Услуги по уходу за больными
Подборка наиболее важных документов по запросу Услуги по уходу за больными (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогового органа правомерной, для применения освобождения от налогообложения по НДС налогоплательщику необходимо доказать факт оказания услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми; наличие соответствующих заключений компетентных организаций о необходимости ухода за такими лицами. При этом оказание таких услуг должно быть обусловлено необходимостью ухода за больными, инвалидами и престарелыми.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогового органа правомерной, для применения освобождения от налогообложения по НДС налогоплательщику необходимо доказать факт оказания услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми; наличие соответствующих заключений компетентных организаций о необходимости ухода за такими лицами. При этом оказание таких услуг должно быть обусловлено необходимостью ухода за больными, инвалидами и престарелыми.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, сделав вывод о необоснованном применении налогоплательщиком освобождения от налогообложения в отношении услуг, связанных с проживанием и питанием в пансионате. Суд установил, что налогоплательщик заключал договоры о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, а также договоры возмездного оказания комплекса услуг, связанных с проживанием постояльцев в пансионате и обеспечением их питанием. Суд указал, что для применения освобождения от налогообложения по НДС на основании подп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ налогоплательщик должен доказать факт оказания услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, представить заключения компетентных организаций о необходимости ухода за такими лицами. Оказание таких услуг должно быть обусловлено необходимостью ухода за больными, инвалидами и престарелыми. Вместе с тем в представленных обществом в качестве доказательств договорах не было предусмотрено оказание услуг по уходу за больными, инвалидами, престарелыми. В договорах отсутствовали ссылки на документы, определяющие положение постояльца как больного, инвалида или престарелого. Общество представило акты оказания услуг по договорам, согласно которым постояльцам был оказан комплекс услуг по пребыванию в пансионате, в них были указаны количество суток пребывания и стоимость. При этом в актах отсутствовала расшифровка комплекса оказанных услуг, в том числе содержащихся в приложении социальных услуг. Доказательства в виде справок, подтверждающих факт установления инвалидности ряду постояльцев, также не содержали заключений о необходимости предоставления инвалидам услуг по уходу и были представлены без выписок из актов освидетельствования граждан, признанных инвалидами, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Предъявленные суду индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида также не были признаны свидетельствующими о признании гражданина нуждающимся в уходе. Суд указал, что эти документы не являются заключением компетентного органа, подтверждающим необходимость ухода. Индивидуальные программы предоставления социальных услуг относились лишь к договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. В отношении договоров возмездного оказания услуг соответствующие индивидуальные программы предоставления социальных услуг представлены не были. Исходя из совокупности обстоятельств, суд признал обоснованным вывод инспекции о возможности применения освобождения от налогообложения НДС согласно подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ в части реализации услуг по договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и о необоснованности применения освобождения в отношении предоставления услуг по проживанию и питанию в пансионате на основании договоров возмездного оказания услуг.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, сделав вывод о необоснованном применении налогоплательщиком освобождения от налогообложения в отношении услуг, связанных с проживанием и питанием в пансионате. Суд установил, что налогоплательщик заключал договоры о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, а также договоры возмездного оказания комплекса услуг, связанных с проживанием постояльцев в пансионате и обеспечением их питанием. Суд указал, что для применения освобождения от налогообложения по НДС на основании подп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ налогоплательщик должен доказать факт оказания услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, представить заключения компетентных организаций о необходимости ухода за такими лицами. Оказание таких услуг должно быть обусловлено необходимостью ухода за больными, инвалидами и престарелыми. Вместе с тем в представленных обществом в качестве доказательств договорах не было предусмотрено оказание услуг по уходу за больными, инвалидами, престарелыми. В договорах отсутствовали ссылки на документы, определяющие положение постояльца как больного, инвалида или престарелого. Общество представило акты оказания услуг по договорам, согласно которым постояльцам был оказан комплекс услуг по пребыванию в пансионате, в них были указаны количество суток пребывания и стоимость. При этом в актах отсутствовала расшифровка комплекса оказанных услуг, в том числе содержащихся в приложении социальных услуг. Доказательства в виде справок, подтверждающих факт установления инвалидности ряду постояльцев, также не содержали заключений о необходимости предоставления инвалидам услуг по уходу и были представлены без выписок из актов освидетельствования граждан, признанных инвалидами, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Предъявленные суду индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида также не были признаны свидетельствующими о признании гражданина нуждающимся в уходе. Суд указал, что эти документы не являются заключением компетентного органа, подтверждающим необходимость ухода. Индивидуальные программы предоставления социальных услуг относились лишь к договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. В отношении договоров возмездного оказания услуг соответствующие индивидуальные программы предоставления социальных услуг представлены не были. Исходя из совокупности обстоятельств, суд признал обоснованным вывод инспекции о возможности применения освобождения от налогообложения НДС согласно подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ в части реализации услуг по договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и о необоснованности применения освобождения в отношении предоставления услуг по проживанию и питанию в пансионате на основании договоров возмездного оказания услуг.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О подтверждении права на освобождение от НДС при оказании услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми.
(Письмо Минфина России от 30.10.2023 N 03-07-11/103125)Вопрос: О подтверждении права на освобождение от НДС при оказании услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми.
(Письмо Минфина России от 30.10.2023 N 03-07-11/103125)Вопрос: О подтверждении права на освобождение от НДС при оказании услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми.
