Установление красных линий
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление красных линий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11.9 "Требования к образуемым и измененным земельным участкам" ЗК РФ"Таким образом, поскольку образование земельных участков предусмотрено для последующей жилой застройки, в силу статьи 11.9 ЗК РФ, статей 41 и 43 ГрК РФ, требовалось, в частности, предусмотреть взаимосвязанное расположение жилых домов, улично-дорожной сети (с учетом планировочной структуры поселения и прилегающей к участку территории), территорий общего пользования, строительство линейных объектов, установление красных линий. Изложенное требовало подготовки и утверждения документации по планировке территории, в частности, проекта межевания территории."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Расторжение предварительного и основного договора купли-продажи недвижимости (в т.ч. земельного участка)
(КонсультантПлюс, 2025)...обременения земельного участка и ограничения его использования в виде установленных красных линий существовали на момент заключения договора купли-продажи, [о чем не было сообщено - ред.]... продавцом покупателю. Ссылка подателя жалобы на то, что продавец сам имел возможность проверить данную информацию, несостоятельна. В данном случае неисполнение продавцом своей обязанности по предоставлению покупателю полной информации об установленных обременениях, ограничениях использования земельного участка предусмотрено законом в качестве основания для расторжения договора купли-продажи земельного участка по требованию покупателя..."
(КонсультантПлюс, 2025)...обременения земельного участка и ограничения его использования в виде установленных красных линий существовали на момент заключения договора купли-продажи, [о чем не было сообщено - ред.]... продавцом покупателю. Ссылка подателя жалобы на то, что продавец сам имел возможность проверить данную информацию, несостоятельна. В данном случае неисполнение продавцом своей обязанности по предоставлению покупателю полной информации об установленных обременениях, ограничениях использования земельного участка предусмотрено законом в качестве основания для расторжения договора купли-продажи земельного участка по требованию покупателя..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое красные линии и как они устанавливаются
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как устанавливаются красные линии и в чем их значение
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как устанавливаются красные линии и в чем их значение
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3. Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:
(ред. от 31.07.2025)3. Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:
Готовое решение: Для чего нужен проект межевания территории и в каком порядке проводится его подготовка
(КонсультантПлюс, 2025)2) для установления красных линий, их изменения или отмены. Это касается застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капстроительства, а также в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, на которой не предусматривается комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
(КонсультантПлюс, 2025)2) для установления красных линий, их изменения или отмены. Это касается застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капстроительства, а также в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, на которой не предусматривается комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Статья: Отсутствие документации по планировке территории как основание для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка. Комментарий к Кассационному определению Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 4 декабря 2019 года N 43-КА19-31
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)<18> За исключением п. 2 ч. 2 ст. 43 ГрК РФ, допускающего установление красных линий в проектах межевания территории:
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)<18> За исключением п. 2 ч. 2 ст. 43 ГрК РФ, допускающего установление красных линий в проектах межевания территории:
Статья: Категория "общее пользование" в земельном законодательстве
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2022, N 12)Режим общего пользования может возникать в силу расположения на земельном участке объектов общего пользования, причем как природных, так и антропогенных. Возникает вопрос: можно ли рассматривать обычай как основание возникновения режима общего пользования? На практике встречаются ситуации, когда определенный земельный участок находится в пользовании неограниченного круга лиц, при этом в отношении данного участка не выполнены предусмотренные законом требования, позволяющие квалифицировать его в качестве объекта общего пользования, например отсутствуют сведения об утверждении документации о планировке территории и установлении красных линий. Статья 23 ЗК РФ предусматривает, что местные условия и обычаи учитываются при определении срока установления публичного сервитута для сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных. В ст. 35 ЗК РФ говорится о допустимости определения условий землепользования в соответствии со "сложившимся порядком". К сожалению, в других нормах ЗК РФ положения об обычаях не получили развития.
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2022, N 12)Режим общего пользования может возникать в силу расположения на земельном участке объектов общего пользования, причем как природных, так и антропогенных. Возникает вопрос: можно ли рассматривать обычай как основание возникновения режима общего пользования? На практике встречаются ситуации, когда определенный земельный участок находится в пользовании неограниченного круга лиц, при этом в отношении данного участка не выполнены предусмотренные законом требования, позволяющие квалифицировать его в качестве объекта общего пользования, например отсутствуют сведения об утверждении документации о планировке территории и установлении красных линий. Статья 23 ЗК РФ предусматривает, что местные условия и обычаи учитываются при определении срока установления публичного сервитута для сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных. В ст. 35 ЗК РФ говорится о допустимости определения условий землепользования в соответствии со "сложившимся порядком". К сожалению, в других нормах ЗК РФ положения об обычаях не получили развития.
Статья: История формирования практики "фактического резервирования" земельных участков
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Несмотря на то что в специальной литературе ссылка на такое решение дается в качестве обоснования отсутствия ограничения на приватизацию земельного участка в силу одного лишь факта установления красных линий <16>, на самом деле такое решение нельзя назвать прецедентным. Поиск в правовых базах показывает, что актов, в которых суды ссылались бы на это Определение, относительно общего количества споров такой категории совсем немного. Больше всего таких судебных решений принимается судами общей юрисдикции по абсолютно аналогичным спорам, связанным с приватизацией земельных участков под жилыми домами. Можно смело предположить, что рассматриваемая правовая позиция не может быть проанализирована в отрыве от содержания самого дела, которое явно больше имеет социальный аспект, поскольку касается прав граждан на жилье, что не позволило распространить эту позицию на дела, в которых право собственности на земельные участки испрашивали юридические лица. К тому же, если речь идет о праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования, ограничение права собственников домовладения на переоформление своего права на землю теряет всякий смысл, поскольку при изъятии домовладения возмещаться изымаемое право на земельный участок будет по рыночной стоимости права собственности (подп. 2 п. 3 ст. 56.8 ЗК РФ).
