Установление функциональных зон
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление функциональных зон (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 23 "Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФ"Из анализа положений пункта 5 статьи 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, пункта 3 части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 ГрК РФ следует, что генеральный план является документом территориального долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности посредством установления функциональных зон, для которых определены границы и функциональное назначение.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 18 "Документы территориального планирования муниципальных образований" Градостроительного кодекса РФ"Из анализа положений пункта 5 статьи 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, пункта 3 части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 ГрК РФ следует, что генеральный план является документом территориального долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности посредством установления функциональных зон, для которых определены границы и функциональное назначение.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Инженерные изыскания для строительства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- установления функциональных зон и определения планируемого размещения объектов при территориальном планировании;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- установления функциональных зон и определения планируемого размещения объектов при территориальном планировании;
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 2 комментируемой статьи дается определение территориального планирования как планирования развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Функциональные зоны - это зоны, для которых документами территориального планирования определены их границы и функциональное назначение. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) (ред. от 26.12.2018) было определено, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 2 комментируемой статьи дается определение территориального планирования как планирования развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Функциональные зоны - это зоны, для которых документами территориального планирования определены их границы и функциональное назначение. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) (ред. от 26.12.2018) было определено, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
(ред. от 31.07.2025)2) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Из материалов дела следует, что в обоснование Генерального плана в части установления функциональной зоны "зона озелененных территорий специального назначения" положена Стратегия инвестиционного развития муниципального образования до 2030 года, утвержденная решением городской думы, в подпункте "е" пункта 5.2 которой указано на необходимость проведения работ по сохранению и воспроизводству зеленого пояса города и увеличения числа озелененных территорий в связи с их недостаточностью согласно местным нормативам градостроительного проектирования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Из материалов дела следует, что в обоснование Генерального плана в части установления функциональной зоны "зона озелененных территорий специального назначения" положена Стратегия инвестиционного развития муниципального образования до 2030 года, утвержденная решением городской думы, в подпункте "е" пункта 5.2 которой указано на необходимость проведения работ по сохранению и воспроизводству зеленого пояса города и увеличения числа озелененных территорий в связи с их недостаточностью согласно местным нормативам градостроительного проектирования.
Статья: Градостроительные отношения как сфера муниципального регулирования
(Микулина Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)К первому блоку можно отнести градостроительные отношения, которые обеспечивают пространственное развитие территории муниципалитета (территориальное планирование и градостроительное зонирование). В соответствии с п. 1 ст. 1 ГрК РФ территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
(Микулина Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)К первому блоку можно отнести градостроительные отношения, которые обеспечивают пространственное развитие территории муниципалитета (территориальное планирование и градостроительное зонирование). В соответствии с п. 1 ст. 1 ГрК РФ территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Статья: Правовые проблемы пространственного развития территории Российской Федерации
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Карта функционального зонирования фактически не имеет правового значения, это видение будущего - предполагаемое направление развития муниципального образования, то есть, по сути, функциональное зонирование в генплане не имеет юридических последствий, поскольку установление границ функциональных зон не влечет за собой изменения правового (градостроительного) режима объектов капитального строительства и земель, расположенных в границах указанных зон.
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Карта функционального зонирования фактически не имеет правового значения, это видение будущего - предполагаемое направление развития муниципального образования, то есть, по сути, функциональное зонирование в генплане не имеет юридических последствий, поскольку установление границ функциональных зон не влечет за собой изменения правового (градостроительного) режима объектов капитального строительства и земель, расположенных в границах указанных зон.
Статья: История формирования практики "фактического резервирования" земельных участков
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Как было указано в начале статьи, феномен "фактическое резервирование" касается не только ограничения возможности приватизации земельного участка. Так, на уровне правоприменительной практики была выработана позиция о правомерности отказа в выдаче разрешения на строительство на основании положений генерального плана <25>. Несмотря на то что подробно этот аспект фактического резервирования в настоящей статье рассматриваться не будет, так как требуется отдельное его исследование, нужно отметить, что этот инструмент также может подменять нормы о резервировании земельных участков для публичных нужд посредством, например, установления функциональной зоны планируемой транспортной инфраструктуры <26>.
(Южаков Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Как было указано в начале статьи, феномен "фактическое резервирование" касается не только ограничения возможности приватизации земельного участка. Так, на уровне правоприменительной практики была выработана позиция о правомерности отказа в выдаче разрешения на строительство на основании положений генерального плана <25>. Несмотря на то что подробно этот аспект фактического резервирования в настоящей статье рассматриваться не будет, так как требуется отдельное его исследование, нужно отметить, что этот инструмент также может подменять нормы о резервировании земельных участков для публичных нужд посредством, например, установления функциональной зоны планируемой транспортной инфраструктуры <26>.
