Установление монопольно высокой цены
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление монопольно высокой цены (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Исполнение предписания ФАС России
(КонсультантПлюс, 2025)Срок исполнения предписания ФАС России, выданного из-за установления монопольно высокой цены на услугу и обязывающего изменить стоимость услуги на основе фактических затрат перевозчиков, не продлевают, если причиной продления указана невозможность обязать перевозчиков предоставить требуемые сведения
(КонсультантПлюс, 2025)Срок исполнения предписания ФАС России, выданного из-за установления монопольно высокой цены на услугу и обязывающего изменить стоимость услуги на основе фактических затрат перевозчиков, не продлевают, если причиной продления указана невозможность обязать перевозчиков предоставить требуемые сведения
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 39. О признаке относимости (оправданности) расходов
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 39. О признаке относимости (оправданности) расходов
Статья: Как банки проиграли антимонопольный спор с операторами связи
(Жарский И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Компании нередко несут убытки из-за действий доминирующих на рынке контрагентов. Доминант может установить монопольно высокую цену на товар, навязать невыгодные условия договора и совершить другие незаконные действия. В этом случае взыскать убытки через суд - эффективный способ восстановить нарушенные права пострадавшей стороны.
(Жарский И.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Компании нередко несут убытки из-за действий доминирующих на рынке контрагентов. Доминант может установить монопольно высокую цену на товар, навязать невыгодные условия договора и совершить другие незаконные действия. В этом случае взыскать убытки через суд - эффективный способ восстановить нарушенные права пострадавшей стороны.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Пример 1. Антимонопольный орган признал общество нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и выдал предписание о необходимости прекратить нарушение, выразившееся в установлении монопольно высоких цен на услугу рассылки коротких текстовых сообщений. Предписание подлежало исполнению в указанный антимонопольным органом срок.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Пример 1. Антимонопольный орган признал общество нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и выдал предписание о необходимости прекратить нарушение, выразившееся в установлении монопольно высоких цен на услугу рассылки коротких текстовых сообщений. Предписание подлежало исполнению в указанный антимонопольным органом срок.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"Необоснованное увеличение цены, не отвечающее признакам установления монопольно высоких цен, однако направленное на прекращение производства и (или) реализации товара контрагенту или способное повлечь наступление этих последствий, в том числе в отношении отдельных контрагентов, может быть квалифицировано как злоупотребление доминирующим положением по основаниям, предусмотренным пунктами 4 и 5 части 1 статьи 10 Закона.
"О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"Необоснованное увеличение цены, не отвечающее признакам установления монопольно высоких цен, однако направленное на прекращение производства и (или) реализации товара контрагенту или способное повлечь наступление этих последствий, в том числе в отношении отдельных контрагентов, может быть квалифицировано как злоупотребление доминирующим положением по основаниям, предусмотренным пунктами 4 и 5 части 1 статьи 10 Закона.
Статья: Долгий путь к эффективной уголовно-правовой защите конкуренции в современной России: 30 лет реформ
(Тесленко А.В.)
("Закон", 2021, N 5)<10> Т.Ф. Чураев указывает, что ст. 154.3 запрещает определенные разновидности нарушения прав потребителей (Чураев Т.Ф. Криминализация общественно опасных деяний, связанных с установлением монопольно высокой цены // Вестник УЮрГУ. Серия "Право". 2014. N 3. С. 50 - 55); Б.В. Волженкин называет ее способом противодействия "дикому" предпринимательству, связанному с нарушением государственной дисциплины цен (Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 26); А.В. Агафонов относит предусмотренные ст. 154.3 деяния к преступлениям в сфере потребительского рынка (Агафонов А.В. О некоторых правовых проблемах, связанных с правовым определением понятия "потребительский рынок" // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2003. N 1. С. 356 - 359); И.А. Клепицкий, рассматривая Закон N 5304-1 как чрезвычайный закон переходного периода, пишет о том, что "эту норму планировалось применять, если цены установлены в результате монополистической деятельности, однако эта норма была направлена на защиту потребителей, а не свободной конкуренции как таковой" (Клепицкий И.А. Указ. соч.).
(Тесленко А.В.)
