Условия усыновления
Подборка наиболее важных документов по запросу Условия усыновления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7 Конституции РФ"Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.12.2021 года N 2766-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Запольской Юлии Петровны на нарушение ее конституционных прав статьей 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусматривает меры социальной защиты граждан, имеющих детей, определяет круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления. Так, в целях социальной защиты семей в связи с рождением детей был принят Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", в котором законодатель в статье 1 (части 1 - 3) установил круг лиц, имеющих право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, и определил условия получения указанной ежемесячной денежной выплаты."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 35 "Переходные положения" Федерального закона "О страховых пенсиях""Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 32, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что приемные родители не относятся к категории опекунов, поименованных в указанной норме и воспитание ими детей-инвалидов не дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку удочерение ФИО1 произошло в возрасте <данные изъяты> лет, тогда как одним из условий досрочного пенсионного обеспечения родителей инвалидов с детства является их воспитание до достижения ими возраста <данные изъяты> лет, в связи с чем, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как усыновить ребенка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 1. Определите, можете ли вы стать усыновителем
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 1. Определите, можете ли вы стать усыновителем
Ситуация: Как иностранному гражданину усыновить ребенка-сироту из РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Условия, при которых иностранные граждане могут усыновлять российских детей-сирот
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Условия, при которых иностранные граждане могут усыновлять российских детей-сирот
Нормативные акты
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Статья 124. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Статья 124. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8
(ред. от 17.12.2013)
"О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей"8. При рассмотрении заявления об усыновлении необходимо проверять, не имеется ли оснований, установленных статьями 127 и 128 СК РФ, исключающих для заявителя возможность быть усыновителем.
(ред. от 17.12.2013)
"О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей"8. При рассмотрении заявления об усыновлении необходимо проверять, не имеется ли оснований, установленных статьями 127 и 128 СК РФ, исключающих для заявителя возможность быть усыновителем.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Новый вычет могут получить те граждане, которые оплатили физкультурно-оздоровительные услуги для себя и (или) своих несовершеннолетних детей (в т.ч. усыновленных). Условия для вычета:
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Новый вычет могут получить те граждане, которые оплатили физкультурно-оздоровительные услуги для себя и (или) своих несовершеннолетних детей (в т.ч. усыновленных). Условия для вычета:
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, например, согласно ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2016 г. N 79-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственным полномочием по контролю за исполнением правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 11.1 ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 20 июля 2007 г. N 114-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" предусмотрено осуществление органами местного самоуправления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством; осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка (детей). В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 12 октября 2005 г. N 74-гоз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" органы местного самоуправления должны контролировать выполнение планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, например, согласно ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2016 г. N 79-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственным полномочием по контролю за исполнением правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 11.1 ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 20 июля 2007 г. N 114-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" предусмотрено осуществление органами местного самоуправления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством; осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка (детей). В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 12 октября 2005 г. N 74-гоз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" органы местного самоуправления должны контролировать выполнение планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Компетентными осуществлять усыновление признаются органы государства, в котором постоянно проживает усыновитель или гражданство которого имеет (ст. 3). Условия усыновления определяются законом государства, органы которого осуществляют усыновление (ст. 4), но оно возможно, только если соответствует интересам ребенка (ст. 6). Усыновление, регулируемое Конвенцией и осуществленное в соответствии с ней, признается во всех участвующих в ней государствах.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Компетентными осуществлять усыновление признаются органы государства, в котором постоянно проживает усыновитель или гражданство которого имеет (ст. 3). Условия усыновления определяются законом государства, органы которого осуществляют усыновление (ст. 4), но оно возможно, только если соответствует интересам ребенка (ст. 6). Усыновление, регулируемое Конвенцией и осуществленное в соответствии с ней, признается во всех участвующих в ней государствах.
