании подобной формулировки ЕИО будет не вправе совершать такие действия в отсутствие предварительного согласования" <9>. Напомним, что законодателем допускается как предварительное, так и последующее одобрение сделки с уставной экстраординарностью, однако в превентивных целях минимизации негативных последствий совершения сделки для хозяйственного общества и его участников (акционеров) действительно стоит отдать предпочтение именно предварительному согласованию сделки, при котором вышестоящий орган управления общества может решить вопрос о целесообразности ее заключения с учетом всех имеющих значение обстоятельств. Последующее одобрение сделки всегда связано с нестабильностью ситуации <10>.
(Седгарян К.А.)
("Гражданское право", 2024, N 1)Высокой степенью проработанности проблемы ограничения компетенции ЕИО в уставе хозяйственного общества отличается научный труд Е.В. Глухова, который справедливо отмечает, что выявление пределов компетенции ЕИО - это важный этап создания любого совместного предприятия. Участникам хозяйственного общества следует согласовать перечень вопросов компетенции ЕИО и отразить в уставе возможность действия ЕИО в рамках них только при условии наличия предварительного одобрения соответствующего действия со стороны вышестоящего органа управления общества <8>. На наш взгляд, Е.В. Глухов неслучайно акцентирует внимание на том, что "...при использовании подобной формулировки ЕИО будет не вправе совершать такие действия в отсутствие предварительного согласования" <9>. Напомним, что законодателем допускается как предварительное, так и последующее одобрение сделки с уставной экстраординарностью, однако в превентивных целях минимизации негативных последствий совершения сделки для хозяйственного общества и его участников (акционеров) действительно стоит отдать предпочтение именно предварительному согласованию сделки, при котором вышестоящий орган управления общества может решить вопрос о целесообразности ее заключения с учетом всех имеющих значение обстоятельств. Последующее одобрение сделки всегда связано с нестабильностью ситуации <10>.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025) Уставом общества НЕ могут быть предусмотрены иные случаи, когда на совершаемые обществом сделки распространяется порядок согласования крупных сделок. При этом общество может предусмотреть в своем уставе необходимость согласования (одобрения) сделок в соответствии с п. 2 ст. 69 Закона об АО, п. 3.1 ст. 40 Закона об ООО - "уставная экстраординарность"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025) Уставом общества НЕ могут быть предусмотрены иные случаи, когда на совершаемые обществом сделки распространяется порядок согласования крупных сделок. При этом общество может предусмотреть в своем уставе необходимость согласования (одобрения) сделок в соответствии с п. 2 ст. 69 Закона об АО, п. 3.1 ст. 40 Закона об ООО - "уставная экстраординарность"
"Исполнительные органы хозяйственного общества: монография"
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)Норма п. 3.1 ст. 40 Закона об ООО и абз. 4 п. 2 ст. 69 Закона об АО - результат изменений, внесенных Законом от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ <1>, существенно реформировавшим порядок совершения в хозяйственных обществах экстраординарных сделок <2>. Комментируемая норма рассматривает порядок совершения сделок с так называемой уставной экстраординарностью <3>.
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)Норма п. 3.1 ст. 40 Закона об ООО и абз. 4 п. 2 ст. 69 Закона об АО - результат изменений, внесенных Законом от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ <1>, существенно реформировавшим порядок совершения в хозяйственных обществах экстраординарных сделок <2>. Комментируемая норма рассматривает порядок совершения сделок с так называемой уставной экстраординарностью <3>.