("Закон", 2021, N 5)<10> Т.Ф. Чураев указывает, что ст. 154.3 запрещает определенные разновидности нарушения прав потребителей (Чураев Т.Ф. Криминализация общественно опасных деяний, связанных с установлением монопольно высокой цены // Вестник УЮрГУ. Серия "Право". 2014. N 3. С. 50 - 55); Б.В. Волженкин называет ее способом противодействия "дикому" предпринимательству, связанному с нарушением государственной дисциплины цен (Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 26); А.В. Агафонов относит предусмотренные ст. 154.3 деяния к преступлениям в сфере потребительского рынка (Агафонов А.В. О некоторых правовых проблемах, связанных с правовым определением понятия "потребительский рынок" // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2003. N 1. С. 356 - 359); И.А. Клепицкий, рассматривая Закон N 5304-1 как чрезвычайный закон переходного периода, пишет о том, что "эту норму планировалось применять, если цены установлены в результате монополистической деятельности, однако эта норма была направлена на защиту потребителей, а не свободной конкуренции как таковой" (Клепицкий И.А. Указ. соч.).
Статья: Метод сопоставимых рынков: текущие подходы правоприменительной практики
(Музыка М.В.)
("Закон", 2024, N 7)Тяжелая внешнеполитическая обстановка, в которой приходится функционировать российской экономике, сопровождающаяся существенным сокращением количества участников рынков и удорожанием логистических цепочек, значительно повышает риски злоупотребления доминирующим положением на различных рынках - в первую очередь посредством применения несправедливых цен. Ключевой элемент процедуры рассмотрения дел об установлении монопольно высокой цены на рынке - исследование проверяемой цены методом сопоставимых рынков, который является наиболее объективным мерилом обоснованности и рыночного характера применяемых цен. В настоящей статье описываются наиболее значимые закономерности применения антимонопольными органами метода сопоставимых рынков и конкретных критериев сопоставимости, обобщаются текущие тенденции и проблемы регулирования, а также дается оценка актуальным подходам регулятора, воспринятым в конкретных делах, с точки зрения их законности, непротиворечивости и обоснованности. Среди прочего предлагаются возможные подходы к оценке законности использования количественных параметров сопоставимости (количество продавцов и покупателей, производимой продукции, производственных мощностей), географических особенностей проверяемого рынка, различий законодательного регулирования рынков в России и за рубежом, а также между регионами России.
(Музыка М.В.)
("Закон", 2024, N 7)Тяжелая внешнеполитическая обстановка, в которой приходится функционировать российской экономике, сопровождающаяся существенным сокращением количества участников рынков и удорожанием логистических цепочек, значительно повышает риски злоупотребления доминирующим положением на различных рынках - в первую очередь посредством применения несправедливых цен. Ключевой элемент процедуры рассмотрения дел об установлении монопольно высокой цены на рынке - исследование проверяемой цены методом сопоставимых рынков, который является наиболее объективным мерилом обоснованности и рыночного характера применяемых цен. В настоящей статье описываются наиболее значимые закономерности применения антимонопольными органами метода сопоставимых рынков и конкретных критериев сопоставимости, обобщаются текущие тенденции и проблемы регулирования, а также дается оценка актуальным подходам регулятора, воспринятым в конкретных делах, с точки зрения их законности, непротиворечивости и обоснованности. Среди прочего предлагаются возможные подходы к оценке законности использования количественных параметров сопоставимости (количество продавцов и покупателей, производимой продукции, производственных мощностей), географических особенностей проверяемого рынка, различий законодательного регулирования рынков в России и за рубежом, а также между регионами России.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> Т.Ф. Чураев указывает, что она запрещает определенные разновидности нарушения прав потребителей. - Прим. авт. (см.: Чураев Т.Ф. Криминализация общественно опасных деяний, связанных с установлением монопольно высокой цены // Вестник УЮрГУ. Серия: Право. 2014. N 3. С. 50 - 55); Б.В. Волженкин называет ее способом противодействия "дикому" предпринимательству, связанному с нарушением государственной дисциплины цен. - Прим. авт. (см.: Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб.: Юридический центр Пресс, 1999. С. 26); А.В. Агафонов относит к преступлениям в сфере потребительского рынка. - Прим. авт. (см.: Агафонов А.В. О некоторых правовых проблемах, связанных с правовым определением понятия "потребительский рынок" // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2003. N 1. С. 356 - 359); И.А. Клепицкий, рассматривая Закон РФ N 5304-1 как чрезвычайный закон переходного периода, пишет о том, что "эту норму планировалось применять, если цены установлены в результате монополистической деятельности, однако эта норма была направлена на защиту потребителей, а не свободной конкуренции как таковой". - Прим. авт. (см.: Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М.: Статут, 2005. 570 с.).
