Услуги по утилизации НДС
Подборка наиболее важных документов по запросу Услуги по утилизации НДС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.03.2024 по делу N А60-45828/2023
Требование: О признании незаконными решений налогового органа об отказе в возмещении НДС.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Таким образом, установленные обстоятельства не подтверждают оказание ООО "Эккрид" услуг по утилизации готовой продукции в количестве 16 309,945 кг, списанной Обществом в 3 квартале 2020 г. Услуги спорным контрагентом оказаны в части утилизации костный остаток, утиль свиной, говяжий, куриный, кишечный комплект, шкуры говяжьи и т.д., а не готовой продукции. Следовательно, вычеты по НДС в размере 8 154,97 руб. по услугам утилизации заявлены Обществом неправомерно.
Требование: О признании незаконными решений налогового органа об отказе в возмещении НДС.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Таким образом, установленные обстоятельства не подтверждают оказание ООО "Эккрид" услуг по утилизации готовой продукции в количестве 16 309,945 кг, списанной Обществом в 3 квартале 2020 г. Услуги спорным контрагентом оказаны в части утилизации костный остаток, утиль свиной, говяжий, куриный, кишечный комплект, шкуры говяжьи и т.д., а не готовой продукции. Следовательно, вычеты по НДС в размере 8 154,97 руб. по услугам утилизации заявлены Обществом неправомерно.
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 N 21АП-3538/2022 по делу N А83-13893/2022
Требование: Об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.По результатам проведенных мероприятий налогового контроля Инспекция пришла к выводу о том, что операция по признанию виноматериалов отходами не соответствуют действительности; представленные Обществом первичные документы не подтверждают реального совершения хозяйственных операций со спорным контрагентом, составлены формально и не могут служить основанием для признания понесенных затрат в качестве обоснованных и документально подтвержденных расходов по налогу на прибыль и применения вычетов по НДС. Заявленные контрагенты в действительности не оказывали спорные услуги, а оформлением утилизации виноматериала и напитков винных Общество прикрыло фактическое отсутствие материалов (недостачу).
Требование: Об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.По результатам проведенных мероприятий налогового контроля Инспекция пришла к выводу о том, что операция по признанию виноматериалов отходами не соответствуют действительности; представленные Обществом первичные документы не подтверждают реального совершения хозяйственных операций со спорным контрагентом, составлены формально и не могут служить основанием для признания понесенных затрат в качестве обоснованных и документально подтвержденных расходов по налогу на прибыль и применения вычетов по НДС. Заявленные контрагенты в действительности не оказывали спорные услуги, а оформлением утилизации виноматериала и напитков винных Общество прикрыло фактическое отсутствие материалов (недостачу).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДС при оказании организацией, применяющей УСН, региональному оператору услуг по обработке, утилизации, размещению ТКО (в части захоронения).
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 03-07-11/47620)Вопрос: Частью 2 ст. 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные исполнительными органами субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 03-07-11/47620)Вопрос: Частью 2 ст. 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные исполнительными органами субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
Готовое решение: НДС при возмещении расходов
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, если из договорных отношений между сторонами можно сделать вывод, что покупатель оказывает поставщику услуги по утилизации товара, безопаснее начислить НДС на сумму компенсации.
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, если из договорных отношений между сторонами можно сделать вывод, что покупатель оказывает поставщику услуги по утилизации товара, безопаснее начислить НДС на сумму компенсации.
Нормативные акты
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 05.11.2024 N АКПИ24-756
<Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 5, подпункта "д" пункта 12(3) Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291>З. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункт 5, подпункт "д" пункта 12(3) Правил, пункты 1 и 2 Изменений, ссылаясь на их противоречие Таможенному кодексу Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), Федеральному закону от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления), которыми, по его мнению, не предусмотрена процедура получения решения о выпуске товара, принятого таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза, после получения таможенной декларации, поскольку в случае декларирования товара в государстве - члене Евразийского экономического союза такой товар приобретает статус товара Евразийского экономического союза без ограничений. Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по консультированию лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденный приказом Федеральной таможенной службы от 11 июня 2021 г. N 492, не содержит такой административной услуги, как выдача решения о выпуске товара, имеющего декларацию, в связи с чем создается правовая неопределенность, ограничивающая право лица на пользование товаром. Приведенная в пункте 5 Правил и пункте 1 Изменений формула предусматривает расчет утилизационного сбора не на основе экономического обеспечения утилизации транспортных средств, а на основе взимания дополнительно таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и акциза, что не является справедливым и экономически обоснованным.
<Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 5, подпункта "д" пункта 12(3) Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291>З. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункт 5, подпункт "д" пункта 12(3) Правил, пункты 1 и 2 Изменений, ссылаясь на их противоречие Таможенному кодексу Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), Федеральному закону от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления), которыми, по его мнению, не предусмотрена процедура получения решения о выпуске товара, принятого таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза, после получения таможенной декларации, поскольку в случае декларирования товара в государстве - члене Евразийского экономического союза такой товар приобретает статус товара Евразийского экономического союза без ограничений. Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по консультированию лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденный приказом Федеральной таможенной службы от 11 июня 2021 г. N 492, не содержит такой административной услуги, как выдача решения о выпуске товара, имеющего декларацию, в связи с чем создается правовая неопределенность, ограничивающая право лица на пользование товаром. Приведенная в пункте 5 Правил и пункте 1 Изменений формула предусматривает расчет утилизационного сбора не на основе экономического обеспечения утилизации транспортных средств, а на основе взимания дополнительно таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и акциза, что не является справедливым и экономически обоснованным.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 11.02.2025 N АПЛ24-498
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 05.11.2024 N АКПИ24-756, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 5, подпункта "д" пункта 12(3) Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291>З. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным иском об оспаривании пункта 5, подпункта "д" пункта 12(3) Правил в редакции Изменений, внесенных Постановлением N 152, ссылаясь на их противоречие Таможенному кодексу Евразийского экономического союза (далее также - ТК ЕАЭС), Федеральному закону от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления). Указал, что действующее законодательство не предусматривает процедуру получения решения о выпуске товара, принятого таможенными органами государств - членов Союза, после получения таможенной декларации, поскольку в случае декларирования товара в государстве - члене Евразийского экономического союза такой товар приобретает статус товара Союза без ограничений. Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по консультированию лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденный приказом Федеральной таможенной службы от 11 июня 2021 г. N 492, не содержит такой административной услуги, как выдача решения о выпуске товара, имеющего декларацию, в связи с чем, по мнению административного истца, создается правовая неопределенность, ограничивающая право лица на пользование товаром. Приведенная в пункте 5 Правил и пункте 1 Изменений формула предусматривает расчет утилизационного сбора не на основе экономического обеспечения утилизации транспортных средств, а на основе взимания дополнительно таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и акциза, что не является справедливым и экономически обоснованным.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 05.11.2024 N АКПИ24-756, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 5, подпункта "д" пункта 12(3) Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291>З. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным иском об оспаривании пункта 5, подпункта "д" пункта 12(3) Правил в редакции Изменений, внесенных Постановлением N 152, ссылаясь на их противоречие Таможенному кодексу Евразийского экономического союза (далее также - ТК ЕАЭС), Федеральному закону от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления). Указал, что действующее законодательство не предусматривает процедуру получения решения о выпуске товара, принятого таможенными органами государств - членов Союза, после получения таможенной декларации, поскольку в случае декларирования товара в государстве - члене Евразийского экономического союза такой товар приобретает статус товара Союза без ограничений. Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по консультированию лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утвержденный приказом Федеральной таможенной службы от 11 июня 2021 г. N 492, не содержит такой административной услуги, как выдача решения о выпуске товара, имеющего декларацию, в связи с чем, по мнению административного истца, создается правовая неопределенность, ограничивающая право лица на пользование товаром. Приведенная в пункте 5 Правил и пункте 1 Изменений формула предусматривает расчет утилизационного сбора не на основе экономического обеспечения утилизации транспортных средств, а на основе взимания дополнительно таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и акциза, что не является справедливым и экономически обоснованным.