Статья: Отмена решений об утверждении генеральных планов и документов градостроительного зонирования муниципальных образований: правовые основы и практика правоприменения
(Кустов С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)В некоторых спорах невластный субъект, оспаривая правила землепользования и застройки муниципального образования, ссылается на наличие у него законных ожиданий <17>. В единичных делах суды руководствуются принципом защиты доверия при разрешении спора. Например, в феврале 2021 г. в генеральный план г. Перми были внесены изменения, предусматривающие изменение функциональной зоны. Пермский краевой суд признал недействующим решение о внесении изменений в генеральный план, сославшись на принцип поддержания доверия граждан и юридических лиц к действиям государства. Суд отметил, что действия по установлению рекреационной функциональной зоны в условиях отсутствия реальных планов публичной власти являются явным злоупотреблением. Изменение функционального зонирования было направлено на обход исполнения состоявшихся по делу судебных актов, которыми правила землепользования и застройки города в части установления территориальной зоны Р-2 на части земельных участков были признаны противоречащими ранее действующему генеральному плану г. Перми. По мнению суда, административные истцы могли рассчитывать на правовые последствия, которых они достигали длительное время, вне зависимости от внезапного изменения мнения или политики органа. В итоге, по мнению Пермского краевого суда, изменения в генеральный план города препятствуют поступательному и устойчивому развитию территории в силу того, что принятые органом местного самоуправления решения носят взаимоисключающий характер <18>.
(Кустов С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)В некоторых спорах невластный субъект, оспаривая правила землепользования и застройки муниципального образования, ссылается на наличие у него законных ожиданий <17>. В единичных делах суды руководствуются принципом защиты доверия при разрешении спора. Например, в феврале 2021 г. в генеральный план г. Перми были внесены изменения, предусматривающие изменение функциональной зоны. Пермский краевой суд признал недействующим решение о внесении изменений в генеральный план, сославшись на принцип поддержания доверия граждан и юридических лиц к действиям государства. Суд отметил, что действия по установлению рекреационной функциональной зоны в условиях отсутствия реальных планов публичной власти являются явным злоупотреблением. Изменение функционального зонирования было направлено на обход исполнения состоявшихся по делу судебных актов, которыми правила землепользования и застройки города в части установления территориальной зоны Р-2 на части земельных участков были признаны противоречащими ранее действующему генеральному плану г. Перми. По мнению суда, административные истцы могли рассчитывать на правовые последствия, которых они достигали длительное время, вне зависимости от внезапного изменения мнения или политики органа. В итоге, по мнению Пермского краевого суда, изменения в генеральный план города препятствуют поступательному и устойчивому развитию территории в силу того, что принятые органом местного самоуправления решения носят взаимоисключающий характер <18>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Соответственно, помимо информации об объектах местного значения, Генплан включает в себя параметры устанавливаемых им функциональных зон.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Соответственно, помимо информации об объектах местного значения, Генплан включает в себя параметры устанавливаемых им функциональных зон.
Статья: Взаимосвязь пространственного развития Российской Федерации, территориального планирования и процесса оценки стоимости недвижимости
(Круглякова В.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Если обратиться к Градостроительному кодексу Российской Федерации (см. статью 1), то следует выделить понятие "территориальное планирование" как процесс планирования развития территорий в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения.
(Круглякова В.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Если обратиться к Градостроительному кодексу Российской Федерации (см. статью 1), то следует выделить понятие "территориальное планирование" как процесс планирования развития территорий в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения.
Статья: Мастер-план как непоименованный инструмент градостроительного планирования
(Скакодуб Н.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Действующий ГрК РФ, принятый в 2004 году, заменил существовавший ранее термин "градостроительное планирование развития территорий и поселений" на "территориальное планирование", существенно изменив подход к его назначению и содержанию, роли и месту в системе правового регулирования градостроительных и смежных отношений <18>. В изначальной концепции действующего ГрК РФ территориальное планирование представлялось в качестве правового механизма, предназначенного впоследствии заменить земельно-правовой способ определения назначения территорий - деление земель на категории. Однако после принятия ГрК РФ дальнейшее развитие правового регулирования деятельности по территориальному планированию пошло по пути сужения и конкретизации его содержания и задач. Наиболее существенные изменения положения ГрК РФ в части регулирования деятельности по территориальному планированию претерпели в 2011 году с принятием Федерального закона N 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования". В этом Законе содержание территориального планирования было сведено до определения планируемых мест размещения объектов федерального, регионального и местного значения посредством установления соответствующих функциональных зон, также была конкретизирована и упрощена процедура подготовки и утверждения документов территориального планирования. Специалисты считают, что "разработка и утверждение документов территориального планирования является средством, позволяющим системно организовать территории городских и сельских поселений, районов, регионов и территории Российской Федерации в целом" <19>.