Статья: Спор о возмещении вреда здоровью (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)6. Доказательства, подтверждающие дополнительные расходы, их стоимость: копии договоров с медицинскими учреждениями/платежных документов (квитанции, чеки об оплате услуг, приобретении лекарств)/договора на услуги по уходу за больным и документов об оплате/путевки на санаторно-курортное лечение и документов об оплате/документов, подтверждающих приобретение медицинских расходных материалов/других документов.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)6. Доказательства, подтверждающие дополнительные расходы, их стоимость: копии договоров с медицинскими учреждениями/платежных документов (квитанции, чеки об оплате услуг, приобретении лекарств)/договора на услуги по уходу за больным и документов об оплате/путевки на санаторно-курортное лечение и документов об оплате/документов, подтверждающих приобретение медицинских расходных материалов/других документов.
Нормативные акты
"Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам"
(Подписан в г. Москве 03.10.2022)
(ред. от 20.09.2024)
(вместе с <Нотой> МИД России от 30.12.2022 N 22722/2дснг)4) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты;
(Подписан в г. Москве 03.10.2022)
(ред. от 20.09.2024)
(вместе с <Нотой> МИД России от 30.12.2022 N 22722/2дснг)4) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты;
"Индивидуальный предприниматель"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)16) услуги по присмотру и уходу за детьми и больными;
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)16) услуги по присмотру и уходу за детьми и больными;
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Как указал суд, признавая позицию налогового органа правомерной, для применения освобождения от налогообложения по НДС налогоплательщику необходимо доказать факт оказания услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми; наличие соответствующих заключений компетентных организаций о необходимости ухода за такими лицами. При этом оказание таких услуг должно быть обусловлено необходимостью ухода за больными, инвалидами и престарелыми.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Как указал суд, признавая позицию налогового органа правомерной, для применения освобождения от налогообложения по НДС налогоплательщику необходимо доказать факт оказания услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми; наличие соответствующих заключений компетентных организаций о необходимости ухода за такими лицами. При этом оказание таких услуг должно быть обусловлено необходимостью ухода за больными, инвалидами и престарелыми.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)3) освобождаются от налога на добавленную стоимость: протезно-ортопедические изделия и их составляющие, а также технические средства и материалы, используемые для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ), услуги инвалидам и наркологическим больным (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (пп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ), услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях дошкольного образования, услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ), дополнительные образовательные услуги (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ), услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей, по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании (пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ), услуги по организации и проведению физкультурных, оздоровительных и спортивных мероприятий (пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ), услуги, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ), передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности (пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)3) освобождаются от налога на добавленную стоимость: протезно-ортопедические изделия и их составляющие, а также технические средства и материалы, используемые для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ), услуги инвалидам и наркологическим больным (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (пп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ), услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях дошкольного образования, услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ), дополнительные образовательные услуги (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ), услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей, по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании (пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ), услуги по организации и проведению физкультурных, оздоровительных и спортивных мероприятий (пп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ), услуги, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства (пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ), передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности (пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Ситуация: Кто относится к самозанятым гражданам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В настоящее время принимаются меры по легализации приносящей доход деятельности физлиц, которые не поставлены на учет в налоговых органах. В связи с этим понятие "самозанятые лица" все чаще используется в узком значении и охватывает только последнюю из перечисленных категорий граждан. Часто такие лица занимаются репетиторством, оказывают услуги по присмотру и уходу за детьми, больными, по ведению домашнего хозяйства, иные услуги физическим лицам для личных, домашних и других подобных нужд (Стратегия, утв. Распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р; Письмо ФНС России от 02.02.2017 N ГД-4-14/1786@).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В настоящее время принимаются меры по легализации приносящей доход деятельности физлиц, которые не поставлены на учет в налоговых органах. В связи с этим понятие "самозанятые лица" все чаще используется в узком значении и охватывает только последнюю из перечисленных категорий граждан. Часто такие лица занимаются репетиторством, оказывают услуги по присмотру и уходу за детьми, больными, по ведению домашнего хозяйства, иные услуги физическим лицам для личных, домашних и других подобных нужд (Стратегия, утв. Распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р; Письмо ФНС России от 02.02.2017 N ГД-4-14/1786@).
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 30.10.2023 N 03-07-11/103125 сообщается, что согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость по уходу за которыми подтверждена соответствующим заключением одной из следующих организаций (органов): организацией здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 30.10.2023 N 03-07-11/103125 сообщается, что согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость по уходу за которыми подтверждена соответствующим заключением одной из следующих организаций (органов): организацией здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты.
Статья: Занятость, самозанятость и платформенная занятость граждан в свете законопроекта о занятости населения в Российской Федерации
(Савенко Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)<8> В ст. 83, 217 НК РФ были внесены дополнения Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (СПС "КонсультантПлюс") в части введения положений о порядке постановки на учет и особенностей налогообложения доходов граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями и оказывающих иным лицам услуги по присмотру и уходу за детьми, больными пожилыми лицами; по уборке жилых помещений; репетиторству (с освобождением данных исполнителей от уплаты налога с полученных доходов от оказания таких услуг).
(Савенко Н.Е.)
("Хозяйство и право", 2024, N 2)<8> В ст. 83, 217 НК РФ были внесены дополнения Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (СПС "КонсультантПлюс") в части введения положений о порядке постановки на учет и особенностей налогообложения доходов граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями и оказывающих иным лицам услуги по присмотру и уходу за детьми, больными пожилыми лицами; по уборке жилых помещений; репетиторству (с освобождением данных исполнителей от уплаты налога с полученных доходов от оказания таких услуг).