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> Т.Ф. Чураев указывает, что она запрещает определенные разновидности нарушения прав потребителей. - Прим. авт. (см.: Чураев Т.Ф. Криминализация общественно опасных деяний, связанных с установлением монопольно высокой цены // Вестник УЮрГУ. Серия: Право. 2014. N 3. С. 50 - 55); Б.В. Волженкин называет ее способом противодействия "дикому" предпринимательству, связанному с нарушением государственной дисциплины цен. - Прим. авт. (см.: Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб.: Юридический центр Пресс, 1999. С. 26); А.В. Агафонов относит к преступлениям в сфере потребительского рынка. - Прим. авт. (см.: Агафонов А.В. О некоторых правовых проблемах, связанных с правовым определением понятия "потребительский рынок" // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2003. N 1. С. 356 - 359); И.А. Клепицкий, рассматривая Закон РФ N 5304-1 как чрезвычайный закон переходного периода, пишет о том, что "эту норму планировалось применять, если цены установлены в результате монополистической деятельности, однако эта норма была направлена на защиту потребителей, а не свободной конкуренции как таковой". - Прим. авт. (см.: Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М.: Статут, 2005. 570 с.).
Статья: Правовые механизмы реструктуризации корпораций через дивизионирование: преимущества и недостатки
(Самойлов И.А.)
("Гражданское право", 2024, N 2)При дивизионировании путем реорганизации корпорации новые бизнесы создаются на базе специальных департаментов, при этом каждый вновь созданный бизнес нуждается в услугах обслуживающих департаментов. В простейшем варианте обслуживающие департаменты (их активы) достаются какому-то одному из нескольких новых бизнесов (например, нельзя технологически "разрезать" котельную). Остальные же остаются без необходимой собственной технологической поддержки. В результате они либо попадают в зависимость от бизнеса, который получил в результате реорганизации в собственность обслуживающие департаменты (их активы) и который становится монопольным поставщиком необходимой продукции (услуг), либо вынуждены за свой собственный счет создавать соответствующие обслуживающие департаменты. До тех пор, пока структура собственности новых бизнесов не меняется и соответствует структуре собственности первоначальной корпорации, принципиального конфликта интересов не возникает, так как все стороны заинтересованы в эффективной деятельности всех новых бизнесов. Следовательно, у бизнеса, получившего в результате реорганизации активы обслуживающих департаментов, интерес в установлении монопольно высоких цен на их продукцию (услуги) будет блокироваться волей собственников, так как будет противоречить их интересам в эффективной деятельности всех созданных бизнесов. Однако в случае изменения структуры собственности новых бизнесов этот сдерживающий механизм прекратит свое существование, и бизнес - поставщик монопольных услуг (продукции) обслуживающих департаментов, преследуя собственные экономические интересы, будет проводить собственную экономическую политику монополиста-поставщика.
(Самойлов И.А.)
("Гражданское право", 2024, N 2)При дивизионировании путем реорганизации корпорации новые бизнесы создаются на базе специальных департаментов, при этом каждый вновь созданный бизнес нуждается в услугах обслуживающих департаментов. В простейшем варианте обслуживающие департаменты (их активы) достаются какому-то одному из нескольких новых бизнесов (например, нельзя технологически "разрезать" котельную). Остальные же остаются без необходимой собственной технологической поддержки. В результате они либо попадают в зависимость от бизнеса, который получил в результате реорганизации в собственность обслуживающие департаменты (их активы) и который становится монопольным поставщиком необходимой продукции (услуг), либо вынуждены за свой собственный счет создавать соответствующие обслуживающие департаменты. До тех пор, пока структура собственности новых бизнесов не меняется и соответствует структуре собственности первоначальной корпорации, принципиального конфликта интересов не возникает, так как все стороны заинтересованы в эффективной деятельности всех новых бизнесов. Следовательно, у бизнеса, получившего в результате реорганизации активы обслуживающих департаментов, интерес в установлении монопольно высоких цен на их продукцию (услуги) будет блокироваться волей собственников, так как будет противоречить их интересам в эффективной деятельности всех созданных бизнесов. Однако в случае изменения структуры собственности новых бизнесов этот сдерживающий механизм прекратит свое существование, и бизнес - поставщик монопольных услуг (продукции) обслуживающих департаментов, преследуя собственные экономические интересы, будет проводить собственную экономическую политику монополиста-поставщика.
