Услуги связи без лицензии
Подборка наиболее важных документов по запросу Услуги связи без лицензии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 4 "Способы взаимодействия с должником" Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях""Суды указали, что ввиду того, что у общества отсутствует лицензия на осуществление деятельности по оказанию услуг почтовой связи, корреспонденция, доставленная сотрудником общества непосредственно в почтовый ящик, не может быть признана почтовым отправлением в понятии, установленном статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О почтовой связи". Тем самым, данный способ не относится ни к одному из способов, установленных частью 1 статьи 4 Закона, в связи с чем является иным способом взаимодействия, для использования которого в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона N 230 необходимо письменное соглашение, заключенное между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Срок подачи апелляционной жалобы на решение суда в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...Установив, что срок на подачу апелляционной жалобы не считается пропущенным, если она была сдана в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, оказание услуг почтовой связи является лицензируемым видом деятельности, принимая во внимание отсутствие доказательств наличия у ИП... лицензии на оказание услуг почтовой связи, суды пришли к верному выводу о том, что передача апелляционной жалобы в пределах срока на ее подачу в курьерскую службу, не имеющую лицензии на оказание услуг почтовой связи, последующая сдача курьером апелляционной жалобы в отделение почтовой связи Почты России за пределами срока на подачу апелляционной жалобы не может являться основанием для признания подачи такой жалобы в установленный законом срок..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Установив, что срок на подачу апелляционной жалобы не считается пропущенным, если она была сдана в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, оказание услуг почтовой связи является лицензируемым видом деятельности, принимая во внимание отсутствие доказательств наличия у ИП... лицензии на оказание услуг почтовой связи, суды пришли к верному выводу о том, что передача апелляционной жалобы в пределах срока на ее подачу в курьерскую службу, не имеющую лицензии на оказание услуг почтовой связи, последующая сдача курьером апелляционной жалобы в отделение почтовой связи Почты России за пределами срока на подачу апелляционной жалобы не может являться основанием для признания подачи такой жалобы в установленный законом срок..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на оказание услуг связи1.4. Последствия осуществления деятельности без лицензии на оказание услуг связи
Вопрос: ООО оказывает услуги передвижной радиотелефонной связи и имеет соответствующую лицензию. В связи с отсутствием новых договоров ООО хотело бы приостановить действие лицензии по своей инициативе. Может ли лицензирующий орган приостановить действие лицензии на основании заявления лицензиата?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: ООО (лицензиат) оказывает услуги передвижной радиотелефонной связи и имеет соответствующую лицензию. В связи с отсутствием новых договоров ООО хотело бы приостановить действие указанной лицензии по своей инициативе путем подачи заявления в лицензирующий орган. Может ли лицензирующий орган приостановить действие лицензии на основании заявления лицензиата?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: ООО (лицензиат) оказывает услуги передвижной радиотелефонной связи и имеет соответствующую лицензию. В связи с отсутствием новых договоров ООО хотело бы приостановить действие указанной лицензии по своей инициативе путем подачи заявления в лицензирующий орган. Может ли лицензирующий орган приостановить действие лицензии на основании заявления лицензиата?
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О связи"6. Для получения лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного наземного или непосредственного спутникового телевизионного вещания и (или) радиовещания при отсутствии у соискателя лицензии собственной лицензии на телевизионное вещание и (или) радиовещание указанный соискатель лицензии обязан представить договор (или его копию), подтверждающий наличие правоотношений между ним и лицензиатом-вещателем.
(ред. от 31.07.2025)
"О связи"6. Для получения лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного наземного или непосредственного спутникового телевизионного вещания и (или) радиовещания при отсутствии у соискателя лицензии собственной лицензии на телевизионное вещание и (или) радиовещание указанный соискатель лицензии обязан представить договор (или его копию), подтверждающий наличие правоотношений между ним и лицензиатом-вещателем.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385
(ред. от 26.12.2024)
"О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи")ж) договор (или его копия), подтверждающий наличие правоотношений между соискателем лицензии и лицензиатом-вещателем (в случае получения лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного наземного или непосредственного спутникового телевизионного вещания и (или) радиовещания при отсутствии у соискателя лицензии собственной лицензии на телевизионное вещание и (или) радиовещание).