Статья: Создание конституционного совета при органе законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации: первая практика реализации
(Марокко Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)В Заключении о соответствии Конституции Республики Саха (Якутия) ч. 2 ст. 18 Закона "Об охране материнства, отцовства и детства в Республики Саха (Якутия)" <14> Конституционный совет указал на неравенство прав молодых семей, усыновивших ребенка, и молодых семей, ставших биологическими родителями. Существо дела заключалось в том, что, осуществляя правовое регулирование, республиканский законодатель, конкретизируя федеральные нормы, установил в Законе право на получение единовременной денежной выплаты для биологических родителей, которое названная категория лиц может реализовать в течение года с момента рождения ребенка. Однако молодые семьи, усыновившие ребенка, были ограничены в получении аналогичной выплаты, поскольку было установлено дополнительное условие - усыновление ребенка в возрасте до трех месяцев. Нормы названного Закона признаны соответствующими Конституции Республики, при этом Конституционный совет указал, что в целях совершенствования правового регулирования социальной поддержки молодых семей законодателю необходимо исключить из содержания названного Закона норму, устанавливающую критерий возраста усыновленного ребенка в качестве условия возникновения права у молодой семьи на предоставление единовременной денежной выплаты при усыновлении <15>. На основании Заключения Конституционного совета Государственное Собрание внесло соответствующие изменения в Закон (ч. 2 ст. 18) "Об охране материнства, отцовства и детства в Республики Саха (Якутия)" <16>.
(Марокко Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)В Заключении о соответствии Конституции Республики Саха (Якутия) ч. 2 ст. 18 Закона "Об охране материнства, отцовства и детства в Республики Саха (Якутия)" <14> Конституционный совет указал на неравенство прав молодых семей, усыновивших ребенка, и молодых семей, ставших биологическими родителями. Существо дела заключалось в том, что, осуществляя правовое регулирование, республиканский законодатель, конкретизируя федеральные нормы, установил в Законе право на получение единовременной денежной выплаты для биологических родителей, которое названная категория лиц может реализовать в течение года с момента рождения ребенка. Однако молодые семьи, усыновившие ребенка, были ограничены в получении аналогичной выплаты, поскольку было установлено дополнительное условие - усыновление ребенка в возрасте до трех месяцев. Нормы названного Закона признаны соответствующими Конституции Республики, при этом Конституционный совет указал, что в целях совершенствования правового регулирования социальной поддержки молодых семей законодателю необходимо исключить из содержания названного Закона норму, устанавливающую критерий возраста усыновленного ребенка в качестве условия возникновения права у молодой семьи на предоставление единовременной денежной выплаты при усыновлении <15>. На основании Заключения Конституционного совета Государственное Собрание внесло соответствующие изменения в Закон (ч. 2 ст. 18) "Об охране материнства, отцовства и детства в Республики Саха (Якутия)" <16>.
Статья: Нравственное невежество как основа государственной девиантной деятельности
(Трофимова Г.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Рассмотрим некоторые из способов на примере законодательной и судебной практики. Так, установление разрешительного способа нравственного невежества при регулировании отношений в нормах об усыновлении детей иностранными гражданами превратило усыновление детей в высокодоходный бизнес со стороны тех, кто этих детей призван защищать: вознаграждение за усыновление ребенка варьируется от 15 до 80 тыс. долларов; создается реальная возможность для сокрытия от российских усыновителей здоровых детей, им просто ставят фальшивые диагнозы; сведения о российских детях быстрее попадают в руки к иностранным посредникам, чем к российским гражданам <18>. В частности, российским законом не предусмотрено, что: 1) иностранные граждане могут усыновить ребенка только после того, как российские граждане отказались от этого ребенка, получив обеспеченные гарантией независимой проверки сведения о нем; 2) иностранными лицами может быть усыновлен ребенок только в случае предоставления ему гражданства родителей как гарантии охраны его интересов в другом государстве; 3) до предоставления усыновленному ребенку гражданства усыновителей он находится под контролем российских органов; 4) лица без гражданства не могут быть усыновителями; 5) иностранные граждане должны иметь доход, обеспечивающий усыновленному ребенку прожиточный минимум (такое требование предъявляется, однако, к российским гражданам); 6) запрещено усыновление ребенка иностранными гражданами без соблюдения всех ограничительных условий усыновления, действующих как в стране усыновителя, так и усыновленного, независимо от территории оформления усыновления (нетрудно представить себе последствия, если усыновление, произведенное по нашему законодательству, не будет соответствовать условиям усыновления, признаваемым в государстве, гражданину которого был передан ребенок; либо когда усыновление будет произведено на территории усыновителя по закону, предусматривающему более легкий порядок передачи прав на ребенка, чем у нас, например без применения судебного порядка, а значит, с меньшими гарантиями).
