Устав религиозной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Устав религиозной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гражданский оборот
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пункт 2 ст. 21.1 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" определяет, что недвижимое имущество богослужебного назначения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящееся в собственности религиозной организации, может в случаях, предусмотренных уставом религиозной организации, отчуждаться религиозной организацией исключительно в государственную или муниципальную собственность либо в собственность религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пункт 2 ст. 21.1 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" определяет, что недвижимое имущество богослужебного назначения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящееся в собственности религиозной организации, может в случаях, предусмотренных уставом религиозной организации, отчуждаться религиозной организацией исключительно в государственную или муниципальную собственность либо в собственность религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.
Статья: Система доказательств по делу об административном правонарушении, выявленном в ходе контрольного (надзорного) мероприятия
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Обращаясь к законодательным терминам, заметим, что в силу ст. 15 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <1> (далее - Закон N 248-ФЗ) предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в ходе осуществления которого могут быть выявлены административные правонарушения, являются: а) нормативные обязательные требования, содержащиеся в нормативных правовых актах, а также отдельных договорах с нормативным содержанием, которые перечислены в ст. 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"; б) предписанные обязательные требования, содержащихся в разрешительных документах, документах, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, в уставе религиозной организации); решениях, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий (по общему правилу в предписаниях об устранении выявленных нарушений обязательных требований в разумный срок). Соответственно, противоправное деяние, указанное в ч. 3.1, ч. 3.2 ст. 28.1 КоАП РФ, обоснованно квалифицировать как административное правонарушение, объектом посягательства которого являются нормативные и предписанные обязательные требования, а в научно-практических целях называть административным правонарушением, выявленным в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, либо в упрощенном виде - административно наказуемым нарушением обязательных требований.
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Обращаясь к законодательным терминам, заметим, что в силу ст. 15 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <1> (далее - Закон N 248-ФЗ) предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в ходе осуществления которого могут быть выявлены административные правонарушения, являются: а) нормативные обязательные требования, содержащиеся в нормативных правовых актах, а также отдельных договорах с нормативным содержанием, которые перечислены в ст. 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"; б) предписанные обязательные требования, содержащихся в разрешительных документах, документах, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, в уставе религиозной организации); решениях, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий (по общему правилу в предписаниях об устранении выявленных нарушений обязательных требований в разумный срок). Соответственно, противоправное деяние, указанное в ч. 3.1, ч. 3.2 ст. 28.1 КоАП РФ, обоснованно квалифицировать как административное правонарушение, объектом посягательства которого являются нормативные и предписанные обязательные требования, а в научно-практических целях называть административным правонарушением, выявленным в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, либо в упрощенном виде - административно наказуемым нарушением обязательных требований.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 123.27. Учредители и устав религиозной организации
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 123.27. Учредители и устав религиозной организации
Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О свободе совести и о религиозных объединениях"Статья 10. Устав религиозной организации
(ред. от 31.07.2025)
"О свободе совести и о религиозных объединениях"Статья 10. Устав религиозной организации
Готовое решение: Как начислять и уплачивать страховые взносы на ОПС, ОМС и на случай ВНиМ с заработной платы и иных выплат физлицам
(КонсультантПлюс, 2025)Подтвердить вхождение религиозной организации в структуру централизованной, чтобы применять единые пониженные тарифы, вы можете ее уставом, а в отдельных случаях документом, выданным централизованной религиозной организацией (Письмо Минюста России от 18.08.2025 N 11-85500/25 (направлено Письмом ФНС России от 19.08.2025 N ШЮ-4-11/7673@)).
(КонсультантПлюс, 2025)Подтвердить вхождение религиозной организации в структуру централизованной, чтобы применять единые пониженные тарифы, вы можете ее уставом, а в отдельных случаях документом, выданным централизованной религиозной организацией (Письмо Минюста России от 18.08.2025 N 11-85500/25 (направлено Письмом ФНС России от 19.08.2025 N ШЮ-4-11/7673@)).
Статья: Особенности регулирования труда работников религиозных организаций
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)Согласно ст. 24 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ религиозные организации в случаях, предусмотренных их уставами, заключают трудовые договоры с работниками. Данное положение наталкивает на мысль, что в уставе организации должен содержаться перечень таких случаев (возможно, работ, на выполнение которых может быть заключен трудовой договор, или перечень должностей). Однако анализ уставов различных религиозных организаций позволяет сделать вывод о том, что зачастую в них не перечисляются конкретные случаи заключения трудовых договоров, а лишь предусматривается сама возможность их заключения.
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)Согласно ст. 24 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ религиозные организации в случаях, предусмотренных их уставами, заключают трудовые договоры с работниками. Данное положение наталкивает на мысль, что в уставе организации должен содержаться перечень таких случаев (возможно, работ, на выполнение которых может быть заключен трудовой договор, или перечень должностей). Однако анализ уставов различных религиозных организаций позволяет сделать вывод о том, что зачастую в них не перечисляются конкретные случаи заключения трудовых договоров, а лишь предусматривается сама возможность их заключения.
Готовое решение: Как зарегистрировать религиозную организацию
(КонсультантПлюс, 2025)решение правомочного органа учредителя (учредителей) об учреждении организации. В нем указываются сведения об учреждении религиозной организации, утверждении ее устава, избрании (назначении) органов религиозной организации (п. 5 ст. 9 Закона о свободе совести);
(КонсультантПлюс, 2025)решение правомочного органа учредителя (учредителей) об учреждении организации. В нем указываются сведения об учреждении религиозной организации, утверждении ее устава, избрании (назначении) органов религиозной организации (п. 5 ст. 9 Закона о свободе совести);
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В свою очередь, религиозные организации вправе, руководствуясь своими уставами и законодательством РФ, создавать образовательные организации в порядке, установленном Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Также по письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных организациях, указанные образовательные организации на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы в соответствии с Приказом Минобразования от 01.07.2003 N 2833 "О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ".
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В свою очередь, религиозные организации вправе, руководствуясь своими уставами и законодательством РФ, создавать образовательные организации в порядке, установленном Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Также по письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных организациях, указанные образовательные организации на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы в соответствии с Приказом Минобразования от 01.07.2003 N 2833 "О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ".
Статья: Правовые отношения между религиозными объединениями и их служителями: трудовая или священная деятельность?
(Пибаев И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 6)В частности, части 1 и 4 статьи 24 предусматривают, что религиозные организации в случаях, предусмотренных их уставами, заключают трудовые договоры с работниками; работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Часть 5 гарантирует право религиозных организаций определять в соответствии со своими внутренними установлениями условия деятельности священнослужителей и религиозного персонала, а также требования к ним. На основании данных норм религиозные организации России в своих внутренних документах самостоятельно определяют характер отношений с религиозными служителями. Нормы Трудового кодекса РФ не распространяются на священнослужителей и религиозный персонал, если это не предусмотрено уставами данных религиозных организаций <134>.
(Пибаев И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 6)В частности, части 1 и 4 статьи 24 предусматривают, что религиозные организации в случаях, предусмотренных их уставами, заключают трудовые договоры с работниками; работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Часть 5 гарантирует право религиозных организаций определять в соответствии со своими внутренними установлениями условия деятельности священнослужителей и религиозного персонала, а также требования к ним. На основании данных норм религиозные организации России в своих внутренних документах самостоятельно определяют характер отношений с религиозными служителями. Нормы Трудового кодекса РФ не распространяются на священнослужителей и религиозный персонал, если это не предусмотрено уставами данных религиозных организаций <134>.