Статья: О некоторых вопросах совершенствования института изменения (отмены) предписаний антимонопольного органа в постсанкционных условиях
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Рассматриваются вопросы постсанкционных изменений режима обеспечения конкуренции, вопросы изменения и отмены предписаний антимонопольных органов в рамках изменений подходов к конкуренции как атрибуту глобальной экономики, требовавшей и допускавшей использование унифицированного правового регулирования, в том числе использование мировых ценовых индикаторов для установления монопольно высокой цены на внутренних российских товарных рынках, до конкуренции, как условию повышения конкурентоспособности российских товаров и использования российских ценовых индикаторов. В этих условиях изменение предписаний в качестве полноценного процессуального института конкурентного права требует, чтобы оно было направлено в том числе на повышение оперативности реагирования на изменение рыночной обстановки, усиление динамичности управления в сфере конкуренции, исключение случаев нарушения прав заинтересованных лиц при изменении условий существования товарных рынков. Предлагается введение в законодательство понятий "ценовой ориентир" и "ценовой индикатор", введение возможности изменения (отмены) всех видов предписаний, используемых в антимонопольном законодательстве, обязательное проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке в ходе процедуры изменения (отмены) предписаний.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Рассматриваются вопросы постсанкционных изменений режима обеспечения конкуренции, вопросы изменения и отмены предписаний антимонопольных органов в рамках изменений подходов к конкуренции как атрибуту глобальной экономики, требовавшей и допускавшей использование унифицированного правового регулирования, в том числе использование мировых ценовых индикаторов для установления монопольно высокой цены на внутренних российских товарных рынках, до конкуренции, как условию повышения конкурентоспособности российских товаров и использования российских ценовых индикаторов. В этих условиях изменение предписаний в качестве полноценного процессуального института конкурентного права требует, чтобы оно было направлено в том числе на повышение оперативности реагирования на изменение рыночной обстановки, усиление динамичности управления в сфере конкуренции, исключение случаев нарушения прав заинтересованных лиц при изменении условий существования товарных рынков. Предлагается введение в законодательство понятий "ценовой ориентир" и "ценовой индикатор", введение возможности изменения (отмены) всех видов предписаний, используемых в антимонопольном законодательстве, обязательное проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке в ходе процедуры изменения (отмены) предписаний.
Статья: Экономические аспекты обеспечения презумпции невиновности в антимонопольном (ли?) праве
(Шаститко А.Е., Дозмаров К.В.)
("Закон", 2022, N 8)Однако здесь не стоит допускать полутонов: правонарушение, какое бы оно ни было (нарушение ПДД, хулиганство или же монопольно высокая цена), всегда остается виновным, противоправным и общественно опасным деянием, противоречащим требованиям правовых норм. Вопрос только в степени общественной опасности. А вот выявлением виновности в совершенном правонарушении и должно заниматься государство. Не спорим, установить виновность человека, который бьет палкой прохожего, гораздо легче, нежели виновность корпорации, которая создает дискриминационные условия для контрагентов. Попробуем привести небольшой пример: компания повышает цены на свою продукцию, формально это может быть трактовано как установление монопольно высокой цены, вместе с тем энное количество объективных экономических причин заставляет компанию эти цены повышать, дабы покрыть издержки и сохранить инвестиционные программы на прежнем уровне. Могла ли компания эти обстоятельства предвидеть? Как соотносится уровень знания в момент принятия решений и постфактум, т.е. когда результаты известны? Могла ли цены не повышать и выбрать другое поведение, компенсирующее рост издержек, и что вообще могла компания сделать, чтобы предотвратить рост цен? Эластичен ли спрос по цене? Могла ли компания воспользоваться этим свойством спроса? Обладают ли покупатели уравновешивающей рыночной силой?
(Шаститко А.Е., Дозмаров К.В.)