(Трофимова Г.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Рассмотрим некоторые из способов на примере законодательной и судебной практики. Так, установление разрешительного способа нравственного невежества при регулировании отношений в нормах об усыновлении детей иностранными гражданами превратило усыновление детей в высокодоходный бизнес со стороны тех, кто этих детей призван защищать: вознаграждение за усыновление ребенка варьируется от 15 до 80 тыс. долларов; создается реальная возможность для сокрытия от российских усыновителей здоровых детей, им просто ставят фальшивые диагнозы; сведения о российских детях быстрее попадают в руки к иностранным посредникам, чем к российским гражданам <18>. В частности, российским законом не предусмотрено, что: 1) иностранные граждане могут усыновить ребенка только после того, как российские граждане отказались от этого ребенка, получив обеспеченные гарантией независимой проверки сведения о нем; 2) иностранными лицами может быть усыновлен ребенок только в случае предоставления ему гражданства родителей как гарантии охраны его интересов в другом государстве; 3) до предоставления усыновленному ребенку гражданства усыновителей он находится под контролем российских органов; 4) лица без гражданства не могут быть усыновителями; 5) иностранные граждане должны иметь доход, обеспечивающий усыновленному ребенку прожиточный минимум (такое требование предъявляется, однако, к российским гражданам); 6) запрещено усыновление ребенка иностранными гражданами без соблюдения всех ограничительных условий усыновления, действующих как в стране усыновителя, так и усыновленного, независимо от территории оформления усыновления (нетрудно представить себе последствия, если усыновление, произведенное по нашему законодательству, не будет соответствовать условиям усыновления, признаваемым в государстве, гражданину которого был передан ребенок; либо когда усыновление будет произведено на территории усыновителя по закону, предусматривающему более легкий порядок передачи прав на ребенка, чем у нас, например без применения судебного порядка, а значит, с меньшими гарантиями).
Статья: Осуществление семейных прав и исполнение обязанностей в структуре семейного правоотношения
(Ульянова М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)По мнению Н.М. Ершовой, согласие родителей на усыновление ребенка - это не право родителей отдать ребенка на усыновление, а "для усыновления требуется согласие родителей ребенка, не лишенных родительских прав. Такое согласие родителей нужно рассматривать лишь как одно из необходимых условий усыновления". Родителям "принадлежит преимущественное право на личное воспитание своих детей", что не связано с "правом отдавать ребенка на усыновление" [15, с. 15, 17]. По мнению А.М. Нечаевой, "согласие на усыновление своего ребенка имеет аналогичные последствия (прекращение фактической и правовой связи с несовершеннолетним)", но иную правовую природу. "Такое согласие представляет собой одно из правомочий родителя, заключающееся не только в прекращении родительских правоотношений, но и передаче заботы о ребенке другому лицу - усыновителю. В результате несовершеннолетний не остается беззащитным. Скорее, наоборот, вследствие усыновления условия его семейного воспитания улучшаются". Поэтому логично, что согласие является лишь элементом юридического состава, изменяющего детско-родительское правоотношение и осуществление права на семейное воспитание ребенка. Автор писала о вреде рассмотрения согласия как права родителей: "сама возможность отказа неблагоприятным образом сказывается на понимании сущности родительских прав, ведет к дискредитации чувства ответственности за судьбу своего ребенка", "не способствует формированию чувства ответственности родителей за качество своего потомства" [29, с. 42], то есть сама идея о возможности существования как права разлагает сознание родителей.