Готовое решение: Как оформить и отразить в учете учреждения ликвидацию (демонтаж, утилизацию) основных средств
(КонсультантПлюс, 2025)При проведении работ (оказании услуг) по ликвидации (демонтажу, утилизации) основных средств сторонней организацией предъявленный ею НДС примите к вычету. Это правило действует, если основное средств использовалось в деятельности, облагаемой НДС, и расходы произведены в рамках приносящей доход деятельности (п. 2.1 ст. 170, п. 6 ст. 171 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)При проведении работ (оказании услуг) по ликвидации (демонтажу, утилизации) основных средств сторонней организацией предъявленный ею НДС примите к вычету. Это правило действует, если основное средств использовалось в деятельности, облагаемой НДС, и расходы произведены в рамках приносящей доход деятельности (п. 2.1 ст. 170, п. 6 ст. 171 НК РФ).
Вопрос: Как отразить в бухгалтерском учете операции по приобретению и списанию офисной мебели?
(Консультация эксперта, 2025)Сумму НДС по данным услугам безопаснее включить в их стоимость и к вычету не принимать, так как услуги приобретаются не для облагаемых НДС операций.
(Консультация эксперта, 2025)Сумму НДС по данным услугам безопаснее включить в их стоимость и к вычету не принимать, так как услуги приобретаются не для облагаемых НДС операций.
Вопрос: Об НДС, налоге на прибыль и бухучете при передаче для утилизации отходов I и II классов опасности, образовавшихся в результате хозяйственной деятельности организации.
(Письмо Минфина России от 23.06.2023 N 03-07-11/58451)Что касается налога на добавленную стоимость, предъявленного налогоплательщику при приобретении услуг по утилизации отходов, то согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения данным налогом. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
(Письмо Минфина России от 23.06.2023 N 03-07-11/58451)Что касается налога на добавленную стоимость, предъявленного налогоплательщику при приобретении услуг по утилизации отходов, то согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения данным налогом. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации-поставщика операции, связанные с отказом покупателя от части поставленной ему бракованной продукции, а также возмещение покупателю расходов, связанных с экспертизой продукции и ее утилизацией, если продажа продукции и отказ покупателя от исполнения договора приходятся на разные календарные годы?..
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос о том, нужно ли восстанавливать НДС по товарам (работам, услугам), использованным при производстве продукции, которая оказалась бракованной и подлежит утилизации, является спорным.
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос о том, нужно ли восстанавливать НДС по товарам (работам, услугам), использованным при производстве продукции, которая оказалась бракованной и подлежит утилизации, является спорным.
Статья: Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета: кто и как может применять
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 7)Организация (плательщик НДС) приобрела стройматериалы по цене 120 000 руб., в том числе НДС 20 000 руб. Эти материалы доставила транспортная компания, стоимость услуг которой составила 18 000 руб., в том числе НДС 3 000 руб.
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 7)Организация (плательщик НДС) приобрела стройматериалы по цене 120 000 руб., в том числе НДС 20 000 руб. Эти материалы доставила транспортная компания, стоимость услуг которой составила 18 000 руб., в том числе НДС 3 000 руб.
Готовое решение: Как учесть затраты на ремонт автомобиля
(КонсультантПлюс, 2025)Например, торговая организация приобрела автомобильные шины для грузового автомобиля и установила их взамен изношенных в рамках текущего ремонта. Стоимость каждой шины составила 14 400 руб., в том числе НДС 2 400 руб. Стоимость услуг автосервиса по монтажу каждой шины составила 750 руб. (НДС не облагается). Срок службы шин организация установила равным 80 тыс. км. Это расстояние, исходя из данных прошлого опыта организации, грузовой автомобиль проходит за 10 месяцев. Затраты по утилизации одной шины организация определила в размере 1 200 руб.
(КонсультантПлюс, 2025)Например, торговая организация приобрела автомобильные шины для грузового автомобиля и установила их взамен изношенных в рамках текущего ремонта. Стоимость каждой шины составила 14 400 руб., в том числе НДС 2 400 руб. Стоимость услуг автосервиса по монтажу каждой шины составила 750 руб. (НДС не облагается). Срок службы шин организация установила равным 80 тыс. км. Это расстояние, исходя из данных прошлого опыта организации, грузовой автомобиль проходит за 10 месяцев. Затраты по утилизации одной шины организация определила в размере 1 200 руб.
