Услуги охраны в МКД
Подборка наиболее важных документов по запросу Услуги охраны в МКД (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 4.1 КоАП РФ- допуск к работе работников, не прошедших обучение и проверку знаний по охране труда >>>
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 03.05.2023 по делу N 88-10946/2023
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования ТСН: 1) О взыскании платы за помещение и коммунальные услуги; 2) О взыскании пеней.
Требования правообладателей помещений: 3) Об обязании произвести перерасчет платежей и взносов; 4) Об исключении из платежных документов начислений за услугу по охране общего имущества многоквартирного дома.
Обстоятельства: Собственник квартиры обязательства по своевременному внесению платы за услугу по охране общего имущества многоквартирного дома не исполнял.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Отказано; 4) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.Учитывая, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах от ДД.ММ.ГГГГ, которым была установлена необходимость в оказании услуги по охране общего имущества многоквартирного дома, недействительным не признано, данная услуга оказывается на протяжении длительного периода времени, несогласие ответчика с возложением обязанности по оплате дополнительной услуги, в данном случае услуги по охране общего имущества многоквартирного дома, не исключает его обязанности исполнять решение общего собрания собственников помещений дома.
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования ТСН: 1) О взыскании платы за помещение и коммунальные услуги; 2) О взыскании пеней.
Требования правообладателей помещений: 3) Об обязании произвести перерасчет платежей и взносов; 4) Об исключении из платежных документов начислений за услугу по охране общего имущества многоквартирного дома.
Обстоятельства: Собственник квартиры обязательства по своевременному внесению платы за услугу по охране общего имущества многоквартирного дома не исполнял.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Отказано; 4) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.Учитывая, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах от ДД.ММ.ГГГГ, которым была установлена необходимость в оказании услуги по охране общего имущества многоквартирного дома, недействительным не признано, данная услуга оказывается на протяжении длительного периода времени, несогласие ответчика с возложением обязанности по оплате дополнительной услуги, в данном случае услуги по охране общего имущества многоквартирного дома, не исключает его обязанности исполнять решение общего собрания собственников помещений дома.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Доводы о незаконном взыскании дополнительных услуг по содержанию МКД, услуг охраны со ссылками на то, что данные услуги не относятся к коммунальным услугам, перечисленным в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, не относятся к услугам по содержанию или ремонту жилого помещения, что решение о предоставлении данных услуг собственники МКД не принимали, являются ошибочными, поскольку общим собранием собственников помещений МКД принято решение о содержании постов охраны в жилых корпусах и на территории жилого комплекса и установлена ставка платы за их содержание (Апелляционное определение Московского городского суда от 03.02.2022 по делу N 33-1390/2022, 2-1046/2018).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Доводы о незаконном взыскании дополнительных услуг по содержанию МКД, услуг охраны со ссылками на то, что данные услуги не относятся к коммунальным услугам, перечисленным в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, не относятся к услугам по содержанию или ремонту жилого помещения, что решение о предоставлении данных услуг собственники МКД не принимали, являются ошибочными, поскольку общим собранием собственников помещений МКД принято решение о содержании постов охраны в жилых корпусах и на территории жилого комплекса и установлена ставка платы за их содержание (Апелляционное определение Московского городского суда от 03.02.2022 по делу N 33-1390/2022, 2-1046/2018).