(Ульянова М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)По мнению Н.М. Ершовой, согласие родителей на усыновление ребенка - это не право родителей отдать ребенка на усыновление, а "для усыновления требуется согласие родителей ребенка, не лишенных родительских прав. Такое согласие родителей нужно рассматривать лишь как одно из необходимых условий усыновления". Родителям "принадлежит преимущественное право на личное воспитание своих детей", что не связано с "правом отдавать ребенка на усыновление" [15, с. 15, 17]. По мнению А.М. Нечаевой, "согласие на усыновление своего ребенка имеет аналогичные последствия (прекращение фактической и правовой связи с несовершеннолетним)", но иную правовую природу. "Такое согласие представляет собой одно из правомочий родителя, заключающееся не только в прекращении родительских правоотношений, но и передаче заботы о ребенке другому лицу - усыновителю. В результате несовершеннолетний не остается беззащитным. Скорее, наоборот, вследствие усыновления условия его семейного воспитания улучшаются". Поэтому логично, что согласие является лишь элементом юридического состава, изменяющего детско-родительское правоотношение и осуществление права на семейное воспитание ребенка. Автор писала о вреде рассмотрения согласия как права родителей: "сама возможность отказа неблагоприятным образом сказывается на понимании сущности родительских прав, ведет к дискредитации чувства ответственности за судьбу своего ребенка", "не способствует формированию чувства ответственности родителей за качество своего потомства" [29, с. 42], то есть сама идея о возможности существования как права разлагает сознание родителей.
Готовое решение: Как облагается НДФЛ материальная помощь
(КонсультантПлюс, 2025)Материальная помощь при рождении ребенка (усыновлении (удочерении), установлении опеки) не облагается НДФЛ при одновременном выполнении трех условий (п. 8 ст. 217 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Материальная помощь при рождении ребенка (усыновлении (удочерении), установлении опеки) не облагается НДФЛ при одновременном выполнении трех условий (п. 8 ст. 217 НК РФ):
Ситуация: Какие выплаты полагаются усыновителю, опекуну, попечителю?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выплата может быть назначена при определенных условиях в случае усыновления ребенка (детей), в общем случае приобретшего (приобретших) гражданство РФ по рождению, например, женщинам, усыновившим первого ребенка начиная с 01.01.2020, и мужчинам, являющимся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2020.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выплата может быть назначена при определенных условиях в случае усыновления ребенка (детей), в общем случае приобретшего (приобретших) гражданство РФ по рождению, например, женщинам, усыновившим первого ребенка начиная с 01.01.2020, и мужчинам, являющимся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2020.
Статья: Отмена усыновления (удочерения): правовая природа, основания, порядок и правовые последствия
(Матвеев Д.И.)
("Современное право", 2025, N 6)Действующее российское семейное законодательство не предусматривает недействительности усыновления, о чем недвусмысленно говорится в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" (далее - Постановление N 8), где уточняется, что СК РФ, в отличие от ранее действовавшего Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 года, не предусматривает оснований для признания усыновления недействительным. Как справедливо отмечает Е.Г. Беглярова, "семейное законодательство исходит из принципа нерасторжимости отношений по усыновлению и возможности отмены усыновления только в тех случаях, когда оно перестает выполнять свои функции, т.е. когда сложившиеся в результате усыновления условия жизни и воспитания не соответствуют интересам усыновленного" [1, с. 50].
(Матвеев Д.И.)
("Современное право", 2025, N 6)Действующее российское семейное законодательство не предусматривает недействительности усыновления, о чем недвусмысленно говорится в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" (далее - Постановление N 8), где уточняется, что СК РФ, в отличие от ранее действовавшего Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 года, не предусматривает оснований для признания усыновления недействительным. Как справедливо отмечает Е.Г. Беглярова, "семейное законодательство исходит из принципа нерасторжимости отношений по усыновлению и возможности отмены усыновления только в тех случаях, когда оно перестает выполнять свои функции, т.е. когда сложившиеся в результате усыновления условия жизни и воспитания не соответствуют интересам усыновленного" [1, с. 50].