Вопрос: Об определении налоговой базы по НДС при реализации услуг по утилизации и захоронению ТКО, размер платы за которые определяется с применением к тарифу инвестиционной надбавки.
(Письмо Минфина России от 20.12.2022 N 03-07-14/124793)Вопрос: Требуются разъяснения о правомерности начисления "входящего" НДС (20%) на единый тариф регоператора ООО. С 01.10.2018 в тариф регоператора включена услуга оператора филиала АО по утилизации и захоронению ТКО в размере "тариф + инвестиционная надбавка"; таким образом, все население региона в составе оплаты ТКО оплачивает инвестиционную надбавку без НДС с целью возмещения привлеченных займов на создание концессионных объектов, построенных в городах региона в 2016 г.
(Письмо Минфина России от 20.12.2022 N 03-07-14/124793)Вопрос: Требуются разъяснения о правомерности начисления "входящего" НДС (20%) на единый тариф регоператора ООО. С 01.10.2018 в тариф регоператора включена услуга оператора филиала АО по утилизации и захоронению ТКО в размере "тариф + инвестиционная надбавка"; таким образом, все население региона в составе оплаты ТКО оплачивает инвестиционную надбавку без НДС с целью возмещения привлеченных займов на создание концессионных объектов, построенных в городах региона в 2016 г.
Статья: Маркетплейс потерял или повредил ваш товар: как учесть полученное от него возмещение
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 20)Для обоснования отсутствия объекта налогообложения НДС недостаточно только зафиксировать факт выбытия товаров. Необходимо обосновать действительную причину их выбытия <10>. Для этого потребуется пакет документов от маркетплейса, который бы подтверждал, что выбытие товаров произошло именно в результате утраты/повреждения, а не передачи их третьему лицу (например, заявка продавца на возврат нереализованных товаров, сообщение маркетплейса об утрате/повреждении товаров, отчет маркетплейса, поручение маркетплейсу утилизировать поврежденные товары, документы, подтверждающие утилизацию товаров, копии актов с третьими лицами - специализированными организациями, оказавшими услуги по утилизации, и др.).
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 20)Для обоснования отсутствия объекта налогообложения НДС недостаточно только зафиксировать факт выбытия товаров. Необходимо обосновать действительную причину их выбытия <10>. Для этого потребуется пакет документов от маркетплейса, который бы подтверждал, что выбытие товаров произошло именно в результате утраты/повреждения, а не передачи их третьему лицу (например, заявка продавца на возврат нереализованных товаров, сообщение маркетплейса об утрате/повреждении товаров, отчет маркетплейса, поручение маркетплейсу утилизировать поврежденные товары, документы, подтверждающие утилизацию товаров, копии актов с третьими лицами - специализированными организациями, оказавшими услуги по утилизации, и др.).
Вопрос: Как отразить данные корректировочного счета-фактуры на уменьшение в декларации по НДС?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)уменьшения количества (объемов) поставленных товаров (работ, услуг), имущественных прав, например, по причине возврата товара, в том числе частичного, утилизации покупателем некачественного товара или выявления покупателем недопоставки товаров.
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)уменьшения количества (объемов) поставленных товаров (работ, услуг), имущественных прав, например, по причине возврата товара, в том числе частичного, утилизации покупателем некачественного товара или выявления покупателем недопоставки товаров.
Вопрос: Об НДС при оказании услуг по заготовке, хранению донорской крови и (или) ее компонентов, оказываемых по договорам с медицинскими организациями.
(Письмо Минфина России от 06.06.2025 N 03-07-07/56283)Таким образом, услуги налогоплательщиков по заготовке, хранению донорской крови и (или) ее компонентов, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях, при наличии у этих налогоплательщиков лицензии на выполнение работ (оказание услуг) по заготовке, хранению донорской крови и (или) ее компонентов освобождаются от НДС.
(Письмо Минфина России от 06.06.2025 N 03-07-07/56283)Таким образом, услуги налогоплательщиков по заготовке, хранению донорской крови и (или) ее компонентов, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях, при наличии у этих налогоплательщиков лицензии на выполнение работ (оказание услуг) по заготовке, хранению донорской крови и (или) ее компонентов освобождаются от НДС.