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Взимается ли арендная плата за период просрочки возврата имущества, если арендодатель уклонялся от его приемки после прекращения договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Предприниматель Шик О.П. обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском к предпринимателю Истоминой А.С. о взыскании 296 000 руб. задолженности по арендной плате за период с января по февраль 2016 г. по договору субаренды от 01.01.2015, 22 200 руб. неустойки за просрочку внесения арендной платы за период с 01.01.2016 по 23.02.2016, 5 229 руб. 36 коп. в возмещение стоимости услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а также охранных услуг, оказанных за период с января по февраль 2016 г., 7 500 руб. в возмещение стоимости услуг отопления, оказанных за январь 2016 г. (с учетом отказа истца от части исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Взимается ли арендная плата за период просрочки возврата имущества, если арендодатель уклонялся от его приемки после прекращения договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Предприниматель Шик О.П. обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском к предпринимателю Истоминой А.С. о взыскании 296 000 руб. задолженности по арендной плате за период с января по февраль 2016 г. по договору субаренды от 01.01.2015, 22 200 руб. неустойки за просрочку внесения арендной платы за период с 01.01.2016 по 23.02.2016, 5 229 руб. 36 коп. в возмещение стоимости услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а также охранных услуг, оказанных за период с января по февраль 2016 г., 7 500 руб. в возмещение стоимости услуг отопления, оказанных за январь 2016 г. (с учетом отказа истца от части исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 21.07.2022 N 34-П
"По делу о проверке конституционности частей 14 и 17 статьи 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпунктов 3 и 3.1 пункта 1 статьи 201.1, пункта 5 статьи 201.10, абзаца второго пункта 2 статьи 201.15, подпункта 1 пункта 8 статьи 201.15-1, пункта 11 статьи 201.15-2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой гражданки А.Н. Шалимовой"1.2. Кроме того, как установил Верховный Суд Российской Федерации в рамках дела N А50-10848/2014, разногласия между конкурсным управляющим ООО "Солдес Строй" и Фондом защиты прав граждан - участников долевого строительства Пермского края возникли относительно суммы текущих платежей, подлежащих перечислению фондом на специальный счет общества. Управляющий исходил из того, что у общества после передачи имущества и права аренды фонду не останется других активов, за счет которых могут быть погашены текущие обязательства, в связи с чем просил обязать фонд выплатить компенсацию в сумме, равной задолженности по всем текущим платежам. Фонд же настаивал на том, что вопрос о размере компенсации по текущим платежам специально урегулирован в пункте 5 статьи 201.10, абзаце втором пункта 2 статьи 201.15 и подпункте 1 пункта 8 статьи 201.15-1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и к числу погашаемых за счет средств фонда текущих платежей отнесены только судебные расходы по делу о банкротстве, расходы на вознаграждение конкурсному управляющему, на оплату деятельности лиц, привлечение которых конкурсным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с данным Федеральным законом обязательно (текущие платежи первой очереди удовлетворения - абзац второй пункта 2 статьи 134 данного Федерального закона). Суды согласились с управляющим и возложили на фонд (что и послужило поводом для его обращения в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой) обязанность погасить все текущие платежи, включая расходы на оплату услуг лиц, привлечение которых управляющим хотя и не было обязательным с точки зрения данного Федерального закона, но было необходимо для проведения процедуры конкурсного производства. Это, в частности, расходы на охрану многоквартирного дома, строительство которого не завершено, на оплату услуг организации, сопровождающей (ввиду большого объема работы) деятельность управляющего, на аренду помещений для хранения документов, приема граждан - участников долевого строительства, дачи им консультаций и разъяснений, на выплату арендной платы за земельный участок, передаваемый фонду, на подготовку заключения о возможности продолжения строительства.
