Установление личности гражданина РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление личности гражданина РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Если в доверенности не указаны иные сведения о гражданине (помимо фамилии, имени, отчества, пола, даты и места рождения) или данные о его паспорте либо такая информация недостоверна, доверенность действительна
Постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 750/09 по делу N А43-3182/2008-5-74
Применимые нормы: ст. ст. 166, 185 ГК РФ, п. 4 Положения о паспорте гражданина Российской ФедерацииПеречень сведений, необходимых для установления личности гражданина РФ (фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения), определен Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", и данный перечень носит исчерпывающий характер. В связи с этим вывод, что у представителя отсутствуют полномочия на получение товара с хранения вследствие расхождений в датах выдачи паспорта, указанных в распоряжении поклажедателя на выдачу товара и в паспорте представителя, не может быть признан обоснованным.
Постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 750/09 по делу N А43-3182/2008-5-74
Применимые нормы: ст. ст. 166, 185 ГК РФ, п. 4 Положения о паспорте гражданина Российской ФедерацииПеречень сведений, необходимых для установления личности гражданина РФ (фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения), определен Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", и данный перечень носит исчерпывающий характер. В связи с этим вывод, что у представителя отсутствуют полномочия на получение товара с хранения вследствие расхождений в датах выдачи паспорта, указанных в распоряжении поклажедателя на выдачу товара и в паспорте представителя, не может быть признан обоснованным.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Убытки, причиненные административным правонарушением и незаконным привлечением к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)Из материалов дела следует и не опровергается сторонами, что в рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях арбитражный управляющий... обращался в Управление с ходатайствами о принятии в порядке статьи 26.10 КоАП РФ мер для установления личности гражданина М., в том числе по мотиву представления им недостоверных сведений о себе, в удовлетворении которых было отказано.
(КонсультантПлюс, 2025)Из материалов дела следует и не опровергается сторонами, что в рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях арбитражный управляющий... обращался в Управление с ходатайствами о принятии в порядке статьи 26.10 КоАП РФ мер для установления личности гражданина М., в том числе по мотиву представления им недостоверных сведений о себе, в удовлетворении которых было отказано.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о хранении.
Считается ли исполненным обязательство по возврату товара, если он получен доверенным лицом поклажедателя, но паспортные данные этого лица и данные ТС не совпадают со сведениями в распоряжении
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, перечень необходимых сведений для установления личности гражданина Российской Федерации, в данном случае - для установления личности Самодурова Максима Сергеевича - определен упомянутым нормативным правовым актом и носит исчерпывающий характер, поэтому выводы судов об отсутствии у Самодурова М.С. полномочий на получение товара по тем мотивам, которые приведены в решении суда первой инстанции и постановлении суда кассационной инстанции, не могут быть признаны обоснованными.
Считается ли исполненным обязательство по возврату товара, если он получен доверенным лицом поклажедателя, но паспортные данные этого лица и данные ТС не совпадают со сведениями в распоряжении
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, перечень необходимых сведений для установления личности гражданина Российской Федерации, в данном случае - для установления личности Самодурова Максима Сергеевича - определен упомянутым нормативным правовым актом и носит исчерпывающий характер, поэтому выводы судов об отсутствии у Самодурова М.С. полномочий на получение товара по тем мотивам, которые приведены в решении суда первой инстанции и постановлении суда кассационной инстанции, не могут быть признаны обоснованными.
Готовое решение: Какие документы при приеме на работу затребовать у соискателя
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы заинтересованы в данном работнике, то объясните ему, что вместо паспорта он вправе предъявить временное удостоверение личности гражданина РФ установленной формы. Данный документ выдается на срок оформления паспорта (п. 34 Положения о паспорте, п. 125 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ (утв. Приказом МВД России от 16.11.2020 N 773)).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы заинтересованы в данном работнике, то объясните ему, что вместо паспорта он вправе предъявить временное удостоверение личности гражданина РФ установленной формы. Данный документ выдается на срок оформления паспорта (п. 34 Положения о паспорте, п. 125 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ (утв. Приказом МВД России от 16.11.2020 N 773)).
Нормативные акты
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Начиная с 1 января 2022 г. в АПК РФ и ГПК РФ регламентировано, что установление личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, участвующих в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, осуществляется с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой биометрической системы).
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Начиная с 1 января 2022 г. в АПК РФ и ГПК РФ регламентировано, что установление личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, участвующих в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, осуществляется с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой биометрической системы).
Статья: Вариативность как свойство юридических гарантий прав граждан и организаций в нотариальных правоотношениях
(Нуриев А.Г.)
