Установление дополнительных ограничений по административному надзору
Подборка наиболее важных документов по запросу Установление дополнительных ограничений по административному надзору (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.05.2024 по делу N 77-2148/2024 (УИД 22RS0052-01-2022-000071-71)
Приговор: По ч. 1 ст. 158, ч. 2 ст. 314.1 УК РФ (кража; уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом ограничений).
Постановление: Оставлено без изменения апелляционное постановление, которым приговор изменен, внесено указание в резолютивную часть приговора о признании виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314.1 УК РФ.Выводы суда о виновности К. в совершенных преступлениях не содержат каких-либо предположений, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в частности признательными показаниями самого осужденного, показаниями потерпевших <данные изъяты> представителя потерпевшего <данные изъяты>., свидетелей <данные изъяты> эксперта <данные изъяты> решениями судов об установлении административного надзора и дополнительных ограничений, постановлениями о привлечении К. к административной ответственности, протоколами следственных действий, заключениями товароведческих экспертиз, а также иными приведенными в приговоре доказательствами.
Приговор: По ч. 1 ст. 158, ч. 2 ст. 314.1 УК РФ (кража; уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом ограничений).
Постановление: Оставлено без изменения апелляционное постановление, которым приговор изменен, внесено указание в резолютивную часть приговора о признании виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314.1 УК РФ.Выводы суда о виновности К. в совершенных преступлениях не содержат каких-либо предположений, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в частности признательными показаниями самого осужденного, показаниями потерпевших <данные изъяты> представителя потерпевшего <данные изъяты>., свидетелей <данные изъяты> эксперта <данные изъяты> решениями судов об установлении административного надзора и дополнительных ограничений, постановлениями о привлечении К. к административной ответственности, протоколами следственных действий, заключениями товароведческих экспертиз, а также иными приведенными в приговоре доказательствами.
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21.12.2023 N 88а-42594/2023 (УИД 91RS0001-01-2023-000830-49)
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Решение: Удовлетворено в части.Данные разъяснения даны и в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Постановление Пленума N 15), согласно которым истечение срока административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений (часть 6 статьи 9 Закона N 64-ФЗ).
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Решение: Удовлетворено в части.Данные разъяснения даны и в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Постановление Пленума N 15), согласно которым истечение срока административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений (часть 6 статьи 9 Закона N 64-ФЗ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2) при продлении административного надзора и дополнении ранее установленных административных ограничений;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2) при продлении административного надзора и дополнении ранее установленных административных ограничений;
Статья: Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В абз. 4 - 6 п. 2 Постановления Пленума N 15 говорится, что дела об установлении административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, а также о продлении, досрочном прекращении административного надзора, о дополнении или частичной отмене ранее установленных поднадзорным лицам административных ограничений рассматриваются судом по месту жительства, пребывания или фактического нахождения таких лиц. При этом местом фактического нахождения является избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия - города) либо территория городского или сельского поселения (п. 4 ст. 1 Закона N 64-ФЗ). Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, подается органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения этого лица (ч. 6 и 8 ст. 270 КАС РФ, ст. 53 УК РФ). В случае обращения в суд исправительного учреждения, в котором указанное лицо отбывает наказание, с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении этого лица в принятии такого заявления надлежит отказывать в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В абз. 4 - 6 п. 2 Постановления Пленума N 15 говорится, что дела об установлении административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, а также о продлении, досрочном прекращении административного надзора, о дополнении или частичной отмене ранее установленных поднадзорным лицам административных ограничений рассматриваются судом по месту жительства, пребывания или фактического нахождения таких лиц. При этом местом фактического нахождения является избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия - города) либо территория городского или сельского поселения (п. 4 ст. 1 Закона N 64-ФЗ). Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, подается органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения этого лица (ч. 6 и 8 ст. 270 КАС РФ, ст. 53 УК РФ). В случае обращения в суд исправительного учреждения, в котором указанное лицо отбывает наказание, с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении этого лица в принятии такого заявления надлежит отказывать в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Истечение срока административного надзора за лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более соответствующих административных правонарушений, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений (часть 6 статьи 9 Закона об административном надзоре).
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Истечение срока административного надзора за лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более соответствующих административных правонарушений, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений (часть 6 статьи 9 Закона об административном надзоре).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Приведенные законоположения и разъяснения Пленума Верховного Суда судом кассационной инстанции не приняты во внимание, что повлекло установление административного надзора на срок, превышающий срок погашения судимости лица, совершившего тяжкое преступление.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Приведенные законоположения и разъяснения Пленума Верховного Суда судом кассационной инстанции не приняты во внимание, что повлекло установление административного надзора на срок, превышающий срок погашения судимости лица, совершившего тяжкое преступление.
Статья: Особенности квалификации деяния и назначения наказания при совершении преступлений, предусмотренных ст. 314.1 УК
(Ким Д.Ю.)
("Законность", 2022, N 5)Заметим, что изначально законопроект N 136972-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не содержал проекта нормы уголовного закона, предусматривающей ответственность лиц, уклоняющихся от административного надзора или неоднократно не соблюдающих установленные судом ограничения.