"По делу о проверке конституционности частей 14 и 17 статьи 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпунктов 3 и 3.1 пункта 1 статьи 201.1, пункта 5 статьи 201.10, абзаца второго пункта 2 статьи 201.15, подпункта 1 пункта 8 статьи 201.15-1, пункта 11 статьи 201.15-2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой гражданки А.Н. Шалимовой"1.2. Кроме того, как установил Верховный Суд Российской Федерации в рамках дела N А50-10848/2014, разногласия между конкурсным управляющим ООО "Солдес Строй" и Фондом защиты прав граждан - участников долевого строительства Пермского края возникли относительно суммы текущих платежей, подлежащих перечислению фондом на специальный счет общества. Управляющий исходил из того, что у общества после передачи имущества и права аренды фонду не останется других активов, за счет которых могут быть погашены текущие обязательства, в связи с чем просил обязать фонд выплатить компенсацию в сумме, равной задолженности по всем текущим платежам. Фонд же настаивал на том, что вопрос о размере компенсации по текущим платежам специально урегулирован в пункте 5 статьи 201.10, абзаце втором пункта 2 статьи 201.15 и подпункте 1 пункта 8 статьи 201.15-1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и к числу погашаемых за счет средств фонда текущих платежей отнесены только судебные расходы по делу о банкротстве, расходы на вознаграждение конкурсному управляющему, на оплату деятельности лиц, привлечение которых конкурсным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с данным Федеральным законом обязательно (текущие платежи первой очереди удовлетворения - абзац второй пункта 2 статьи 134 данного Федерального закона). Суды согласились с управляющим и возложили на фонд (что и послужило поводом для его обращения в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой) обязанность погасить все текущие платежи, включая расходы на оплату услуг лиц, привлечение которых управляющим хотя и не было обязательным с точки зрения данного Федерального закона, но было необходимо для проведения процедуры конкурсного производства. Это, в частности, расходы на охрану многоквартирного дома, строительство которого не завершено, на оплату услуг организации, сопровождающей (ввиду большого объема работы) деятельность управляющего, на аренду помещений для хранения документов, приема граждан - участников долевого строительства, дачи им консультаций и разъяснений, на выплату арендной платы за земельный участок, передаваемый фонду, на подготовку заключения о возможности продолжения строительства.
Постановление Конституционного Суда РФ от 02.12.2022 N 52-П
"По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой"1.1. Конституционность приведенных нормативных положений оспаривает гражданка Т.В. Фирсова, которая является собственником двух квартир в многоквартирных домах, расположенных в городе Нижнем Новгороде, где она зарегистрирована по месту жительства и проживает в холодное время года, и в городе Рыбинске Ярославской области, где она проживает с мая по сентябрь (за исключением отдельных периодов выезда в деревню в Тверской области). На территории Ярославской области размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемую потребителям в жилых помещениях многоквартирных домов и индивидуальных жилых домах, исчисляется на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных приказом Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 7 сентября 2018 года N 57-н "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ярославской области" в расчете на 1 жителя.
"По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой"1.1. Конституционность приведенных нормативных положений оспаривает гражданка Т.В. Фирсова, которая является собственником двух квартир в многоквартирных домах, расположенных в городе Нижнем Новгороде, где она зарегистрирована по месту жительства и проживает в холодное время года, и в городе Рыбинске Ярославской области, где она проживает с мая по сентябрь (за исключением отдельных периодов выезда в деревню в Тверской области). На территории Ярославской области размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемую потребителям в жилых помещениях многоквартирных домов и индивидуальных жилых домах, исчисляется на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных приказом Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 7 сентября 2018 года N 57-н "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ярославской области" в расчете на 1 жителя.
Статья: О систематизации договоров, регулирующих жилищные отношения
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 5)Не следует относить к договорам, регулирующим жилищные отношения: договоры страхования жилых помещений, договоры доверительного управления имуществом, включающие условие о передаче жилых помещений; договоры об оказании охранных услуг, направленные на обеспечение сохранности жилого помещения; договоры по оказанию услуг и по производству работ в жилых помещениях и в отношении общего имущества собственников в многоквартирных домах; договоры в сфере жилищно-коммунального хозяйства (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение и т.д.); договоры ипотеки и др. Указанные сделки не направлены на возникновение, изменение или прекращение права пользования жилыми помещениями, не служат как таковые обеспечению базовой потребности в жилище. Они выступают в качестве неких вспомогательных институтов в сложившихся отношениях по пользованию жилыми помещениями. Кроме того, эти договоры не порождают каких-либо специфических обязательств, отличающихся от аналогичных обязательств в "нежилой" сфере.