("Нотариус", 2022, N 7)<9> Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. N 1505 "О доступе нотариусов к государственной информационной системе миграционного учета и базовому государственному информационному ресурсу регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия" // СЗ РФ. 2017. N 52 (часть I). Ст. 8122.
(Нуриев А.Г.)
("Нотариус", 2022, N 7)<9> Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. N 1505 "О доступе нотариусов к государственной информационной системе миграционного учета и базовому государственному информационному ресурсу регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия" // СЗ РФ. 2017. N 52 (часть I). Ст. 8122.
Ситуация: Можно ли использовать паспорт гражданина СССР для удостоверения личности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Законодательством установлено, что основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории, является паспорт гражданина РФ, в связи с чем МВД России было предписано приступить с 01.10.1997 к выдаче паспортов гражданина РФ.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Законодательством установлено, что основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории, является паспорт гражданина РФ, в связи с чем МВД России было предписано приступить с 01.10.1997 к выдаче паспортов гражданина РФ.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 30"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)Таким образом, ЕИСН не является единственным источником получения соответствующей информации, необходимой для совершения нотариального действия. Например, доступ к государственным информационным ресурсам, которые используются нотариусом при установлении личности гражданина, предоставляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. N 1505 "О доступе нотариусов к государственной информационной системе миграционного учета и базовому государственному информационному ресурсу регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия". Данное Постановление включает ссылки на иные нормативные правовые акты, предусматривающие порядок предоставления МВД России доступа нотариусам к государственной информационной системе миграционного учета и базовому государственному информационному ресурсу регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при установлении личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия. Такими нормативными правовыми актами являются Положение о государственной информационной системе миграционного учета, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2007 г. N 94 "О государственной информационной системе миграционного учета", Положение об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме", и Правила формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 4 "Об утверждении Правил формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации". В соответствии с указанными нормативными правовыми актами доступ к государственной информационной системе миграционного учета и базовому государственному информационному ресурсу регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при установлении личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, предоставляется нотариусам через ЕИСН.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)Таким образом, ЕИСН не является единственным источником получения соответствующей информации, необходимой для совершения нотариального действия. Например, доступ к государственным информационным ресурсам, которые используются нотариусом при установлении личности гражданина, предоставляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 г. N 1505 "О доступе нотариусов к государственной информационной системе миграционного учета и базовому государственному информационному ресурсу регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия". Данное Постановление включает ссылки на иные нормативные правовые акты, предусматривающие порядок предоставления МВД России доступа нотариусам к государственной информационной системе миграционного учета и базовому государственному информационному ресурсу регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при установлении личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия. Такими нормативными правовыми актами являются Положение о государственной информационной системе миграционного учета, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2007 г. N 94 "О государственной информационной системе миграционного учета", Положение об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме", и Правила формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 4 "Об утверждении Правил формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации". В соответствии с указанными нормативными правовыми актами доступ к государственной информационной системе миграционного учета и базовому государственному информационному ресурсу регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при установлении личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, предоставляется нотариусам через ЕИСН.
Статья: Получение из-за границы свидетельских показаний по гражданским делам с использованием видео-конференц-связи
(Щукин А.И.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4; 2024, N 6)Однако из названия ст. 254 АПК РФ следует, что она направлена на регулирование прав и обязанностей лишь иностранных лиц, а не российских граждан. Также неясно, каким образом в трансграничных условиях должна быть применена на практике норма ч. 1 ст. 153.2 АПК РФ об установлении личности иностранного гражданина с помощью единой биометрической системы идентификации <27>, о заблаговременном направлении информации в электронном виде о заседании с использованием системы веб-конференции. Должны ли данные процессуальные действия подпадать под режим судебного поручения, о котором сказано в ч. 4 ст. 256 АПК РФ <28>? Применительно к видео-конференц-связи возникает вопрос о ведении протокола и видеозаписи как со стороны суда, рассматривающего дела, так и суда, осуществляющего организацию видео-конференц-связи (ч. 4 ст. 153.1 АПК РФ).
(Щукин А.И.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4; 2024, N 6)Однако из названия ст. 254 АПК РФ следует, что она направлена на регулирование прав и обязанностей лишь иностранных лиц, а не российских граждан. Также неясно, каким образом в трансграничных условиях должна быть применена на практике норма ч. 1 ст. 153.2 АПК РФ об установлении личности иностранного гражданина с помощью единой биометрической системы идентификации <27>, о заблаговременном направлении информации в электронном виде о заседании с использованием системы веб-конференции. Должны ли данные процессуальные действия подпадать под режим судебного поручения, о котором сказано в ч. 4 ст. 256 АПК РФ <28>? Применительно к видео-конференц-связи возникает вопрос о ведении протокола и видеозаписи как со стороны суда, рассматривающего дела, так и суда, осуществляющего организацию видео-конференц-связи (ч. 4 ст. 153.1 АПК РФ).