("Закон", 2022, N 8)Однако здесь не стоит допускать полутонов: правонарушение, какое бы оно ни было (нарушение ПДД, хулиганство или же монопольно высокая цена), всегда остается виновным, противоправным и общественно опасным деянием, противоречащим требованиям правовых норм. Вопрос только в степени общественной опасности. А вот выявлением виновности в совершенном правонарушении и должно заниматься государство. Не спорим, установить виновность человека, который бьет палкой прохожего, гораздо легче, нежели виновность корпорации, которая создает дискриминационные условия для контрагентов. Попробуем привести небольшой пример: компания повышает цены на свою продукцию, формально это может быть трактовано как установление монопольно высокой цены, вместе с тем энное количество объективных экономических причин заставляет компанию эти цены повышать, дабы покрыть издержки и сохранить инвестиционные программы на прежнем уровне. Могла ли компания эти обстоятельства предвидеть? Как соотносится уровень знания в момент принятия решений и постфактум, т.е. когда результаты известны? Могла ли цены не повышать и выбрать другое поведение, компенсирующее рост издержек, и что вообще могла компания сделать, чтобы предотвратить рост цен? Эластичен ли спрос по цене? Могла ли компания воспользоваться этим свойством спроса? Обладают ли покупатели уравновешивающей рыночной силой?
Статья: Проблемы определения продуктовых границ товарного рынка на оптовых рынках перепродажи товара
(Малкина Н.Л., Шаститко А.А.)
("Закон", 2021, N 3)Эффект переноса издержек также рассматривается ФАС как одна из особенностей рынков с производным спросом. Например, он упоминается в контексте возможной линии защиты нарушителя антимонопольного законодательства против требований его непосредственных покупателей о возмещении убытков <24>. Это связано с тем, что покупатель товара - посредник имеет возможность транслировать повышение цены ниже по товарораспределительной цепочке, и лицом, действительно страдающим от повышения цены, является конечный потребитель. Подобный эффект неоднократно упоминается в решениях ФАС по делам о нарушении антимонопольного законодательства. Например, в деле об установлении монопольно высоких цен на цельнокатаные колеса для локомотивов диаметром 1 058 мм в отношении АО "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат" и ООО "Торговая компания "ЕвразХолдинг" ФАС не сочла убедительными представленные ответчиком заверения посредников в том, что для них установленные поставщиком цены на товар "соответствовали их коммерческим целям и задачам". В обоснование своей позиции ФАС указала, что, поскольку деятельность посредников "напрямую зависит от спроса конечных потребителей", эффект от повышения поставщиком цены для посредников является менее существенным <25>.
(Малкина Н.Л., Шаститко А.А.)
("Закон", 2021, N 3)Эффект переноса издержек также рассматривается ФАС как одна из особенностей рынков с производным спросом. Например, он упоминается в контексте возможной линии защиты нарушителя антимонопольного законодательства против требований его непосредственных покупателей о возмещении убытков <24>. Это связано с тем, что покупатель товара - посредник имеет возможность транслировать повышение цены ниже по товарораспределительной цепочке, и лицом, действительно страдающим от повышения цены, является конечный потребитель. Подобный эффект неоднократно упоминается в решениях ФАС по делам о нарушении антимонопольного законодательства. Например, в деле об установлении монопольно высоких цен на цельнокатаные колеса для локомотивов диаметром 1 058 мм в отношении АО "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат" и ООО "Торговая компания "ЕвразХолдинг" ФАС не сочла убедительными представленные ответчиком заверения посредников в том, что для них установленные поставщиком цены на товар "соответствовали их коммерческим целям и задачам". В обоснование своей позиции ФАС указала, что, поскольку деятельность посредников "напрямую зависит от спроса конечных потребителей", эффект от повышения поставщиком цены для посредников является менее существенным <25>.
Статья: Правовой институт обязательной продажи товара на бирже по предписанию антимонопольного органа: проблемы и пути решения
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 12)В статье рассматривается вопрос о пределах вмешательства в частноправовые отношения при административном регулировании конкуренции. Автор ставит вопрос об относимости института обязательной продажи товара на бирже по предписанию антимонопольного органа как средства, нормативно направленного на обеспечение конкуренции в будущем и нарушения в виде злоупотребления доминирующим положением в форме установления монопольно высокой цены, не связанного с ограничением конкуренции и не требующего принятия мер по обеспечению конкуренции в будущем. Ответ на данный вопрос вызывает сомнение в правильности выбора законодателем мер, направленных на прекращение ущемления интересов хозяйствующих субъектов средствами, хотя формально помещенными в перечень мер обеспечения конкуренции в будущем, но не увеличивающими предложения товара, а лишь вводящими дополнительный способ продажи товара и не учитывающими повышения издержек за счет изменения способа продажи товара, а также снижения предложения по внебиржевым сделкам, являющегося фактором роста цен.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 12)В статье рассматривается вопрос о пределах вмешательства в частноправовые отношения при административном регулировании конкуренции. Автор ставит вопрос об относимости института обязательной продажи товара на бирже по предписанию антимонопольного органа как средства, нормативно направленного на обеспечение конкуренции в будущем и нарушения в виде злоупотребления доминирующим положением в форме установления монопольно высокой цены, не связанного с ограничением конкуренции и не требующего принятия мер по обеспечению конкуренции в будущем. Ответ на данный вопрос вызывает сомнение в правильности выбора законодателем мер, направленных на прекращение ущемления интересов хозяйствующих субъектов средствами, хотя формально помещенными в перечень мер обеспечения конкуренции в будущем, но не увеличивающими предложения товара, а лишь вводящими дополнительный способ продажи товара и не учитывающими повышения издержек за счет изменения способа продажи товара, а также снижения предложения по внебиржевым сделкам, являющегося фактором роста цен.
