Установление личности гражданина
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление личности гражданина (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Убытки, причиненные административным правонарушением и незаконным привлечением к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)Указывая на то, что Управлением при поступлении обращений от неустановленного лица нарушены требования Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ... выразившиеся в отказе в принятии мер к установлению личности гражданина... что повлекло необоснованное возбуждение дел об административных правонарушениях и несение расходов на оплату услуг представителя, арбитражный управляющий... обратился... в суд.
(КонсультантПлюс, 2025)Указывая на то, что Управлением при поступлении обращений от неустановленного лица нарушены требования Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ... выразившиеся в отказе в принятии мер к установлению личности гражданина... что повлекло необоснованное возбуждение дел об административных правонарушениях и несение расходов на оплату услуг представителя, арбитражный управляющий... обратился... в суд.
Позиция ВАС РФ: Если в доверенности не указаны иные сведения о гражданине (помимо фамилии, имени, отчества, пола, даты и места рождения) или данные о его паспорте либо такая информация недостоверна, доверенность действительна
Постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 750/09 по делу N А43-3182/2008-5-74
Применимые нормы: ст. ст. 166, 185 ГК РФ, п. 4 Положения о паспорте гражданина Российской ФедерацииПеречень сведений, необходимых для установления личности гражданина РФ (фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения), определен Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", и данный перечень носит исчерпывающий характер. В связи с этим вывод, что у представителя отсутствуют полномочия на получение товара с хранения вследствие расхождений в датах выдачи паспорта, указанных в распоряжении поклажедателя на выдачу товара и в паспорте представителя, не может быть признан обоснованным.
Постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 750/09 по делу N А43-3182/2008-5-74
Применимые нормы: ст. ст. 166, 185 ГК РФ, п. 4 Положения о паспорте гражданина Российской ФедерацииПеречень сведений, необходимых для установления личности гражданина РФ (фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения), определен Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", и данный перечень носит исчерпывающий характер. В связи с этим вывод, что у представителя отсутствуют полномочия на получение товара с хранения вследствие расхождений в датах выдачи паспорта, указанных в распоряжении поклажедателя на выдачу товара и в паспорте представителя, не может быть признан обоснованным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Правомерно ли принять на работу гражданина, предъявившего в качестве удостоверяющего личность документа справку о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Правомерно ли принять на работу гражданина, предъявившего в качестве удостоверяющего личность документа справку о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Правомерно ли принять на работу гражданина, предъявившего в качестве удостоверяющего личность документа справку о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства?
Нормативные акты
"Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Статья 42. Установление личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия
(утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Статья 42. Установление личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 10.1. Установление личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 10.1. Установление личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность
Готовое решение: Какие документы при приеме на работу затребовать у соискателя
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы заинтересованы в данном работнике, то объясните ему, что вместо паспорта он вправе предъявить временное удостоверение личности гражданина РФ установленной формы. Данный документ выдается на срок оформления паспорта (п. 34 Положения о паспорте, п. 125 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ (утв. Приказом МВД России от 16.11.2020 N 773)).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы заинтересованы в данном работнике, то объясните ему, что вместо паспорта он вправе предъявить временное удостоверение личности гражданина РФ установленной формы. Данный документ выдается на срок оформления паспорта (п. 34 Положения о паспорте, п. 125 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ (утв. Приказом МВД России от 16.11.2020 N 773)).
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Начиная с 1 января 2022 г. в АПК РФ и ГПК РФ регламентировано, что установление личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, участвующих в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, осуществляется с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой биометрической системы).
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Начиная с 1 января 2022 г. в АПК РФ и ГПК РФ регламентировано, что установление личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, участвующих в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, осуществляется с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой биометрической системы).
Статья: Проблемы установления и сокрытия личности участников уголовного судопроизводства
(Мусаткина А.И.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 2)Сегодня ни в одном нормативном правовом акте не закреплен исчерпывающий перечень способов установления личности гражданина, что объясняется зависимостью выбора соответствующего способа от конкретной ситуации. Изучение федеральных законов, подзаконных и ведомственных актов позволяет выделить наиболее распространенные методы идентификации:
(Мусаткина А.И.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 2)Сегодня ни в одном нормативном правовом акте не закреплен исчерпывающий перечень способов установления личности гражданина, что объясняется зависимостью выбора соответствующего способа от конкретной ситуации. Изучение федеральных законов, подзаконных и ведомственных актов позволяет выделить наиболее распространенные методы идентификации:
Готовое решение: В каком порядке должна осуществляться обработка персональных данных физлиц
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что под биометрическими данными понимаются только такие сведения, которые вы используете для установления личности гражданина. Так, не являются достаточными для установления личности сведения об отдельных физиологических признаках гражданина (например, только о его весе или росте).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что под биометрическими данными понимаются только такие сведения, которые вы используете для установления личности гражданина. Так, не являются достаточными для установления личности сведения об отдельных физиологических признаках гражданина (например, только о его весе или росте).