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2022 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Необходимо также иметь в виду, что Основами (статья 42) регламентирована возможность нотариуса при установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица использовать соответствующие государственные информационные ресурсы, доступ к которым предоставляет федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 N 1505 "О доступе нотариусов к государственной информационной системе миграционного учета и базовому государственному информационному ресурсу регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия", а также использовать специальные технические и программно-технические средства, позволяющие удостовериться в подлинности представленных гражданином документов, при их наличии в его распоряжении. Требования к таким специальным техническим и программно-техническим средствам утверждены Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13.06.2019 N 382.
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Необходимо также иметь в виду, что Основами (статья 42) регламентирована возможность нотариуса при установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица использовать соответствующие государственные информационные ресурсы, доступ к которым предоставляет федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 N 1505 "О доступе нотариусов к государственной информационной системе миграционного учета и базовому государственному информационному ресурсу регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия", а также использовать специальные технические и программно-технические средства, позволяющие удостовериться в подлинности представленных гражданином документов, при их наличии в его распоряжении. Требования к таким специальным техническим и программно-техническим средствам утверждены Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13.06.2019 N 382.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Дополнительно к указанному правомочию Закон о дактилоскопической регистрации предусматривает, что органы принудительного исполнения Российской Федерации для установления либо подтверждения личности гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства с использованием информационных дактилоскопических массивов имеют право на проведение идентификации личности по отпечаткам пальцев (ладоней) рук, полученным у проверяемого лица (абз. 4 ст. 14 Закона о дактилоскопической регистрации).
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Дополнительно к указанному правомочию Закон о дактилоскопической регистрации предусматривает, что органы принудительного исполнения Российской Федерации для установления либо подтверждения личности гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства с использованием информационных дактилоскопических массивов имеют право на проведение идентификации личности по отпечаткам пальцев (ладоней) рук, полученным у проверяемого лица (абз. 4 ст. 14 Закона о дактилоскопической регистрации).
Статья: К вопросу о расширении полномочий нотариуса в условиях цифровизации
(Кириллова Е.А.)
("Нотариус", 2022, N 2)В соответствии с ч. 3 ст. 94 Основ законодательства РФ о нотариате заявитель вправе подать заявление о совершении исполнительной надписи на документе в электронной форме, после совершения исполнительной надписи нотариус передает документы в Федеральную службу судебных приставов. Заявление подается через портал государственных услуг или ЕИС в Федеральную нотариальную палату, которая выясняет, какой нотариус готов совершить необходимое нотариальное действие в удаленном формате, после этого нотариус запрашивает сведения о заявителе. В случаях, когда у нотариуса возникают сомнения в достоверности предоставленных сведений о личности заявителя, в соответствии с ч. 5 ст. 42 Основ законодательства РФ установить личность гражданина можно с помощью единой биометрической системы по биометрическим показателям. Согласно Приказу Минюста России от 30 сентября 2020 г. N 228 <4> для установления личности гражданина нотариус должен получить информацию о номере его мобильного телефона, который связан с единой биометрической системой, если телефон с системой не связан, то и получить биометрические сведения невозможно. При биометрической идентификации используются параметры лица, глаз, голоса, в некоторых случаях и другие идентификаторы.
(Кириллова Е.А.)
("Нотариус", 2022, N 2)В соответствии с ч. 3 ст. 94 Основ законодательства РФ о нотариате заявитель вправе подать заявление о совершении исполнительной надписи на документе в электронной форме, после совершения исполнительной надписи нотариус передает документы в Федеральную службу судебных приставов. Заявление подается через портал государственных услуг или ЕИС в Федеральную нотариальную палату, которая выясняет, какой нотариус готов совершить необходимое нотариальное действие в удаленном формате, после этого нотариус запрашивает сведения о заявителе. В случаях, когда у нотариуса возникают сомнения в достоверности предоставленных сведений о личности заявителя, в соответствии с ч. 5 ст. 42 Основ законодательства РФ установить личность гражданина можно с помощью единой биометрической системы по биометрическим показателям. Согласно Приказу Минюста России от 30 сентября 2020 г. N 228 <4> для установления личности гражданина нотариус должен получить информацию о номере его мобильного телефона, который связан с единой биометрической системой, если телефон с системой не связан, то и получить биометрические сведения невозможно. При биометрической идентификации используются параметры лица, глаз, голоса, в некоторых случаях и другие идентификаторы.