Статья: Особенности международно-правового регулирования воздушных сообщений и правила ВТО
(Баталов А.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В 80-е и особенно в 90-е гг. XX в. на фоне расширения туризма и интенсификации экономических, культурных, научных и иных связей между государствами и соответствующего увеличения спроса на услуги воздушного транспорта, технического совершенствования и повышения безопасности авиационной техники и авиационной инфраструктуры появились тенденции к ослаблению мер государственного воздействия на деятельность авиатранспортной отрасли и ее постепенной либерализации за счет распространения на нее рыночных отношений. Переход от системы жесткого регулирования воздушного транспорта к более либеральному режиму сопровождался как постепенной приватизацией национальных авиапредприятий, так и образованием значительного числа частных авиакомпаний. Как следствие, многие авиапредприятия получали более широкий доступ к рынкам международных авиаперевозок, дополнительные возможности по обслуживанию пассажиров, что исключало установление монопольно высоких цен на авиабилеты и способствовало повышению качества и объема предоставляемых услуг. При этом сегодня деятельность авиапредприятий значительно усложняется под влиянием таких факторов, как усиление конкуренции, увеличение эксплуатационных расходов, мировой финансовый кризис, пандемия COVID-19, установление более жестких требований в отношении охраны окружающей среды и безопасности полетов.
(Баталов А.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)В 80-е и особенно в 90-е гг. XX в. на фоне расширения туризма и интенсификации экономических, культурных, научных и иных связей между государствами и соответствующего увеличения спроса на услуги воздушного транспорта, технического совершенствования и повышения безопасности авиационной техники и авиационной инфраструктуры появились тенденции к ослаблению мер государственного воздействия на деятельность авиатранспортной отрасли и ее постепенной либерализации за счет распространения на нее рыночных отношений. Переход от системы жесткого регулирования воздушного транспорта к более либеральному режиму сопровождался как постепенной приватизацией национальных авиапредприятий, так и образованием значительного числа частных авиакомпаний. Как следствие, многие авиапредприятия получали более широкий доступ к рынкам международных авиаперевозок, дополнительные возможности по обслуживанию пассажиров, что исключало установление монопольно высоких цен на авиабилеты и способствовало повышению качества и объема предоставляемых услуг. При этом сегодня деятельность авиапредприятий значительно усложняется под влиянием таких факторов, как усиление конкуренции, увеличение эксплуатационных расходов, мировой финансовый кризис, пандемия COVID-19, установление более жестких требований в отношении охраны окружающей среды и безопасности полетов.
Статья: Отмерив в шестой раз. О целесообразности изменения подхода к антимонопольному регулированию действий и соглашений правообладателей на рынках программного обеспечения
(Вознесенский Н.Н.)
("Юрист", 2025, N 10)Возможно ли, вооружившись лишь "затратным методом", подойти к оценке ситуации на рынках программного обеспечения в условиях перетока трудовых ресурсов, роста расходов на ФОТ, затрат на НИР, ограничений доступа к предметам высокотехнологичного импорта и оценить, имело ли место установление монопольно высоких цен?
(Вознесенский Н.Н.)
("Юрист", 2025, N 10)Возможно ли, вооружившись лишь "затратным методом", подойти к оценке ситуации на рынках программного обеспечения в условиях перетока трудовых ресурсов, роста расходов на ФОТ, затрат на НИР, ограничений доступа к предметам высокотехнологичного импорта и оценить, имело ли место установление монопольно высоких цен?