Готовое решение: Что нужно знать работодателю о трудовой деятельности иностранных граждан, временно проживающих в РФ
(КонсультантПлюс, 2025)РВП оформляется в виде отметки в удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства документе, признаваемом РФ в этом качестве, либо в виде документа, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, которое не имеет документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, по установленным формам. РВП не выдается в электронной форме. Срок действия РВП составляет три года, если иное не предусмотрено Законом N 115-ФЗ (п. п. 1, 7 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)РВП оформляется в виде отметки в удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства документе, признаваемом РФ в этом качестве, либо в виде документа, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, которое не имеет документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, по установленным формам. РВП не выдается в электронной форме. Срок действия РВП составляет три года, если иное не предусмотрено Законом N 115-ФЗ (п. п. 1, 7 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)После установления личности гражданина начинается личный прием и заполняется карточка личного приема гражданина.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)После установления личности гражданина начинается личный прием и заполняется карточка личного приема гражданина.
Статья: Государственное управление в сфере миграции: опыт Российской Федерации и Республики Беларусь
(Андриченко Л.В., Масловская Т.С., Плюгина И.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 2)Противодействие незаконной миграции. До сих пор в мире не найден механизм, позволяющий полностью контролировать миграционные процессы, в полном объеме обеспечить защиту государственных границ от несанкционированного пересечения. Каждое государство формирует свой уникальный набор инструментов с учетом качественных характеристик миграционных потоков, рисков, характерных для определенных видов миграции, особенностей стратегических целей и задач государственной миграционной политики, геополитических, социально-экономических, культурных и иных факторов. При этом, как правило, он включает группы мероприятий, направленных на укрепление и защиту государственных границ, своевременное и достоверное установление личности иностранных граждан, желающих въехать на территорию государства, осуществление контроля за соблюдением правил пребывания и проживания на территории принимающего государства, обеспечение своевременного выезда иностранных граждан, предупреждение межнациональных конфликтов и др.
(Андриченко Л.В., Масловская Т.С., Плюгина И.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 2)Противодействие незаконной миграции. До сих пор в мире не найден механизм, позволяющий полностью контролировать миграционные процессы, в полном объеме обеспечить защиту государственных границ от несанкционированного пересечения. Каждое государство формирует свой уникальный набор инструментов с учетом качественных характеристик миграционных потоков, рисков, характерных для определенных видов миграции, особенностей стратегических целей и задач государственной миграционной политики, геополитических, социально-экономических, культурных и иных факторов. При этом, как правило, он включает группы мероприятий, направленных на укрепление и защиту государственных границ, своевременное и достоверное установление личности иностранных граждан, желающих въехать на территорию государства, осуществление контроля за соблюдением правил пребывания и проживания на территории принимающего государства, обеспечение своевременного выезда иностранных граждан, предупреждение межнациональных конфликтов и др.
Готовое решение: Как заключить гражданско-правовой договор оказания услуг физическим лицом
(КонсультантПлюс, 2025)Но одного Ф.И.О., полагаем, недостаточно, чтобы установить личность гражданина. Поэтому в реквизитах сторон целесообразно указать и другие сведения, позволяющие его идентифицировать, в частности: реквизиты документа, удостоверяющего личность (например, паспорта гражданина РФ), дату и место рождения, адрес места жительства. Также рекомендуем указать сведения, которые нужны для исполнения договора (контактные данные, в том числе адрес для направления корреспонденции, платежные реквизиты, если договором предусмотрен безналичный порядок расчетов и т.д.).
(КонсультантПлюс, 2025)Но одного Ф.И.О., полагаем, недостаточно, чтобы установить личность гражданина. Поэтому в реквизитах сторон целесообразно указать и другие сведения, позволяющие его идентифицировать, в частности: реквизиты документа, удостоверяющего личность (например, паспорта гражданина РФ), дату и место рождения, адрес места жительства. Также рекомендуем указать сведения, которые нужны для исполнения договора (контактные данные, в том числе адрес для направления корреспонденции, платежные реквизиты, если договором предусмотрен безналичный порядок расчетов и т.д.).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. В ч. 5 ст. 266 КАС РФ установлено, что к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, а также документы, указанные в п. 1, 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ. При этом правило п. 1 ч. 1 ст. 126 и ч. 7 ст. 125 КАС РФ о приложении документов о направлении копии административного искового заявления участвующим в деле лицам следует толковать ограничительно, поскольку при нахождении иностранного гражданина в специальном учреждении по решению уполномоченного органа и минимальных сроках рассмотрения данной категории дел предполагается необходимость нарочного вручения иностранному гражданину копии административного искового заявления с прилагаемыми документами. К документам, подтверждающим обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, относятся: решение о депортации, решение о реадмиссии, документы, послужившие основанием для принятия данных решений (например, решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации), документы, подтверждающие привлечение гражданина к уголовной или административной ответственности, документы о месте жительства (например, договор коммерческого найма) и месте работы (например, трудовой или гражданско-правовой договор) иностранного гражданина в России и др. При отсутствии у иностранного гражданина удостоверяющего личность документа закон предписывает приложить к административному исковому заявлению заключение об установлении личности. Данная норма изложена как императивная, но в силу закрепленного в ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан порядка установления личности приложение к административному исковому заявлению заключения уполномоченного органа об установлении личности иностранного гражданина не всегда возможно. Так, процедура установления личности предполагает использование различных источников информации о личности иностранного гражданина: подлинники иных документов гражданина, содержащих его персональные данные (свидетельство о рождении, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение и т.