(ред. от 26.12.2024)
"О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи")ж) договор (или его копия), подтверждающий наличие правоотношений между соискателем лицензии и лицензиатом-вещателем (в случае получения лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного наземного или непосредственного спутникового телевизионного вещания и (или) радиовещания при отсутствии у соискателя лицензии собственной лицензии на телевизионное вещание и (или) радиовещание).
Готовое решение: Как возместить убытки по договору возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в случаях, предусмотренных законодательством об отдельных видах услуг (см., например, ст. 34 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", п. п. 76, 78 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2607, п. п. 19 - 21 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441, и др.).
(КонсультантПлюс, 2025)4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в случаях, предусмотренных законодательством об отдельных видах услуг (см., например, ст. 34 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", п. п. 76, 78 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2607, п. п. 19 - 21 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 N 1441, и др.).
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Пленум Верховного Суда РФ в п. 89 Постановления от 23.06.2015 N 25 разъяснил, что совершение сделки лицом, не имеющим необходимой лицензии, не влечет ее недействительности, если законом прямо не установлено иное. Следовательно, если у исполнителя отсутствует лицензия на оказание услуг по договору, заказчик не может требовать признания такого договора недействительным. Он имеет право в одностороннем порядке отказаться от договора и потребовать от исполнителя возместить причиненные убытки (ст. 15, п. 3 ст. 450.1 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Пленум Верховного Суда РФ в п. 89 Постановления от 23.06.2015 N 25 разъяснил, что совершение сделки лицом, не имеющим необходимой лицензии, не влечет ее недействительности, если законом прямо не установлено иное. Следовательно, если у исполнителя отсутствует лицензия на оказание услуг по договору, заказчик не может требовать признания такого договора недействительным. Он имеет право в одностороннем порядке отказаться от договора и потребовать от исполнителя возместить причиненные убытки (ст. 15, п. 3 ст. 450.1 ГК РФ).
Статья: Антитеррористическая безопасность и охранные услуги в 2025 году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 2)Суд решил, что договоры заключены не должным образом - с нарушением требований Закона N 44-ФЗ. Кроме того, у ЧОП отсутствовала лицензия на нужный вид услуг. В связи с этим охранному предприятию было отказано во взыскании задолженности с учреждения-заказчика.
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2025, N 2)Суд решил, что договоры заключены не должным образом - с нарушением требований Закона N 44-ФЗ. Кроме того, у ЧОП отсутствовала лицензия на нужный вид услуг. В связи с этим охранному предприятию было отказано во взыскании задолженности с учреждения-заказчика.
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Состав административного правонарушения зависит от цели деятельности, которую осуществляет лицо без специального разрешения (лицензии). Если им осуществляется предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии), то ответственность за такое правонарушение предусмотрена ст. 14.1 КоАП. Если лицо осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), то ответственность наступает согласно ст. 19.20 КоАП.
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Состав административного правонарушения зависит от цели деятельности, которую осуществляет лицо без специального разрешения (лицензии). Если им осуществляется предпринимательская деятельность без специального разрешения (лицензии), то ответственность за такое правонарушение предусмотрена ст. 14.1 КоАП. Если лицо осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), то ответственность наступает согласно ст. 19.20 КоАП.