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 5)Не следует относить к договорам, регулирующим жилищные отношения: договоры страхования жилых помещений, договоры доверительного управления имуществом, включающие условие о передаче жилых помещений; договоры об оказании охранных услуг, направленные на обеспечение сохранности жилого помещения; договоры по оказанию услуг и по производству работ в жилых помещениях и в отношении общего имущества собственников в многоквартирных домах; договоры в сфере жилищно-коммунального хозяйства (электроснабжение, водоснабжение, водоотведение и т.д.); договоры ипотеки и др. Указанные сделки не направлены на возникновение, изменение или прекращение права пользования жилыми помещениями, не служат как таковые обеспечению базовой потребности в жилище. Они выступают в качестве неких вспомогательных институтов в сложившихся отношениях по пользованию жилыми помещениями. Кроме того, эти договоры не порождают каких-либо специфических обязательств, отличающихся от аналогичных обязательств в "нежилой" сфере.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Из Закона N 414-ФЗ следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора): 1) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; 2) региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; 3) региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; 4) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия; 5) региональный государственный строительный надзор; 6) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; 7) региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов; 8) региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги); 9) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов; 10) региональный государственный жилищный надзор; 11) региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; 12) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения; 13) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 14) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе; 15) региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными; 16) региональный государственный экологический контроль (надзор); 17) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; 18) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле; 19) региональный государственный контроль (надзор) за плательщиками и операторами курортного сбора; 20) региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; 21) региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания; 22) региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; 23) региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда РФ; 24) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; 25) региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения; 26) региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; 27) региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 28) региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления; 29) региональный государственный геологический контроль (надзор); 30) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов; 31) региональный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр в субъектах РФ, на территориях которых расположены игорные зоны.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Из Закона N 414-ФЗ следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по осуществлению следующих видов государственного контроля (надзора): 1) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; 2) региональный государственный контроль (надзор) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; 3) региональный государственный контроль (надзор) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси; 4) региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия; 5) региональный государственный строительный надзор; 6) региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; 7) региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов; 8) региональный государственный надзор за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги); 9) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов; 10) региональный государственный жилищный надзор; 11) региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; 12) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения; 13) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; 14) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты на бумажном носителе; 15) региональный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными; 16) региональный государственный экологический контроль (надзор); 17) региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; 18) региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства об архивном деле; 19) региональный государственный контроль (надзор) за плательщиками и операторами курортного сбора; 20) региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; 21) региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания; 22) региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; 23) региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда РФ; 24) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; 25) региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения; 26) региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; 27) региональный государственный контроль (надзор) за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; 28) региональный государственный контроль (надзор) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления; 29) региональный государственный геологический контроль (надзор); 30) региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов; 31) региональный государственный контроль (надзор) за организацией и проведением азартных игр в субъектах РФ, на территориях которых расположены игорные зоны.
Ситуация: Какие льготы и выплаты положены Героям России?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)освобождение от внесения платы за пользование и за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, платы за коммунальные услуги и за пользование вневедомственной охранной сигнализацией жилых помещений;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)освобождение от внесения платы за пользование и за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, платы за коммунальные услуги и за пользование вневедомственной охранной сигнализацией жилых помещений;
Статья: Споры, возникающие из охранных обязательств
(Александрова М.А., Киселев А.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Например, управляющая организация (общество), которой органом охраны было направлено охранное обязательство, обратилась в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании. Суды отказали в удовлетворении заявления, указав на то, что утверждение охранного обязательства на спорный объект культурного наследия, являющийся многоквартирным жилым домом, и направление копии охранного обязательства обществу как лицу, осуществляющему управление, подрядные работы и услуги по содержанию объекта, не нарушает его права и законные интересы. Из буквального толкования пунктов приказа об утверждении охранного обязательства не следует, что на управляющую компанию возложена обязанность по охране памятника (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по делу N А09-8442/2021).
(Александрова М.А., Киселев А.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Например, управляющая организация (общество), которой органом охраны было направлено охранное обязательство, обратилась в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании. Суды отказали в удовлетворении заявления, указав на то, что утверждение охранного обязательства на спорный объект культурного наследия, являющийся многоквартирным жилым домом, и направление копии охранного обязательства обществу как лицу, осуществляющему управление, подрядные работы и услуги по содержанию объекта, не нарушает его права и законные интересы. Из буквального толкования пунктов приказа об утверждении охранного обязательства не следует, что на управляющую компанию возложена обязанность по охране памятника (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по делу N А09-8442/2021).
