Условно утвержденные расходы бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Условно утвержденные расходы бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Под дополнительными бюджетными ассигнованиями федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период понимаются бюджетные ассигнования федерального бюджета, объем которых рассчитан как разница между общим объемом расходов федерального бюджета без учета условно утверждаемых расходов и общим объемом базовых бюджетных ассигнований в соответствующем финансовом году.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Под дополнительными бюджетными ассигнованиями федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период понимаются бюджетные ассигнования федерального бюджета, объем которых рассчитан как разница между общим объемом расходов федерального бюджета без учета условно утверждаемых расходов и общим объемом базовых бюджетных ассигнований в соответствующем финансовом году.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5% общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5% общего объема расходов бюджета;
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5% общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5% общего объема расходов бюджета;
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 24.03.2018 N 326
(ред. от 10.07.2025)
"Об утверждении Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"под дополнительными бюджетными ассигнованиями федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период понимаются бюджетные ассигнования федерального бюджета, объем которых рассчитан как разница между общим объемом расходов федерального бюджета без учета условно утверждаемых расходов и общим объемом базовых бюджетных ассигнований в соответствующем финансовом году.
(ред. от 10.07.2025)
"Об утверждении Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"под дополнительными бюджетными ассигнованиями федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период понимаются бюджетные ассигнования федерального бюджета, объем которых рассчитан как разница между общим объемом расходов федерального бюджета без учета условно утверждаемых расходов и общим объемом базовых бюджетных ассигнований в соответствующем финансовом году.
"Методические рекомендации по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях"
(утв. Минсельхозом РФ 16.05.2005)Несмотря на то, что по кредиту счета 68 начисляется не сумма текущего налога, а условный расход, постоянные налоговые активы, отложенные налоговые активы, в бюджет перечисляются не эти суммы, а реальная величина налога на прибыль, указанная в декларации по налогу на прибыль как начисленный налог. Итог расчетов по налогу на прибыль будет виден на субсчете первого порядка "Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль", а на субсчетах второго порядка будет формироваться сумма задолженности перед бюджетом (текущий налог) в соответствии с требованиями ПБУ 18/02. Все субсчета второго порядка внутри субсчета "Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль" останутся незакрытыми. Это не страшно. Но многие бухгалтеры не "любят" открытые субсчета второго порядка, т.к. незакрытое сальдо по ним переходит из года в год. Чтобы избежать этой ситуации достаточно применить тот же принцип, по которому организован учет на счетах 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы".
(утв. Минсельхозом РФ 16.05.2005)Несмотря на то, что по кредиту счета 68 начисляется не сумма текущего налога, а условный расход, постоянные налоговые активы, отложенные налоговые активы, в бюджет перечисляются не эти суммы, а реальная величина налога на прибыль, указанная в декларации по налогу на прибыль как начисленный налог. Итог расчетов по налогу на прибыль будет виден на субсчете первого порядка "Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль", а на субсчетах второго порядка будет формироваться сумма задолженности перед бюджетом (текущий налог) в соответствии с требованиями ПБУ 18/02. Все субсчета второго порядка внутри субсчета "Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль" останутся незакрытыми. Это не страшно. Но многие бухгалтеры не "любят" открытые субсчета второго порядка, т.к. незакрытое сальдо по ним переходит из года в год. Чтобы избежать этой ситуации достаточно применить тот же принцип, по которому организован учет на счетах 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы".
Корреспонденция счетов: Как отразить расчеты с бюджетом по налогу на прибыль за I квартал 2025 г., если авансовый платеж по итогам квартала больше суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение этого квартала?..
(Консультация эксперта, 2025)68-пр-с "Расчеты по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ".
(Консультация эксперта, 2025)68-пр-с "Расчеты по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ".
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Кроме того, в составе бюджета на плановый период закладываются условно утвержденные расходы, которые не распределяются по государственным программам и непрограммным направлениям. Объем условно утвержденных расходов должен составлять не менее 2,5% общего объема расходов бюджета на первый год планового периода и не менее 5% - на второй год планового периода.
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Кроме того, в составе бюджета на плановый период закладываются условно утвержденные расходы, которые не распределяются по государственным программам и непрограммным направлениям. Объем условно утвержденных расходов должен составлять не менее 2,5% общего объема расходов бюджета на первый год планового периода и не менее 5% - на второй год планового периода.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности - 2024Кредитовое сальдо постоянных налоговых доходов и расходов означает, что постоянные налоговые расходы меньше постоянных налоговых доходов, и приводит к уменьшению платежей в бюджет. Поэтому при определении текущего налога на прибыль оно уменьшает условный расход (увеличивает условный доход) по налогу на прибыль.