(Скакодуб Н.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Действующий ГрК РФ, принятый в 2004 году, заменил существовавший ранее термин "градостроительное планирование развития территорий и поселений" на "территориальное планирование", существенно изменив подход к его назначению и содержанию, роли и месту в системе правового регулирования градостроительных и смежных отношений <18>. В изначальной концепции действующего ГрК РФ территориальное планирование представлялось в качестве правового механизма, предназначенного впоследствии заменить земельно-правовой способ определения назначения территорий - деление земель на категории. Однако после принятия ГрК РФ дальнейшее развитие правового регулирования деятельности по территориальному планированию пошло по пути сужения и конкретизации его содержания и задач. Наиболее существенные изменения положения ГрК РФ в части регулирования деятельности по территориальному планированию претерпели в 2011 году с принятием Федерального закона N 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования". В этом Законе содержание территориального планирования было сведено до определения планируемых мест размещения объектов федерального, регионального и местного значения посредством установления соответствующих функциональных зон, также была конкретизирована и упрощена процедура подготовки и утверждения документов территориального планирования. Специалисты считают, что "разработка и утверждение документов территориального планирования является средством, позволяющим системно организовать территории городских и сельских поселений, районов, регионов и территории Российской Федерации в целом" <19>.
Статья: Дискреционные административные акты территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований
(Кустов С.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Например, в феврале 2021 г. в генеральный план г. Перми были внесены изменения, предусматривающие изменение функциональной зоны. Пермский краевой суд признал недействующим решение о внесении изменений в генеральный план, сославшись на принцип поддержания доверия граждан и юридических лиц к действиям государства. Суд отметил, что действия по установлению рекреационной функциональной зоны в условиях отсутствия реальных планов публичной власти являются явным злоупотреблением. Изменение функционального зонирования было направлено на обход исполнения состоявшихся по делу судебных актов, которыми правила землепользования и застройки города в части установления территориальной зоны Р-2 на части земельных участков были признаны противоречащими ранее действующему генеральному плану г. Перми. По мнению суда, административные истцы могли рассчитывать на правовые последствия, которых они достигали длительное время, вне зависимости от внезапного изменения мнения или политики органа. В итоге, по мнению Пермского краевого суда, изменения в генеральный план города препятствуют поступательному и устойчивому развитию территории в силу того, что принятые органом местного самоуправления решения носят взаимоисключающий характер <30>.
(Кустов С.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Например, в феврале 2021 г. в генеральный план г. Перми были внесены изменения, предусматривающие изменение функциональной зоны. Пермский краевой суд признал недействующим решение о внесении изменений в генеральный план, сославшись на принцип поддержания доверия граждан и юридических лиц к действиям государства. Суд отметил, что действия по установлению рекреационной функциональной зоны в условиях отсутствия реальных планов публичной власти являются явным злоупотреблением. Изменение функционального зонирования было направлено на обход исполнения состоявшихся по делу судебных актов, которыми правила землепользования и застройки города в части установления территориальной зоны Р-2 на части земельных участков были признаны противоречащими ранее действующему генеральному плану г. Перми. По мнению суда, административные истцы могли рассчитывать на правовые последствия, которых они достигали длительное время, вне зависимости от внезапного изменения мнения или политики органа. В итоге, по мнению Пермского краевого суда, изменения в генеральный план города препятствуют поступательному и устойчивому развитию территории в силу того, что принятые органом местного самоуправления решения носят взаимоисключающий характер <30>.
Статья: Возмещение убытков правообладателям земельных участков при внесении изменений в генеральный план: дискуссионные вопросы теории и практики
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)Внесение изменений (далее также - корректировка) в генеральный план (далее - генплан) <4> зачастую приводит к невозможности реализации строительных проектов на этапе, когда уже были вложены значительные средства <5>. При этом органы публичной власти, к сожалению, не всегда последовательны при корректировке генпланов. Так, в Санкт-Петербурге возникали городские конфликты, вызванные тем, что законодательный орган запретил застройку находящихся в частной собственности земельных участков через установление рекреационных функциональных зон в генплане, проигнорировав тот факт, что органы исполнительной власти ранее такую застройку санкционировали <6>.
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)Внесение изменений (далее также - корректировка) в генеральный план (далее - генплан) <4> зачастую приводит к невозможности реализации строительных проектов на этапе, когда уже были вложены значительные средства <5>. При этом органы публичной власти, к сожалению, не всегда последовательны при корректировке генпланов. Так, в Санкт-Петербурге возникали городские конфликты, вызванные тем, что законодательный орган запретил застройку находящихся в частной собственности земельных участков через установление рекреационных функциональных зон в генплане, проигнорировав тот факт, что органы исполнительной власти ранее такую застройку санкционировали <6>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Действующее законодательство также не регламентирует и то, каким именно образом должно обосновываться установление или изменение функциональных зон.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Действующее законодательство также не регламентирует и то, каким именно образом должно обосновываться установление или изменение функциональных зон.