Статья: Спор о признании незаконными размеров платы за коммунальные услуги и за содержание жилого помещения (на основании практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Если взимание ответчиком платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения производится по установленным общим собранием собственников помещений размерам платы и фактические расходы ответчика на содержание подтверждены документально (сметами расходов, договорами на техническое обслуживание, электро-, тепло- и водоснабжение, водоотведение, об оказании охранных услуг, домофонии, актами оказанных услуг, подтверждением оплаты - платежными поручениями об оплате) - в иске о перерасчете платы за жилое помещение, скорее всего, будет отказано.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Если взимание ответчиком платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения производится по установленным общим собранием собственников помещений размерам платы и фактические расходы ответчика на содержание подтверждены документально (сметами расходов, договорами на техническое обслуживание, электро-, тепло- и водоснабжение, водоотведение, об оказании охранных услуг, домофонии, актами оказанных услуг, подтверждением оплаты - платежными поручениями об оплате) - в иске о перерасчете платы за жилое помещение, скорее всего, будет отказано.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)- покупатель, получивший владение недвижимостью на основании договора купли-продажи имущества до государственной регистрации права собственности на нее <3>. В данном случае, чтобы подтвердить свое право, необходимо предоставить договор купли-продажи и акт приема-передачи недвижимого имущества или иные документы, подтверждающие фактическое владение им (акт проверки или осмотра недвижимого имущества, договор на оказание охранных услуг, заключенный в целях сохранности спорного объекта, доказательства несения коммунальных расходов и проч.);
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)- покупатель, получивший владение недвижимостью на основании договора купли-продажи имущества до государственной регистрации права собственности на нее <3>. В данном случае, чтобы подтвердить свое право, необходимо предоставить договор купли-продажи и акт приема-передачи недвижимого имущества или иные документы, подтверждающие фактическое владение им (акт проверки или осмотра недвижимого имущества, договор на оказание охранных услуг, заключенный в целях сохранности спорного объекта, доказательства несения коммунальных расходов и проч.);
Статья: Актуальные проблемы реализации прав и свобод в Российской Федерации (на примере Республики Дагестан)
(Ниматулаева Р.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Анализ обращений позволяет в целом констатировать, что дагестанцев по-прежнему волнуют неразрешенные вопросы социальной защиты, здравоохранения, реализации жилищных прав, защиты прав инвалидов и детей-инвалидов, защиты прав граждан в уголовном процессе и ряд других. В том числе в 2022 г. поступило 41 обращение относительно предоставления жилищно-коммунальных услуг и субсидий на их оплату льготным категориям граждан. Они касались, в частности, ненадлежащего исполнения обязанностей управляющими организациями многоквартирных домов, прекращения подачи воды, газа и электроэнергии, некачественных коммунальных услуг. В 67 обращениях к уполномоченному граждане сообщали о нарушении прав в сфере медицинской помощи и охраны здоровья, в которых были затронуты проблемы обеспечения лекарственными препаратами, в том числе в стационарах - 24.
(Ниматулаева Р.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Анализ обращений позволяет в целом констатировать, что дагестанцев по-прежнему волнуют неразрешенные вопросы социальной защиты, здравоохранения, реализации жилищных прав, защиты прав инвалидов и детей-инвалидов, защиты прав граждан в уголовном процессе и ряд других. В том числе в 2022 г. поступило 41 обращение относительно предоставления жилищно-коммунальных услуг и субсидий на их оплату льготным категориям граждан. Они касались, в частности, ненадлежащего исполнения обязанностей управляющими организациями многоквартирных домов, прекращения подачи воды, газа и электроэнергии, некачественных коммунальных услуг. В 67 обращениях к уполномоченному граждане сообщали о нарушении прав в сфере медицинской помощи и охраны здоровья, в которых были затронуты проблемы обеспечения лекарственными препаратами, в том числе в стационарах - 24.