д.); получение информации из государственных систем (миграционного учет, дактилоскопия); взаимодействие (опрос, опознание) с иными гражданами, располагающими информацией о личности иностранного гражданина; взаимодействие с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями иностранных государств в РФ, международными организациями. Причем данные источники информации должны использоваться параллельно. Нередко иностранные граждане, подлежащие депортации, скрывают свою личность либо сообщают недостоверные персональные данные. С временной точки зрения опрос свидетелей, предъявление иностранного гражданина для опознания, получение ответов на запросы из представительств и консульских учреждений иностранных государств достаточно продолжительны <1>. Поэтому в п. 13 ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан установлен трехмесячный срок проведения процедуры установления личности, который может быть однократно продлен еще на три месяца. Соответственно, при отсутствии у уполномоченного органа достоверной информации, которая подтверждает личность иностранного гражданина и является основанием для составления заключения, такой орган не может составить заключение об установлении личности иностранного гражданина и приложить его к административному исковому заявлению. В этом случае к административному исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие реализацию уполномоченным органом процедуры установления личности, в том числе конкретные действия, выполненные уполномоченным органом (например, протоколы опроса свидетелей, запросы в представительства и консульские учреждения иностранных государств, справки об отсутствии информации об иностранном гражданине в государственных системах).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. В ч. 5 ст. 266 КАС РФ установлено, что к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, а также документы, указанные в п. 1, 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ. При этом правило п. 1 ч. 1 ст. 126 и ч. 7 ст. 125 КАС РФ о приложении документов о направлении копии административного искового заявления участвующим в деле лицам следует толковать ограничительно, поскольку при нахождении иностранного гражданина в специальном учреждении по решению уполномоченного органа и минимальных сроках рассмотрения данной категории дел предполагается необходимость нарочного вручения иностранному гражданину копии административного искового заявления с прилагаемыми документами. К документам, подтверждающим обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, относятся: решение о депортации, решение о реадмиссии, документы, послужившие основанием для принятия данных решений (например, решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации), документы, подтверждающие привлечение гражданина к уголовной или административной ответственности, документы о месте жительства (например, договор коммерческого найма) и месте работы (например, трудовой или гражданско-правовой договор) иностранного гражданина в России и др. При отсутствии у иностранного гражданина удостоверяющего личность документа закон предписывает приложить к административному исковому заявлению заключение об установлении личности. Данная норма изложена как императивная, но в силу закрепленного в ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан порядка установления личности приложение к административному исковому заявлению заключения уполномоченного органа об установлении личности иностранного гражданина не всегда возможно. Так, процедура установления личности предполагает использование различных источников информации о личности иностранного гражданина: подлинники иных документов гражданина, содержащих его персональные данные (свидетельство о рождении, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение и т.д.); получение информации из государственных систем (миграционного учет, дактилоскопия); взаимодействие (опрос, опознание) с иными гражданами, располагающими информацией о личности иностранного гражданина; взаимодействие с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями иностранных государств в РФ, международными организациями. Причем данные источники информации должны использоваться параллельно. Нередко иностранные граждане, подлежащие депортации, скрывают свою личность либо сообщают недостоверные персональные данные. С временной точки зрения опрос свидетелей, предъявление иностранного гражданина для опознания, получение ответов на запросы из представительств и консульских учреждений иностранных государств достаточно продолжительны <1>. Поэтому в п. 13 ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан установлен трехмесячный срок проведения процедуры установления личности, который может быть однократно продлен еще на три месяца. Соответственно, при отсутствии у уполномоченного органа достоверной информации, которая подтверждает личность иностранного гражданина и является основанием для составления заключения, такой орган не может составить заключение об установлении личности иностранного гражданина и приложить его к административному исковому заявлению. В этом случае к административному исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие реализацию уполномоченным органом процедуры установления личности, в том числе конкретные действия, выполненные уполномоченным органом (например, протоколы опроса свидетелей, запросы в представительства и консульские учреждения иностранных государств, справки об отсутствии информации об иностранном гражданине в государственных системах).
Статья: Искусственный интеллект в нотариальной практике
(Волкова А.К., Катукова С.Ю.)
("Нотариус", 2025, N 3)<9> Приказ Минюста России от 30 сентября 2020 г. N 228 "Об утверждении Порядка установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Волкова А.К., Катукова С.Ю.)
("Нотариус", 2025, N 3)<9> Приказ Минюста России от 30 сентября 2020 г. N 228 "Об утверждении Порядка установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".