Установление личности лица без гражданства
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление личности лица без гражданства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Правомерно ли принять на работу гражданина, предъявившего в качестве удостоверяющего личность документа справку о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Правомерно ли принять на работу гражданина, предъявившего в качестве удостоверяющего личность документа справку о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Правомерно ли принять на работу гражданина, предъявившего в качестве удостоверяющего личность документа справку о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства?
Ситуация: Каков правовой статус лиц без гражданства на территории РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае аннулирования ранее выданного лицу без гражданства разрешения на временное проживание или вида на жительство ему выдается в установленном порядке временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ (ст. 5.2, п. 2.1 ст. 7, п. 8.2 ст. 9 Закона N 115-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае аннулирования ранее выданного лицу без гражданства разрешения на временное проживание или вида на жительство ему выдается в установленном порядке временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ (ст. 5.2, п. 2.1 ст. 7, п. 8.2 ст. 9 Закона N 115-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Заявление о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, заявление о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации подаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел после завершения процедуры установления личности лица без гражданства в соответствии со статьей 10.1 настоящего Федерального закона.
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Заявление о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, заявление о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации подаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел после завершения процедуры установления личности лица без гражданства в соответствии со статьей 10.1 настоящего Федерального закона.
Статья: Янус оказался одноликим: аргументационный анализ Постановления Конституционного Суда России от 7 июля 2020 года N 33-П в свете регулирования допроса присяжных за рубежом
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)<30> Примеры таких прогрессивных законодательных решений все чаще находят отражение в отечественном правовом регулировании. Так, например, в Федеральном законе от 24 февраля 2021 года N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства" предусмотрена норма, согласно которой лица без гражданства "не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены в связи с подачей ими заявления об установлении личности... или заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации".
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)<30> Примеры таких прогрессивных законодательных решений все чаще находят отражение в отечественном правовом регулировании. Так, например, в Федеральном законе от 24 февраля 2021 года N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства" предусмотрена норма, согласно которой лица без гражданства "не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены в связи с подачей ими заявления об установлении личности... или заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации".
Статья: Реформирование института прекращения российского гражданства против воли гражданина
(Синцов В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)Все это важно учитывать еще и потому, что утрата гражданства по отрицательным мотивам порождает крайне негативные социально-правовые последствия для индивида, связанные с его последующим удалением из Российской Федерации как иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 5.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <10>). Кроме того, активное использование такого инструмента противодействия незаконопослушному поведению, как прекращение гражданства, увеличивает риски сосредоточения на территории нашей страны лиц без гражданства (апатридов). Однако не каждый апатрид может покинуть территорию Российской Федерации. Такое возможно лишь в случае готовности определенного иностранного государства принять его под свою юрисдикцию. Если же этого не произойдет, апатрид останется на территории Российской Федерации и ему будет в установленном порядке выдано временное удостоверение личности лица без гражданства. При таких условиях основополагающая цель прекращения гражданства, связанная с высылкой из Российской Федерации незаконопослушных граждан, окажется нереализованной, а нахождение в Российской Федерации лиц с криминальным прошлым, но в состоянии "безгражданства" вряд ли положительно повлияет на правопорядок.
(Синцов В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)Все это важно учитывать еще и потому, что утрата гражданства по отрицательным мотивам порождает крайне негативные социально-правовые последствия для индивида, связанные с его последующим удалением из Российской Федерации как иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 5.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <10>). Кроме того, активное использование такого инструмента противодействия незаконопослушному поведению, как прекращение гражданства, увеличивает риски сосредоточения на территории нашей страны лиц без гражданства (апатридов). Однако не каждый апатрид может покинуть территорию Российской Федерации. Такое возможно лишь в случае готовности определенного иностранного государства принять его под свою юрисдикцию. Если же этого не произойдет, апатрид останется на территории Российской Федерации и ему будет в установленном порядке выдано временное удостоверение личности лица без гражданства. При таких условиях основополагающая цель прекращения гражданства, связанная с высылкой из Российской Федерации незаконопослушных граждан, окажется нереализованной, а нахождение в Российской Федерации лиц с криминальным прошлым, но в состоянии "безгражданства" вряд ли положительно повлияет на правопорядок.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Дополнительно к указанному правомочию Закон о дактилоскопической регистрации предусматривает, что органы принудительного исполнения Российской Федерации для установления либо подтверждения личности гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства с использованием информационных дактилоскопических массивов имеют право на проведение идентификации личности по отпечаткам пальцев (ладоней) рук, полученным у проверяемого лица (абз. 4 ст. 14 Закона о дактилоскопической регистрации).
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Дополнительно к указанному правомочию Закон о дактилоскопической регистрации предусматривает, что органы принудительного исполнения Российской Федерации для установления либо подтверждения личности гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства с использованием информационных дактилоскопических массивов имеют право на проведение идентификации личности по отпечаткам пальцев (ладоней) рук, полученным у проверяемого лица (абз. 4 ст. 14 Закона о дактилоскопической регистрации).