Установление патронажа
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление патронажа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Распоряжения на случай болезни в законодательстве, доктрине и нотариальной практике как средство защиты автономии воли гражданина
(Останина Е.А.)
("Закон", 2025, N 2)<30> См.: п. 26 Административного регламента Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги "Установление патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином" (утв. Приказом Минсоцполитики УР от 31.05.2016 N 116, зарегистрирован в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике 20.06.2016 N RU18000201600454).
(Останина Е.А.)
("Закон", 2025, N 2)<30> См.: п. 26 Административного регламента Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги "Установление патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином" (утв. Приказом Минсоцполитики УР от 31.05.2016 N 116, зарегистрирован в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике 20.06.2016 N RU18000201600454).
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Патронаж предполагает регулярное оказание помощи в осуществлении прав, их защите и выполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному. Обязательным является согласие гражданина на установление над ним патронажа и на назначение в качестве попечителя конкретного лица. Установление патронажа не влечет ограничения прав подопечного.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Патронаж предполагает регулярное оказание помощи в осуществлении прав, их защите и выполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному. Обязательным является согласие гражданина на установление над ним патронажа и на назначение в качестве попечителя конкретного лица. Установление патронажа не влечет ограничения прав подопечного.
Статья: Институт патронажа в российском законодательстве и в реформированном немецком законодательстве: сравнительно-правовое исследование
(Останина Е.А.)
("Закон", 2023, N 4)Российское законодательство определяет патронаж как помощь дееспособному гражданину, который по состоянию своего здоровья не может действовать полностью самостоятельно. Патронаж не является разновидностью попечительства. Патронируемым может быть и гражданин, страдающий только соматическими заболеваниями, в частности ограничением подвижности, и гражданин, страдающий психическим заболеванием, если это заболевание не лишает его способности понимать значение своих действий и руководить ими, т.е. если нет оснований для признания его ограниченно дееспособным. В некоторых случаях у граждан, нуждающихся в установлении патронажа, может быть и соматическое, и психическое заболевание (если последнее не лишает гражданина способности понимать свои действия и руководить ими, т.е. не требует ограничения дееспособности). Гражданин, нуждающийся в патронаже, к своему заявлению об установлении патронажа прилагает копию справки медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности, а при ее отсутствии - выписку из протокола решения врачебной комиссии о состоянии здоровья гражданина и его нуждаемости в посторонней помощи.
(Останина Е.А.)
("Закон", 2023, N 4)Российское законодательство определяет патронаж как помощь дееспособному гражданину, который по состоянию своего здоровья не может действовать полностью самостоятельно. Патронаж не является разновидностью попечительства. Патронируемым может быть и гражданин, страдающий только соматическими заболеваниями, в частности ограничением подвижности, и гражданин, страдающий психическим заболеванием, если это заболевание не лишает его способности понимать значение своих действий и руководить ими, т.е. если нет оснований для признания его ограниченно дееспособным. В некоторых случаях у граждан, нуждающихся в установлении патронажа, может быть и соматическое, и психическое заболевание (если последнее не лишает гражданина способности понимать свои действия и руководить ими, т.е. не требует ограничения дееспособности). Гражданин, нуждающийся в патронаже, к своему заявлению об установлении патронажа прилагает копию справки медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности, а при ее отсутствии - выписку из протокола решения врачебной комиссии о состоянии здоровья гражданина и его нуждаемости в посторонней помощи.
Статья: Обеспечение прокурором прав семей участников специальной военной операции
(Ережипалиев Д.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 9)Вопросы обеспечения прав семей участников специальной военной операции (далее - СВО) находятся на особом контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации. По поручению Генерального прокурора Российской Федерации И.В. Краснова прокуроры ориентированы на всестороннюю правовую поддержку и защиту прав военнослужащих - участников СВО и членов их семей <1>. В ходе расширенного заседания коллегии, посвященного итогам работы органов прокуратуры за 2023 г. и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2024 г., Генеральный прокурор Российской Федерации отметил, что в текущей ситуации от территориальных и военных прокуроров требуется организовать надзор таким образом, чтобы решение проблем конкретного человека в обязательном порядке сопровождалось устранением причин системных нарушений. Кроме того, обращено внимание на то, что каждый участник СВО, члены его семьи на особом счету, защищены законом, но среди них есть отдельная категория, требующая индивидуального подхода. Это вдовы, воспитывающие малолетних детей, и многодетные семьи, потерявшие кормильца. Важно добиться, чтобы над ними был установлен персональный патронаж, что в полной мере отвечает духу и букве указов Президента Российской Федерации и поручений, содержащихся в его Послании Федеральному Собранию <2>.
(Ережипалиев Д.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 9)Вопросы обеспечения прав семей участников специальной военной операции (далее - СВО) находятся на особом контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации. По поручению Генерального прокурора Российской Федерации И.В. Краснова прокуроры ориентированы на всестороннюю правовую поддержку и защиту прав военнослужащих - участников СВО и членов их семей <1>. В ходе расширенного заседания коллегии, посвященного итогам работы органов прокуратуры за 2023 г. и задачам по укреплению законности и правопорядка на 2024 г., Генеральный прокурор Российской Федерации отметил, что в текущей ситуации от территориальных и военных прокуроров требуется организовать надзор таким образом, чтобы решение проблем конкретного человека в обязательном порядке сопровождалось устранением причин системных нарушений. Кроме того, обращено внимание на то, что каждый участник СВО, члены его семьи на особом счету, защищены законом, но среди них есть отдельная категория, требующая индивидуального подхода. Это вдовы, воспитывающие малолетних детей, и многодетные семьи, потерявшие кормильца. Важно добиться, чтобы над ними был установлен персональный патронаж, что в полной мере отвечает духу и букве указов Президента Российской Федерации и поручений, содержащихся в его Послании Федеральному Собранию <2>.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1) реализация на территории г. Москвы государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и лиц, над которыми установлен патронаж на территории г. Москвы;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)1) реализация на территории г. Москвы государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и лиц, над которыми установлен патронаж на территории г. Москвы;