Статья: Правовая природа, квалификация и юридический состав договора управления многоквартирным домом
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)В связи с этим необходимо несколько уточнить высказанную ранее позицию относительно соотношения ДУ и смешанного договора <3>. Поскольку в предмет ДУ помимо обязанности УО выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту ОИ, предоставлять КУ входит и обязанность УО "осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность" <4>, в ДУ могут быть и элементы различных других договоров, предусмотренных федеральными законами или иными правовыми актами. В частности, условия предоставления информационно-справочных услуг, услуги связи по передаче данных (сбор, передача и хранение информации с видеокамер) <5>, охранных услуг (охрана объектов на придомовых территориях, входов в подъезды, этажей с машино-местами) <6>. Включение в ДУ по решению сторон условий об осуществлении такой "иной" деятельности влечет необходимость применения к ДУ в соответствующих частях правил об иных договорах, "если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора" (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Тем не менее вышесказанное не дает оснований считать ДУ смешанным договором, поскольку ДУ является предусмотренным Жилищным кодексом РФ "поименованным" гражданско-правовым договором <7>.
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)В связи с этим необходимо несколько уточнить высказанную ранее позицию относительно соотношения ДУ и смешанного договора <3>. Поскольку в предмет ДУ помимо обязанности УО выполнять работы и оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту ОИ, предоставлять КУ входит и обязанность УО "осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность" <4>, в ДУ могут быть и элементы различных других договоров, предусмотренных федеральными законами или иными правовыми актами. В частности, условия предоставления информационно-справочных услуг, услуги связи по передаче данных (сбор, передача и хранение информации с видеокамер) <5>, охранных услуг (охрана объектов на придомовых территориях, входов в подъезды, этажей с машино-местами) <6>. Включение в ДУ по решению сторон условий об осуществлении такой "иной" деятельности влечет необходимость применения к ДУ в соответствующих частях правил об иных договорах, "если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора" (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Тем не менее вышесказанное не дает оснований считать ДУ смешанным договором, поскольку ДУ является предусмотренным Жилищным кодексом РФ "поименованным" гражданско-правовым договором <7>.
Вопрос: О применении ККТ при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве.
(Письмо Минфина России от 30.01.2024 N 30-01-11/7197)Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
(Письмо Минфина России от 30.01.2024 N 30-01-11/7197)Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)2) государственные услуги, оказываемые в целях приобретения частных прав или частного правового статуса, последующая реализация которых прямо (непосредственно) затрагивает публичные интересы (право государственной или муниципальной собственности, государственную, общественную, промышленную, транспортную, пожарную безопасность, санитарно-эпидемиологическое благополучие, охрану окружающей среды, благоустройство и т.п.), может оказать на них прямое (непосредственное) влияние и сопряжена с их обеспечением и соответственно с обременением их носителей специальными публично-правовыми (административными) обязанностями, например: услуги по предоставлению в пользование земельных, лесных участков, находящихся в государственной собственности, по предоставлению лицензий на пользование недрами, на осуществление деятельности по перевозке пассажиров общественным транспортом, на эксплуатацию опасных производственных объектов, по управлению многоквартирными домами, услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на размещение наружных рекламных конструкций, услуги по государственной регистрации транспортных средств, опасных производственных объектов, услуги по приему экзаменов на право управления транспортным средством;
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)2) государственные услуги, оказываемые в целях приобретения частных прав или частного правового статуса, последующая реализация которых прямо (непосредственно) затрагивает публичные интересы (право государственной или муниципальной собственности, государственную, общественную, промышленную, транспортную, пожарную безопасность, санитарно-эпидемиологическое благополучие, охрану окружающей среды, благоустройство и т.п.), может оказать на них прямое (непосредственное) влияние и сопряжена с их обеспечением и соответственно с обременением их носителей специальными публично-правовыми (административными) обязанностями, например: услуги по предоставлению в пользование земельных, лесных участков, находящихся в государственной собственности, по предоставлению лицензий на пользование недрами, на осуществление деятельности по перевозке пассажиров общественным транспортом, на эксплуатацию опасных производственных объектов, по управлению многоквартирными домами, услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на размещение наружных рекламных конструкций, услуги по государственной регистрации транспортных средств, опасных производственных объектов, услуги по приему экзаменов на право управления транспортным средством;