Статья: Сочетание материального и процедурного регулирования в условиях бюджетно-правовых режимов
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2023, N 4)Практически все бюджетно-правовое регулирование, в том числе и режимное, сводится к постоянному и четкому согласованию материальных и процедурных норм. Ни в одной другой финансово-правовой подотрасли или институте так четко не выражено соотношение материального и процессуального регулирования. Нормы, регулирующие бюджетный процесс, представляют собой отдельную совокупность правовых норм. Фактически эта система норм и составляет институт бюджетного процесса, регулирующий бюджетный процесс в Российской Федерации. В современных условиях законодательное регулирование бюджетных отношений предполагает выделение определенной совокупности норм материального права (бюджет, бюджетная система, доходы и расходы бюджетов, дефицит и профицит бюджета и т.д.) и норм процессуального права (составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджетов; составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности). Действующее бюджетное законодательство закрепило такое соотношение норм в кодифицированном акте, в котором четко выражены блоки материальных и процессуальных предписаний. В то же время возможен и иной подход, акцентирующий, прежде всего, внимание на процессуальной стороне режимно-правового регулирования. Весьма условно в этом случае можно было бы предположить такое укрупненное построение Бюджетного кодекса РФ, которое позволяло бы выделить Общую часть, а затем несколько частей, соответствующих каждой отдельной стадии бюджетного процесса (составление проекта бюджета и т.д.). В последних процедурных разделах структурирование по подразделам определялось бы местом соответствующего бюджета в бюджетной системе государства и детализацией особенностей именно процедурного характера, соответствующих данному виду бюджета (бюджет Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации и т.д.).
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2023, N 4)Практически все бюджетно-правовое регулирование, в том числе и режимное, сводится к постоянному и четкому согласованию материальных и процедурных норм. Ни в одной другой финансово-правовой подотрасли или институте так четко не выражено соотношение материального и процессуального регулирования. Нормы, регулирующие бюджетный процесс, представляют собой отдельную совокупность правовых норм. Фактически эта система норм и составляет институт бюджетного процесса, регулирующий бюджетный процесс в Российской Федерации. В современных условиях законодательное регулирование бюджетных отношений предполагает выделение определенной совокупности норм материального права (бюджет, бюджетная система, доходы и расходы бюджетов, дефицит и профицит бюджета и т.д.) и норм процессуального права (составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджетов; составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности). Действующее бюджетное законодательство закрепило такое соотношение норм в кодифицированном акте, в котором четко выражены блоки материальных и процессуальных предписаний. В то же время возможен и иной подход, акцентирующий, прежде всего, внимание на процессуальной стороне режимно-правового регулирования. Весьма условно в этом случае можно было бы предположить такое укрупненное построение Бюджетного кодекса РФ, которое позволяло бы выделить Общую часть, а затем несколько частей, соответствующих каждой отдельной стадии бюджетного процесса (составление проекта бюджета и т.д.). В последних процедурных разделах структурирование по подразделам определялось бы местом соответствующего бюджета в бюджетной системе государства и детализацией особенностей именно процедурного характера, соответствующих данному виду бюджета (бюджет Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации и т.д.).
Статья: ПБУ 18/02: Основы применения балансового метода
(Оломская Е.В., Аксентьев А.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 20)Как видно из рис. 1, разницу в расходах в двух системах организация никогда не компенсирует, поскольку единовременно за счет прибыли уплатит в бюджет, отсюда соответствующая сумма является постоянным налоговым расходом. Важно сделать замечание, что при новом балансовом методе таких проводок делать не нужно вообще. Постоянные разницы рассчитываются математически согласно примеру в Приложении к ПБУ 18/02. Ввиду этого в бухгалтерском учете при затратном методе учет постоянных разниц напрямую связан с корректировкой условного расхода (дохода) по налогу на прибыль на постоянный налоговый доход (расход) соответственно. Последнее бухгалтер определяет на каждый факт хозяйственной жизни самостоятельно и отражает на счетах бухгалтерского учета.
(Оломская Е.В., Аксентьев А.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 20)Как видно из рис. 1, разницу в расходах в двух системах организация никогда не компенсирует, поскольку единовременно за счет прибыли уплатит в бюджет, отсюда соответствующая сумма является постоянным налоговым расходом. Важно сделать замечание, что при новом балансовом методе таких проводок делать не нужно вообще. Постоянные разницы рассчитываются математически согласно примеру в Приложении к ПБУ 18/02. Ввиду этого в бухгалтерском учете при затратном методе учет постоянных разниц напрямую связан с корректировкой условного расхода (дохода) по налогу на прибыль на постоянный налоговый доход (расход) соответственно. Последнее бухгалтер определяет на каждый факт хозяйственной жизни самостоятельно и отражает на счетах бухгалтерского учета.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)8. В ч. 10 комментируемой статьи говорится об исключении из общего правила, согласно которому публичные слушания или общественные обсуждения проводятся за счет местного бюджета. В данном случае эти расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, несет заинтересованное физическое или юридическое лицо.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)8. В ч. 10 комментируемой статьи говорится об исключении из общего правила, согласно которому публичные слушания или общественные обсуждения проводятся за счет местного бюджета. В данном случае эти расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, несет заинтересованное физическое или юридическое лицо.
