Устав муниципального предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Устав муниципального предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Сделки унитарного предприятия, совершенные без предусмотренного уставом согласия собственника, могут быть оспорены как совершенные с нарушением условий осуществления полномочий
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010
Применимые нормы: п. 1 ст. 174, п. 2 ст. 295 ГК РФ, абз. 2 п. 4 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗВ силу абз. 2 п. 4 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" уставом унитарного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер сделок, совершаться которые не могут без согласия собственника имущества этого предприятия. При рассмотрении споров о признании недействительными таких сделок судам следует руководствоваться ст. 174 ГК РФ.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010
Применимые нормы: п. 1 ст. 174, п. 2 ст. 295 ГК РФ, абз. 2 п. 4 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗВ силу абз. 2 п. 4 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" уставом унитарного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер сделок, совершаться которые не могут без согласия собственника имущества этого предприятия. При рассмотрении споров о признании недействительными таких сделок судам следует руководствоваться ст. 174 ГК РФ.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 2 "Унитарное предприятие" Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе положения Устава предприятия (ответчик 1), установив, что предприятие находится в стадии ликвидации; учредителем и собственником имущества предприятия является муниципальное образование Кемеровский муниципальный округ (пункт 1.5 устава предприятия), арбитражный суд сделал правомерный вывод о наличии оснований для привлечения собственника казенного предприятия к субсидиарной ответственности, отвечающего по обязательствам казенного предприятия, взыскав заявленную сумму с Комитета, выполняющего функции и полномочия учредителя, а также отдельные исполнительные, распорядительные и контрольные функции по управлению и распоряжению муниципальным имуществом (пункт 1.5 устава предприятия).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Учет внесенного в уставный капитал ООО и уставный фонд УП имущества
(Каравайкина Е.Е.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)В силу п. 3 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Сделки, заключенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
(Каравайкина Е.Е.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)В силу п. 3 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Сделки, заключенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Статья: Имущество, находящееся на праве хозяйственного ведения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако в любом случае распоряжение как движимым, так и недвижимым имуществом государственного или муниципального предприятия должно осуществляться в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными (п. 3 ст. 18 Закона о предприятиях, ст. 295 ГК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако в любом случае распоряжение как движимым, так и недвижимым имуществом государственного или муниципального предприятия должно осуществляться в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными (п. 3 ст. 18 Закона о предприятиях, ст. 295 ГК РФ).
Нормативные акты
Статья: Реорганизация муниципального унитарного предприятия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как и другие виды юридических лиц, в соответствии с общими правилами п. 1 ст. 57 ГК РФ МУП может быть реорганизовано путем слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования (п. 2 ст. 29 Закона о предприятиях). При этом необходимо учитывать, что согласно п. 4 ст. 29 Закона о предприятиях не является реорганизацией изменение вида МУП, а также изменение правового положения МУП вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию) - в указанных случаях соответствующие изменения вносятся в устав унитарного предприятия, а передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как и другие виды юридических лиц, в соответствии с общими правилами п. 1 ст. 57 ГК РФ МУП может быть реорганизовано путем слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования (п. 2 ст. 29 Закона о предприятиях). При этом необходимо учитывать, что согласно п. 4 ст. 29 Закона о предприятиях не является реорганизацией изменение вида МУП, а также изменение правового положения МУП вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию) - в указанных случаях соответствующие изменения вносятся в устав унитарного предприятия, а передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Статья: Изъятие собственником имущества ГУП основных средств, приобретенных за счет субсидий
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Кроме того, добровольный отказ унитарного предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений п. 3 ст. 18 Федерального закона N 161-ФЗ, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом. Сделки, совершенные государственным или муниципальным унитарным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Кроме того, добровольный отказ унитарного предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений п. 3 ст. 18 Федерального закона N 161-ФЗ, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом. Сделки, совершенные государственным или муниципальным унитарным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Статья: Пределы применения Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Конституционный Суд в Постановлении N 19-П отметил, что публично значимые функции могут возлагаться также на предприятия, правовое положение которых определяется Гражданским кодексом РФ (ст. 113 - 115), Федеральными законами от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021 г.) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ (ред. от 29 ноября 2021 г.) "Об автономных учреждениях", от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (ред. от 2 июля 2021 г.) "О некоммерческих организациях", и на другие организации, деятельность которых не может рассматриваться в отрыве от публичных функций создавшего их публичного образования, а соответственно, имеются те же, что и применительно к учреждениям, обеспечивающим осуществление полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основания для возложения на них обязанности рассматривать обращения граждан. Такие обязанности могут возлагаться актами Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, в том числе соглашениями или уставами предприятий <15>.
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Конституционный Суд в Постановлении N 19-П отметил, что публично значимые функции могут возлагаться также на предприятия, правовое положение которых определяется Гражданским кодексом РФ (ст. 113 - 115), Федеральными законами от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021 г.) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ (ред. от 29 ноября 2021 г.) "Об автономных учреждениях", от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (ред. от 2 июля 2021 г.) "О некоммерческих организациях", и на другие организации, деятельность которых не может рассматриваться в отрыве от публичных функций создавшего их публичного образования, а соответственно, имеются те же, что и применительно к учреждениям, обеспечивающим осуществление полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основания для возложения на них обязанности рассматривать обращения граждан. Такие обязанности могут возлагаться актами Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, в том числе соглашениями или уставами предприятий <15>.