Статья: Законодательство РФ в области связи на территориях новых субъектов
(Позняк В.С.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- реквизиты лицензии на телевизионное вещание и радиовещание или - в случае отсутствия собственной лицензии на телевизионное вещание и радиовещание - реквизиты договора с лицензиатом-вещателем (для получения лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного вещания);
(Позняк В.С.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- реквизиты лицензии на телевизионное вещание и радиовещание или - в случае отсутствия собственной лицензии на телевизионное вещание и радиовещание - реквизиты договора с лицензиатом-вещателем (для получения лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного вещания);
Статья: Телематические услуги связи
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обращаем внимание, что с 01.09.2025 из Перечня наименований услуг связи, вносимых в записи в реестре лицензий в области связи в отношении лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (Приложение N 1 к Положению о лицензировании оказания услуг связи) исключены услуги связи персонального радиовызова и услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации. Последняя услуга переименовывается. Внесение изменений в реестр лицензий в области связи в части изменения наименования услуги осуществляется по заявлению владельца лицензии. При отсутствии такого заявления до 01.09.2026 лицензия аннулируется (Постановление Правительства РФ от 26.12.2024 N 1898 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обращаем внимание, что с 01.09.2025 из Перечня наименований услуг связи, вносимых в записи в реестре лицензий в области связи в отношении лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (Приложение N 1 к Положению о лицензировании оказания услуг связи) исключены услуги связи персонального радиовызова и услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации. Последняя услуга переименовывается. Внесение изменений в реестр лицензий в области связи в части изменения наименования услуги осуществляется по заявлению владельца лицензии. При отсутствии такого заявления до 01.09.2026 лицензия аннулируется (Постановление Правительства РФ от 26.12.2024 N 1898 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
Статья: Договорное регулирование транспортно-экспедиционной деятельности, осуществляемой в области почтовой связи
(Сапега В.А.)
("Транспортное право", 2022, N 1)Данная проблема обозначена и в Концепции развития почтовой связи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Приказом Минкомсвязи России от 10 апреля 2015 г. N 105. В п. 3.1 "Определение границ рынка услуг почтовой связи" указано: "Отсутствие четкого разделения услуг почтовой связи со смежными направлениями деятельности позволяет компаниям осуществлять лицензируемую почтовую деятельность без соответствующей лицензии, обосновывая это тем, что они оказывают, например, транспортно-экспедиционные услуги" <10>.
(Сапега В.А.)
("Транспортное право", 2022, N 1)Данная проблема обозначена и в Концепции развития почтовой связи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Приказом Минкомсвязи России от 10 апреля 2015 г. N 105. В п. 3.1 "Определение границ рынка услуг почтовой связи" указано: "Отсутствие четкого разделения услуг почтовой связи со смежными направлениями деятельности позволяет компаниям осуществлять лицензируемую почтовую деятельность без соответствующей лицензии, обосновывая это тем, что они оказывают, например, транспортно-экспедиционные услуги" <10>.
Статья: Подписной лист как средство отражения воли избирателей (модель 2020 г., г. Новосибирск)
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Интересно то, что в ходе избирательной кампании была предпринята еще одна попытка отменить регистрацию этого кандидата. 6 августа 2020 г. в суд был направлен административный иск об отмене регистрации кандидата П. по тем же самым основаниям. Административный иск поступил в суд 14 августа 2020 г. посредством его доставки курьером ООО. Интересы административных истцов по этому делу и вышеописанному представлял один и тот же человек. 19 августа 2020 г. истец отказался от иска. Это было связано с тем, что в ходе судебного процесса было доказано, что административный иск был подан с нарушением российского законодательства. Представитель избирательной комиссии отметил, что в соответствии с КАС РФ возможна подача административного иска посредством передачи его организациям, осуществляющим почтовые услуги. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" <10>, операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи" <11>. Посредством запроса, направленного избирательной комиссией в Управление Роскомнадзора по СФО, было установлено, что в реестре лицензий в области связи информация о выдаче такой лицензии ООО отсутствует.
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Интересно то, что в ходе избирательной кампании была предпринята еще одна попытка отменить регистрацию этого кандидата. 6 августа 2020 г. в суд был направлен административный иск об отмене регистрации кандидата П. по тем же самым основаниям. Административный иск поступил в суд 14 августа 2020 г. посредством его доставки курьером ООО. Интересы административных истцов по этому делу и вышеописанному представлял один и тот же человек. 19 августа 2020 г. истец отказался от иска. Это было связано с тем, что в ходе судебного процесса было доказано, что административный иск был подан с нарушением российского законодательства. Представитель избирательной комиссии отметил, что в соответствии с КАС РФ возможна подача административного иска посредством передачи его организациям, осуществляющим почтовые услуги. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" <10>, операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи" <11>. Посредством запроса, направленного избирательной комиссией в Управление Роскомнадзора по СФО, было установлено, что в реестре лицензий в области связи информация о выдаче такой лицензии ООО отсутствует.