Статья: "Теория относительности" курсовых разниц: нюансы пересчета операций в высоковолатильной валюте
(Ефремова Е.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 7)Данный расход не учитывается для целей налога на прибыль, значит, налог в декларации будет больше, чем условный расход по налогу на прибыль (налог, рассчитанный от бухгалтерской прибыли). Таким образом, при отражении отложенного налога увеличивается кредит счета расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, а ему корреспондирует дебет активного счета. А активный счет - это ОНА (отложенные налоговые активы). Так мы приходим к корреспонденции:
(Ефремова Е.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 7)Данный расход не учитывается для целей налога на прибыль, значит, налог в декларации будет больше, чем условный расход по налогу на прибыль (налог, рассчитанный от бухгалтерской прибыли). Таким образом, при отражении отложенного налога увеличивается кредит счета расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, а ему корреспондирует дебет активного счета. А активный счет - это ОНА (отложенные налоговые активы). Так мы приходим к корреспонденции:
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;
Статья: Трансформация бюджетного законодательства: причины, формы, перспективы
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 12)Не менее интересны с научной точки зрения и принятые инициативы законодателя по использованию термина "бюджет" применительно к иным, не связанным с бюджетным законодательством отношениям либо к особым субъектам, бюджеты которых не входят в бюджетную систему Российской Федерации на основании БК РФ. Так, например, речь идет о бюджете публично-правовых компаний <8> и бюджете на капитальные расходы <9> в рамках Федерального закона о защите и поощрении капиталовложений, бюджете г. Байконура, федеральной территории "Сириус". Условную параллель в неоднозначности подходов в законотворчестве можно провести и с бюджетным законодательством - когда в рамках бюджетного процесса на федеральном уровне в форме федеральных законов происходит формирование бюджетов хотя и специализированных, но финансово-кредитных учреждений при Правительстве Российской Федерации - внебюджетных фондов, которые фактически являются в соответствии с законодательством обычными юридическими лицами, выполняющими важнейшие социальные функции государства. Тем самым, на наш взгляд, наблюдается дисбаланс между статусом внебюджетных фондов как юридического лица, финансово-кредитного учреждения и их предназначением, содержанием деятельности, что закономерно дает основания задуматься над целесообразностью последовательной трансформации их статуса, например, в статус государственного органа, позволяющего более ответственно и эффективно реализовывать бюджетно-правовые полномочия социального фонда.
(Поветкина Н.А.)
("Финансовое право", 2021, N 12)Не менее интересны с научной точки зрения и принятые инициативы законодателя по использованию термина "бюджет" применительно к иным, не связанным с бюджетным законодательством отношениям либо к особым субъектам, бюджеты которых не входят в бюджетную систему Российской Федерации на основании БК РФ. Так, например, речь идет о бюджете публично-правовых компаний <8> и бюджете на капитальные расходы <9> в рамках Федерального закона о защите и поощрении капиталовложений, бюджете г. Байконура, федеральной территории "Сириус". Условную параллель в неоднозначности подходов в законотворчестве можно провести и с бюджетным законодательством - когда в рамках бюджетного процесса на федеральном уровне в форме федеральных законов происходит формирование бюджетов хотя и специализированных, но финансово-кредитных учреждений при Правительстве Российской Федерации - внебюджетных фондов, которые фактически являются в соответствии с законодательством обычными юридическими лицами, выполняющими важнейшие социальные функции государства. Тем самым, на наш взгляд, наблюдается дисбаланс между статусом внебюджетных фондов как юридического лица, финансово-кредитного учреждения и их предназначением, содержанием деятельности, что закономерно дает основания задуматься над целесообразностью последовательной трансформации их статуса, например, в статус государственного органа, позволяющего более ответственно и эффективно реализовывать бюджетно-правовые полномочия социального фонда.
Статья: Алгоритм возмещения НДС: проверка - по-старому, процедура - по-новому
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 8)Условно полагаем, что никаких дополнительных расходов по продаже товара у фирмы не было. Сумма НДС, которую фирма должна начислить к уплате в бюджет, - 30 руб. А сумму НДС, указанную поставщиком в счете-фактуре (20 руб.), фирма может принять к вычету. Значит, в бюджет фирма заплатит только 10 руб. (30 - 20).
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 8)Условно полагаем, что никаких дополнительных расходов по продаже товара у фирмы не было. Сумма НДС, которую фирма должна начислить к уплате в бюджет, - 30 руб. А сумму НДС, указанную поставщиком в счете-фактуре (20 руб.), фирма может принять к вычету. Значит, в бюджет фирма заплатит только 10 руб. (30 - 20).