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Несмотря на то что в специальной литературе ссылка на такое решение дается в качестве обоснования отсутствия ограничения на приватизацию земельного участка в силу одного лишь факта установления красных линий <16>, на самом деле такое решение нельзя назвать прецедентным. Поиск в правовых базах показывает, что актов, в которых суды ссылались бы на это Определение, относительно общего количества споров такой категории совсем немного. Больше всего таких судебных решений принимается судами общей юрисдикции по абсолютно аналогичным спорам, связанным с приватизацией земельных участков под жилыми домами. Можно смело предположить, что рассматриваемая правовая позиция не может быть проанализирована в отрыве от содержания самого дела, которое явно больше имеет социальный аспект, поскольку касается прав граждан на жилье, что не позволило распространить эту позицию на дела, в которых право собственности на земельные участки испрашивали юридические лица. К тому же, если речь идет о праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования, ограничение права собственников домовладения на переоформление своего права на землю теряет всякий смысл, поскольку при изъятии домовладения возмещаться изымаемое право на земельный участок будет по рыночной стоимости права собственности (подп. 2 п. 3 ст. 56.8 ЗК РФ).
Статья: Источники питьевого водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно п. 1.2 Постановления Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 "О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области" для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно п. 1.2 Постановления Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 "О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области" для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
Статья: Проблемы государственного управления земельным фондом и регистрации прав на объекты земельных отношений
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2023, N 2)Пробельностью характеризуются нормы о понятии территории общего пользования и порядке установления границ данного объекта. Нечетко также урегулировано соотношение таких юридических категорий, как земельный участок общего пользования и территория общего пользования. Участок общего пользования в силу ст. 11.10, 39.11 ЗК РФ может относиться к территории общего пользования, т.е. располагаться в ее составе, либо обладать самостоятельным статусом, выполнять функции объекта общего пользования и находиться в границах определенной категории земель или зоны. Способом закрепления границ территорий общего пользования является установление красных линий (ст. 1, 41, 43 ГрК РФ), но термин "красные линии" в Законе о регистрации недвижимости не предусмотрен, и Закон также не содержит норм об обязательности включения в реестр сведений о территориях общего пользования, в то же время согласно ст. 10 Закона такие объекты, как площади и скверы, подлежат постановке на кадастровый учет, но указанные объекты более соответствуют понятию "земельный участок общего пользования" нежели "территория общего пользования". Представляется, что указанные противоречия необходимо устранить и внести в Закон о регистрации недвижимости дополнения, предусматривающие внесение в ЕГРН сведений о границах красных линий.
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2023, N 2)Пробельностью характеризуются нормы о понятии территории общего пользования и порядке установления границ данного объекта. Нечетко также урегулировано соотношение таких юридических категорий, как земельный участок общего пользования и территория общего пользования. Участок общего пользования в силу ст. 11.10, 39.11 ЗК РФ может относиться к территории общего пользования, т.е. располагаться в ее составе, либо обладать самостоятельным статусом, выполнять функции объекта общего пользования и находиться в границах определенной категории земель или зоны. Способом закрепления границ территорий общего пользования является установление красных линий (ст. 1, 41, 43 ГрК РФ), но термин "красные линии" в Законе о регистрации недвижимости не предусмотрен, и Закон также не содержит норм об обязательности включения в реестр сведений о территориях общего пользования, в то же время согласно ст. 10 Закона такие объекты, как площади и скверы, подлежат постановке на кадастровый учет, но указанные объекты более соответствуют понятию "земельный участок общего пользования" нежели "территория общего пользования". Представляется, что указанные противоречия необходимо устранить и внести в Закон о регистрации недвижимости дополнения, предусматривающие внесение в ЕГРН сведений о границах красных линий.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Подобное понимание нормы со стороны государственных органов основано на неверном толковании закона и смешении понятий "резервирование земель" и "установление красных линий", которые существенно отличаются.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Подобное понимание нормы со стороны государственных органов основано на неверном толковании закона и смешении понятий "резервирование земель" и "установление красных линий", которые существенно отличаются.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)12. Согласно ч. 12 комментируемой статьи публичные слушания не проводятся в случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах утвержденных проектом планировки территории элемента или элементов планировочной структуры, в виде отдельного документа, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому ее развитию, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)12. Согласно ч. 12 комментируемой статьи публичные слушания не проводятся в случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах утвержденных проектом планировки территории элемента или элементов планировочной структуры, в виде отдельного документа, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому ее развитию, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования.
Статья: Элемент планировочной структуры
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях, считаются красными линиями (п. 3.3 РДС 30-201-98. Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (принят Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях, считаются красными линиями (п. 3.3 РДС 30-201-98. Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (принят Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30)).
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 222 ГК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)14. Может ли изменение требований к строительству (например, установление красных линий) после начала строительства являться основанием для признания постройки самовольной?
(КонсультантПлюс, 2025)14. Может ли изменение требований к строительству (например, установление красных линий) после начала строительства являться основанием для признания постройки самовольной?