(Ким Д.Ю.)
("Законность", 2022, N 5)Заметим, что изначально законопроект N 136972-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не содержал проекта нормы уголовного закона, предусматривающей ответственность лиц, уклоняющихся от административного надзора или неоднократно не соблюдающих установленные судом ограничения.
Статья: О критериях разграничения административного и гражданского судопроизводств: вопросы теории и практики
(Михайлова Е.В.)
("Администратор суда", 2021, N 3)ГПК РФ 2002 года содержал подраздел 3 "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений", который утратил силу 15 сентября 2015 года в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства. Согласно статье 245 указанного подраздела 3, суд рассматривал следующие дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; по заявлениям о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение; по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений; иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда <8>.
(Михайлова Е.В.)
("Администратор суда", 2021, N 3)ГПК РФ 2002 года содержал подраздел 3 "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений", который утратил силу 15 сентября 2015 года в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства. Согласно статье 245 указанного подраздела 3, суд рассматривал следующие дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; по заявлениям о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение; по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений; иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда <8>.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)В то же время закон устанавливает, что в делах об установлении административного надзора, его продлении или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом (ч. 8 ст. 272 КАС РФ).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)В то же время закон устанавливает, что в делах об установлении административного надзора, его продлении или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом (ч. 8 ст. 272 КАС РФ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
Статья: "Общественная опасность" как категория личности виновного: уголовно-правовые и уголовно-исполнительные критерии
(Попова Е.Э.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, связаны с запретом "пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, участия в указанных мероприятиях, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток" и др. (ч. 1 и 2 ст. 4) <20>. При несоблюдении поднадзорным лицом установленных ограничений суд может их дополнить или продлить срок административного надзора. В этом случае повышенная степень общественной опасности личности сохраняется.
(Попова Е.Э.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, связаны с запретом "пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, участия в указанных мероприятиях, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток" и др. (ч. 1 и 2 ст. 4) <20>. При несоблюдении поднадзорным лицом установленных ограничений суд может их дополнить или продлить срок административного надзора. В этом случае повышенная степень общественной опасности личности сохраняется.
Вопрос: Каковы последствия неявки в судебное заседание административного ответчика в соответствии с КАС РФ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- представитель исправительного учреждения или органа внутренних дел, прокурор, поднадзорное лицо по административным делам об установлении, продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений (ч. 4, 5 ст. 272 КАС РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- представитель исправительного учреждения или органа внутренних дел, прокурор, поднадзорное лицо по административным делам об установлении, продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений (ч. 4, 5 ст. 272 КАС РФ);
Статья: Резолютивная часть решения суда
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) по административному делу об установлении или о продлении административного надзора - срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) по административному делу об установлении или о продлении административного надзора - срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом;
Статья: Особенности административного судопроизводства
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 5)Дела, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 5)Дела, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий
Статья: К вопросу о совершенствовании некоторых правил и ограничений административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Дугенец А.С., Самойлова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Также отметим, что законодательством четко зафиксирован перечень достаточно суровых, по нашему мнению, правил и ограничений, которые могут применяться в полном объеме или частично и усиливаются либо ослабляются в процессе осуществления административного надзора. Но они не способны видоизменяться или дополняться такими ограничениями либо предписаниями, которые законодательно не предусмотрены. Однако, на наш взгляд, только запретами не представляется возможным достичь поставленных целей административного надзора.
(Дугенец А.С., Самойлова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Также отметим, что законодательством четко зафиксирован перечень достаточно суровых, по нашему мнению, правил и ограничений, которые могут применяться в полном объеме или частично и усиливаются либо ослабляются в процессе осуществления административного надзора. Но они не способны видоизменяться или дополняться такими ограничениями либо предписаниями, которые законодательно не предусмотрены. Однако, на наш взгляд, только запретами не представляется возможным достичь поставленных целей административного надзора.
Статья: Проверка прокурором полноты установления предмета доказывания при расследовании уклонения от административного надзора
(Данилова Н.А., Петрова О.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)В целях недопущения подобных фактов, во исполнение требований п. 5 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2022 N 494 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" прокурорам городов и районов и приравненным к ним территориальным прокурорам предписано на системной основе обеспечить исполнение законодательства об административном надзоре органами внутренних дел и уголовно-исполнительными инспекциями, в том числе при организации проверок деятельности органов внутренних дел по осуществлению административного надзора оценивать исполнение требований закона при направлении заявлений о его установлении, продлении или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
(Данилова Н.А., Петрова О.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)В целях недопущения подобных фактов, во исполнение требований п. 5 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2022 N 494 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" прокурорам городов и районов и приравненным к ним территориальным прокурорам предписано на системной основе обеспечить исполнение законодательства об административном надзоре органами внутренних дел и уголовно-исполнительными инспекциями, в том числе при организации проверок деятельности органов внутренних дел по осуществлению административного надзора оценивать исполнение требований закона при направлении заявлений о его установлении, продлении или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.